XXI век и психология людей новой цивилизации (Пространство сознания
личности: Диалоги о жизни, тайнах и людях)
XXIвек и психология людей
новой цивилизации. №98
Ó Российский Институт
Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское
учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной
Адаптации (ЦСкА)
(тема 2: люди)
СЕКС КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ - 2
Обсуждение сексуальных проблем
современных людей слишком часто выводит нас на проблемы и особенности воспитания в раннем детстве и проблемы нарушения перинатального
процесса. Это одна сторона вопроса, касающаяся многих нюансов, понятных
сегодня только специалистам.
А в общем же, каждому должно быть
известно, что их сексуальные предпочтения и сексуальное поведение обусловлены
в целом давным-давно, еще условиями их зачатия и секса во время вынашивания плода
матерью.
Но и без этого возникают серьезные
вопросы. Например, насколько надо быть примитивной личностью, чтобы, без
понимания и четкого осознания происходящего, неделями или месяцами страстно и
неудержимо ("до безумия")
предаваться "любовным утехам", чтобы дождаться момента, когда
страсти утихают и появляются ростки скуки и конфликтов? Они, такие страстные
натуры и сексуальные пары, что, думаете, спросили, ЗАЧЕМ ЭТО НАДО? А им,
когда воспитывали, думаете, сказали, ЗАЧЕМ это надо?..
А сколько еще недоразумений и подмен,
когда люди занимаются сексом, просто надеясь, что это - точно любовь, что это
"навсегда" и их, конечно же, минует беда конфликтного расставания.
Вот уж поистине несуеверная жажда волшебного чуда! Или, например, не секрет,
что многолетние любовники, как хорошо спевшийся дуэт, прекрасно знают друга и
продолжают доставлять друг другу взаимную радость и через секс. Но мало кто,
по справедливости, согласится в таких парах с тем, что их связывает секс. И
они в этом правы. Вообще, секс может
выступить в качестве одного из средств общения, но никогда не становится
основой общения. Если, кроме секса, нечем заняться, то секс в общем-то
случайную пару людей не скрепит.
Секс сам по себе не может выступить
объединяющим фактором. Потому что чисто физиологически сексуальные ощущения
не меняются, а меняется отношение к этим ощущениям,
психические и психологические установки. Постоянство может устраивать
физиологию человека, но не его психологию. Серость и монотонность отношений в
сексе связаны, как правило, даже не с бедностью культурно-образовательного
уровня и отсутствием значительных целей и задач развития отношений. Конечно,
это имеет место. Но основная причина - на уровне подсознания - в том, что секс - это, и социально, и
психологически, инструмент, средство достижения чего-то. Когда он просто
есть, как любимая игрушка, как деньги и т.п., то сначала это удовлетворяет, а
потом только этого уже мало и только это перестает удовлетворять. Инструменты
и средства непременно пускают в ход, в этом их предназначение.
А в чем предназначение секса? Может быть, мы говорим секс, а подразумеваем что-то
другое, путаем с чем-то? Мало ли что бывает в нашей запутанной социальной
жизни?
Если не знать этого и не уметь
пользоваться, любые книжки и фильмы, инструкции и методики по преодолению
"сексуальной скуки" не в
состоянии решить проблему. Щекотливые темы, типа "как повысить наслаждение" или "сексуальные позы", может быть, способны еще на три дня оживить
сексуальную рутину. Но, увы, и этому придет конец. И хочется спросить у
авторов сексуальных пособий: "а зачем
вообще вносить разнообразие и интерес в секс, если этого интереса на самом
деле нет, и секс не поддерживается чем-то, более существеннее секса?"
Весьма странно было бы еще больше поднимать интерес к вилке, тарелке и
холодильнику, если даже этими приспособлениями пользоваться каждый день или
раз в месяц, по простой необходимости. Другой вопрос, если существует
какая-то разумная цель, достижение которой приносит определенный результат.
Например, проститутка знает, зачем
она занимается сексом. Если есть значительная задача, оправдывающая секс, то
интерес повышается и без специальных усилий "по подъему" интереса -
и к вилке, и к тарелке, и к сексу. А если нет интереса, значит, задача
оказалась слишком мелкой, не больше маленького секса, который случился внутри
такой простоватой пары.
Представьте, в самом деле, вот перед
вами шикарный лимузин. Вы с партнером садитесь в него с большими надеждами и
ожиданиями, а через некоторое время разочаровываетесь. Почему? Дело в
лимузине? Нет. Дело в том, что вы никуда "не приехали"! У
прекрасного лимузина не оказалось двигателя. Очень многие пары ценят секс
поначалу именно за страстность, восторженность, силу и яркость чувств. А
потом выясняется, что времени потрачено много, но вот, получилось,
"никуда не приехали"! Вроде и двигатель был, но на этот раз колес
не оказалось!
Читаешь сексуальные пособия и диву
даешься! "Ломать сексуальную
рутину" - а зачем? "Примириться
с реальностью сексуальных проявлений?" - а зачем? Тем более когда
сексологи, вместо обещанной "реальности", показывают свои домыслы и
предположения на сей счет. И универсальное: "научитесь ценить настоящее!" Решили, что этот совет
пригодится и в сексе. Но эта рекомендация относится уже не просто к сексу, а
переключает внимание на внесексуальные факторы и общепсихологические
установки. Тем самым косвенно снова признается, что секс - всего лишь второстепенное средство.
Еще нужны аргументы? Вспомните факты так
называемой "неверности" или "измены", о которых
сплетничают в любой курилке. Почему они происходят? В поисках идеального
партнера ("авось следующий
окажется лучше"). В качестве мести или компенсации ("ему можно, а почему мне нельзя?").
Ускорение кризиса в умирающих отношениях ("чтобы поставить точку"). Поиск внимания или острых ощущений
от запретного, неудовлетворенность партнером, любопытство… В каждом случае
секс - инструмент, средство.
С помощью ложки едят, ручкой пишут,
карандашом рисуют… А чего добиваются
сексом?
Из-за чего такой ажиотаж во многих
обществах современной цивилизации?.. Итак, продолжение следует.(ЦСкА.
29.10.2002)