Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

 

28.06.04. Выпуск 46

"Труд и ожидание создают совершенство".
Глава IX "Трудись и жди". Из книги Морисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

1.3. Менталитет русского человека
Созидание личности русского человека происходило под воздействием трех миров, трех миропониманий, так как Россия исторически (и географически) находилась между миром европейского рационализма, миром ислама (Ближний Восток) и миром восточной цивиизации (Дальний Восток).
Французы говорят: "Поскребите русского, и вы найдете татарина"(6), а французский ученый Леруа-Болье утверждает обратное: "Снимите налет татарского ига, и вы найдете в русском европейца"(7)."Длинная густая борода великороссов служит доказательством преобладания в них славянской крови над монгольской" (8). (6) Цит. по: Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 274 (7);Там же. (8); Там же.

Русский нигилизм, инфантильность, русское "авось", апатия многом обусловлены "молодостью" и "тяжелым детством" нашего народа. Мы примерно в два раза "моложе" Запада, почти ровесники ислама (Ближнего Востока), намного "моложе" народов Дальнего Востока (Китая, Японии). Образно говоря, находясь в переходном в возрасте — между детством и возмужанием, мы, русские, пытаясь самоопределиться, мечемся, живем сиюминутными порывами, совершаем массу ошибок.
Фазы перехода (детство — отрочество — юность) в становлении
русского характера деформированы, омрачены "тяжелым детством".
Власть и государство всегда были для нас не отцом (со-чувствующим, со-понимающим), а тираном. Материнское начало в государстве также отсутствовало. Таким образом, мы были сиротами, брошенными на произвол судьбы, а антропологические катастрофы травмировали наши еще не сформировавшиеся души.
Рассмотрим роль среды в созидании характера русского народа, его психологии; влияние бескрайних просторов Восточно-Европейской равнины, климата и т. д. Соловей, вырванный из своей среды, не будет петь, а если и будет, то по-другому. Человек вне контакта с людьми не начнет говорить; письменность разных народов развивалась соразмерно тому пути, по которому шли завоевания: одни пишут слева на
во, другие — справа налево, третьи — сверху вниз и т. д.

Восточный человек, в отличие от европейца, несет в себе другую генетическую память. Созерцание восточного и европейского человека совершенно различно: восточный человек интровертен, европеец экстравертен. Взгляд восточного человека скользит по горе, по вертикали и ввысь, взгляд европейца, особенно русского человека, обращен вдаль. Думается, что синтез гор и моря, особый микроклимат еще более увеличивают вертикальную проекцию. Современные исследования доказали огромные космические и геомагнитные воздействия на все живое на Земле. Поэтому есть глубокий смысл в высказываниях известного русского историка В. Ключевского: природа Великороссии «часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги... Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великоросский авось. В одном уверен великоросс — что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земельного труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться нежданным безвременным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убрать с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкая работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхая в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению в труде на короткое время, какое может развить великоросс; но нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии. <...>
Своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями пути и случайностями жизни великоросс часто производит впечатление непрямоты, неискренности. "Ведь лбом стены не пробьешь", и только вороны прямо летают", — говорят великорусские пословицы"9. Цит. по: Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. С. 267-268. 23

Вот еще одно любопытное высказывание, раскрывающее некоторые психологические тайны русского характера, его загадочность и парадоксальность: "Из того, что пишется и говорится на Западе, я вижу, что русский народ и русская судьба все еще остается полной; загадкой для Европы. Мы интересны, но непонятны; и, может быть потому особенно интересны, что непонятны. Мы и сами себя не вполне понимаем, и, пожалуй, даже непонятность, иррациональность поступков и решений составляют некоторую черту нашего характера.
Характер человека... есть нечто скрытое, <... > Характер имеет свой корень не в отчетливых идеях, не в содержании сознания, а скорее в бессознательных силах, в области подсознания. <... > Нужно сказать, что область подсознательного в душе русского человека занимает исключительное место. Он чаще всего не знает, чего он хочет, куда его тянет, отчего ему грустно или весело"10. Вышеславцев Б. II. Русский национальный характер // Вопр. философии. 1995. №6. С. 12-113
Основательны ли надежды, возлагаемые на Россию человечеством, на чем они основаны? Вот мнение одного из авторитетнейших ученых Жана де Ормессона: "Я считаю, что в настоящее время Советский Союз — это центр мира, где решается судьба человечества. Мы многое сейчас ждем из России. И, прежде всего, веры... Что имеем мы на Западе? Хлеб, вино, возможность путешествовать, пенсионное обеспечение, деньги... Но мы оскудели, разрушились духовно... Мы, как духовная сущность, разрушились; ни во что не верим"11.Жан де Ормессон — член Французской академии, генеральный секретарь Международного совета философии и гуманитарных наук. См.: Лит. газета. 1989. 8 нояб. С. 14.

На мой взгляд, предназначение России более точно определил Вальтер Шубарт. Именно душевное возрождение является нашей I миссией: "Запад подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть ее людям. Только Россия способна одухотворить человеческий род, погрязший в вещности и испорченный жаждой власти, и это несмотря на то, что в настоящий момент сама она мучается в судорогах большевизма"12. Цит. по; Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. С. 244-245.

Существует также много пророчеств ясновидцев, свидетельствующих о том, что возрождение человечества начнется с России. Колоссальный духовный потенциал, накопленный Россией за многие годы душевных мук, не уйдет в песок? Мы проходим последний круг земного ада? Ведь подобного с нами не было никогда, такое даже в кошмарном сне не может присниться. Джеки-потрошители решили провести над нами всевозможные эксперименты, мыслимые и немыслимые... Их просто не хочется называть — они недостойны этого. Никакого сострадания ни к народу, ни к Отчизне. Сердце обливается кровью, видя, как гибнут ни в чем не повинные люди. И чем они тоньше, талантливее, тем сокрушительнее падение... Но не будем требовать "сатисфакции". Пусть аnаrе —со-гласие, одна из универсальнейших форм любви, которая пронизывает все созидательное, позитивное, человеческое, объединяющее, начнет преображать нас, превращать из разрушителей в созидателей (чего в одночасье не достигнешь). Ведь мы лучше ощущаем то, что нас разъединяет, чем то, что объединяет. Больше общений, обсуждений, не просто думать о чем-то, а думать сообща! Проникновение в мир другого, понимание этого мира, слияние с ним (родство душ), со-настройка, со-резонанс сердец есть лечение, реабилитация наших исковерканных душ и далее перед нами — путь к высшим идеалам. А там недалеко и до "Господи, дай моим родным и знакомым здоровья, а мне терпения", "Возлюбите врагов ваших", т. е. не отвечайте ударом на удар. И далее: "Не судите, да и не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; какой мерой мерите, такой и Вам будут мерить".
По силам ли нам такая миссия, об осуществлении которой мечтают народы? Думаю, что "разжечь" души, одухотворить сердца людей нам в скором времени будет по силам. Это смог предугадать только по-настоящему любящий Россию и ее народ прибалтийский немец Вальтер Шубарт. Мы действительно можем стать творческим лидером мира, генератором идей, не интеллектуальным, а именно творческим лидером, — такое определение более правильно с точки зрения "теории творчества", оно точнее по сути. А с идеей о духовном лидерстве надо повременить; нравственность, духовность, высшие идеалы подорваны слишком сильно — это падение продолжалось на протяжении всего XX века. Только очистив от скверны душу, со-настроив ее, можно подумать и о духе, духовности. И, наконец, мы подошли к главному — к постижению "загадочной русской души". В чем ее феномен, в чем загадка неиссякаемого творческого потенциала русского человека, именно как генератора идей, как "озонового слоя" общества?
Этот феномен заключен в правополушарно-творческой составляющей структуры личности русского человека. С точки зрения правополушарности и творческости, недостатки русского характера легко объяснимы как продолжение его достоинств.
Многомерность, многоликость русской души говорят о том, что действительно Россия представляет собой особую цивилизацию, медленное и мучительное вызревание делает ее еще более уникальной. В этом заключена одна из причин более размеренной российской жизни, свойственного только России темпоритма.
" Быстрый, дурной рост Запада" (А. С. Пушкин) во многом связав с научно-техническим прогрессом, креном (перекосом) в левополушарное мышление, с ложно воспринятым "развитием". Русский народ это "развитие" в такой степени, как Запад, не "перекосило". Обреченный на более упрощенную самоорганизацию (белое или черное), Запад определенным образом справляется с этой проблемой. У нас в России другие беды.
Не придав какой-то общей направленности нашему многомерному менталитету, мы не сможем достичь даже упрощенного западного образца — прагматического, материального. Катастрофа, к которой мы пришли, копируя Запад, — яркое тому подтверждение. Дополнение, а не противопоставление Западу — да, но при этом поиск себя, своего пути, а не растерянность.
Таков парадокс, поэтому мы пребываем в муках, все ждут от нас спасения, а мы сами погибаем... Поэтому наша жизнь, предшествующая и особенно современная, представляет собой некое существование на грани выживания.
Накопление "дури" мы снимаем стрессом, как бы спускаем пары. К сожалению, мы подвергаемся больше отрицательному воздействию, которое постепенно истощает даже исполина. Сегодняшнее положение критическое — исчерпаны все ресурсы адреналина. Поэтому мы безмолвствуем.
Отрицательный стресс, например война, — это поляризация накопившегося хаоса, социального, экономического, и накопившейся сумятицы в головах, дошедшей до абсурда, невменяемости. Сильная встряска самоорганизует многоликость, многоцветие русского этноса. Мобилизация духа народа во время нависшей угрозы приводит к согласию, единению, патриотическому порыву; как только внешняя угроза исчезает — вновь вступают в силу конфликты, противостояние Действительно, мы способны не на нормальную жизнь, а па подвиги. Кто-то считает эти конфликты мощной генерирующей силой, искрой, высекающей творческие импульсы. Думаю, что это заблуждение: конфликты такого рода в основе своей ведут только к разрушению человеческих судеб, это не творческие, а человеческие конфликты, до творчества здесь дело не доходит. Это фрустрации, бросающие на дно жизни многих, и более всего страдают творческие люди, так как это белые вороны, неконформные, не умеющие адаптироваться, живущие по законам, которые предначертаны им судьбой. Они главная жертва конфликтных процессов. Но есть на Руси "особое племя" неистощимых генераторов идей, способных эти жесточайшие фрустрации сублимировать, преобразовывать в творческие импульсы, в позитивные творческие свершения. Это правополушарные творцы (креативы), творящие вопреки. О них пойдет речь ниже.
Такова наша судьба: новая эра — эра творчества и открытого общества, взаимного проникновения, исчезновения противостояния предопределяет возможность творческого возрождения России не вопреки обстоятельствам, а за счет положительного стресса, подпитывающего, а не разрушающего.
Осуществить свое предназначение путем высших устремлений — в этом заключена парадоксальность нашего движения к свету. Духовность и нравственность приведут к гармонизации русской души и русского общества, а затем — к материальному и житейскому благополучию.
Мировое со-общество, тем более наше общество, топорное и противоречивое, пока не способно решить проблему такого уровня. Осуществить эти идеи может народ, перешедший в другое качество, общество более высокой самоорганизации, с помощью соответствующего мирового со-обшества.
Мы находимся на пути к гармонизации творческих порывов, способных разрешить эту сверхзадачу. Это перерождение психики происходит мучительнейшим образом.
С одной стороны, мы имеем многоликость российского этноса, многомерность структуры русской души (в ней есть весь спектр творческих способностей человека), у нас есть разные типы творческих личностей — лево- и правополушарные, способные к большим творческвм свершениям. А с другой стороны, как мы отмечали выше, современный уровень развития общества позволяет русскому менталитегу проявиться творчески в основном путем фрустраций и сублимаций.
Таким образом, знамение времени - вызревание русской идеи - пришлось на период, характеризующийся:
а) полным развалом жизнестроя прошлого;
б) наличием творческого потенциала народа, способного высечь божью искру творческих идей;
в) обращением общества как бы вовнутрь себя (интроверсия). Такое происходит с нами впервые, во всяком случае, в XX веке. Почти вся жизнь остановилась. Нет худа без добра: не нужно заниматься ни деяниями, ни злодеяниями. Весь народ как будто в гигантском плавильном котле переплавляет всю нечисть, скверну... и безмолвствует.
Вот. оно — еще одно чудо природы, творящего космоса, экологического очищения тела —души —духа:
1. Трудности — не наказание, а испытание, которое выводит человека на другой духовный уровень.
2. Мучающийся человек становится более духовным. Единственный способ выдержать муки — это возвыситься духом над ними, перенести точку опоры с тела, которое мучается, на дух. Тяжелые болезни не всегда являются злом, поскольку защищают от разрушения духовные структуры.
3. Очищение и со-настройка, выработка единого дыхания, со-гласия (аnаге), любви — но ведь это возрождение патриотизма, желание стать частью отечества, жить единым дыханием с ним?! Эта интровертность, погруженность в себя, вынужденная, а может быть, ниспосланная нам творящим космосом, — некий медитаиионно-созер цательный процесс, русское "дуракаваляние" (Д. Лихачев), как бы ничегонеделание, на самом деле — высший творческий процесс, самосозидание, преображение самих себя.
Перед мировым со-обществом стоит глобальная задача — установление совершенно иного уровня взаимопонимания и взаимодействия народов на пути к открытому обществу. Способны ли народ к равноправному диалогу, отказу от паразитирования на судьбах других, к проницаемости границ и человечьих миров?!
" Сценарий", "правила игры" самоорганизации общества в новых условиях переходят на неизмеримо более высокий уровень. С одной стороны силовое давление стало невозможным, так как угроза атомной войны смешала карты сильных мира сего, сейчас приемлемо лишь экономическое давление, информационная, завуалированная идеологическая война и т. д.
С другой стороны, отстаивание своих интересов, приоритетов должно происходить не на примитивном уровне выбора между черным и белым, а в широком спектре цветовой гаммы разномнений, что является сложнейшей задачей.
Как найти со-гласие при наличии разномнений? Как научиться влезать в шкуру Другого, смотреть на проблему с позиций Другого?
По большому счету новое время привело мировое со-общество если не к смятению, то к некому конфузу. Человечество не готово перейти на новый качественный уровень своего существования.
В современной России превалируют огромный разброс мнений и разобщенность. Трудно достичь монолитности, со-организовать людей ненасильственным путем.
Мир русского (российского) человека до революции как бы диалогизировал, находился в состоянии дополнительности:
1) с западной рациональностью (мышлением, со-зерцанием);
2) с миром ислама (воздействие на Россию извне и изнутри мировоззрения Ближнего Востока);
3) с философией и практикой Дальнего Востока.
Это были самоорганизующиеся процессы, достаточно спонтанный обмен энергиями, так как не существовало противостояния двух систем, возникших в XX веке.
Жесткое время тоталитаризма, противостояние мира социализма капитализму — не лучший период в существовании человечества. Однако поспешная ликвидация этого противоборства, о чем мы уже говорили, принесла много бед, особенно России.
Если даже политическая элита не ведала, что делает, то брошенный на произвол судьбы народ вообще был в шоке. События развивались настолько стремительно, что "другая сторона" не понимала, то же творится. Так, Р. Никсон, приехав в Россию, не мог понять "Деяний" М. Горбачева. Ему казалось, что Горбачев действует больше в интересах США, чем России! Опять идеализм русского человека, если не сказать больше!..

Оставшаяся в прошлом эйфория России, непростые проблемы возникшие после объединения Германии, откат всех бывших соцстран на социал-демократические позиции и т. д. показывают, какое сложное будущее ожидает человечество в XXI веке. Если высокоразвитым странам трудно найти согласие и обеспечить динамическое равновесие, то как обрести стабильность странам бывшего соцлагеря. Возможно ли согласие между мировыми религиями, религий наукой, если даже внутри отдельной страны постоянно происходят конфликты? Если народы одного государства не могут найти общего языка, единой идеи, то как утвердить со-гласие между странами нациями с разными укладами жизни, с разной культурой, менталитетом?
Как сделать так, чтобы эта открытость не привела к нивелированию национальных особенностей, навязыванию странам не свойственного им жизнеустройства, к потере самобытности культур и т.д. (о чем, собственно, и предупреждает иудаизм)?
Больное западное общество не способно к истинному диалогу, компромиссам, единому ритму жизни. А мы уже пожинаем плоды копирования благих намерений наших правителей, сделавших возможным самоуничтожение целого народа добровольным путем.
Я не пессимист, двумя руками поддерживаю путь в открытое общество и считаю, что только таким образом Россия может найти себе достойное место в мировом со-обществе. Но проблема, если не трагедия, заключена в том, что ликвидация противостояния двух миров, на мой взгляд, была слишком поспешной. Нужны были десятилетия постепенного преобразования мировоззрения, внутреннего мира людей, экономики, культуры, т. е. следовало семь раз отмерить и один раз отрезать, сделать осмысленный, разумный шаг после долгих внутренних терзаний, сомнений, а не бросаться в омут, закрыв глаза. В "Аргументах и фактах" были опубликованы любопытные данные, что у людей разных рас, национальностей, наций разные параметры излучения частот организма.13 См.: Петров В. Из космоса — по нациям и народностям//Аргументы и факты. 1995. № 22. С. 7 Собственно, на этом различии, а также эффекте резонанса основывается принцип действия биологического оружия (психотронного).
Исходя из этой точки зрения, между людьми одной национальности легче найти единые ритмы, со-резонанс сердец, родство душ — и это естественно. А если нет этого единения, как быть с со-дружеством, взаимопониманием между народами? Распахнуть наши души навстречу друг другу? Не рано ли?
Да, это необходимо делать на уровне высших проявлений культуры духовности, но не на уровне обыденного сознания. Возможно ли это не на "уровне избранных", а на уровне масс, народов при отчуждении, все более увеличивающемся числе "людей массы", люмпенов, не способных к личностным поступкам, находящихся в состоянии "бегства от свободы" (Э. Фромм)?


о Ч Е 2004.

Веду статистику поющих игроков на чемпионате Европы 2004. Самой поющей является Португалия. Игроки -100% + тренеры и запасные игроки, и практически все болельщики. В нашей команде пели не более двух человек. Тренеры не пели.
Общую статистику подведу по окончанию чемпионата, но тенденция проявляется: более поющие чаще побеждают. Об этом я давно твержу, где только можно, но, что толку.

Два слова о концерте на Дворцовой площади Пола Маккартни.

На сам концерт я и не пытался попасть, предполагая, что кроме грома и шума ничего не будет. В день концерта по радио объявили, что все прилегающие к Дворцовой площади улицы будут перекрыты. Это означало, мне было бы бессмысленно идти к началу концерта. Начало его планировалось в 18.00., а окончание в 21.00. Я вышел из дома в девятом часу, полагая, что минут 10-15 еще застану на n-ом растоянии что-либо услышать.Без всяких препятствий по Английской набережной дошел до Адмиралтейства, а затем и до Эрмитажа. С обоих мест было хорошо все слышно. С этой стороны (Дворцового моста) в этих местах и было устроено заграждение. Минут по 5 послушал с этих разных точек и был ожидаемо разочарован. Такое огромное усиление звука не может не искажать его до неприятия. Я в душе посочувствовал барабанным перепонкам слушателей находившихся на самой площади. Такие испытания не могут бесследно завершиться. Директор Эрмитажа Пиотровский на следующий день сообщил, этот концерт принес Эрмитажу больше вреда, чем удары фашистской авиации и артиллерии во время ВОВ. Давно пора разработать и принять настоящий закон О ТИШИНЕ. Какие потери идут из-за непонимания роли чрезмерно-громкого звука трудно представить. Где-то это сравнимо с наркотиками.Наукой давно доказано угнетающее воздействие громкого звука на все системы организма. А жестко-ритмичного, каковыми являются, в частности песни Пола Маккартни, еще более вредны. Поэтому кроме вреда для здоровья слушателей и огромного вреда для Эрмитажа, этот концерт ничего не дал. Через 10 минут слушания я перешел через Дворцовый мост на другую сторону Невы и двигаясь по Университетской набережной в сторону моста ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА хорошо слышал это "НЕЧТО". Ни пением, ни музыкой это назвать нельзя. Придя домой узнал, что концерт начался с опозданием на полтора часа. Бедные слушатели: как им многократно не повезло!!!

О НАСУЩНОМ

Москва. Ближайший тренинг 9-11июля. (4-го июля финал ЕВРО 2004 и этим все сказано)

1 ряд - 300 евро.2 ряд-150 евро.

Предоплата 3500 руб. до 20 июня. Запись и справки по тел.(095) 350-30-90.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное