XXI век: психология людей новой цивилизации (Пространство сознания личности: Диалоги о жизни, тайнах и людях)
Психология людей новой цивилизации. №61
У
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА)
(тема
1: о жизни)
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ,
или почему вы имеете детей? - 2
А сколько у нас сейчас таких несчастных, особенно среди молодежи? Психологически травмированных в детстве или психологически не дозревших до родительской миссии? И сколько стареющих инфантильных взрослых в детском состоянии (очень ярко они видны в социальном окружении, может быть, только профессиональным психологам или умудренным жизнью)? Они же просто не готовы к ответственной и сложной роли родителей. Не получив должного ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО в детском возрасте, они выросли физически, но не выросли, не дозрели, недооформились психически и психологически. Как родителям, им невероятно сложно состояться. Вместо радости и удовлетворения, счастья и блаженства, с приходом собственных детей эти люди будут испытывать страх и разочарование, обиду и неудовлетворенность.
Как в таком состоянии любить и принимать нового человека? Как им в таком состоянии дарить детям любовь и понимание? Как поддерживать и защищать своих детей от сложного и даже агрессивного социального окружения? Одни вопросы, на которые такие случайные родители не имеют ответов. И следовательно, нельзя сказать, что они успешно справляются с родительскими обязанностями, которые на себя взвалили…
Вот мы и повторяем: до рождения детей необходимо дозреть! Только в этом случае любовь и радость, комфорт и блаженство не будут помимо воли заменены отчаянием и обидой, агрессией и раздражением. И не нужно будет оправдывать детьми отсутствие взаимопонимания между супругами.
Все свои проблемы и проблемы взаимоотношений желательно решить задолго до рождения собственных детей. Но это, в наших-то условиях, в идеале, а в реальности все получается сложнее.
Дети не показатель отсутствия взаимопонимания между родителями, как считает цитированный нами автор. Просто дети - одним своим присутствием, наличием - вдруг вскрывают полнейшую неготовность, несостоятельность нечаянных и легкомысленных родителей, думающих, что все само собой получится. И для детей так же вдруг обнаруживаются все проблемы, "болячки" и "заморочки" своих родителей. Дети все это в своих семьях эмоционально и в виде нежеланного опыта полностью собирают на себя. И зря такие родители думают, что им удается скрывать от детей подавляемую обиду и агрессию, ненависть и разочарование собой, жизнью и окружающими.
Таким родителям действительно затем становится все труднее с детьми, как со своими "зеркалами". Да, именно "зеркалами", когда дети, так или иначе, копируя своих родителей, в гротескной форме показывают тем их такое "фантастическое" отражение, что они ужасаются и бессильно опускают руки. Именно это так сильно и раздражает родителей. Неосознанно видя себя и свои недостатки (с точки зрения родителя), взрослые начинают раздражаться, выходить из себя и усиленно пытаются (эмоционально и физически) "убирать" такие "плохие" черты, но не у себя, и даже не у детей, а у своих… "зеркальных отражений"! А "козлами отпущения" становятся - дети!
Однако вы все знаете: "нечего на зеркало пенять, коли рожа крива
"!
Какие уж тут любовь и понимание, доброта и терпимость, радость и принятие?! Одним словом, не до таких "излишеств"! Справиться бы с самым необходимым, вытерпеть бы! Вот таким образом и сводится родительская любовь к такому минимуму, как - накормить, одеть и, воспитывая, терпеть
(и это еще не самый худший вариант, когда "воспитание" нередко доходит до вещей, какие можно увидеть только в фильме ужасов!).
Вот почему мы, психологи, и спрашиваем каждый раз, а что вы подразумеваете конкретно, когда говорите о любви к детям?
А все начиналось с незрелости и неготовности быть родителями, с нерешенности основных психологических проблем личности, с бессознательного переноса на себя ролевых матриц и стереотипов поведения родителей и бабушек, учителей и воспитателей, а также социальных норм и стереотипов поведения в той среде и в том обществе, где человек вырастает.
А вы хотите, чтобы из этой непотребной мешанины автоматически вырастали любовь, сотворение?
Ну, представьте, к примеру, шестилетнего малыша, решающего задачи седьмого или пятого класса общеобразовательной школы. Горе, обида, непонимание того, что от него требуют… Его нет смысла ругать, он просто не готов к задачкам такого уровня, не дозрел, не накопил необходимую информационную базу, не усвоил эти знания так же, как его родители не дозрели до родительства, как его педагоги не доросли до учительства. Решение задач за пятый или седьмой класс (для пущей надежности на проверке знаний и пущего спокойствия родителей и воспитателей!) принесет ему лишь негативные эмоции и переживания (вундеркинды, в данном случае, не в счет, т.к. они особый случай!), которые запечатлеются в его подсознании на всю жизнь как "нехороший" жизненный опыт. Хорошо еще, если такие малыши, чуть подрастая, не станут требовать решения задач за седьмой класс у замученных ими
кошек и собак! Ну, не думаете же вы, в самом деле, что все проходит безнаказанно. Между прочим, для особо безнадежных (если вдруг кто-то из таковых читает) можно напомнить: в природе все оставляет следы, ничто из ничего не возникает и не исчезает никуда… Ну, это мы так, чуть отвлеклись.
А вот нормальный десятиклассник (имеется в виду, не "двоечник") решит это легко и просто, без напряжения, получив радость и удовлетворение, чувство уверенности в себе и веры в свои силы, гордость и другие положительные эмоции…
Вот так и в жизни, в родительской роли и ответственности.
А истоки же такой родительской незрелости или зрелости, напомним, опять же там, в нашем собственном детстве!