Лень,
леность, праздность — давняя и излюбленная
очень многими авторами тема. Разговор о ней всегда связан с разными
системами ценностей и, соответственно, трактуется по-разному.
ЕЕ
ХВАЛЯТ И РУГАЮТ
Подавляющее
большинство текстов на эту тему можно
разделить на те, которые ругают лень, и те, которые ее хвалят. Ясно,
что первый жанр явно преобладает. Поругание лени мы встречаем в
текстах, посвященных проблемам человеческой этики. В таком
распространенном издательском жанре, как «Словарь
афоризмов» или
«Словарь крылатых изречений», мы найдем целый веер
изречений, бичующих
лень и праздность. Найдем среди них и такие, которые трактуют лень как
нечто неизбежное, как реальную часть жизни наших желаний. Похвала
праздности — наоборот, более редкий жанр. Чаще всего речь
пойдет о
художнике или поэте, для которых праздность — условие их
творческой
свободы.
ЛЕНЬ
ЛЕНИ РОЗНЬ
Сколько
видов деятельности, столько и видов лени.
Все ситуации, в которых человек «ленится»,
радикально отличаются одна
от другой. От какой работы отлынивает человек, чтобы мы могли считать
его ленивым? С какого минимума исполняемой или неисполняемой работы
можно считать, что мы имеем дело именно с ленью? Где количественные
критерии, по которым мы определяем ленивое поведение? Может ли быть
лень где-то «в глубине души», при том, что трудовая
деятельность идет
полным ходом? На все вопросы, связанные с
«сущностью» лени, ответить
очень сложно. Лень, скажем так, весьма относительна, «лени
вообще» не
существует. Человек, ленивый в одной сфере деятельности, вполне может
быть активным в другой. Важно понять: «против чего»
мы ленимся.
ЛЕНЬ
И ВЛАСТЬ
Обвинение
в лени всегда исходит от того, кто стоит у
рычага власти. Ленив всегда подчиненный. Всегда будет ленив раб в
глазах надсмотрщика, крестьянин в глазах помещика, рабочий в глазах
бригадира и так далее. С другой стороны, всякое движение по карьерной
лестнице традиционно обозначало уменьшение объемов физического труда в
пользу умственного. Деятельность человека, достигшего вершин иерархии,
заключается, скорее, в распределении обязанностей и контроле над
работой других. О феномене «демонстративной
праздности» писал
американский социолог Торстен Веблен. Он заключается в том, что высокая
статусная позиция несовместима с большой занятостью. Власть также
связана с привилегиями. Большинство привилегий, которые мы встречаем в
истории, так или иначе имеют отношение к возможности не трудиться. Поэт
и художник или держатель власти выходят из обычного режима трудовой
повинности.
У
ЛЕНИ СВОЯ БИОГРАФИЯ…
Теория
географического детерминизма объясняет все
проблемы, связанные с ленью, влиянием климата и географического
положения. Есть страны, народы, нации более ленивые и, соответственно,
более трудолюбивые.
Закономерность
здесь чаще всего следующая: лень —
это то, что обычно движется с севера на юг. Этот взгляд очень долго
оправдывал идеологию колониализма — «просвещенный
европеец» является в
«отсталую» африканскую или азиатскую страну с тем,
чтобы научить
правильно, добросовестно работать «ленивых и
непросвещенных»
аборигенов. Так оправдывалось колониальное закабаление.
…И
СВОЯ ИСТОРИЯ
Историческое
время лени распределяется по разным
периодам. «Рационально-трудолюбивые»периоды
сменяются
«романтически-ленивыми». Например, Просвещение
конца XVIII века очень
высоко ценило трудовое усилие, сменивший его романтизм начала XIX
—
наоборот. Если в те периоды, когда «на повестке
дня» просвещение,
прогресс, восстания, труд оцениваются в большей степени положительно,
то в периоды реакции, наоборот, часто видим тексты, воспевающие
праздность. В качестве примера можно привести классические тексты
немецких романтиков, такие как «Люцинда» Фридриха
Шлегеля с отдельной
главой «Похвала праздности» и «Из жизни
одного бездельника» Йозефа
Эйхендорфа. Лень восхвалялась там как качество
«богоподобное».
НЕТ
НИКАКОЙ РУССКОЙ ЛЕНИ
«Русская лень» относится к тем же мифам, что и
любой другой миф о лени южан или людей Востока по сравнению с
«трудоголиками» Запада. Этот миф давно стал общим
местом в любых
рассуждениях о своеобразии русской культуры. При этом нет никаких
серьезных научных данных о том, что русские работают меньше. Чаще всего
такие утверждения вырастают из ошибочной логической стратегии, которую
принято называть «сверхобобщение», то есть речь
идет о выводах,
сделанных на небольшом количестве наблюдений.
ЛЕНЬ
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
У
человека, как известно, период «физиологической
незрелости» самый длинный среди всех живых существ. Детский
период
закрепляется как некий повод для воспоминаний о счастливом
недеятельном прошлом. Воспитание и образование, в сущности, сводятся к
тому, чтобы перенести ребенка из мира детской праздности в мир взрослой
активности.
Весьма
важен «педагогический» контекст лени: ребенок
в глазах педагога всегда ленивое существо, прогуливающее уроки,
невнимательно слушающее, нерадивое в исполнении домашних заданий. Тема
лени очень востребована в педагогике. Ребенок — существо,
близкое к
периоду «физиологической незрелости», последствия
этого периода
преодолеваются всю жизнь.
ЛЕНЬ
— ЭТО ГРЕХ
Любая
религия так или иначе осуждает лень. Известно,
что в католичестве лень включена в число семи смертных грехов.
Известно, однако, что Средневековье, да и значительная часть Нового
времени на самом деле отмечены довольно снисходительным отношением к
праздности. В Средние века любой повод был хорош для учреждения
праздника. Человек отдыхал каждый третий день, а в иных местах и того
чаще. Все это исчезло с распространением протестантизма с его суровой
трудовой этикой («Молись и работай!»,
«Время — деньги!») и становлением
современного капитализма.
ЭТО
БОЛЕЗНЬ?
Из
религии лень переместилась в медицину. В XIX веке
популярны были книжки под названиями вроде «Лень и ее
лечение». С нею
стали бороться разными средствами: режим труда, сна и питания, водные
процедуры, фармакология.
Психиатры
придумали для лени целый ряд клинических
диагнозов: астения (бессилие), апатия (безразличие), абулия (безволие).
Лень безусловно связана и с истерией. Сущность истерии —
демонстрация
вместе с манипуляцией. Истерический симптом направлен на извлечение
определенных выгод, одной из которых может быть привилегия не работать.
ЗАВТРА,
ЗАВТРА, НЕ СЕГОДНЯ…
Очень
актуальный контекст, связанный с леностью, —
это сегодняшняя психология труда. Множество исследований посвящено
психологическому феномену, который многие хорошо знают по собственному
опыту: он обозначен термином прокрастинация —
«откладывание на завтра».
Эта болезнь, которой больны очень многие, а лекарства пока нет.
ПЕРВЫЙ
БОЛЬШОЙ ЛЕНТЯЙ
В
поисках классического образа бездельника принято
ссылаться на героя романа Ивана Гончарова Илью Обломова. На этого
персонажа ссылаются и в разговорах о так называемой русской лени. Но и
в других культурах существует достаточно образов лентяев. Один из самых
древних персонажей в этом ряду — знаменитый Диоген Синопский,
прообраз
современного бомжа. Он подчеркнуто избегает всякого труда, всем
демонстрирует свою нищету (проживая в бочке), свою маргинальность.
Всеми возможными способами скандализирует общество.
УТОПИЯ
— МЕСТО ДЛЯ ЛЕНИ
Утопия,
один из самых распространенных жанров в
истории литературы, отмечен присутствием лени. Утопическое мышление, в
сущности, оперирует желаниями (wishful thinking). Одно из этих желаний
— не работать. Его мы обнаруживаем уже в античных утопиях: у
Феопомпа
земля родит сама, урожай собирается без усилий, хлеб печется сам. Те же
самые сюжеты мы видим в разных народных утопиях, которые существуют во
всех национальных культурах. Это страна Шлараффия в немецкой народной
мифологии, страна Кокань во французской, край с молочными реками и
кисельными берегами в русской. Представления о рае всех религий
полностью исключают труд.
От
народных утопий интерес к изменению соотношения
труда и праздности в пользу последней переходит уже к
социалистам-утопистам. В любом утопическом проекте, будь то у Томаса
Мора или у Шарля Фурье, у Томмазо Кампанеллы или Роберта Оуэна,
пристальное внимание уделено соотношению «труд —
праздность». Здесь
всегда подразумевается радикальное сокращение рабочего дня, а главное
—
превращение труда в игру и наслаждение. Все те же самые мотивы мы
обнаружим потом у марксистов. Так, зять Карла Маркса Поль Лафарг
опубликовал в 1880 г. знаменитый памфлет «Право на
лень». Он
провозглашает право на нее, то есть на досуг, как одну
из важных целей в борьбе пролетариата за свои права.
Как
правило, добродетель относится к сфере
желаемого, в то время как пороки — к сфере действительного.
Трудолюбие
выступает как некая желанная цель, в то время как лень —
реальность, с
которой мы имеем дело каждый день. Лекарство от лени только одно
—
работать, хотя этот совет похож на рецепт таблеток от жажды, которые
надо принимать, запивая водой.