XXI век и психология людей новой цивилизации (пространство сознания личности: диалоги о жизни, тайнах и людях)
XXI век
и психология людей новой цивилизации. №107
У
Российский Институт
Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское
учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной
Адаптации (ЦСкА)
(тема
2: люди)
СЕКС КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
ОБЩЕНИЯ - 5
Будучи в животной
шкуре, если можно так выразиться, нельзя быть полностью свободным от животных
свойств. Но это не значит, что нужно основываться только на животных свойствах.
Получится не просто унижение человека разумного, а фактическое занижение
человеческих природных свойств, в сравнении с животными. О чем это мы?
Да хотя бы о РЕВНОСТИ!
Среди наиболее (извините!)
"простой" части населения ревность служит в качестве
линейки для измерения "любви": как говорится, "ревнует
- значит любит!" Отсутствие ревности не считается признаком здоровых
отношений, отсутствие ревности считается "безразличием"!
(Это все, кстати, из репертуара "катастрофической"
модели миропонимания!)
Почти как в науке,
между прочим! В науке ведь тоже большей частью учеными и просто научными
сотрудниками, не имеющими серьезной гуманитарной базы, слишком часто близость
к природе понимается как "животность" и "дикость".
Вот кто задает тон, или, наоборот, плетется в хвосте примитивных предрассудков!
Как только обнаруживают что-то такое в поведении людей, что напоминает
как-то собачку, свинью, козла или обезьяну, так сразу же начинают: "это
- природа!" И в таких науках такими сотрудниками совершенно не
ставится вопрос о СОБСТВЕННОЙ природе человека, ОТЛИЧНОЙ от животного
уровня всех других животных на земле. По их мнению, отличие только "социальное",
а социальное - это все, что связано с людьми. Так круг понятий замыкается
на себя, и длится и длится пустая схоластика, еще со "средних"
("темных") веков…
А человек разумный
имеет полное основание на то, чтобы снова начать изучать свою собственную
природу, так как человек разумный - это следующий уровень эволюции,
после минералов, растений и животных. Но если ученые люди не хотят
так ставить вопрос, то попробуйте первому встречному на улице объяснить,
что ревность - животное свойство. Не поймет. Ему в школе или детском
садике сказали, что это - свойство Homo sapiensа…
Хотя практика показывает:
чем грубее человеческие свойства, тем более они близки к животным проявлениям.
Поэтому мы можем в животных обнаружить столь много разнообразных "манер"
поведения, которые напоминают поведение людей. Но обратной закономерности
нет: более высокие свойства человека в животном мире не встречаются. Какими
бы совершенными ни были животные свойства, они не становятся человеческими,
потому что человеческие свойства, - повторимся, - это качественно следующий
уровень эволюции, после животных.
Соревнование (со-ревнование,
со-ревность) "брачных турниров" в животном мире в примитивных
обществах людей часто перерастает в конкурентную борьбу. Но, вопреки
мнению некоторых экономистов, следует сказать, что человечество от этого
только потеряло и в экономическом, и в человеческом смысле. Теперь люди
совсем запутались и не знают, куда же человек "эволюционирует",
потому что они почему-то видят природу человека - в животных. Будто смотрят
и не видят! И ничего не помнят! Нарочно такое не придумаешь! А ведь "додумались":
нарисовали и верят в это!..
Когда спрашиваешь
у людей, что такое - ревность, они начинают путаться в ответах.
Даже разные специалисты, вроде сексологов и т.п. Говорят, что ревность
- это "страх потери", или "недоверие партнеру",
или "неверие в собственную способность удержать взаимные отношения",
или "комплекс неполноценности" и т.д. Все эти определения
вполне находят подтверждения на практике, когда смотришь по телевизору
передачи "В мире животных" и иные сериалы о дикой природе и
животных. Смех и только! По мнению сексологов, люди - те же животные,
но, в отличие от них, занимаются сексом, т.е. социализированными совокуплениями
(или сношениями) с помощью гениталий (или половых органов)…
Единственное, в чем
люди на самом деле правы, так это то, что ревность действительно
связана с любовью! Если немного (для понимания) упростить,
то можно и сказать так: ревность есть животная основа, "биопсихический
материал" для проявления человеческой любви. Хотя это, повторимся,
приблизительно (поэтому, согласны, спорно). Поэтому плохая ревность
- плохая любовь, хорошая любовь - хорошая ревность!
Деятельность разума
в природе заключается в одухотворении, возвышении, утончении грубого материала.
Любовь делает из животного материала человеческую материю.
Со стороны это несколько напоминает некое искусство или борьбу. Вспомните
классический пример Отелло, который, из ревности, задушил Дездемону. Это
- такая вот буря чувств, внутренняя борьба человеческой любви с животными
свойствами соревнования ("кто вперед!"), собственничества
("это мое") и обладания (захвата и подчинения)…
Но любовь в случае с Отелло потерпела поражение от животного. Отелло не
стал человеком разумным. Однако мы знаем у Шекспира и образец победы любви
("Ромео и Джульетта"). Вся беда в том, что природа любви
враждебна сложившимся устоям цивилизации. Поэтому против любви в этой
трагедии выступили диким и злобным животным стадом людей нравы и устои
общества. Более откровенно можно об этом сказать следующее: цивилизация
- импотент, не имеет собственной силы, поэтому она заинтересована в использовании
живой энергии любви, но любовь нужна цивилизации только в укрощенном виде,
в пробирке, как донор…
Вернемся все же к
ревности. Какие мы имеем реальные проявления? Обычно называют: "сильные
эмоции", "страсть" и "влечение". Только они являются
не проявлениями ревности, а проявлениями чувства вообще. Это же
- ЭНЕРГИЯ! Проявление силы, которая внутри нас! Она сама по себе
так же "нейтральна", как электрический ток. Эта
же сила - в проявлении любви! Но, смотрите на отличие, в ревности вектор
социальных внушений и животных инстинктов ("страх потери",
"желание удержать и владеть"…) направляет эту силу на
эксплуатацию и разрушение, на недопущение любви. Животное естество в том,
что животное только само хочет присосаться к источнику энергии, чтобы
питаться и размножаться…
Что происходит? Почему
говорят, что "ревность неразумна"? Неразумность приносит
боль и страдания во всех сферах жизни. А в ревности она проявляется еще
отчетливей. Людей можно заставить вести себя "прилично", когда
они ничего не чувствуют и безразличны к тому, что они делают. А попробуй
задеть их кровные интересы - и сразу же слетает вся шелуха "благопристойной"
цивилизованной "воспитанности" и вскрывается суть. И сразу
же становится очевидно, насколько животное стало человеком разумным!
Поэтому, наверное, в народе и существует такая простая проверка чувств
- через ревность - КАК любит? Если ревность затмевает человеческую
любовь, стоит ли рассчитывать на то, что со временем все утрясется и все
будет хорошо? Верно, не стоит.
Напоследок, можно
сказать следующее, чтобы было понятнее: если в людях мы видим два уровня
- человеческий (разумный) и животный (неразумный), - то
ревность состоит в том, чтобы переключить силу чувств не вверх, к разуму,
а вниз, на животный уровень. Ведь та же сила чувств разумно может
быть направлена вверх, на раскрытие человеческого уровня - на раскрытие
любви.
Но в случае с ревностью,
как правильно говорят в народе, для этого "недостает разума".
Страсть затмевает
разум только в том случае, если этого разума немного, как у козлов и обезьян.
А когда разума больше, то из страсти расцветает любовь, наполненная творчеством,
и получается человек разумный! (ЦСкА. 09.11.2002)