Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

 

13.07.04. Выпуск 48

"Только то сделано скоро, что сделано хорошо.Скоро спеет скоро и гниет"
Глава IX «Трудись и жди». Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

 


1.5. Созидательность закрытого советского общества
Мы уже говорили: ничто нельзя перечеркивать как в жизни человека, так и общества, государства. Как бы мы ни относились к большевистским идеям, они коренятся в глубинах бессознательного, русского, никуда от этого не деться.
Как объяснить то, что к 60-70 годам XX века в СССР был совершен феноменальный скачок во всех сферах жизнедеятельности? Да, пусть во многих сферах техники, науки, культуры, искусства и т, д. это были в основном прорывы единичные, достигнутые ценой огромных усилий народа. Да, были уравниловка, вал, количественные, а не качественные измерения и т. д. и т. п. Но ведь приходилось выживать в условиях противостояния двух систем! А потом 50 лет — это ведь для истории один миг!

Значит, при всех своих просчетах большевики с помощью идеологии смогли проникнуть в глубины коллективного бессознательном народа, и не только русского, но и многонационального советской» парадоксальнейшим образом открыть "потайную дверцу" в суть народа. Некоторые считают, что достигнуто это было насильственным путем. Да, в определенном смысле это так, все авторитарные режима действуют по своим принципам. Но использовался и метод поощрения. Был социальный оптимизм, единый порыв людей, вера в светлое будущее. Беспрецедентным был подъем науки, техники, культуры, искусства в советских республиках. Посланные из центра в республики специалисты и творческие люди, деятели науки, искусства и т. п., безусловно, не знали специфики, традиций, фольклора, многих национальных особенностей, но результаты были поразительными... Почему?
И в этой связи коснемся еще одного феномена советского времени, феномена «железного занавеса», отгороженности от мира огромной империи под названием Советский Союз.
Этот изоляционизм — палка о двух концах: с одной стороны, это вызревание из собственных корней, требующее огромного средоточия человека, нации, с другой стороны, вне контакта с миром, в конкуренции можно быстро отстать в развитии. Закрытость способствует вызреванию национального самосознания, нахождению национальных доминант, когда окружение не соблазняет, вольно или невольно не навязывает свои ценности и приоритеты.
Говоря о советском времени, времени «герметизации» СССР, отметим, что на рубеже 60-70 годов, при всех недостатках тоталитарной системы, страна была сверхдержавой, империей с передовым научно-техническим потенциалом, лучшей системой образования, культурными и творческими достижениями. Замкнутый мир породил самобытную культуру многонациональной страны. Результаты преображений были поразительны. Да, экстенсивность развития, идеологическая исчерпанность требовали всевозможных модернизаций, но не раскола общества, переворота всех основ с ног на голову, а действия по принципу «спеши не поспешая» и т. д. Необходимы были эволюционные преобразования. "Поводыри" же поступили сообразно российскому менталитету: "Ломать — не строить!"
Неотвратимо надвигающееся открытое общество подсказывает, что входить в него России надо, учитывая свою многовековую историю и безусловно, опыт социализма, корни которого вплетены в суть, менталитет России, но в диалоге с идеями постсоциализма.
Необходимо согласовать «правила игры» социализма и постсоциализма. Признать правомерность позиций "добра и зла", "плохого и хорошего" с той и другой стороны. Другими словами, прийти к диалогу славянофилов (народно-патриотических сил) и западников (объединенных демократов), к диалогу идей, дипломатическому равновесию, нахождению равновесного состояния по принципу правила золотого сечения (62 на 38, см. гл. 4, п. 4.2), опирающегося на глубинное в русском народе, на его менталитет. Этот диалог приведет к согласию двух огромных частей единого народа. Устранение короткого замыкания, превращение его в качественное соединение все ставит с
головы на ноги.
Между этими двумя половинками, которым "не жить друг без друга", имеющим разные взгляды, миропонимание, будет существовать созидающий конфликт. Раскол, этот оборотень тоталитаризма, превратится из противостояния, борьбы "всех против всех" в согласованность позиций, социальное партнерство — созидание.
Российские достоинства — спонтанность, интуиция, созерцательность, эмпатия — соединятся с достоинствами западного мира, способностью к рефлексии, логической импликации (вспомним в этой связи идеи В. Лефевра и К. Ясперса о спонтанности и рефлективности проявлений человека). Таким образом, пространственно-образное российское мышление (миропонимание) соединится с западным временным миропониманием (более рациональным, логизированным, прагматичным и т. д.), что позволит наладить диалог России и Запада, преобразит европейцев и обеспечит более глубокий диалог Запада с Востоком, а этот диалог — залог процветания России, так как она расположена между Востоком и Западом.

ГЛАВА 2. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕРА РУССКОГО НАРОДА
2.1. Парадоксы России и Германии на сломе формаций
Парадоксальность жизнестроя сегодняшней России состоит, с одной стороны, в невостребованности творчества, интеллектуального потенциала нации: его, как балласт, выбросили за борт, просто не замечают, как будто его не существует, а с другой стороны — в устремленности, особенно молодежи, в высшие учебные заведения, театры, библиотеки, церкви, т. е. к душе и духу, как бы вопреки обыденности, удовлетворению низших потребностей, ведь часто у многих нет даже куска хлеба... Надо шляпу снять перед таким народом, такой молодежью! Говоря словами Гете, "перед великим умом я склоню голову, перед великим сердцем — колени". Значит, склоним колени перед "великим сердцем" русского народа.
После "шокового сбоя" всех ценностных ориентиров оголтелым копированием Запада, после того как нормальные люди оправились от нокаута, нанесенного очередными "иллюзионистами" под названием "демократы", вектор позитивности нации, ее барометр, начал стабилизироваться, показывать все более в направлении "ясно", несмотря на грызню между партиями, полный беспредел на фоне развала, потерю веры во все, что было свято для русского человека (ведь, казалось бы, не на что и не на кого опереться?). Истинно великая нация, самостабилизирующийся народ, творящий себя и все вокруг вопреки историческим катаклизмам!
Проблески свободы моментально пробудили доминантные импульсы бессознательного архетипа нации (богатство и многомерность ее души). Пульсации души ("сердечие" народа) не удалось вытравить ни большевизму, ни постбольшевизму. Русская душа начала расправляться, оживать, задышала. К сожалению, это происходит только с той частью народа, которая направлена вверх (к свету), а не вниз (во тьму). К большому сожалению, русским людям приходится как всегда надеяться только на себя, проходить через "чистилища катастроф" — такова судьба многострадального народа. Но обольщаться намечающимися просветами также нельзя, подтверждение тому — два примера:
1. Мытарства русских евреев и немцев, уезжающих в Израиль и Германию.
2. Сложнейшая ситуация, в которой оказались немцы, искренне стремящиеся к воссоединению Германии.
Очень поучительна для нас история воссоединения прагматических, трудолюбивых, твердо стояших на земле, все просчитывающих немцев: от эйфории к полному фиаско. "Цветущие ландшафты" пообещал восточным немцам X. Коль. Свершение второго экономического чуда ожидалось "через три, максимум пять лет" после объединения, т. е. не позднее 1996 года. Пяти лет хватило, чтобы пелена иллюзий спала с глаз реалистичных немцев!
В экономику восточных земель за эти годы был инвестирован 1 трлн. марок (около 700 млн. долларов), на зависть всей остальной Западной Европе, чей совокупный ежегодный объем инвестиций был вдвое меньше восточногерманских! И при этом "граждане бывшего социалистического государства ежегодно потребляют на 200 миллионов марок больше, чем производят, — так скверно не обстоят дела даже в самых отсталых странах Евросообщества — Португалии или Греции"1. Гук С. Обещанное чудо временно откладывается // Век. 1996. № 4 (206). С. 4.

Эйфория объединения, вера во всесилие немецкой марки и рыночных механизмов ввели в заблуждение почти всех. Причин фиаско, объективных и субъективных, много; главное, что очень важно для нашего анализа, — никто даже не мог предположить размеров бездны, разделяющей западных и восточных немцев, воссоединение обнаружило это в полной мере. Резюме таково: о выравнивании двух экономик (и жизненных уровней) следует забыть минимум на 20 лет.
Таким образом, проглотив миллиардные вливания, бывшая ГДР еще долго останется на содержании ФРГ, что грозит объединенной Германии большими неприятностями, в первую очередь в экономическом плане.
Выводы из вышеизложенного удручающие: если более чем сорокалетнее пребывание части немецкого народа в "лоне социализма" привело его (народ) к невероятным деформациям, феноменальным перерождениям, то каково нам, почти 70 лет прожившим при социализме еще более жестокого и мрачного образца, чем немецкий. А то, что мы натворили в последние 10-15 лет, ни в сказке сказать, ни пером описать... Однако просчеты немцев проливают свет на многие наши проблемы. Так что пример "воссоединения Германии" — некий образец, "полигон", "учебник жизнестроя" для других народов, находящихся на изломе своей судьбы: "его пример —другим наука", в первую очередь, русскому народу...
Что ждет нас в будущем? — Духовно-душевное возрождение вопреки всему! А что ждет нас на уровне обыденного сознания, материального благополучия? Вопрос остается открытым и весьма проблематичным...
Главный же вывод состоит в том, что наряду с биологическими, антропологическими, антропокосмическими факторами в формировании менталитета народа огромную роль играет социум (политические, социальные, экономические и другие условия в обществе), воздействие среды на мир человека. Уродливый социалистический эксперимент, проведенный над многими народами, исковерканный менталитет этих народов — яркое тому подтверждение.
2.2. Незрелость русской души
Образно говоря, мы, русские люди начала XXI века, напоминаем не только некий расстроенный инструмент, но и инструмент разобранный, более того, исковерканный и втоптанный в грязь. Возрождение, воссоздание нас — это тягостный и долгий путь. Пример Восточной Германии — яркое тому подтверждение.
И вновь парадокс, парадокс начала XXI века! Десять лет хватило, чтобы понять, осознать то, что мы натворили. Все в духе русского характера! 10-15 лет назад все крушили, уничтожали, шельмовали (ведь ломать — не строить), а сейчас на всех уровнях только и слышишь: и то было хорошо, и другое. Да, многое было несовершенно, но в сравнении с сегодняшним... То ли еще будет! Парадоксальная логика?
Причем больше об этом говорят сильные мира сего, "сотворившие чудо", и контекст таков: я же предупреждал, я предвидел. Однако это не покаяние, а желание вывернуться, выжить, приспособиться. Вот еще один пример, подтверждающий наши идеи о русской неисторичности, вневременности, то, что мы сильны задним умом, особенно наши "поводыри", которые сразу начинают каяться: вот, мол, мы доверились "книжникам", поэтому такого и нагородили, давайте создавать новую концепцию... Извольте, не надо! Воистину — шараханье из стороны в сторону Иванов, не помнящих родства. Пусть эти «злодеяния» будут нам (народу) наукой. Действительно, народ имеет того правителя, какого сам заслуживает.
Как же разобраться в ситуации, политических играх, когда у нас нет никакого опыта, а жизнеустройство в стране — сплошной обман, подмена белого черным и наоборот, да к тому же большинство из нас находится на уровне выживания? Вся надежда на то, что мы люди способные, дозреем и до политической мудрости, и до здравого смысла, сами будем определять свою жизнь, не будем марионетками в руках политических интриганов. Научимся выбирать достойных! Во всяком случае, будем стараться.
Еще один пример нашего шараханья: огромный вред духовно-душевному здоровью нации принесла тотальная идеологизация советского времени, но не меньший урон нанесла деидеологизация постсоветского времени — псевдоиндивидуализм, который окончательно нас добил.
Здравый смысл подсказывает: если человек со всех сторон был одурманен идеями, можно ли его сразу садить на голодный паек, отключить от этих идей и ничем не лечить, просто бросить на произвол судьбы? Можно ли не учитывать то, что для нас, русских, идея — некий наркотик? Безусловно, это надругательство над народом.
Писатель В. Максимов, живший в Германии, как-то, анализируя особенности характера немцев и русских, сказал, что ему бы и в голову не пришло просчитывать, какой из проездных билетов — на автобус, трамвай или троллейбус дороже, а затем, высчитав, чем выгоднее, целесообразнее, дешевле пользоваться в течение недели, месяца, года, выбрать соответствующий более дешевый транспорт, как это делают немцы. Это частный пример стремления к порядку, целесообразности, когда возможно долгосрочное планирование в личной жизни, а затем и в стране.
Но все меняется, время заставляет и нас просчитывать. Правда, западный человек это делает потому, что ему это свойственно, а мы — ради того, чтобы выжить, чтобы государство в очередной раз не обмануло нас.
Кстати, здесь будет уместно упомянуть о советском и постсоветском планировании и русской вербализации, что является притчей во языцех. Если западный человек, в силу стабильности жизни, уверенности в завтрашнем дне и т. д., планирует свою жизнь, знает, чем займется через месяц, год, чего сможет добиться через несколько лет, то наше планирование советского образца было в строгом соответствии с законом, который гласит: непосредственные образцы деятельности сильнее вербальных правил. Этот закон особенно действенен в России. У нас постоянное несоответствие слов делам: говорим (декларируем) одно — делаем противоположное. Обещания правителей вообще не подкрепляются делами. Таким образом, происходит, по меньшей мере, раздвоение личности, все большее отчуждение ее от власти. Чего стоят наши циркуляры, приказы, постановления, спускаемые сверху?! А руководства, правила пользования, памятки? Они не только не помогают разобраться в том, как функционирует тот или иной прибор, агрегат, машина, но еще больше запутывают человека.
Умение рождать идеи и при этом отсутствие желания или способности правильно сформулировать их, облечь в достойные лексические формы, технизировать, реализовывать свойственно многим русским.
Как-то А. Михалков-Кончаловский в одной из телевизионных передач привел пример из газет о том, что в более демократичной Индии дети умирают от того, что им вовремя не делают прививок, а, в соседнем Китае, где более жесткая система правления, в этом плане все значительно лучше. Вывод из этого: для человека не столь важно, кто и как правит, а важен порядок, законность, защищенность, стабильность, позитивность развития общества.
Стереотипизация, формализм, шаблонность советского времени, особенно российского образца, не имеют аналогов. Однако почему большевики делали все возможное и невозможное ради науки, искусства, творчества, вообще культуры, а наши правители проявляют полное равнодушие к творчеству, культуре, будто их нет вообще? Ответ прост: большевики верили в спасительную соломинку под названием "культура", а наши "поводыри" — нет. Они верят во что-то другое или вообще ни во что не верят.
Большевики в тяжелейшие годы Гражданской войны основали 30 научных институтов. Ленин считал, что без науки Россия погибнет. А Сталин так финансировал науку, что когда в 30-е годы из фонда Рокфеллера, помогавшего развитию науки в слаборазвитых странах, приехали в Россию, чтобы посмотреть, стоит ли помогать здесь, то пришли к выводу, что наука в советской России финансируется лучше, чем в Западной Европе, и помогать ей не надо.
"Ярый антисоветчик Павлов, которому, тем не менее, разрешалось все, который демонстративно плевал на советские законы, на международной конференции заявил: "Правительство так щедро финансирует науку, что я не знаю, как его благодарить". Он презирал Советскую власть, но он был честный человек"2. Раушенбах Б. Я удивлялся, глядя на мир // Изв. Урал, ун-та. 1995. №4. С. 74.

Еще пример: академик Вернадский был отправлен на Украину, в Киев, создавать Украинскую академию наук, когда Киев переходил из рук в руки (то красные, то петлюровцы завладевали городом). Факт, не требующий комментариев!
У академика Раушенбаха на этот парадокс — почему же руководители нашей страны не обращают никакого внимания на науку — ответ таков: "... мне кажется, что руководство нашей страны не думает, что оно продержится больше года, и поэтому ему в высшей степени наплевать на науку"3. Там же.
К этому мы можем добавить, что причиной игнорирования науки, искусства, образования, вообще культуры является низкий уровень культуры правителей и — что самое главное и отчасти исходит из первого — то, что общество так деградировало, что у него нет стремления, даже нет потребности преобразить себя, оторваться от обыденного, материального, обратиться к палочке-выручалочке — культуре (труда, общения, устремленности к душе и духу и т. д.). Человек, придавленный тяготами жизни, закомплексованный, затурканный, находясь в вечном цейтноте, как заводной, борется за сносное существование, не успевая справиться с обыденными, насущными проблемами, а бедлам, раздрай, социальная невменяемость, тотальная конфликтность (противостояние, борьба всех против всех) не дают ему даже нормально вздохнуть.
Общие тенденции человечества: бег от самих себя, спешка, стереотипизация, стандартизация вкуса, однообразие эмоциональных проявлений (зрелища па стадионах, в концертных залах) — ведут к деградации личности, душа и дух не подпитываются культурой.
Эти тенденции начинают в полной мере затрагивать нас, копирующих западную модель развития, что для нашего менталитета многократно вреднее: мы больны, и нужен долгий период для избавления от собственных недугов, а нам навязывают совсем другие правила игры, и очень непростые.
Образно говоря, ржавые винтики социалистического иллюзорного (коллективного) испорченного механизма мы в одночасье захотели превратить в добротные вещи современных рыночных отношений, а получились выброшенные, никому не нужные, неконкурентоспособные, ничего не стоящие «болванки».
Известный психолог А. Маслоу считает, что в природе человека заложено стремление продвигаться вперед: как только удовлетворяется потребность определенного уровня, так у него появляется потребность более высокого уровня. По А. Маслоу: "Как только удовлетворяются первичные потребности, связанные с поддержанием жизни, на первый план выдвигается потребность безопасности; затем следуют потребности социальные, потребность в удовлетворении своего престижа или своего "Я" и, наконец, потребности самореализации"4. 4 Цит. по: Питер Л. Дж. Принцип Пигера. М., 1990. С. 269-270

Установка постсоветского общества на огрубление и усреднение (формирование «человека массы») привела к тому, что:
— производительность труда у нас 10-15 раз ниже, чем в развитых странах:
— гоним почти 100% брак;
— потребляем электроэнергии, воды, газа в 2-3 раза больше, чем другие страны; ничего не бережем, все развалено, разрушено, загажено;
— 20-25% всего, к чему мы прикасаемся, становится негодным уходя в землю, в канализацию.
Это итог насилия, вранья, оболванивания, разбалансировки внутреннего мира русского человека. Огрубление и усреднение, таким образом, проявляются во всей палитре человеческих взаимоотношений, жизнедеятельности. Человек, с одной стороны, становится не способным охватить весь мир целостно, иметь широкий кругозор — отсюда фрагментарность, поверхностность проявлений, восприятий. Жизнеутверждающие начала, открытость миру, все здоровое в челе веке подменяется стремлением выжить, приспособиться. У него не потребности просто ради удовольствия полюбоваться восходом или закатом солнца, снять все заботы, вздохнуть полной грудью и сказать: "Как хорошо просто жить, работать в удовольствие и созерцать!" С другой стороны, неудовлетворенность жизнью, конфликтность, агрессивность, злобность — итог отрицательного стресса, так как нет ни стимулов, ни возможности его снять, жизнь все более давит на человека и нет просвета...
Весь этот негативизм выплескивается на окружающих. Человек сохраняет лишь формальные, функциональные отношения со своими близкими, животными, природой. Пропадает главное в общении — человечность. Теряется терпимость, способность человека к ласке, любованию природой, детьми, женой, нарушается согласие с родителями. В лучшем случае выполняется некий формальный долг. Вот они, главные корни очерствения души, огрубления и усреднения человека.
Это путь к унылости и серости жизни, существованию без потрясений, удивлений, внутренних всплесков, бурлений — без радостей жизни. Нарабатываются формальные стереотипы, не затрагивающие глубинных пластов человеческого существа. Нужны усилия (тела — души — духа) для самосовершенствования; не насилие, а усилие — работа души, она сложнее физического самосовершенствования, но принцип один — очищение, со-настройка, переход от количественных параметров к качественным, т. е. к культуре.
Нам с детства вдалбливали, что, мол, раньше в России богатые люди (помещики, дворяне и т. д.) бесились с жиру, ничего не делали, а мы — деятельны, созидательны. В действительности же именно они занимались самосовершенствованием, общались, размышляли, терзались моральными и нравственными проблемами, музицировали, писали стихи, письма и т. д. и т. п. Таким образом, свершалась огромная работа души и духа.
Сейчас же русская женщина, живущая в деревне, так загружена бессмысленной, несуразной работой, заботами, задавлена неустроенностью и если не бедностью, то ограниченностью средств (хорошо еще, если благополучная семья, непьющие мужчины и все в порядке в личной жизни), что у нее нет времени перевести дыхание; потребность в ласке, в создании собственного очага, импульсы созидания, так свойственные русской женщине, вытравливаются абсурдом, невменяемостью российской жизни XX века. Итог этой жизни, если это можно назвать жизнью,— печален.
Так вот, у этой женщины нет времени, возможности неформально отнестись не только к корове, собаке, но и к мужу, детям. Хорошо бы вовремя и сытно всех накормить и справиться со всеми домашними делами и обязанностями. Куда уж там до телячьих нежностей, внимания, участия... Грубая работа вытравливает, изнуряет душу людей, постоянный цейтнот ведет к раздражительности, конфликтности, неудовлетворенности. Тяга друг к другу подменяется отторжением. А каково детям в этом бедламе, когда родители оба работают и не получают зарплату месяцами? Какие отрицательные заряды разрушают семейную ауру, какие противоречия раздирают души любящих друг друга людей?! Ой, как трудно в этом аду жизни (советской — постсоветской) уберечь свой внутренний мир и особенно мир близких своих от деформаций, огрубления, усреднения, сохранить со-резонанс сердец!
В этом мире теряются всякие зачатки низовой культуры (труда, быта, общения и т. д.), т. е. в процессе стабилизации, саморазвития нам не на что опереться. SОS!!! Разорваны семейные, национальные, межличностные и другие взаимосвязи.
Если Запад болен стереотипностью, "все продаваемостью" и "всепокупаемостью", охвачен спешкой, бегом от самих себя, что разрушительно для общества и внутреннего мира западного человека, то наше положение катастрофично.
Человек в центре жизни — такова глобальная задача. Вот она — концепция. Главное — не функция человека-чиновника, временщика и т. д., а человек с его сердцем, ведь "центр круга жизни находится в сердце, которое воспринимает бесконечное просто благодаря здравому смыслу"5. Гадамер X. Т. Истина и метод. М., 1988. С. 73.
Поэтому, как сказал Блок, — "назад к человеку, с его телом, душой, духом, житейским: трижды так".
Мы ведь сейчас все временщики — власти, народ, мафия, — временно, в определенный час каждый из вышеобозначенных занимает территорию, никто не хозяин жизни, земли, все боятся друг друга, пытаются успеть урвать только для себя. (Какие нечеловечные определения: перестройка, территория, субъект федерации.)
Западный индивидуализм имеет сверхзадачу — творчество, национальное объединение, патриотизм. Японский менталитет совсем другой: там монолитный (единый) коллективизм, но и человек не теряет свободы (степеней свободы), он часть целого.
Отчуждение, неприятие, нежелание ввязываться во что-то (зачем? — ничего не изменить) — такова наша позиция, позиция русского человека, исковерканного несуразностями XX века. Мы теряем главное в себе — человечность, взаимовыручку, взаимопомощь, со-чувствие, со-страдание, добротолюбие, благосердечие — все это улетучивается из наших душ. Не помогаем беженцам из республик, равнодушны к русским в Чечне, не заступимся за слабого в автобусе, трамвае, на улице.
Землячество всегда процветало на Руси, встреча с человеком из родных мест была событием, потрясением. А глубина семейных взаимоотношений?! — Все кануло в Лету.
Волчьи законы лагерного социализма в невообразимом сплетении с вульгарным рынком и извращениями капиталистического образа жизни окутали нас паутиной безнравственности. Правильнее сказать — невменяемости. Мы не понимаем, что с нами происходит, находимся в состоянии прострации. Жизнь без прав и правил, организованная для нас запутавшимися властями, —главная причина беспредела, творимого вначале сильными мира сего, а затем уже всеми по цепочке вниз. Первыми должны искоренить вранье сами власти — только так может быть восстановлена вера. Игра без правил между властью и народом всегда приводит к проигрышу обоих.
Выход один: устройство жизни в стране должно быть таким, чтобы не было необходимости брать взятки, воровать, обманывать, идти на подлог, а было выгодно жить честно, быть законопослушным.

Все ускоряющийся бег времени, спешка — это бег человека от самого себя. Огромная проблема человечества — все большее несовпадение биологического времени с социальным. Ускорение социального времени, особенно с середины XX века, — ведь веками темпоритм жизни человека определялся скоростью лошади и парохода — приводит к тому, что человек не успевает переваривать изменения социальной жизни, соразмерять их со своей биологической, генетической заданностью.
Технический прогресс создал для человека экстремальные условия, вверг его в состояние тотального цейтнота: все делается в спешке, впопыхах, на ходу. Надо принимать решения мимоходом, долго не раздумывая... Это огромное испытание для человека.
Стандартизация, стереотипизация, поверхностность, фрагментарность, регламентированность — характерные черты жизни современного человека. Слава богу, если люди, со-общества действуют, живут по закону, что является большим завоеванием развитого, цивилизованного мира. Но это цивилизанионное завоевание. Да, действительно, "человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону", — утверждал И. Кант, еще раньше, почти теми же словами — Вольтер.
Первая составляющая — это уравновешивание на чаше весов власти -общества, причем власть имеет больше возможностей к нарушению равновесия (закона).
Закон — это, образно говоря, цивилизационный шлагбаум или ватерлиния (линия разделения) самоорганизации общества, а вектор направленности к культуре (душе и духу) является сверхзадачей.
Закон способствует разделению добра и зла, из закона вырастают со-гласие, взаимообогащение, преображение, синтез разномнений, ведущий к сотрудничеству. Происходит переход количественных критериев в качественные, т. с. в культуру.
Таким образом возможен диалог цивилизация <-» культура на современном этапе развития общества, их синтез по принципу сообщающихся сосудов, как бы переливание друг в друга.
Дорога к тоталитаризму (по Ф. Хайеку), "дорога в рабство" — это жизнь по единому плану, при этом свободное общество обречено на гибель, что в полной мере доказали советский, немецко-фашистский и другие эксперименты. Более того, как только власть, государство, привилегированные структуры вмешиваются в спонтанные «порядки», свободное государство скатывается в тоталитаризм.
Талмуд гласит: "Помоги другому, но не впускай в свой мир", ибо это путь к тоталитаризму — зависимости, несвободе. Но, с другой стороны, это гибельная для человека позиция: такой принцип общения, взаимодействия, обеспечивая некую самозащиту, в то же время уничтожает высшие проявления человека, так как мир Другого — мое отражение, его со-резонансы питают мое "я". Путь через Другого — наиболее действенный механизм преображения, саморазвития, самотворения человека, путь к культуре, образованию.
Продолжение следует…

О СИЛЕ ПЕНИЯ


Сейчас по каналу «Культура» прошел цикл передач «Магия мозга» посвященная юбилею академика Натальи Петровны Бехтеревой. Для меня самым важным явилось ее детское воспоминание о 30-х годах в Ленинграде. Оно полностью совпало с воспоминаниями моей покойной мамы на четыре года родившейся раньше Натальи Петровны. У Натальи Петровны этот период, по ее выражению, запечатлелся в ее мозгу, как самое светлое пятно и оно было вызвано жизнеутверждающей музыкой, которая звучала всюду. Не требует доказательств, что музыка (пение в первую очередь), в то время сыграли выдающуюся роль в духовном настрое всего народа нашей страны. Все население от пионеров до стариков пело. Пение, на этом хочу сделать акцент, становится потребностью человека, населения в периоды максимального напряжение физических и моральных сил. Яркий пример – бурлацкие песни. Как психофизиологический процесс пение по настоящему не исследовано. Как психолог, посвятивший проблеме голоса и пению, в частности более 30 лет, скажу, что ничего более эмоционально и духовно захватывающего, человечество не выдумало. Никакие известные наслаждения и близко не могут сравниться с тем состоянием, в котором находится человек, когда он поет от души. Коротко, я бы определил это состояние, состоянием душевного подъема. Иначе, во время пения душа испытывает радость. Это похоже на снятие оков с души. Многие восточные притчи говорят в пользу этого. Притчу о джине в бутылке я считаю наиболее близкой к тому, о чем идет речь. В моей интерпретации повторю ее еще раз. Бутылка – это наша трахея, которая и по форме и по объему соответствует бутылке. У больших людей объем трахеи равен бутылке 0.75, у средних – 0.5 литра. Пробкой закрывающей бутылку является задняя стенка гортани, которая у большинства людей почти закрыта корнем языка. Когда мы открываем «второй рот», т.е. увеличиваем пространство между корнем языка и задней стенкой гортани, то тогда наш голос (воздушная озвученная струя) свободно перетекает из трахеи, где он рождается (в этом смысл моей системы и на этом надо концентрировать ощущения, а не на связках) через связки в глотку и свободно без всяких усилий выходит через рот. Итак, путь голоса таков: трахея, связки, расширенная гортань. Если это происходит идеальным образом, то вы выпускаете своего «джина», т.е. свой природный голос, который может решить все ваши проблемы. Это и здоровье (физическое и психическое) и заработок для нормальной жизни. Всем этим я пользуюсь уже более 10 лет и хочу, чтобы многие тоже могли бы приобщиться к божественному дару, который в каждом из нас находится.


Результаты тренинга 9-11.07.04. Москва

Об этом лучше всего скажут отзывы участников

Ц.У.А. Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
1.более четкое произношение
2.Яснее произносятся слова
3.речь распетая и звучит звонче
4.появились новые интонации
11.07.04. подпись

С.Р.Г. Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
1.частота голоса
2.интонация
3.появилась звучность голоса
4. «раскованность» голоса –(уверенность)
11.07.04. подпись

З.А.Л. Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
1.голос стал ровным и размеренным
2.слова произносятся полностью, без прерываний
3.голос стал мягким и глубоким
4.пропала торопливость и появилась напевность
11.07.04. подпись

С.С.С. Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
1.Я научился настраивать свой голос на свой природный тон
2. изменилась тональность голоса
3.речь стала более протяжной, благозвучной
4.появился музыкальный голос.
11.07.04. подпись
Результаты просто удивительные

С.Е.В. Практически всю мою сознательную жизнь, что называется, и семья, и школа, твердили мне, что мол медведь на ухо наступил, нет у меня ни слуха ни голоса.
Теперь, БЛАГОДАРЯ В.П. Багрунову, могу заявить всем: «Не верю! Есть у меня, как выяснилось и ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ!
Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
1.голос стал плавным и размеренным
2.пропало пришепетывание
3.появилась эмоциональная и интонационная окраска.
Честно говоря, это удивительно, что за три дня В.П. Багрунову удалось добиться такого удивительного результата. Это, несомненно, вдохновляет
на дальнейшую работу над собой (своим голосом). Поистине нет предела совершенству! Если бы кто-нибудь мне сказал, что я когда-нибудь в своей жизни смогу пропеть «АЛЛИЛУЙЯ», я бы подумала, что надо мной неудачно пошутили.
Но, Я сделала это. 11.07.04. подпись

Последние два отзыва написаны жителями Казани, которые независимо друг от друга прилетели нам одном и том же самолете. Объединяет их то, что оба прибыли по рекомендации Радислава Гандапаса, которому я бесконечно благодарен.
Этот тренинг для меня знаменателен и тем, что его окончание совпало с моим днем рождения. Был праздничный обед. Мне был подарен цифровой диктофон Olympus.
Теперь, когда у меня появился второй подобный прибор (первый DaiNet в январе с.г. подарила ученица из Германии), я решил, что обязательно пущу их в дело. Раньше я, как-то, не задумывался об этом.
Опыт проведения тренинга в канун дня рождения мне удался, пожалуй, даже несколько лучше, чем предыдущие летние тренинги. Может быть это было связано с днем рождения, а возможно, здесь сказалось то, что в этот раз была существенно изменена певческая программа. Плеер установленный на моем ноутбуке + хорошие колонки, которые я привез из Питера, позволял оперативно исполнять заранее подобранный репертуар из 24 песен. 14 – песни Окуджавы, 10 – наиболее популярные, на мой взгляд, советские песни. Полный прогон занимает около полутора часов. К этому надо приплюсовать 10-12минут записей на видео 3-х песен в исполнении Джо Дассена. У него мы учимся правильно артикулировать. Два прогона были параллельным звучанием мелодии. А в следующих трех, мелодия отключалась, и оставался аккомпанемент с бегущей строкой. Это уже требовало проявления творческого начала и это всем понравилось, так как все очень неплохо получалось. Я даже записал на магнитофон несколько таких исполнений. Думаю, что не всякий хор так быстро сумеет почти безошибочно спеть этот немаленький репертуар.
По окончанию тренинга последовало приглашение от участников на проведение аналогичного тренинга в сентябре в одной из московских фирм, а в октябре в Казани. Если все так и будет, то ближайшие свободные месяцы для тренингов начинаются с ноября.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное