Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

TBODY>

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

 

05.07.04. Выпуск 47

«Festina lente – спеши медленно (Лат.)»
Глава IX «Трудись и жди». Из книги Морисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение
1.4. Менталитет русского человека с точки зрения функциональной асимметрии полушарий мозга
Преобладание правополушарного мышления в менталитете русских ярко выявляется как в житейском плане, на уровне обыденного сознания, так и в более высоких личностных проявлениях. То, что мы обладаем в большей степени пространственно-о б разным мышлением {мы невременны, в отличие от западного человека), особенно проявляется сейчас в наших контактах с Западом.
Действительно, мы необязательны: "точность — вежливость королей" — это не о нас. Мы можем опоздать, вообще не прийти па встречу... А чего стоят наши "надо подумать" или "договорились"? Мы думаем, договариваемся, жмем руки, улыбаемся,.. — и ничего не Делаем. Уклончивость, необязательность свойственны нашим контактам с западным миром, и еще мы сильны «задним умом» и имеет склонность к мздоимству (не подмажешь — не поедешь).
Думаю, что это существует и у других народов, но не в таких ужасающих пропорциях. Подобная болезнь замечена и у наших российских евреев, и у представителей других национальностей; более того, иностранны, попадая в наши условия, через месяц-другой теряют и точность в работе, и пыл к ней — дурной пример заразителен.
Во многих из нас как бы не встроен метроном. Мы живем в пространстве, а не во времени. Постоянно опаздывающие студенты, педагоги, рабочие, служащие, у которых после опозданий весь день идет вверх тормашками. Мы даем себе зарок: "Вот завтра все будет в порядке". На завтра то же самое, и так на всю оставшуюся жизнь.
Безусловно, абсурдность нашего поведения, стиля жизни и т. д. - итог двух антропологических катастроф (большевизма и особенна постбольшевизма). Они, эти катастрофы, сильно исказили истинную картину менталитета русского человека. Народ просто растерзан экспериментами над ним, направленными против его естества, внутреннего мира, здравого смысла.
Но все-таки у русского народа есть та доминанта правополушарности, из которой проистекают не только наши недостатки, но и главные достоинства. По этой причине мы — творческие люди, геператоры идей.
По своему предназначению Россия — "инкубатор", постоянна рождающий новые идеи. Напомним мысль Дж. К. Гауэна: "Инкубация — это метаморфоза, в ходе которой образы правого полушария служат тем инструментом, с помощью которого рождается творческая мысль"14. Цит.по Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. М., 1989. с.115

Элементы правополушарного мышления проявляются и еще в одной особенности русского характера: в желании выговориться, поплакаться в жилетку Другому. Парадоксальность этого состоит в том, что свои эмоциональные излияния мы с большим удовольствием обрушиваем на незнакомого человека! Внутренний раскол, разлад ведет к откровениям со всеми подряд; думается, Другой здесь выступает в роли «разрядного устройства» для эмоций русской души.
Чего стоит вынесение наших дрязг, ссор, эмоций, того, что касается только одного человека, на общее обозрение? Потребность в эмоциональных выплесках, несдержанность, неуправляемость по принципу бумеранга приносит вред и самому человеку, и окружающим, и делу. Эта особенность характерна также для южных народов, итальянцев в частности.
А наши разговоры (философствования) на двоих или на троих — некое покаяние, психотерапия. Здесь замешаны и глубинный психологизм, философичность, комплекс неполноценности творческой русской души и человеческий комплекс неполноценности, некое спускание паров, необходимость выговориться, что так свойственно русскому характеру... Вот такой парадокс.
Мы незаконопослушны в самом широком смысле этого слова. Корни данного явления имеют много причин.
В советское время абсурдна была жизнь по законам двойной-тройной морали. Одно говорили, другое делали, третье думали. Или одно говорили с трибуны, другое думали про себя, третье говорили детям.
Сейчас время еще большего абсурда, невменяемости, полного, глобального развала. То, что имело ценность 10-15 лет назад, шельмуется, подвергается обструкции, а то, что преподносилось как новые ценности, полностью девальвировано в течение нескольких лет. Все это оказалось невероятным обманом, огромной бедой нации. Страшно то, что такие перепады трудно выдержать даже здоровому обществу. А нашему... Это действительно оказалось некой кессонной болезнью.
Повернувшись на 180°, мы получили такой удар под дых, которого еще никогда не получали и, главное — к которому были совершенно не готовы, нас застали врасплох, произошло крушение, страшнее войны и революции, мы находимся в состоянии предыздыхания, у разбитого корыта.
Шизофреником сейчас можно стать даже с большим успехом, чем в советское время. В современной жизни не востребованы дело, творчество, разрушены все идеалы, всяческая вера, вранье стало еще более многомерным и изощренным. «Крыша» может «поехать» еще и от того, чем человек занимается:
1) числится на работе в престижном заведении, надеясь, что все еще образуется, и получает символическую заработную плату;
2) на другой работе получает моральное удовлетворение, занимаясь любимым делом, естественно, тоже получая за это символический заработок;
3) в третьем месте зарабатывает деньги нелюбимым, часто унизительным трудом.
Это еще не худший вариант: большинство людей находятся на уровне выживания, покорившись судьбе и пребывая в апатии, беспокоясь лишь о том, чтобы не отняли кусок хлеба, а другим свойственно противоположное — агрессия.
Хочу привести любопытный пример, касающийся выборов в США. Эти данные бьли озвучены на специальном семинаре, организованном для наших политиков американской Академией развитие образования и Агентством международного развития США:
" Если на Севере, где преобладают выходцы из Скандинавии, люди и мысли не допускают о возможности каких-либо махинаций на выборах, то на Юге парод, напротив, искренне недоумевает, как может без этого проходить голосование"15 Выборы: Как это делается в США// Аргументы и факты. 1995. № 24, июнь. С.2.
Вот такое любопытное признание американцев! Жители Юга, выходцы из латиноамериканских стран — итальянцы, испанцы и т. д. — по структуре личности близки нам, русским. Замечено, что итальянцам, как и русским, свойственно прибирать к рукам то, что плохо лежит, вначале делать, а затем думать, им также присущи некий авантюризм, безалаберность и т. д. Но зато итальянцы и мы — одни из самых поэтичных, певческих народов мира. Родство душ, одухотворенность единят нас. В нас, русских, еще глубже многомернее, беспредельнее психологизм; в этом мы сложнее, противоречивее, конфликтнее, нигилистичнее, мы "кое-какие", до конца не проявленные. Итальянцы цельнее, менее бесформенны, чем мы. Их творческая доминанта более выявлена; им свойственны страсть, экспансивность, что ярко проявляется, например, в вокальном искусстве.
Думается, что эти национальные пороки не только и не столько свидетельствуют о неполноценности, но во многом — результат проявления особенностей менталитета.
Народы, населяющие Центральную Европу, скандинавы, да и наши прибалты обладают в основе своей левополушарным мышлением. Любую ситуацию житейского, материального плана, касающуюся просчета идеи, ее реализации, вербализации, они разрешают лучше правополушарных народов.
Они более сдержанны, их не захлестывают эмоции, в них в большей мере заложен "счетчик времени". Они более свободно ориентируются в мире, меньше попадают впросак, по возможности не ввязываются в разные авантюры. В этом смысле любая мафия южных народов и наша, русская, наиболее изощренна; если можно так сказать — она более «творческая». Голь на выдумки хитра. Зато по уровню ре ализации, просчета ситуации, технике исполнения пальму первенства необходимо отдать западным гангстерам.
Если говорить в первую очередь о нас, русских, то отсутствие порядка, дисциплины — это отсутствие временности. Это и беспорядок, хаос в головах, душах, на письменном столе, в распорядке дня, вообще в долгосрочном планировании, беспорядок в чулане, на дворе и т. д.
Пример с выборами в США содержит глубокий смысл: он подтверждает то, что корни характера парода имеют не только социальную, но и генетическую природу. Определенность, предрасположенность народа, склад его характера затем проявляются своей положительностью и отрицательностью.
По этой причине правополушарные креативы, которые в той или иной пропорции существуют в любой нации, не могут вписаться в социум, набивают постоянно шишки в столкновении с жизнью, людьми. Они живут в мире идей, образов (слуховых, зрительных), интуиции, а не в мире логики, вербально-понятийного.
Наши реформаторы думали, что рынок и частная собственность преобразят нас: "Хотели как лучше, получилось как всегда..." Во-первых, частная собственность не утвердилась, а бумеранг разрушения сработал. Те же неопрятные улицы и газоны, разбитые телефонные будки, загаженные подъезды и лифты, те же студенты, отправляемые на сельхозработы (туда, не знаю куда; за тем, не знаю за чем), заваленные склады неконкурентоспособной продукции...
Во-вторых, разрушено даже то несовершенное, что имелось: коллективизм, какая-то дисциплина, вера в будущее, хоть примитивная, но защищенность,.. Хотели "скопировать", "лечь под западную цивилизацию" — наивность, перемешанная с глупостью.
Да, нам не жить друг без друга. Россия -3апад — две стороны одной медали под названием человек. Мы "дополняемы", но не "противопоставляемы" или "заменяемы", как стандартные детали механизма, мы и интересны друг другу, мы и тайна друг для друга. Не только мы для Запада, по и западный человек для нас—загадка, Японцы, китайцы, исламский мир — все мы друг для друга некая тайна.
Только найдя себя, можно интегрировать в себе Других. Мы потеряли свое «я», свою доминанту, свои корни, и главное — устремленность к душе и духу, а без этого вектора направленности мы — безликая масса. Когда диалога, дополняемости не может быть, происходит разрушающий стресс (конфликт) — фрустрация, а не создаюший стресс — сублимация.
По причине правополушарности (правополушарного уклона мы — идеократичная страна, особая цивилизация идеи, образа, слова; рационализм, конкретные дела, взаимосвязь по крови {национальные корни) — для нас все это вторичное, тем более что национальные корни сильно подрублены антропологическими катастрофами XX века (это мы неоднократно отмечали ранее). Поэтому история нас ничему не учит. Мы не историчны, мы вневременны.
Мог ли западный человек пойти на авантюры, иллюзорные прожекты, не оценив ситуацию с трезвостью прагматика? Нет, не мог. Мы же, как правило, следовали идеям, не подкрепленным реалиями:
1. Марксизм (вера словам, идее, а не делам).
2. Брестский мир большевиков (бредовая идея).
3. Идеи мировой революции, неугасаемые в течение 60 лет. Ну ладно бы вначале, в пылу страстей, всеобщего дурмана... Но 60 лет кормить полмира и полмира вооружать?! Что это, если не фантастическая вера, особый большевистский альтруизм, потеря всяческого здравого смысла.
4. А иллюзии перестройщиков во главе с Горбачевым? Даже если допустить, что никто не видел корысти, политики-конъюнктурного и искусного подталкивания нас Западом и США, как мог русский лидер наивно думать, что противостояние будет разрушено, нас примут с распростертыми объятиями в мировое со-общество и все будет о'кей?! Никакого просчета, реальной оценки ситуации, наших возможностей и, главное — наших предрасположенностей.
5. Наши "кампании": противоалкогольные, "прихватизация", разрушение памятников и переименование улиц, низвержение наших лидеров — все это не требует комментариев.
Начнем постепенно углубляться в структуру личности русского человека. Вернемся к русскому школьнику, который за ночь готов перекроить карту звездного неба (см. "Братья Карамазовы" Достоевского). Что это? Отрицание всего предшествующего, некий нигилизм, некая "аннигиляция"? Может, это синтез, сгусток взаимоисключающих противоречий, ведущих к столкновению, конфликту? Может, это порыв души, бессознательное стремление к творчеству, детская русская спонтанность? Где же эта мера между разрушительностью и творческостыо?
Безусловно, вышеупомянутый школьник — новатор в сравнении с нами, "современными евнухами", которые ждут на любом уровне, когда сменится очередной руководитель и даст команду, как дальше жить и что делать... Также и педагоги, ждут не идей, а просят сказать конкретно, что и как нужно делать. Самим осмыслять, гореть, вдохновляться нет потребности, у многих творчество выбито, выжжено каленым железом. Это страшно.
В этой неисторичности, вневременности всего русского и состоит разрушительность. П. Я. Чаадаев считал; "Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего..."; "Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший мир исчезает для нас безвозвратно"16. Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М„ 1989. С 42-44.
Прошлое воспринимается неким заблуждением, ошибкой. Отказаться от прошлого как ложного, разрушить его до основания — вот где корни нашей революционности. Короткая память, куриная слепота, тактическое, а не стратегическое мышление заключаются опять же в нашей правополушарности.
Пришедший руководитель в целях самоутверждения считает возможным, или даже необходимым, опорочить все предшествующее. Педагог, без зазрения совести, не соблюдая этики, может нетактично, неуважительно отзываться о прошлых учителях студента. Такое самоутверждение разрушительно для всех.
Имея в виду сиротство русского народа, обусловленное тиранией власти-государства (отцовское начало) и отсутствием среды-со-об-шества (материнское начало), можно говорить о «тяжелом детстве» русской души.
С другой стороны, творческое начало в русском характере — это некий комплекс неполноценности, неуверенность человека и неудовлетворенность собой. Эти душевные терзания и высекают божьи искры творчества, но на фоне тяжелейшей жизни делают творца мучеником, заложником постоянной неустроенности, неблагополучия.
Поэтому прав Гоголь, говоря: "...до сих пор остаются так же пустынны, грустны и безлюдны наши пространства, так же бесприютно и неприветливо все вокруг нас, точно как будто мы до сих пор еще не у себя дома, не под родною нашей крышей, но где-то остановили бесприютно на проезжей дороге..."17. Гоголь Н В. Соч.: В 6 т. М , 1937. Т. 6. С. 310.
Гоголю вторит Чаадаев: "В своих домах мы как будто на постое в семье имеем вид чужестранцев, в городах кажемся кочевниками 18.Чаадаев Л. Я. Статьи и письма. С. 42.
Вот высказывание на эту тему из моей работы: "...мы как бы не живем в настоящем, а находимся в подвешенном состоянии, живя как на вокзале, мечтой о будущем или воспоминаниями о прошлом. Мы не умеем ни жить, ни творить, ни углубляться в дело, ни отдыхать. Поверхностность, фрагментарность, одномерность обуревают нас. Такая позиция в настоящем не позволяет создать личность, позитивно существующую в этом мире.
Творческость Будушее Новаторство
(креативность) ¦
Настоящее
¦
Прошлое Традиция
Высокий
профессионализм

Настоящее, таким образом, не является связующим звеном между прошлым и будущим. А общество, личность тогда прогрессивны, когда опыт в сжатом виде переносится в настоящее и устремлен в будущее. Кто не знает прошлого, у того нет будущего. Но прошлое постигается в настоящем, а затем прогнозируется будущее, а если нет настоящего — нет ничего"19. " Шерстав В. Н. Целостные, диалого-синергетические принципы как
универсальная система самосозидания и саморазвития личности //
Вопросы вокального образования. М., 1994, С. 22-23.
Мы не хозяева жизни, мы не стоим твердо и уверенно на земле,
как, например, немец, для которого стояние, ургия — делание, мастерство, труд — основы жизни. Мы не можем, не хотим наступать на горло собственной песне. Мы таковы в отношении к своим близким детям, мы не опора им и не поддержка.
Русский человек творит вопреки, в жесточайшем цейтноте, обрекая плоды своего творчества на невостребованность. Его неконформность. ершистость, нестандартность многократно увеличиваются, создавая дополнительные проблемы ему и окружающим и в творческом, и в человеческом плане.
Если верить Н. Лосскому, то целостность, созидательность, искоренение своих недостаткоа (неточность, неряшливость, вечные опаздывания, взяточничество и т. д.) уже имели место в российской истории и не один раз, т. е. у нас еще не все потеряно, тупик, в котором мы находимся, преодолим.
Лосский утверждает, что перед революцией чистота в московских клиниках была выше, чем в берлинских, та же образцовая чистота была и на военных судах. Русская текстильная промышленность начала отбивать рынки у англичан. Порядка в русских земских и городских управлениях стало больше, чем в западноевропейских, а взяточничества было меньше, чем в других странах, и т. д. Добавим от себя, что и темпы роста промышленности, сельского хозяйства, культуры, образования были впечатляющими.
Та же картина наблюдалась в период становления промышленности на Урале, чему способствовала уникальная уральская железная руда (с добавками вольфрама, молибдена и т. д.), упрощающая и удешевляющая технологические процессы производства чугуна и стали.
Так, во второй половине XVIII века дороги на Урале были одними из лучших в Европе. На высоком уровне находилась организация производства. Предприятия имели совершеннейшее оборудование. На них работали иностранные специалисты, которые готовили квалифицированные кадры. Много молодежи училось за границей.
Таким образом, два века назад на Урале наблюдался интенсивный творческий подъем русского народа, прилив энергии созидания, а не разрушения.
Это уникальный пример диалога Россия <-> Запад, их взаимопроникновения, а не противопоставления, их открытости, обогащения друг друга в общении. Вот он — образец для подражания!
В середине XIX века древесно-угольная металлургия Урала по своей технической базе мало отличалась от древесно-уголыгых металлургических заводов Западной Европы и США, а ее инженерно-технические кадры вполне соответствовали западноевропейскому уровню. Знаменитый австрийский металлург, директор Леобенской горной академии, профессор Г. фон Туппер, побывавший на Урале в 1879 году, писал: "Русская горная промышленность занимает гораздо более высокое место, чем я ожидал и чем вообще у нас полагаю! Горное дело в России, в особенности столь важное железное производство, не только равно нашему, но и в некоторых отраслях даже опередило нас, немцев... Едва ли есть какое-либо из новейших изовбретений или улучшений, которое не было бы введено в России,хотя бы в виде опытов"20. Отчет П. фон Туннера, австрийского министерского советника и директора Леобенской горной академии, о поездке его по Уральским заводами Южной России//Горный журнал (СПб.). 1871 № 1.С. 2-3.
Горный инженер М. А. Павлов опубликовал в 1894 году работу я плавильном процессе в древесно-угольных доменных печах, явивця юся первым теоретическим исследованиям их теплового балансе В 1875 году на Пермском пушечном заводе для установленного там крупнейшего в мире парового молота мощностью в 50 тонн был отлит чугунный стул — шабот, весивший 630 тонн, который был не составной, а цельный, что явилось большим новшеством в мировой технике того времени. "Чугунное художественно литье в 80-90-х годов XIX века на Каслинском заводе, доведенное до технического совершенства и большой эстетической выразительности, завоевало мировую славу"21Пешкова И. М. Искусство каслинских мастеров. Челябинск, 1983. Можно привести еще много примеров взлетов русского гения в различных сферах человеческой деятельности22. См.: Гаврилов Д. В. Вклад интеллигенции и администрации заводов Урала в развитие металлургии // Интеллигенция и власть на пороге XXI века: Тез. докл. Екатеринбург, 1996. С. 72-77.

Но ведь это время — время расцвета российского со-обшества - материнского начала в государстве, среды (ауры), питающей и направляюшей народ.
Да и власть, государственность — отцовское начало — в это время были сочувствующими, со-понимающими, т. е. мы обретали, образно говоря, своих родителей; наши сердца потеплели, забились я унисон друг с другом, начало исчезать сиротство из наших душ. Мы стали преображаться, обретать самих себя, а дальше — мрак в облике марксизма.
Парадоксальность русской души, с одной стороны, состоит в чрезмерной индивидуализации. Так, непримиримыми бунтарями, т. е.| страстными креативами, были Петр I, В. Белинский, В. Стасов, Л. Толстой.
Они были сторонниками крайних действий, у них отсутстсовало чувство меры.
А с другой стороны, известна удивительная способность русского человека к перевоплощению, умение проникать в душу Другого, сливаться с миром Другого. Об этом прекрасно сказал Щубарт: "Русский переживает мир, исходя не из "я" и не из "ты", а из "мы"". Вот она —мера.
Таким образом, супериндивидуализация (отсутствие меры) русских титанов, личностей, креативов постоянно сталкивается с мерностью русского народа, расположенностью его души к миру Другого. Это одна из серьезнейших причин русского раскола, разрушительности. Нашему жизнестрою всегда не хватало стабилизирующего, гармонизирующего фактора в виде со-общества (материнского начала), которое бы выступало буфером, самоорганизующим элементом в обществе, сглаживающим острые углы, амортизирующим низвергающие идеи творческих личностей (креативов), создающим необходимый баланс между интеллектуальными <-> деятельностиыми <-> творческими проявлениями в обществе. Много векторный диалог со-общества с разными личностями, а также с властью (отцовским началом) творит в обществе сорезонанс согласия.
Но дороги России и Запада в открытое со-обшество (эру творчества) диаметрально противоположны, о чем мы уже не раз говорили. Подчеркнем еще лишь следующее.
Русскому человеку более свойственно религиозно-эмоциональное осмысление жизни, мы скорее легковерные художники, чем строгие мыслители. В. Хесле говорил по этому поводу: "Я — абсолютный рациональный и в то же время религиозный человек... В вашей стране вовсе не только большевизм разрушил возможность примирения между философией и религией, но и сама Православная церковь, которая никогда не была столь рациональной, как западная. Православие не знало такой рационалистической традиции, какая сложилась на Западе. Здесь не было мыслителей типа Фомы Аквинского. В восточном христианстве отсутствует устойчивая рационалистическая традиция, и это не могло не сказаться на самой философской традиции!"23Абсолютный рационализм и современный кризис: Интервью с В.Хесле// Вопр. философии. 1990. № П. С. 113.
Поэтому западная религиозность не по нутру российскому человеку. В России всегда больше верили поэтам, чем властям. Вся Россия_ в пророчествах Пушкина, наитиях Тютчева, Блока, Цветаевой, гениальных проникновениях в русскую душу Толстого и Достоевского, в глубинности русской живописи, в великих перевоплощениях в мир Другого русской актерской школы, в философии Вл. Соловьева, Бердяева, Флоренского, Булгакова, Франка, Лосского, Ильина, Лосева, Мамардашвили... Кстати, интуитивизм (правополушарность) —учение Лосского о непосредственном восприятии окружающего внешнего мира познающим субъектом — это учение и о русской душе, ее открытости чужому «я». Оно перекликается и с моими идеями об эмпатическом понимании, созерцании, свойственном древним и в дальнейшем потерянном.
Наш интуитивизм, созерцательность, умение проникать в душу другого, соборность, общинность — все это, как оборотень, повернулось другой своей стороной, обратной, темной. Но это не суть народа, а его беда, и в основе своей она коренится в трагедиях XX века.
Вот два примера, от которых волосы встают дыбом:
1. Простые русские женщины, доярки, обкрадывали колхозных коров, обрекая их на истощение и гибель. Я был потрясен концом этой» ужасающей истории24. См.: Гущин А. Забастовка, которую не замечают//Уральский рабочий. 1994. 16нояб Директор совхоза предложил дояркам столько комбикормов, сколько им нужно (100 килограммов каждой бесплатно)... И — о ужас!? — через день те же женщины вновь волокли с фермы полные авоськи!..
2. Празднуя какое-то событие, доярки полным составом не явились на дойку коров. Это какое-то кощунство, потеря со-страдания к бедным животным, полное отчуждение, психический разлад народа... И таких примеров множество!
Я привел именно данные факты по двум причинам: I) ведь это коллектив женщин, а не какая-то "заблудшая овца", которая может хуже, чем с животными, обращаться с собственными детьми, чему, кстати, масса примеров, не укладывающихся в голове нормального человека; 2) это женщины-крестьянки, близкие к природе, на подсознательном уровне генетически связанные с ней, а главное — русские женщины?! И такая странная картина...
До какой степени нужно довести людей, чтобы они превратились в нелюдей, потерявших нормальные животные инстинкты? Как нужно было искромсать им души, чтобы довести их до такого состояния?
Действительно, печаль на Руси, печаль безысходная... Вот он, итог
бездумного, безнравственного дергания людей из одной крайности в другую, бесконечных экспериментов, отсутствия, со-страдания к народу, со-чувствия к нему. Наступил момент, когда надо просто пожалеть его, отпустить с поводка-удавки, чтобы он, наконец, свободно вздохнул.
Многоликость, многоцветие народа, его творческое многообразие сведены к выбору между черным и белым. Потеря свободы выбора, страх выбора!— это потеря творчества, т. е. самих себя. Действительно, "порча наилучшего дает наихудшее" (латинская поговорка).
Поэтому-то мы, как расстроенные инструменты, хотим, но не можем быть со-резонантными друг другу, Родине, творящему космосу. Откуда взяться энергии создания?! Психологическая усталость одолевает нас. Страдания, ущемленность, повышенная тревожность — вместо позитивности, вместо ощущения себя хозяевами жизни... Спасение в дуракавалянии, обломовщине. Или — крушение человеческой судьбы...
Наше время — время невиданного раскола России. С одной стороны — "выпадение в осадок" порожденных большевизмом и пост-большевизмом "людей массы", которые совершенно различны, по-разному сориентированы, но это балласт общества, беда его. Одни — "ненужные винтики" советского социалистического строя, другие — "выброшенные вещи" пост большевизма. Причем люди-то ни в чем не повинны, их породило это больное общество, оно ответственно за эксперименты, в которые был ввергнут русский народ. Разрушительность этих людей огромна, они вдвойне опасны, так как это люди как бы разных формаций, но, как ни парадоксально, — одинаково трагической судьбы.
С другой стороны, рождается новое поколение людей, дети со сверхчувственным восприятием, представители пятой расы (наше спасение), посланцы творящего космоса.
Опасно то, что эти процессы ведут к еще большему расслоению
общества, а не к желаемой консолидации, согласию, сотрудничеству,
о чем мечтали и что необходимо для создания открытого общества. Не учитывать этого дисбаланса — значит не понимать опасноти надвигающейся катастрофы.
Устремленность одних вниз, а других — вверх ведет к полному неприятию друг друга. Отсутствие социальной среды со-общества еще более усугубляет эту удручающую картину, а глобальное искажение информации, тотальное вранье довершают психологический (душевный) надлом нации, и неизвестно, кому в этой ситуации сложнее: идущим ко дну или пытающимся всплыть наверх.
Мы действительно не ведаем, что делаем. Почти 100% брака во всех сферах деятельности — итог огрубления, усреднения, деформации личности и того, к чему она прикасается, т. е. выведена человеческая популяция, не способная к творчеству. Об опасных симптомах, болезнях нации было уже сказано выше. Пора по-другому расставить акценты, сменить приоритеты.
Надо кричать SОS!!! Ведь под воздействием особого рода психотронного оружия, некоего оборотня, разрушаются наши души, и это страшнее войн и революций. Не понимать происходящего — значит обрекать себя на самоуничтожение.
Здесь мне хотелось бы привести глубокие наблюдения Г. Гачева касающиеся менталитетов русского и грузинского народов:
" Если грузинское застолье — это "аллилуйя 25.("Аллилуйя" в христианском богослужении — возглас, выражающий хвалу. Петь кому-то аллилуйю — непомерно восхвалять кого-нибудь) — "хвалите Господа!", то русское — это "Господи помилуй!", "печалование", покаяние, биение себя в грудь со слезами. Но тут возникает вопрос: что лучше воспитывает человека? Говорить ли ему, что он хороший, как говорит Грузия, или говорить себе, что я плохой, а другой бы меня утешил и говорил бы: "Ну, не совсем уж ты такой плохой, Гоша, ты еще не знаешь, какой плохой я бываю!" — и так мы взаимно поочистимся?
Тамада — первосвященник застолья. Речи — "цискари" — дверь в небо Грузии, ее дух и Логос. И через слова, сверху прекрасные, через "плоть яств" и "кровь вин" снизу, чрез космос и его агенты, цель — стязать Психею, душу гостя: его во други обратить...
Человек — гость — играет роль одновременно и агнца жертвенного, и Бога. Земной Бог — и каждый поочередно выступает в этой роли. О дурных качествах умалчивают. Человеку преподносится возможный идеал его самого, как бы платоновская идея тебя самого в наилучшем своем виде, икона тебя. И получив такое в речах, в застолье, человек и в будни будет как-то подтягиваться, стараться соответствовать этому идеалу.
Русское застолье имеет совершенно иной вектор. Когда собираемся мы, если мало (чем меньше — тем лучше для слова), — так начинается тяга к покаянию, биение себя в грудь, к исповеданию"26. Гачев Г. Жизне-мысли: Тамадизм и слово русского застолья // Лит. газета. 1988. 17 авг. С. 6.

Для активной жизненной позиции, думаю, действенней — восхваление, ведь психологически правильней подчеркивать достоинства, а недостатки нивелировать.
Для взращивания творческого в личности, наверное, покаяние, самобичевание, развитие комплекса неполноценности, что свойственно русским, — это позитивные начала, а для жизни на обыденном уровне — отрицательные качества. При общности менталитетов именно в этом состоят различия русского и грузина, при том, что мы и грузины — православные!
Безусловно, грузины по складу характера ближе, чем русские, к южным народам (итальянцам, испанцам, латиноамериканцам). При всей схожести мы, русские, отличаемся психологизмом, большим копанием в своем внутреннем мире.

О НАШЕМ ГОЛОСЕ

Несколько дней назад, перебирая бумаги, наткнулся на листок, с содержанием которого хочу вас познакомить. Это номер газеты, причем очень своеобразной. Издатель газеты, он же и автор статьи, в прошлом талантливый инженер с интересом выслушал мои соображения на природу голоса и придал им форму, с которой, надеюсь, будет интересно моим читателям познакомиться.

МОИ СОСЕДИ №4/1 от 27.11.01
Еженедельная общественно-бытовая газета микроновостей и бесплатных объявлений
«КОЛОМНА» и ее окрестности
Электронно-бумажная доска объявлений жителей КОЛОМНЫ и её окрестностей для налаживания соседского сотрудничества, обмена информацией, создания среды жизни и общения
(открытие сделано Владимиром Павловичем Багруновым в Санкт-Петербурге)

Открытие пути к собственной
энергетике и защищенности.

Открыт новый системный орган человека, выполняющий вполне определенную функцию. Это открытие имеет множество практических следствий. Теперь об одном из следствий, а именно оздоровляющем и укрепляющем, практическом способе борьбы за свое здоровье и со стрессами, которые уносят нашу жизнь и энергию, навязывают нам чужие модальности, разрушающие нас. Поясним на примере. Энергия означает возможность совершения работы, создания чего-либо, творчества. Энергия рассеивается в пространстве (происходит диссипация), хаос (энтропия) нарастает. В результате любая система теряет энергию и идет к своему концу, если не происходит её восполнение и подпитка. Собственно загадка жизни заключается в умении постоянно противодействовать распаду и накапливать энергию. Энергия постоянно перетекает от объекта к объекту, от явления к явлению, от процесса к процессу. Собственно она и существует как процесс. Человек получает энергию из пищи, воздуха, от других людей и явлений. Каждый объект (явление) имеет свой спектр энергий ему присущий, и с нарушением этого спектра энергий и их модальностей, пребывающих в нем, нарушается устойчивость этого объекта (явления), начинается его распад. Чем сложнее система, тем более сложные преобразования энергии в ней происходят, богаче его спектр, сложнее модуляции энергии. Это же относится и к человеку. Явлением противостоящим распаду и хаосу является резонанс. Практически только при резонансе происходит накопление энергии, вместо ее рассеянии и смены модальности (антиэнтропийное поведение- источник жизни, бесконечного цикла возврата энергий). Вокруг много потенциальных источников энергии, но модальности и частоты их чужие. Например, маятник - на него могут действовать много сил и весьма значительных, но если не будет совпадения по частоте с частотой свободного колебания, то он или разрушится, или остановиться, или перейдет к хаотической дерготне, или к принудительному движению и в конечном счете потеряет свою энергию (в частности на трение и тепло), хотя вокруг будет затрачено уйма энергии, но впустую, и это будет уже не пример маятника и гармонии. Но представим себе ситуацию, когда на маятник действует энергия (сила - конкретное проявление её) совпадающая по частоте, даже если поток ее незначителен, его результат очевиден - маятник увеличивает свою энергетику - амплитуду. Так и человек, если подпитывать его хотя б незначительным потоком энергий имеющих с ним совпадающие частоты, начинает чувствовать себя увереннее, здоровее, счастливее, наполненным силами и энергией… Вот получение такого эффекта стало возможно благодаря открытию Вадим Павловича Багрунова при помощи его голосотерапии. Он учит саморезонансу, быть в звуковой гармонии с самим собой, настраиваться на самого себя, избавляться от искажений в собственном звучании. Эти искажения характерны тем, что требуют много сил и не дают ожидаемого эффекта (вот критерий их чужеродности вам, навязанности, привнесения в вашу живую систему чужой, разрушающей вас частоты и модальности) — вы не резонируете с ними, хотя стараетесь. Эти искажения закрепляются у человека в процессе жизни (как травмы) на уровне подсознания, что затрудняет работу с ними впрямую, и воспроизводятся бессознательно, хотя человек страдает и разрушается от них (их чуждой энергетики). Эффект обучения методикам саморезонанса, самонастройки (как фортепьяно) ведет к многочисленным последствиям в улучшении здоровья, самочувствия, ощущения жизни. Человек становиться сам для себя камертоном. Человек звучит! Основой этого комплексного открытия стало другое понимание природы органа звука у человека и животных. Настраивая свой «внутренний камертон» человек не только подпитывет себя своим голосом, но и начинает лучше улавливать в мире родственные ему потоки энергии, получая силу, здоровье, творческую энергию, меньше разрушаться и рассеиваться в пустоту и попусту, т.(812)113-78-47, Е-mail voice@bagratid.com www.bagratid.com Владимир Павлович Багрунов

Эта информация актуальна в связи с моим лечением перелома шейки правого плеча. Сейчас рука хорошо функционирует, голос звучит намного лучше и кто хочет убедиться в этом, то прошу на презентацию методики, которая состоится 9 июля с.г. с 12.00. до 13.00. в центре «Разумный путь» (095) 350-3090.
Следующий тренинг в Москве будет не ранее октября.

О ФУТБОЛЕ


Только что закончился чемпионат Европы по футболу. Закончился победой сборной Греции. Подавляющее число специалистов не могло даже предположить такое. Хотя, исходя из законов психологической науки, этот результат очень вероятен. Подобное на этом чемпионате уже было. Чехи, обеспечив себе, выход из группы, на последний матч с немцами выставили второй состав и легко победили. В обоих случаях сработал так называемый закон Йеркса-Додсона (это американские психологи, работавшие в 20-м веке).
Ими доказано, что в сложных видах деятельности для получения высокого результата мотив надо понижать, а в простых видах деятельности, напротив, понижать. От греков никто ничего не требовал, и поэтому они были полностью раскрепощены и, следовательно, показывали то, на что способны. Эту простую аксиому никак не могут не то, чтобы понять, а применять на практике наши тренеры. В первых двух играх (с Испанией и Португалией) наши игроки были пережаты и потому игры не было. В третьей, с будущими чемпионами Европы, командой Греции, когда мотив был просто показать себя, наши играли раскрепощенно и выиграли без особого труда. Слабый результат нашей сборной (не выход из группы) я прогнозировал и оказался прав, исходя из наблюдений по телевидению за поведением главного тренера сборной Ярцева.
Для меня, очевидно, было, что человек не умеющий владеть собой во время игры команды, не может ею и управлять. Победа Греции на этом чемпионате, скорее всего, сослужит плохую службу нашему футболу: раз мы выиграли у самих чемпионов Европы, то какие могут быть вопросы!?

 

О НАСУЩНОМ

Москва. Ближайший тренинг 9-11июля. Начало презентации (вход свободный) 09.07.04 в 12.00.

1 ряд - 300 евро.2 ряд-150 евро. Судя по записи, есть места только во второлм ряду.

Запись и справки по тел.(095) 350-30-90.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное