XXI век: психология людей новой цивилизации (Пространство сознания личности: Диалоги о жизни, тайнах и людях)
Психология людей новой цивилизации. №67
У
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА)
На самом деле, конечно, происходят более сложные психические процессы, но для общего представления, думается, достаточно и этого. Мы стараемся представить вам более доступную для понимания модель. Итак, продолжаем прерванную тему (см. "Врата Любви между мирами").
(тема 2: люди
)
ВОСПОМИНАНИЯ О РОЖДЕНИИ
Сразу же надо признать очень богатый опыт воспроизведения сценария конкретных родов у множества людей современности в холотропных состояниях, которые практикует такое быстро развивающееся направление современной психологии, как перинатальная и трансперсональная психологии. Именно они дают возможность эмпирического самоисследования перинатального процесса, "записи" которого, как и всех остальных следов жизнедеятельности, навсегда сохраняются в психике людей.
К сожалению, основная масса данных при всем этом касается родов, произведенных во второй половине ХХ века. И что мы при этом имеем?
Практически все переживания родового процесса представляют смесь тем рождения и смерти, ощущения заключенности в темницу и борьбы за освобождение. С учетом того, в каких условиях обычно рождаются дети XX-XXI веков, других данных и нельзя было ожидать. Иного, по логике, нельзя ожидать и за последние многие тысячелетия. Потому что произошедшие в это время ухудшения сказались на всех человеческих уровнях: от зачатия до родов, от родов до смерти, от сознательных до бессознательных переживаний, от мифологии до идеологических убеждений. От начала и до конца люди идут по этому миру с переживаниями конечности и бренности существования, замкнутости личного пространства и давящей зависимости от обстоятельств, с переживаниями страха боли и ужаса смерти…
Генофонд человечества очередной раз проверяется на выживаемость и крепость.
Вы достаточно хорошо представляете себе, в каком состоянии в наше время может жить беременная женщина 9 месяцев, сколько времени и как она шла к моменту зачатия, какой уход может быть обеспечен родившемуся ребенку?.. Вы можете привести сотни конкретных примеров из близкого окружения…
Да, вы еще знаете, что за весь этот длительный период наберется ничтожно малая доля времени "безоблачного счастья", столь необходимого для формирования среды созревания плода. А значит, все тяжести и шоки супружества, беременности, социальной жизни взрослых одинаково с ними переживает и только что зачатый и еще беззащитный плод. Сильные деформации личностного будущего закладываются уже здесь.
Словом, внутриматочное существование плода в нашу эпоху сопряжено даже с большими, чем у взрослых людей в социуме, трудностями, потому что взрослые так или иначе как-то уже адаптированы к своей зависимости и способны своей отупевшей чувствительностью как-то переносить грубые ощущения. Это только разного рода "специалистам" с формальным исполнением обязанностей, с их поверхностным образованием и психологическим невежеством, внутриматочное существование плода кажется идиллией и раем. "Как же! - скажут они, - питание и комфорт ему полностью обеспечены!" Вот уж действительно подход мясника, озабоченного поголовьем и привесом разводимого скота!
На самом деле, уже внутриматочное существование плода закладывает "материальную основу" всех будущих идеологических убеждений личности. Представьте себе, современным детям, даже не испорченным воспитанием их родителей, трудно было бы дать базовые представления о достойной, счастливой и успешной жизни. Это доказывается опытом детских домов у нас и за границей. У современных детей не развиты психические и психологические основы формирования личного счастья; основы, которые, между прочим, начинают закладываться еще до зачатия, в брачных отношениях. А в детские дома, после "нехорошей жизни" в неприспособленной для нормальных родов матке и тяжелых родов, попадают уже с искаженной (деформированной) перинатальной матрицей, которую сегодня с трудом и не полностью выправляют только такие высококвалифицированные специалисты, которых на всей планете единицы. Поэтому
вполне понятно, что персонал детских домов фактически никого не воспитывает, а только "пасет" и не дает разбежаться, - почти так
же, как в колонии, - какими бы они не были сердобольными и умными педагогами…
И, наоборот, если бы вдруг попал в наше время какой-нибудь 5-летний "маугли" из "легендарных времен", ему, возможно, и пришлось бы, адаптироваться в суровых условиях к дикой жизни нашей цивилизации, но он, адаптировавшись, все равно стал бы сильной и крепкой личностью, на голову превосходящей сверстников интеллектуально и духовно. Потому что в мозгу и психике у него "неиспорченная" информационная матрица, матрица свободного, могучего и счастливого человека. Его нельзя сделать рабом. Все такие попытки он в состоянии предвидеть. Именно о таком существе "мечтает" Запад в своих грезах о "супермене" и "сверхчеловеке", возможно, даже не подозревая, что люди в этих образах всего лишь вспоминают своих далеких предков "легендарных времен". Это мы говорим об огромном значении предзачаточного и перинатального периодов в формировании человека.
Поймите огромную разницу: в легендарные времена с "душой" вступали "в контакт" задолго до зачатия, а дальше весь перинатальный период, рождение и воспитание до 5 лет были важнейшим единосвязным делом "троицы": отца, матери и ребенка, которые все время пребывают в общей атмосфере любви и счастья. Если в наше время "душа" попадает в наглухо замкнутую, почти
изолированную от космоса (бесчувствием, атеизмом, болезнями…), "темницу", камеру-одиночку, извините, никак не подготовленной матки, то в те времена "душа", заселившая плод в тщательно подготовленной матке, как в удивительно чуткой информационной сфере, как в квартире со всеми удобствами и коммуникациями, сохраняла связь с космосом через каналы-антенны влюбленных мужчины и женщины, вызвавшихся в провожатые на землю.
И масштаб трансформации в этот момент таков, что никогда более люди такого не переживают до самой смерти: душа (как бы "идея") воплощается (в "плоть") в тело ("плод"), затем этот плод перестает существовать как водный организм (как умирает гусеница, становясь бабочкой) и рождается как воздуходышащее существо, физиологически и анатомически отличное от прежней формы. Даже космонавты и глубоководные водолазы не испытывают таких грандиозных смен состояния и преобразований.
Но если в те времена весь перинатальный процесс происходил в атмосфере экстатического блаженства и запредельных (по нашим меркам) переживаний "троицы", вне любой боли и страдания, то в наше время сильная боль и родовые муки роженицы, бессильная ярость и невыносимое удушье трансформирующегося в родовом канале еще не родившегося существа едва-едва дотягивают до садомазохистского сексуального возбуждения и состояния слабого оргазма, в который, как в защитное состояние компенсации, переходит переизбыток боли. Да, повторимся, мы говорим о компенсационном механизме организма, когда "запороговая" боль перерастает в кратковременное сексвозбуждение, с тяжелыми травмирующими психофизическими последствиями, напоминающими последствия психофизического распада личности наркомана.
Такова разница. Общество, практикующее в массовых масштабах такие изуверские способы зачатия, беременности и родов, и демонстрирующее огромное расстояние между словом (медико-педагогической литературой) и делом (ужасно дикой дезорганизацией процесса воспроизводства населения), такое общество не может называться гуманным и прогрессивным для людей.
И еще раз напоминает некоторым наивным обывателям о том, что научно-технический прогресс - для науки и техники, а не для людей. В противном случае, если бы было для людей, это и называлось бы иначе: например, "человеческим прогрессом". Логично же?