Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

 

20.06.04. Выпуск 45

«Усердный труд, твердо поставленная цель и постоянство сократят путь. Не рискуйте строить здание всей жизни на фундаменте, заложенном в один день».
Глава IX «Трудись и жди». Из книги Морисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА


РАЗДЕЛ I. МЕНТАЛИТЕТ, ХАРАКТЕР РУССКОГО НАРОДА

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

1.1. К вопросу о менталитете

Проблемы, касающиеся менталитета, ментальности недостаточно глубоко разработаны в современной философии, психологии, социологии, историографии. Глубинные проявления сути человека, социальных групп, наций во многом пока покрыты тайной; человечество, пытаясь осмыслить, понять многие эти процессы, все-таки скользит по поверхности... Зацикленность на сознании, логике, материальном, обыденном не позволяет сделать прорыв в "запредельное", в глубины коллективного бессознательного. Огромную роль в постижении тайн человеческой души, в частности парадоксальности русской души, играют интуиция, со-зерцание.
Продолжая мысль, касающуюся скудности сведений о внутреннем мире человека, его душе и духе, хочу констатировать, что в современных словарях, в частности в "Словаре иностранных слов", изданном в 1983 году, и философских словарях, появившихся до 1989 года, — кроме двух строчек в "Толковом словаре русского языка" С. Ожегова и Н. Шведова, изданном в 1994 году, и интересных сведений в словаре "Современная западная философия" (М., 1991) — я не нашел даже такого понятия, как менталитет! Хотя надо отметить, что в последнее десятилетие произошел резкий скачок в освоении этой проблемы. Появились статьи, книги, материалы различных конференций. Русская идея, национальная идея, патриотизм, сознание и самосознание русского народа, духовность, нравственность, культура тем или иным образом стали связываться с менталитетом, ментальностыо.
Менталитет (от лат. mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — мировосприятие, умонастроение, совокупность умственных установок, привычек мьпиления, фундаментальных верований, предрасположенн остей индивида или коллектива (социальной
группы) к тому, чтобы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
Менталитет — это общечеловеческое свойство психики, формирующееся под воздействием традиций, культуры, социальных структур, среды обитания, которое и само в свою очередь воздействует на них.
В менталитете выражено не столько сознание, сколько подсознание, неясное, невербализуемое, связанное больше с чувствами, верой, не поддающееся логике, рационализации. Ментальность и менталиmem — близкие, но не равнозначные понятия.
Менталыюстъ — это некая характеристичность, своеобразная
личностная или социальная память, некое «имя» человека, социальной группы, круга, слоя, сословия, народа, нации. Поэтому термин "ментальность" может относиться к самым разным "социальным стратам" и к историко-географическим ареалам.
Подводную часть айсберга менталитета нации, народа составляет "коллективное бессознательное и его архетипы" (К. Юнг): "...коллективное бессознательное, которое не обладает разработанной формой языка, не владеет логикой — следовательно, не может самостоятельно мыслить, т. е. не создает свои тексты, не формирует концепции. Но у него есть образы, и оно умеет оперировать ими, создавая новые образы из старых, не отрекаясь от них совсем; есть своя система предпочтений, не разработанная в деталях (если ее оценивать с позиций логики); есть свое представление о том, что хорошо и что плохо (или даже греховно) в поведении человека. Есть память, уходящая в далекое, еще дочеловеческое прошлое. Есть и способность
развиваться под воздействием окружающей среды. Но в отличие от сознательного в бессознательном все процессы идут в ином временном масштабе — оно ведь опирается и на то далекое прошлое, которое уже забыто нашим дневным сознанием. Оно живет еще в мире архетипов. Коллективное бессознательное не может действовать самостоятельно. Оно действует через людей. Общество может жить в гармоническом состоянии и быть послушным своим властям до тех пор, пока есть согласованность между деятельностью людей и их откликами в бессознательном (курсив мой. — В. Ш.).
<...> Может возникать и состояние конфликта между деятельностыо общества и состоянием его бессознательного. Тогда бессознательное начинает искать своего героя". Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 220-221. 13

Интерсубъективный в своей сущности мир ментальности в основном лишь осознается, рационализируясь только выборочно, "пятнами", связывая тем самым философию, идеологию, религию и т. д. с миром бессознательного и определяя образ целостной жизни человека.
Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное — все эти оппозиции пересекаются на уровне менталитета и растворяются в нем.
Термин "менталитет" появился уже в 1856 году у Р. Эмерсона (американского философа, родоначальника трансцендентализма), далее был развит М. Прустом. В 1922 году Леви-Брюль опубликовал исследование "La mentaiite primitive", в котором выделил два типа ментальности — дологическую и логическую.
Вехой в истории концепции менталитета стали работы французского историка Ж. Лефевра, воторый ввел понятие "коллективная ментальность". Историк обнаружил, что коллективная эмоция (допустим, страх) легко направляется на новый объект, если первоначальный разоблачается как мифический. Коллективная и индивидуальная ментальности представляются Лефевром как биологически обусловленные.
У историков школы "Анналов" Л. Февра и М. Блока трактовка ментальности лишена биологического оттенка. Ментальность, по Л. Февру, — не биологическая укорененная константа, а умонастроения, психологические установки и стереотипы мышления людей разных эпох. В исторических реконструкциях ментальность обнаруживается как отстаивание, сопротивление переменам. Ментальность изменяется медленнее, чем материальное окружение, социальные институты. Ментальность фиксирует относительно устойчивые, общие для людей одной эпохи реакции на события внешнего мира.
Интересный взгляд на ментальность высказывает философ-экзистенциалист К. Ясперс в работе "Духовная ситуация времени". К. Ясперс выделяет в общественной жизни две позиции: порядок существования и экзистенцию, их единство обеспечивает ситуация. Через ситуацию выявляется взаимодействие эпохи и человека, их взаимовлияние; таким образом формируются человеческое сознание и его влияние на социум.
По Ясперсу, спонтанность и рефлективность проявлений человека (сознания) лучше всего характеризуют его вписанность в социум. Целостность натуры человека, вписанность его в мир, контекст культуры собственно и определяются этим двуединством — спонтанностью проявлений и рефлективностью (анализом, взглядом на себя со стороны, оценкой себя в предлагаемых обстоятельствах). Таким образом, косвенным путем раскрывается ментальность личности.
Эти идеи использованы мной в другом контексте, в разработке проблем творчества, диалога учитель -ученик, необыкновенно важного в самостановлении творца, преображении его внутреннего мира, творении себя. Но к ним я шел от М. Бахтина, В. Лефевра, Ж.-П. Сартра.
И, наконец, заканчивая исторический экскурс в становление менталитета, ментальности, мне хотелось бы обратиться к концепции Э. Фромма. Согласно его модели, все социально-экономические и политико-идеологические мотивы активности людей имеют шанс на успех в истории лишь при условии их "резонанса" с социально-психологической аурой, в которой они действуют. Иными словами, "рацио" структуризировано как жизнеспособное образование на матрице социально значимого "эмоцио", причем их локальное комплексование может перерастать в "глобальное" по автокаталитическому принципу.
Менталитет личности, социальной группы находится в состоянии постоянного развития и изменения. Имея общечеловеческую направленность, менталитет тем не менее носит национальную (этническую), сословную, классовую и т. д. окраску.
Советская наука, выявляя политические, социально-экономические, классовые факторы, влияющие на поведение человека, обращала мало внимания на самого человека, его внутренний мир (симпатии, душевные предпочтения, чувства и т. д.).
Теперь поставим вопрос: "Не разрушили ли нашу ментальность антропологические катастрофы XX века и калейдоскоп шараханий последних десятилетий (оттепель> застой > перестройка> приватизация > невменяемость нашего времени)?"

Образно говоря, человек просто не успевает среагировать на очередной удар; я называю все эти преобразования "ударом под дых" или "кессонной болезнью" человека. "Народ безмолвствует", потому что просто одурел от этих злодеяний.
Думаю, что урон нанесен ощутимый. Ведь в страшное и парадоксальное время правления Сталина, как ни странно, существовало согласие. "Отец народов" силой идей смог всколыхнуть глубины бессознательного, поднять многонациональный народ, объединить его. Бессознательное как бы было обмануто силой идеи. Эта идея захватила всего человека.
В первую очередь, любое время надо судить по его законам, а не подтасовывать факты, не исходить из других «правил игры». Главное — чем меньшим историческим промежутком времени мы оперируем, да еще на сломе формаций, тем большие ошибки нас могут подстерегать.
Поэтому, во вторую очередь, необходимо этапы истории народа, особенно такой сложной и противоречивой нации, как русской, рассматривать в историческом развитии, учитывая и падения и взлеты. Чем больше «этапов пути» народа будут как бы соединены друг с другим, тем глубже анализ, зримее перспектива, тем больше возможностей докопаться до корней проблемы определения приоритетов, ошибок и побед, сути, предрасположенностей, менталитета народа. То есть, нужен перспективный взгляд со стороны и, что существенно, в сравнении со своей историей и с учетом контактов, диалога с другими народами, государствами.

1.2. Раскол — родовая травма в судьбе России

Использование автором образа родовой травмы, рождения созвучно с сократовской майевтикой (повивальное искусство), юнговским представлением о творчестве как о рождении плода творчества, а главное — с метким замечанием А. Герцена о стремлении русского человека в своих деяниях «как бы перескочить с 1-го месяца беременности на 9-й». что, безусловно, является причиной многих наших бед (патологий, кризисов, деформаций, деструкции).
С одной стороны, мы, русские, "ленивы и не любопытны"(А. Пушкин), надеемся на авось; с другой стороны — по-шучьему велению стремимся "как бы сразу из бедного превратиться в богатого" (Н. Лесков). С одной стороны, мы — "Родина незавершенных начинаний" (незавершенки в строительстве и т. д.): 95% дела делаем, далее останавливаемся и 5% не осиливаем. Рождаем идею, а реализоавть ее не можем, иногда не хотим, так как неинтересно. Также не завершены русские шедевры: "Евгений Онегин", "Мертвые души", "Братья Карамазовы". Есть начало — нет конца. С другой стороны: "Время вперед!", "Догнать и перегнать Америку", авралы, "кавалерийские наскоки", различные "кампании".
Мы вроде бы работаем на будущее, закладываем фундаментальные основы (образование, творчество), а в действительности все разрушаем на корню. Русский человек любое дело часто начинает с некоторого отрицания, в этом проявляется наш нигилизм и некая аннигиляция:

"Нет, не тебя так пылко я люблю..." — М. Лермонтов,
" Нет, только тот, кто знал..." — Л. Мей (Гете),
" Не то, что мните вы, природа..." — Ф. Тютчев,
" Не пой, красавица, при мне..."—- А. Пушкин,
" Не верь, мой друг..." — А. Толстой,
" Ни слова, о друг мой..." — А. Плещеев (Гартман).

Раскол в России носит всеохватный, глобальный характер. Это некая двойственность русской души, ее парадоксальность — антиномичность (Н. Бердяев), полное расхождение идеального с реальным, материального с духовным, сущего с должным, рационального с иррациональным. Раскол — это двоеверие, двоевластие, противостояние славянофилов и западников, левых и правых, бедных и богатых, настоящего и прошлого, государства и общества, власти и человека и т. д. Манихейскими и дуалистическими тенденциями пронизаны все капилляры жизнестроя России (мы — они, добро — зло; наши — воплощение добра, чужие — воплощение зла).
Таким образом, раскол вошел в "глубинную память народа" (Б. Рыбаков). Даже в названии литературных произведений—а Россия — страна литературоцентричной культуры — заложен раскол: "Отцы и дети", "Война и мир", "Преступление и наказание", а главный герой последнего романа —- Раскольников.

Первая причина раскола
Географически, геополитически, геоантропокосмически Русь была обречена на особую судьбу, своей "распятостью". "раскорячкой" (В. Шукшин) между Европой и Азией (Западом и Востоком). России было предначертано судьбой быть связующим звеном между Европой и Азией. Д. И. Менделеев в своей статье "К познанию России" писал: "Россия, расположенная отчасти в Европе, отчасти в Азии... назначена историей именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией примирить, связать и слить".
Но "поводыри" не понимали этого предназначения России; их взоры зачастую были обращены в сторону Запада. Так было с Петром I.
" Петру удалось на века расколоть Россию: на два общества, два парода, переставших понимать друг друга. Разверзлась пропасть между дворянством (сначала одним дворянством) и пародом (всеми остальными классами общества) — та пропасть, которую пытается завалить своими трупами интеллигенция XIX века. Отныне рост одной культуры — импортной, совершается за счет другой — национальной. Школы и книги делаются оружием обезличивания, опустошения народной души. Я здесь не касаюсь социальной опасности раскола: над крестьянством, по безграмотности своей оставшимся верным христианству и национальной культуре, стоит класс господ, получивших над ним право жизни и смерти, презиравших его веру, его быт, одежду, язык и, в свою очередь, презираемых им. Результат получился приблизительно тот же, как если бы Россия подверглась польскому или немецкому завоеванию, которое, обратив в рабство туземное население, поставило над ним класс иноземцев-феодалов..."2Федотов Г. Трагедия интеллигенции // Мыслители русского зарубежья. СПб , 1992. С. 283.
Судьбе России во многом идентична судьба Франции, синтезирующей (объединяющей) римско-католический и германо-протестанский миры. "Такая взаимная нейтрализация германского и романского элементов во французском народе составляет причину того, что все произведения его менее оригинальны, имеют меньшее внутреннее достоинство, нежели произведения гения германских или романских народов, более сохранивших свою своеобразность и самобытность"3.
Данилевский II. Я. Россия и Европа. СПб., 1995. С. 203.

Можно сказать, что творчество французского народа подобно российскому, в большей степени направлено вовне (экстравертно). Французский и русский народы в основном — трансляторы идей, творений более интравертных народов, но судьба России более парадоксальна и трагична.

Вторая причина раскола
Уникальность России состоит в том, что это страна "бесконечного простора" (Н. Гоголь), "бремени необъятного пространства" (И. Ильин), "власти пространства", Россия "беременна ширью" (Н. Бердяев). Действительно, Россия — страна равнин и степей, простирающихся от Карпат до Тихого океана, без значительных гор, не защищенная естественными преградами.
" Бремя пространства" оказалось для России тяжелейшей, коварнейшей ношей, которую страна пока так и не осилила. Эта субстанция одновременно властвует над нами и является нашим бременем, мы ее заложники.
Во-первых, "власть пространства" многократно усиливает тенденции, возникающие из-за распятости России между Европой и Азией, —- экстравертность, пространственно-образное (горизонтальное) правополушарное мышление, созерцательность, преобладание центробежных тенденций над центростремительными, эмпатию, развитую интуицию. Все это — огромные достоинства российского человека, дающие ему большие творческие потенции, но, с другой стороны, эти достоинства имеют оборотную, негативную сторону.
Во-вторых, "бремя необъятного пространства" не позволило России в своем историческом развитии, особенно в начале ее становления, пройти путь вызревания национального самосознания, сплочения общества, нахождения основных ценностных доминант — путь закрытости (интровертности), отгороженности от остального мира, некой герметизации, изоляции. Примеры закрытости: «аутичное» развитие Японии с 1603 по 1868 годы; "островной изоляционизм" Англии, длящийся несколько веков; США, вызревающие в удалении от Старого Света; и, наконец, 50-летняя отгороженность СССР (несмотря на все издержки) — говорят о многом, учитывая впечатляющие результаты развития этих стран.
Расположенность как бы на розе ветров, неком перекрестке, в «проходном дворе» не позволили России, подобно вышеупомянутым странам пройти путь полноценного становления, закрытости, изоляционизма. Вышесказанное в определнном смысле сравнимо с потребностью самодостаточной личности в одиночестве. В 1966 году в США был выпущен информационный бюллетень "Исследование психологии научного творчества в США", где подчеркивалось, что "стремление подолгу оставаться одному" является одним из качеств творческой личности. России, ни объективно, ни субъективно, в должной мере не пришлось испытать в своем историческом развитии благотворного воздействия одиночества. Гермитизацию, закрытость, изоляционизм, состояние одиночества (интровертность) не надо путать с понятиями открытого и закрытого общества. Герметизация, закрытость, изоляционизм общества, этноса, страны сравнимы с человеческой (личностной) интровертностью — погруженностью в свой внутренний мир. обращением к своим истокам, сути. Только найдя себя, можно открываться миру. Человеческая экстравертность сродни диалогу, открытости миру Другого, Других (социума, этноса и т. д.). Вначале необходимо проявиться, стать самим собой, вызреть, а затем — диалогизировать. Но, тем не менее, одним личностям (психотипам) более свойственна экстравертность, другим — интровертность. Ведь в течение восьми веков (с XIII по XX в.) Россия находилась в состоянии войны свыше 500 раз, 2/э своего существования Россия воевала. "Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды..."4.Ильин И. А. О России. М., 1991. С. 13.
" Не до жиру быть бы живу", насилие, жесткая централизованная власть, без которой невозможно было выжить, — все это было следствием бремени (власти) необъятного пространства. Бремя природы, полиэтничности (И. Ильин), многоосновность России во многом проистекают от власти пространства.
Можно констатировать, что наши, российские "университеты" оказались однобокими. Закрытость (интровертность) ведет к развитию временного, вертикального (логического, рационального), левополушарного мышления, в котором главным инструментом сознании является рефлексия, а затем — к гармонии, диалогичному взаимодействию левого и правого полушарий мозга человека, а значит - и к диалогичности человеческих взаимоотношений, единению, согласию в обществе. Равновесное состояние интровертности и экстравертности, эмпатии и рефлексии, сознательного и бессознательно необходимо как человеку, так и обществу. Безусловно, это равновесие колеблется в зависимости от психотипа личности, менталитета нации, этноса. Хотя западное общество в большей степени левополушарное, но, к примеру, Франция, Италия, Греция, Испания ближе нам, идентичнее. Они, как и мы, россияне, более правополушарные. Из восточных стран нам идентичнее Индия, а Китаю — Германия (oни прагматичны, трудолюбивы и т. д.). Но мир Востока целостен. Если мы (Россия) перекошены вправо, а Запад влево, то Восток, благодаря единству практической и теоретической философии, обеспечил гармоничность личности. Отсутствие практической философии во многом способствовало однобокому развитию России и Запада.
Пути ликвидации раскола
Первый путь ликвидации раскола — это внятное формулирование национальной идеи, которая автоматически сближает все российские оппозиции. Это и путь к гражданскому обществу, нахождению некой |доминанты, срединности российского общества.
Второй путь ликвидации раскола предложил Платон, который не позволил идеальному определять реальное, начав с реального, он достиг идеального. Это путь через единораздельную цельность (анализ через синтез).
Третий путь — наиболее заманчивый для России, так как он не нарушает российских приоритетов, менталитета, жизнеустройства, — сближение России с Востоком, за что ратует автор этих строк. Это концепция Тейяра де Шардена, французского философа, ученого, теолога, который более 20 лет проработал в Китае. Он соединил практическую и теоретическую философию. Тейяр де Шарден как бы «заземлил» духовность. «Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Тейяр де Шарден определил свою философскую позицию как монизм. Единство материи и сознания основано на том, что материя есть матрица духовного начала (курсив мой. — В, III.)»5! Философский словарь. М., 1989, С. 644.
Собственно, соизмеряя материальное и духовное, реальное и идеальное
находя отклик этих оппозиций друг в друге, рассматривая их во взаимопревращении, мы оживляем, одухотворяем прозаические вещи (материальное, реальное). Таким образом, мы переключаемся от теоретизирования на действие и переживание единства. Оппозиционность и раскол на этих путях просто отсутствуют, а сами пути пересекаются и взаимодополняются.
Манихейской болезнью, к большому сожалению, страдает российская интеллигенция; она подливает масло в огонь, усугубляя раскол, усиливая противостояние «стенка на стенку».
Мы должны все сделать, чтобы не только остановить политический и экономический развал, но и предотвратить еще более страшную беду — нравственную и культурную деградацию. Интеллигенция, будучи одаренной духовно-душевно, нравственно (интеллигентность — это состояние души), первой понесет людям идеи объединения, согласия, созидания, преображения. Кто же, если не мы? Возложение на себя ответственности за других — высоконравственный поступок, итог рефлективного размышления. А это уже путь к социальной рефлексии, главному предназначению образованного, культурного, понимающего, толерантного человека. Терпимость к мнениям, вере, поступкам других (толерантность) многого стоит. Из приятия, понимания других проистекают нравственность, любовь.
И последнее. По-настоящему противостоять насилию, в силу своих качеств, может только интеллигенция. Она может отстоять диалог, иначе по законам психологии насилие (монолог) будет продолжать раскалывать наши души, общество на две половины. Одна часть будет инфантильной, пассивной, другая — конфликтной, агрессивной. Таким образом, спасение наших душ, гражданского общества находится в наших руках.
Новая парадигма мирового сообщества в XXI веке — эре Водолея (творчества, объединения, согласия) — требует более сложных форм самоорганизации. В новых условиях необходимо жить одновременно по меньшей мере в двух измерениях — вместе и врозь, а это некая гармония, соборность, которая сравнима с прекрасным ансамблем, хором. В нем «мы» (коллективизм) и «я» (индивидуализм) созвучны, со-резонантны, как в слаженном хоре.
Таковы пути выхода России из распятого, расколотого, промежуточного состояния в открытое общество.
Продолжение следует

О ФУТБОЛЬНЫХ ДЕЛАХ
В предыдущем выпуске я сообщил, что 7 июня, за пять дней до чемпионата Европы по футболу, в некогда одной из самых популярных ленинградских газет, а именно, в СМЕНЕ вышло мое интервью по поводу этого спортивного события, к которому приковано внимание многих сотен миллионов жителей планеты. Вначале несколько предварительных замечаний. Сейчас СМЕНА стала совершенно другой газетой, я бы даже сказал, она стала во многом спортивной эпатажной газетой. Корреспонденты, как понял по нескольким выпускам, а также по моему интервью стараются, что называется «подлить масла в огонь». Но это, в наш век коммерции и понятно. Интервью, которое вы сейчас прочтете, сделано из двухчасовой беседы, которая была записана корреспондентом на магнитофон. Естественно, что самого текста я не видел, так как и название статьи и некоторые выражения я бы в печать не пропустил. Итак…

АВТОРИТЕТНЫЙ ВЗГЛЯД
НАЛЕЙТЕ КЕРЖАКОВУ ВОДКИ И ВИНА!
Спортивный психолог Владимир Багрунов считает, что в Португалии футболистам сборной России нужно пить и петь.

НАКАНУНЕ чемпионата Европы по футболу «Смена» обратилась за прогнозом к самому известному в Петербурге специалисту в области спортивной психологии кандидату психологических наук Владимиру Багрунову. Багрунов консультировал великого футбольного тренера Павла Садырина во времена его работы в «Зените», творца многочисленных побед российских фигуристов Тамару Москвину и некогда вице-чемпиона мира по шахматам Гату Камского.
- Владимир Павлович, светит ли что-то нашей сборной в Португалии?
- Увы. Лично я в успешное выступление не верю. Выйти из группы мы не сумеем. Может, удастся сыграть с кем-то вничью, но не более того.
- На чем основан ваш прогноз?
- Ярцев так и не смог создать команду. Настоящий коллектив. Сам Ярцев как психолог - полный ноль. Во-первых, он деморализует команду курением во время игры. Но самое ужасное - это его голос. Он у него прокурен и пропит. Это даже не голос, а хрип. У человека, значит, внутри все разбито, он как бы инвалид.
А ведь голос оказывает огромное воздействие на футболистов. Все выдающиеся тренеры обладали отличными голосами. Нет и лидера в команде.
- Считаете, Онопко был незаменим?
- Онопко, кстати, в этом плане не потеря. Капитан из него все равно никудышный. Он же флегматик, как и многие большие люди. Такие лучше всего поддаются внушению, гипнозу. Другой претендент на капитанскую повязку, Алексей Смертин, мало разговаривает. А ведь капитан должен быть душой компании. Он и накричать должен уметь.
- Ну, тогда на эту роль подходит Овчинников...
- Это, безусловно, самая яркая личность в сборной. К сожалению, наш голкипер не умеет контролировать свои эмоции и из-за этого может завалить весь матч. Малафеев гораздо более устойчив психологически. Но как харизматический лидер Овчинников, конечно, вне конкуренции.
- А может ли стать лидером Радимов?
- Мне очень импонировал Владислав. Однако его недавний поступок заставил в нем разочароваться. По всей видимости, у Радимова есть какой-то внутренний зажим, и он может сорваться в любую минуту, а значит - подвести команду. Выходит, лидером ему не стать.
- Многие игроки сборной накануне чемпиоиата Европы получили длительные дисквалификации. У нас что, команда психопатов?
- Выходит, что так. Вообще среди выдающихся людей, в том числе и спортсменов экстракласса, очень много неуравновешенных личностей. Известно, что гениальность и помешательство - вещи очень близкие.
- Как Овчинникову, Рядимову и другим привести нервы в порядок?
- Самое лучшее средство - пение. Особенно всей командой. Для большего эффекта надо образовать кольцо, взять друг друга за плечи. И сразу коллектив образуется, даже если люди практически незнакомы. Я видел команды, которые это практикуют. Так они потом играют как черти!
- А другие средства есть?
- Эффект от пения примерно такой же, как и от алкоголя. Пить и петь - это даже звучит схоже. Поэтому могу порекомендовать употребление спиртного. Естественно, в умеренных количествах. Знаю, что в былые годы многие футболисты это практиковали. И в команду брали тех, кто мог «спиться» с коллективом. На Западе игроки пьют вино перед матчем, но никто не напивается, естественно. А сухой закон, напротив, закрепощает, вызывает перенапряжение.
- И какова оптимальная доза?
- Тут все индивидуально. Шаляпин, изучению творчества которого я посвятил много лет, перед концертом выпивал 100 г водки. Правда, у него был вес 120 кг. Думаю, стакан сухого вина в день игры за завтраком пойдет на пользу игрокам сборной.
- Игра в карты для релаксации подходит?
- Можно играть на интерес, но почти уверен, что наши футболисты предпочитают играть на деньги. А вот это вредно. Проиграешь - возникает злость на партнера и где-то это обязательно скажется.
- А секс во время чемпионата Европы полезен?
- Об этом лучше на время турнира вообще забыть. Если футболист переспал с женщиной накануне игры, то он потратил огромное количество энергии. Спорт такого уровня - это предельная самоотдача. Надо копить эмоции в себе, не растрачивать их попусту. Тот же Шаляпин за день - два до концерта полностью отключался, даже не отвечал на телефонные звонки. И этот эмоциональный потенциал должен выстрелить в нужный момент.
Леонид ВОРОХОВСКИЙ

Маленький комментарий.
Прогноз полностью подтвердился. Большая часть вины за неудачу сборной лежит на руководстве сборной и футболом страны в целом. Пока руководство футбола и тренеры будут игнорировать психологию, речи о победах быть не может. Я это повторяю без конца, но …Кстати, гимн наша сборная ни разу на чемпионате не пела.

О пении
Позавчера, 18.06.04. впервые опробовал в деле новую для меня систему аккомпанемента, поставленную мне в мой ноутбук. Это похоже на караоке, но с принципиальными отличиями: можно убирать мелодию, оставляя аккомпанемент, а также можно подбирать под свой голос тональность. Все это делается одним нажатием соответствующей кнопки. Был день рождения у двоюродной тети моей жены. Родственников и ближайших знакомых было 8 человек. Часа через полтора, как это бывает в подобного рода застольях, наступила пауза, когда есть два продолжения: пить или петь. Сейчас, когда певческая застольная традиция, за редким исключением, утеряна, хозяева и гости чаще всего предпочитают пить. С хозяйкой-именинницей мы заранее договорились о певческой части застолья. И вот она «дала мне отмашку» и … следующие два часа пролетели, как одна минута. Не буду говорить о своем пении, дело совсем в другом. День рождения из обыкновенного застолья превратился в настоящий праздник. Все пели и получали от этого настоящее наслаждение. Хозяйка в один из моментов от избытка чувств даже прослезилась. По общему мнению, для всех это был незабываемый вечер.

О НАСУЩНОМ

Москва. Ближайший тренинг 9-11июля. (4-го июля финал ЕВРО 2004 и этим все сказано)

1 ряд - 300 евро.2 ряд-150 евро.

Предоплата 3500 руб. до 20 июня. Запись и справки по тел.(095) 350-30-90.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное