Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
Информационный Канал Subscribe.Ru |
СКРЫТЫЕ
РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
Проект www.bagratid.com |
Ведущий Багрунов В.П. |
13.06.04. Выпуск 44
"Чем больше
вызнаете, тем более вы можете сберегать свои силы и средства и производить
большую работу с меньшими усилиями" - Киплинг
Глава IX "Трудись и жди". Из книги Морисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"
Символично, что
сегодня, в день России начинаю распечатку обещанной книги Валерия Николаевича
Шерстова
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Об авторе и его
книге. Е. Е. Нестеренко............................................
3
Предисловие. А. С. Яковлева...............................................................5
Введение................................................................................................7
Раздел I. Менталитет, характер русского народа
Глава 1. Структура личности русского человека............................11
1.1. К вопросу о менталитете.............................................
11
1.2. Раскол родовая травма в судьбе России................15
1.3. Менталитет русского человека...................................22
1.4. Менталитет русского человека с точки зрения функциональной асимметрии
полушарий мозга......31
1.5. Созидательность закрытого советского общества ... 45
Глава 2. Парадоксальность характера русского народа.................48
2.1. Парадоксы России и Германии на сломе формаций... 48
2.2. Незрелость русской души............................................50
2.3. Идеи Ф. Хайека и российский рынок.........................59
2.4. Объединение людей: эффект резонанса......................64
2.5. Парадокс превращения достоинства русского народа в свою противоположность............................72
Глава 3. Пути ликвидации российского раскола............................75
3.1. Эволюционизм вместо тоталитаризма.......................75
3.2. Общественное согласие — путь к спасению России... 82
3.3. Диалог российского и западного менталитетов .......84
3.4. Политические игры или спасение России?.................89
Глава 4. Противостояние двух систем (Россия — Запад)...............92
4.1. В. Лефевр о двух этических системах.........................92
4.2. Последствия ликвидации противостояния.
Феномен золотого сечения..........................................98
Раздел II. Творчество — доминанта России XXI века
Глава 1. Созерцание как основа творчества..................................
109
1.1. Созерцание в европейской, восточной и русской интерпретации............................................................
109
1.2. Значение веры в преображении внутреннего мира человека......................................................................
116
1.3. Творящий космос: принцип и модель взаимодействия микро и макрокосмоса.............................
119
1.4. Душа — центр человеческого существа................... 123
Глава 2. Эволюция человечества как диалог полушарий
мозга человека ...........................................................
126
2.1. Функциональная асимметрия полушарий мозга человека и проблема творчества..............................
126
2.2. Функциональная асимметрия полушарий мозга человека и типы личности.........................................
132
Глава 3. Диалог сознательного и бессознательного
в творчестве................................................................
134
3.1. Сверхчувственное восприятие, биоритмы рождения
и резонанс согласия...................................................
134
3.2. Творцы о роли бессознательного в со-настройке
с творящим космосом................................................
136
3.3. Феномен творческой медитации............................... 138
3.4. Творческая медитация или самонастрой
на грани сна и яви......................................................
145
Глава 4. Сломы творческих концепций.........................................
149
4.1. Творчество на стыке двух антропологических катастроф России XX
века........................................ 149
4.2. Смена парадигм и проблемы современного творчества...................................................................
155
4.3. Шаблонность, пассивность — разрушители творчества...................................................................
158
4.4. Интеллектуальная и творческая одаренность......... 160
Глава 5. Парадоксы творческих проявлений................................
163
5.1. Игра, спонтанность как доминанты творчества..... 163
5.2. Любовь — главный источник творчества................ 168
5.3. Эстетический вкус — вершина человеческой гармонии.....................................................................
172
5.4. Одиночество — путь к творчеству........................... 176
5.5. Феномен публичного одиночества........................... 181
5.6. Невротизм и творчество............................................
184
5.7. Девиантное поведение и проблемы творчества....... 190
5.8. Генезис феномена творчества...................................
191
Глава 6. Искусство — иллюзорный мир, созданный воображением человека
.............................................................200
6.1. Творец, исполнитель, слушатель, зритель: этико-эстетическая сверхзадача................................200
6.2. Исполнительство: медитационно-созерцателышй процесс........................................................................203
6.3. Парадоксы творческой со-настройки......................206
6.4. Дуракаваляние и обломовщина — маски творческого самосохранения
русского человека .................210
Глава 7. Российская интеллигенция и креативность
русского народа.........................................................213
7.1. Тайны и парадоксы российской интеллигенции.....213
7.2. Творческая личность как духовная ценность (интеллектуальная, духовно-душевная,
профессиональная одаренность; толерантность и «конформизм» интеллигенции)..........................................................217
7.3. Творчество, интеллигенция и власть........................227
7.4. Интеллигенция и проблемы конформизма..............233
7.5. «Поэт в России больше, чем поэт!»..........................235
Глава 8. Образование как создание образа человеческого
в душе подрастающего поколения...........................237
8.1. Диалог традиций и новаторства в творчестве: традиционная и креативная
педагогики..................237
8.2. Образование в России: прошлое, настоящее, будущее.......................................................................242
Раздел Ш. О женском образе России:
Глава 1. Менталитет русского народа в свете женских начал.....246
1.1. Взгляд в XXI век с точки зрения тендерных исследований..............................................................246
1.2. О женской сути России..............................................252
1.3. О женском образе творчества...................................262
1.4. Женская суть России и творческая андрогиния......264
Глава 2. Гармония мужских и женских начал — мощный стимул
развития человечества...............................................274
2.1. Биархат — будущее человечества............................274
2.2. Миф Платона о стремлении человека к изначальной целостности. Сценарии
развития андрогенной цивилизации...............................................................282
Глава 3. Женская суть России: поиск идентичного
и дополнительного.....................................................286
3.1. Россия и Франция на пути к андрогенной цивилизации ...........................................................................286
3.2. Россия и Европа: приобретения и потери................290
Вместо заключения..........................................................................294
Словарь основных терминов..........................................................306
Послесловие. С, Я. Некрасов...........................................................
311
Оба предисловия
были даны в анонсе книги ранее. Начнем со словаря основных терминов.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Андрогиния [от лат. andros — мужской, gynes — женский] — в первоначальном
смысле (С. Бем) характеризует состояние людей, успешно сочетающих в
себе традиционно мужские и женские психологические качества.
Аннигиляция [лат. annihilatio < nihil — ничто, букв, превращение
в ничто, уничтожение, исчезновение] — превращение частицы и античастицы
при их столкновении в другие частицы.
Антиномия [греч. antinomia — противоречие в законе] — противоречие между
двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Аутентичный, аутентический
[гр. authentikos] — подлинный; соответствующий подлинному, исходящий
из первоисточника.
Аутизм — погружение в мир личных переживаний с активным отстранением
от внешнего мира.
Тендер—термин, указывающий на социальный статус и социально-психологические
характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но
возникают во взаимодействии с другими людьми. Тендер затрагивает психологические,
социальные и культурные особенности различий между мужчиной и женщиной.
Генезис (генез) — происхождение, возникновение; в широком смысле - момент
зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному
состоянию, виду, явлению. Геоантропокосмшм:
1) гео... [греч. ge — Земля] — часть сложных слов, означающая: относящийся
к Земле, к ее изучению;
2) антропо... [греч. anthrxpos] — часть сложных слов, означающая: относящийся
к человеку;
3) космос [греч. Kosmos — Вселенная] — пространство, простирающееся
за пределами земной атмосферы (околоземное, межпланетное, межзвездное
и межгалактическое), со всеми присутствующими в нем объектами, Вселенная.
Девиация [позднелат. deviatio] — отклонение. Социальная девиация — некое
отклонение от нормы, которое имеет широкий спектр проявлений в человеческом
сообществе.
Дескрипция [лат, descriptio — описание] языковая конструкция, заменяющая
собственное или нарицательное имя предмета; передается сочетаниями:
«тот..., который...», «такой..., что...».
Деструкция [лат. destroctio] — разрушение, нарушение нормальной структуры
чего-либо.
Детерминировать [лат. determinare] — определять, обусловливать. Дефиниция
[лат. definitio] — то же, что определение.
Дискретность [лат. discretus — разделенный, прерывистый] — прерывность;
противопоставляется непрерывности.
Дискурсивный [позднелат. discursus — рассуждение, довод] — рассудочный,
понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного,
созерцательного, интуитивного, непосредственного).
Дихотомия [греч. dichotomia< dicha на две части + tome сечение] —
последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова
на две и т.д.
Дуализм [от лат. dualis — двойственный] — философские учение, исходящее
из признания равноправными двух начал — духа и материи, идеального и
материального.
Импликация [лат. implico - тесно связываю] — логический эквивалент оборота
"если..., то..."; операция, формализующая логические свойства
этого оборота.
Интроверт [англ. introvert < лат. intro — внутри, vertere — поворачивать,
обращать] — человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью
на своем внутреннем мире, обращенностью на самого себя, замкнутостью,
созерцательностью; противоположность — экстраверт.
Инцест [лат. incestum] — то же, что кровосмешение.
Канцерогенез [cancer — рак + ... генез] — иначе онкогенез — процесс
возникновения и развития злокачественной опухоли из нормальной ткани.
Креативность [лат. create — творить] — способность человека к творчеству,
к продуцированию уникальных идей, способов решения проблем, результатов.
Конформизм [позднелат. conformis — подобный, сообразный] — I Приспособленчество,
пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие
собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому
образцу, обладающему наибольшей силой давления.
Люмпен [от нем. lumpen — лохмотья) — деклассированные слои населения
(бродяги, нищие, уголовные элменты и т. д.).
Майевтика [лат. maieutike, букв. — повивальное искусство] — метод Сократа
извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Манихейство — религиозное учение; в основе манихейства лежит учение
о борьбе добра и зла как равноправных и изначальных принципов бытия;
возникло на Ближнем Востоке в Ш веке.
Ментальность, менталитет [от лат. mens — ум, мышление, образ мыслей,
душевный склад] — глубинный уровень коллективного и индивидуального
сознания, включающий и бессознательное. Ментальность — совокупность
готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной
группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным
образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры,
социальных структур и всей среды обитания человека.
Мутагенез—процесс возникновения наследственных изменений — мутаций;
может быть искусственно ускорен и видоизменен воздействием на живые
структуры мутагенами.
Нигилизм [лат. nihil — ничто] — отрицание общепринятых ценностей: идеалов,
моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение
в кризисные эпохи общественно-исторического развития.
Резонанс [франц. resonance, от лат. resono — откликаюсь] — резкое возрастание
амплитуды установившихся вынужденных колебаний при приближении частоты
внешних гармонических воздействий к частоте одного из собственных колебаний
системы.
Релятивизм [лат. relativus — относительный] — методологический принцип,
состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности
знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины.
Рефлексия [позднелат. reflexio — обращение назад]:
1) размышление, самонаблюдение, самопознание;
2) (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная
на осмысление своих собственных действий и их законов.
Рецессивный признак [лат. recessus — отступление] — тот из родительских
признаков, который не развивается у потомства первого поколения, является
подавленным, в противоположность развитому, преобладающему признаку
— доминантному; рецессивный признак проявляется у части особей, начиная
со второго поколения, точно так же различают рецессивный и доминантный
ген.
Синергетика [греч. synergetiros — совместный, согласованно действующий]
— междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале
70-х годов и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих
закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации
в системах самой разной природы: физических, химических, биологических,
технических, экономических, социальных.
Синкретизм [synkretismos — соединение, объединение] — слитность, нерасчлененность.
Созерцание (филос.) — процесс непосредственного восприятия действительности;
непосредственное отношение сознания к предмету. Психологически созерцание
описывается как целостно-интуитивное, недискурсивное погружение в предмет,
вплоть до эмпатического слияния с ним.
Спонтанность (спонтанный) [лат. spontaneus — добровольный, произвольный]
— самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами,
а внутренними причинами.
Сублимация (психол.) — психический процесс преобразования и переключения
энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного
творчества. Понятие введено 3. Фрейдом.
Суггестия — то же, что внушение.
Сукцессия [от лат. successio — преемственность] — последовательная смена
одних сообществ организмов (биоценозов) другими на определенном участке
среды. При естественном течении сукцессия заканчивается формированием
устойчивой стадии сообщества (климаксом). Пример сукцессии — переход
зарастающего озера в болото.
Трансцендентный — запредельный по отношению к какой-либо. определенной
сфере, к миру в целом; противоположность имманентного.
Фрустрация [лат. frustratio — обман, неудача] — психологическое состояние,
возникающее из-за состоянии разочарования, неосуществления какой-либо
значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении,
тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть
уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т. п.
Экстаз [греч. ekstasis — исступление, восхищение] — высшая степень восторга,
воодушевления, иногда на грани исступления.
Экстраверт [англ. extrovert, лат. extra — вне + vertere— поворачивать,
обращать] — человек, психический склад которого характеризуется направленностью
во внешний мир и деятельностью в нем; противоположность — интроверт.
Эмпатия [англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить
себя на место других] — способность индивида эмоционально отзываться
на переживания других.
Энтропия — определяет количественную меру беспорядка; чем больше энтропия
системы, тем меньше ее упорядоченность, и наоборот.
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к исследованию проблем творчества (креативности) возник у меня
после знакомства с диалогами Сократа, его беседами в вопросоответной
форме. Создав принцип и модель взаимодействии учитель — ученик, я натолкнулся
на идентичные мысли относительно творческой педагогики, которые высказывал
философ поздней античности Аврелий Августин:".. .мы тюка они учатся,
вселяемся в них. а они в нас... и сами мы как-то в них учимся тому,
чему учим... поскольку, любя их, мы в них живем, постольку и для нас
старое становится новым"'. 1 Цит. по: Бычкова В.В.. Эстетика Аврелия
Августина. М., 1984. С. 190. 7
Идеи М. Бубера с его "я как любящее Ты" и диалогика М. Бахтина
("со-творчество понимающих") помогли мне в работе над проблемами
диалогики и творчества. На основе сопоставления созвучных идей И. Канта,
Г. Гегеля, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра. Э. Фромма. А. Лосева, М. Мамардашвили
и других мыслителей с мудростью философов Востока была выработана концепция
взаимодействия западного созерцания с медитанионно-созерцательным. Ну
а русская философия помогла в раскрытии загадочной русской души.
Большую поддержку многим моим идеям, касающимся проблем творчества,
в том числе и вокального, оказал прекрасный грузинский певец и педагог,
мудрый И. Д. Андгуладзе, человек широчайшего кругозора и огромного творческого
потенциала.
Постепенно были созданы целостные диалого-синергетическис принципы,
универсальная система созидания творческой личности.
Почему синергетические? В синергетике, науке о самоорганизации, одним
из краеугольных принципов является то, что слабое резонансное воздействие
оказывается более действенным, чем сильное, но не согласованное со свойствами
системы. "Слабое, но резонансное воздействие очень эффективно.
Важно управлять с умом. Если мы будем "укалывать" среду в
нужное время и в нужном месте, топологически согласованно с ее собственными
структурами возбуждать, то она будет развертывать перед нами все богатство
своих форм структур".2 Князева Е. Н. Случайность, которая творит
мир // Философия и жизнь. 1991. №7. С. 25.
Издревле этот феномен человек использовал в разных видах деятельности.
Резонанс — это некая космическая чудодейственная сила, все высшие творческие
проявления (взлеты) резонансные, эффекты. Вся человеческая творческая
(созидательная) деятельность построена на резонансе сердец: "мы
эхо друг друга", "в унисон звучат сердца", "притяжение
сердец" — это поэтическая, метафорическая интерпретация резонанса
сердец. О научных исследованиях этой проблемы будет подробно рассказано
в данной книге.
" Доминантность на всех других" (А. Ухтомский) — участие,
сострадание, любовь к людям и окружающему миру — осуществляется эмпатически,
путем проникновения в мир Другого. Эмпатия — это одна из форм любви.
Вхождение в образ, мир Другого наблюдается не только в искусстве, но
и в любой сфере человеческой деятельности. Любя свое дело, превращая
его в образ жизни, образ деятельности, образ, мышления, мы сливаемся
с ним, обновляя, одухотворяя предмет своей деятельности. В этом заключен
глубинный смысл триады «воспитание — образование — обучение». Вхождение
в образ, мир Другого — уникальнейший путь к творчеству, потерянный человечеством
в неимоверной гонке научно-технического прогресса. В этом беге от самих
себя мы потеряли целостно-интуитивное, эмпатическое единение с миром,
т. е. созерцание. Именно созерцание и представляет собой магический
кристалл творчества. Интересной, на мой взгляд, находкой, открывающей
тайну творческого состояния, является разработка идеи одухотворенного
вздоха, что позволило мне выдвинуть тезис: человек вздыхающий (со-переживающий,
со-радующийся, со-участвующий, со-страдающий, со-понимаюший), т. е.
откликающийся на зов, посыл Другого, и есть творческий человек.
Вхождение в образ, в мир Другого — это творческое состояние, воспарение
к душе и духу человека. С помощью творческого вдохновения, одухотворения
мы открываем дверь в бессознательное, трансцендируем в высшие сферы
человеческого духа. Именно на этом уровне смыкается созерцание с медитационно-созерцательным,
иными словами, Запад с Востоком. Так, естественным образом, возникла
следующая тема исследований: где же место России в этой иерархии?
Тайны и парадоксы загадочной русской души захватили меня всецело на
многие годы. Безусловно, одной из главных доминант России является то,
что она креативная страна. Творческий потенциал России огромен и. по-видимому,
неисчерпаем, в ней существует мощный пласт творчества вопреки обстоятельствам
— спонтанные, глубинные выплески творческих импульсов. Все это также
подробно изложено в книге. Тайны и парадоксы российской интеллигенции
во многом проистекают из менталитета русского народа, его творческих
потенций. Ей свойственны: раскол, разрушительно-созидательные тенденции,
внутренняя конфликтность — все это проявления креативности. Многострадальной
судьбе интеллигенции посвящена большая глава книги.
Очень дорогими для меня являются главы о женском образе (лике) России,
где наряду со многими аспектами взаимодействия мужских и женских начал,
определяющих судьбу России, рассмотрен и творческий (креативный) ракурс.
Ведь творчество, рождение плода творчества, а главное — вынашивание
(инкубация) плода творчества — имеют женскую природу.
Таким образом, главным в моих размышлениях и исследованиях стала судьба
России, ее творческий потенциал, тайны и парадоксы загадочной русской
души.
Книга объединила мою многолетнюю работу над данными проблемами, многие
ее части — это своего рода очерки, они писались порой как доклады, выступления,
поэтому в книге присутствуют повторы, некая разорванность композиционного
построения, может быть, излишняя эмоциональность, что обычно не свойственно
научным работам. Но, повторю еще раз, это мои раздумья, обращение моей
души ко всем, кому не безразлична судьба России.
Хочу предупредить заранее читателей книги, что разнообразие ракурсов,
некие резкие переходы от философских, психологических, педагогических,
искусствоведческих проблем к социокультурным, наконец, бытовым, т. е.
некоторое смешение жанров, мозаичная стилистика изложения выбраны сознательно.
Только на стыке различных идей, практик, интуиции в новом миропонимании
(в плюрализме, взаимодополнительности), когда макромир проверяется микромиром,
и наоборот, когда высшее и низшее — крайности единого целого, мы способны
в творческом порыве высечь божью созидательную искру! 5
Другое дело, что все мы в основном узкие специалисты и ищем в окружающем
мире, в том числе в книжном разнообразии, свою тему, свой интерес. Тем
не менее, автор и редактор книги сделали все возможное, чтобы избежать
чрезмерной усложненности изложения.
Автору хочется выразить искреннюю благодарность за помощь в подготовке
и издании книги заслуженному деятелю искусств, доктору искусствоведения,
профессору А. С. Яковлевой, проректору по научной деятельности Уральской
государственной консерватории, заслуженному деятелю искусств России,
профессору Н. А. Вольпер, народному артисту Грузии, кандидату филологических
наук, профессору Н. Д. Андгуладзе, народному артисту СССР, лауреату
Ленинской премии, профессору Е. Е. Нестеренко, народному артисту России,
профессору И. Н. Голышеву, ректору Уральской государственной консерватории,
заслуженному артисту России, профессору М. В. Андрианову, проректору
по учебной деятельности, кандидату психологических наук, профессору
В. М. Цеханскому, доктору философских наук, профессору С. Н. Некрасову,
кандидату исторических наук, советнику губернатора Свердловской области
А. Е. Рыжкову.
Продолжение в следующем выпуске
Эта неделя была
насыщена важными с психологической точки зрения спортивными событиями.
Сейчас не касаюсь футбола, так как до начала нашего матча с испанцами
еще 5 часов. Замечу только, что неделю назад у меня дома был корреспондент
Питерской газеты СМЕНА Леонид Вороховский, который брал у меня интервью
по поводу перспектив участия нашей сборной. Был затем и фотокорреспондент,
запечатлевший меня с моим лучшим в мире котом – Нордиком. Интервью вышло
7 июня. Я его опубликую после участия нашей сборной. Сейчас это делать
по многим причинам нецелесообразно.
Поговорим о теннисе. Начнем с триумфа наших девушек. Просматривая материалы,
посвященные этому событию я отметил несколько интересных моментов. Победительница
Анастасия Мыскина вспоминает, что в детстве любимыми ее предметами в
школе были биология и литература, которые по ее мнению «самые нужные
для профессионального спортсмена предметы».
В детстве ее и ее соперницу по финалу Елену Дементьеву считали неперспективными.
Накануне финала Анастасия прямо в раздевалке пролила немало девичьих
слез и вышла на матч полностью отмобилизованной. А Елена старавшаяся
сдержать эмоции «перегорела» практически без борьбы проиграла.
Маленький комментарий. По поводу школьных предметов. Это очень похоже
на истину. По поводу эмоций перед решающим поединком. Общего решения
нет. Дозировка в ту или иную сторону индивидуальна. Могу твердо сказать,
что пение всегда полезно перед поединком. Это известно с древнейших
времен. Просто мы это забыли. А наши тренеры либо этого не знают, либо
знают, но в силу своей психологической закрепощенности, палец о палец
не ударят, чтобы этой психотерапевтической процедуре дать жизнь. Посмотрим
сегодня, в день России, будут ли петь наши тренеры и игроки Российский
гимн?
Теперь об Аргентинском мужском финале. По прессе следует, что фаворит
финала Корея очень мало симпатичная личность: замкнутый, недружелюбный
и прочее. В Большом теннисе его явно не любят, как личность. Напротив,
его соперник Гаудио, явно уступающий ему в классе, относится к людям
добродушным, эмоциональным. Про таких у нас говорят «свой парень». Напомню,
как складывалась игра. Первый сет фаворит выиграл в сухую 6:0. Второй
сет 6:2. А затем три сета проиграл и лишился победы, которая, казалось
бы, у него была в руках. В шахматах, как аксиома, считается, что самое
трудное это выиграть выигранную позицию. И поэтому высококлассный шахматист,
пока противник не остановит часы, не позволяет себе полагать, что победа
уже в кармане. Это характеризует слабых шахматистов. В спорте такую
дисциплину эмоций мы почти не наблюдаем. Отсюда и досадные промахи и
поражения. Корея посчитал дело сделанным после второго сета и не сумел
перестроиться, когда соперник стал оказывать сильнейшее сопротивление.
Вследствие этого произошла потеря координации и неминуемая в таких случаях
травма. В итоге поучительное поражения. По поводу всего этого у меня
в 1996 году была статья «ШИПЫ И РОЗЫ СПОРТИВНОГО УСПЕХА», где я критиковал
наших футболистов сборной России, которые после забитого гола, выдают
такую бурную эмоциональную реакцию, что неминуемо приводило их к поражению.
Теперь об обещанном в прошлом выпуске, о блатных песнях.
За это время кое-какой материал еще более укрепил меня в мнении о пользе
пения блатных песен. Этот маленький раздел я так и назову: «Хотите научиться
петь, начинайте с блатных песен».
Начну с далеких воспоминаний. Лет двадцать назад по телевидению была
передача, посвященная Утесову, которую вел Ростислав Плятт. Вначале
шла передача, как обычно бывает: воспоминания и т.д. На столе лежала
большая стопка старых пластинок. Рядом стоял патефон. Р.Плятт предложил
вспомнить молодость и послушать пластинки. Утесов выбирает первую попавшуюся.
Как сейчас помню это была «Гоп со смыком». Утесов мгновенно снимает
ее и заменяет другой. Та тоже в таком же духе. Он что-то говорит себе
под нос и с недовольным видом ставит третью пластинку. И та тоже с блатной
песней. Между Утесовым и Пляттом происходит диалог, в котором Утесов
обвиняет ведущего в предвзятости при подборе пластинок. Тот отнекивается
и делает вид, что это все дело случая и подзуживает Утесова поставить
еще пластинку. Тот долго не решается и говорит о том, что это были ошибки
молодости, что им записано много прекрасных советских песен. Но все
таки, в конце-концов, он ставит новую пластинку и … После этого он разозлившись,
что-то выговаривает Ростиславу Плятту и демонстративно покидает студию.
Ведущий извиняется и передача досрочно заканчивается.
Повторюсь, что многие певцы, как эстрадные, так и многие и оперные начинали
свой путь в ресторанах. Это касается не только певцов, но и музыкантов
в целом. Ресторанная школа для всех них была прекрасной школой.
В.Высоцкий начал с блатной песни «Татуировка». Это произошло в Ленинграде
весной 1960 года. Он ехал в трамвае и увидел мужчину с татуировкой на
груди. Это произвело на него впечатление и вскоре он написал стихотворение,
которое положил на три гитарных аккорда, которые ему незадолго до этого
показали. Так начался Высоцкий. Затем им было написано множество блатных
и полу-блатных песен, которые ему советская власть не простила. С психологической
точки зрения – это не только нормально, но и необходимо для начинающего
исполнителя.
Тоже можно сказать и о творчестве Александра Розембаума. Его песни ГОП-СТОП,
НИНКА, ЗИНКА, ЧЕРВОНЧИКИ, СКРИПАЧ МОНЯ и другие входят в репертуар современного
ресторанного пения. Уверен, что для А.Розенбаума эти песни были важным
этапом в становлении его творчества. Можно приводить еще и еще примеры
подтверждающую высказанную точку зрения, но и этих достаточно.
Еще хочу поделиться одним наблюдением по поводу развития голоса. Сейчас
много времени провожу в прогулках, во время которых учу наизусть Евгения
Онегина и соответственно заученное произношу в разных вариантах (закрытым,
полузакрытым и открытым голосом) и в разных темпах: от протяжного, почти,
как пение, до невероятно быстрого закрытым голосом, что напоминает звук
сирены (естественно это делается все тихим голосом). Сейчас заучено
37 строф, из которых 30 идут автоматически без единой запинки. Вот на
этих твердо выученных строфах голосом можно играть, как на инструменте
и это не только доставляет огромное удовольствие, но, как я теперь в
этом убеждаюсь, огромную пользу для самого голоса. Известно, что крайности
сходятся. Для развития голоса необходимы естественные интонации. Эта
естественность наблюдается в самом простом варианте (блатные стихи,
на которые положены песни) и в самом гениальном варианте (он же и простой,
но гениально-простой вариант), каковым является Евгений Онегин, который
положен на музыку П.И.Чайковским.
О НАСУЩНОМ
Москва. Ближайший тренинг 2-4 июля.
1 ряд - 300 евро.2 ряд-150 евро.
Предоплата 3500 руб. до 20 июня. Запись и справки по тел.(095) 350-30-90.
Будьте
в Голосе! Владимир Багрунов.
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||