Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 94

2007-06-30

Тираж: 2664 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • О Всероссийском фестивале инновационных психолого-педагогических проектов [прочитать]
  • Особенности развития ребенка со снижением слуха [прочитать]
  • "Наш ребенок - человек с умственной отсталостью" (окончание). [прочитать]



 

О Всероссийском фестивале

инновационных психолого-педагогических проектов

Информируем вас о том, что в октябре 2007 года Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей совместно с Федерацией психологов образования России, Московским и Санкт-Петербургским государственными университетами планируется проведение Всероссийского фестиваля инновационных проектов "Психология и современное российское образование".

В рамках семидневного фестиваля учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи (ППМС-центры), образовательные учреждения всех типов и видов могут представить опыт инновационной деятельности по психологическому обеспечению системы образования. Для участия в фестивале и показа мастер-классов будут приглашены победители региональных конкурсов "Психолог года – 2007".

Подробная информация об указанном мероприятии будет направлена дополнительно.

Просим внести в план работы на 2007 год участие представителей региона в фестивале инновационных проектов в ВДЦ "Орленок".

Заместитель директора Департамента

Б.Б.Гусев

Информация размещена на сайте http://rospsy.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=125



 

Особенности развития ребенка со снижением слуха.

Уже более века целый ряд прикладных наук находятся в непрерывном поиске путей совершенствования обучения и воспитания детей со снижением слуха. Еще в 1900 году по инициативе известных сурдопедагогов Ф.А. Рау и Н.А. Рау в Москве был открыт первый в Европе детский сад для глухих дошкольников. Сейчас в нашей стране существует целая сеть специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушением слуха. Цель воспитания и обучения такого ребенка – максимально возможное личностное развитие, его становление и интеграция в систему межличностных и социальных отношений.

Процент рождения детей с нарушением слуха практически не меняется и колеблется в пределах 0,4 %. Не все из них требуют специального (коррекционного) обучения, но, безусловно, каждый в праве рассчитывать на особое внимание со стороны педагогов и родителей.

Причины появления у детей нарушения слуха самые разные. Это могут быть вирусные заболевания матери в период беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.), хронические заболевания у родителей. Все чаще дефекты органов слуха у новорожденных объясняются глубокой недоношенностью, а также тяжелыми заболеваниями ребенка в первые месяцы жизни. Наследственным заболевание органов слуха является менее, чем в половине случаев (около 40%).

С самого рождения у ребенка со снижением слуха сужено "ближнее" пространство, доступное его органам чувств. Он не поворачивает голову на звук и концентрирует внимание только на тех предметах, которые попали в его поле зрения. Отсутствие дифференциации окружающих звуков нарушает ориентировку в пространстве, ребенок не слышит разницу в звучании приближающихся и удаляющихся предметов и, тем более, не может локализовать звук. С самого рождения ребенок со снижением слуха развивается в условиях дефицита общения. Ребенок не слышит голоса матери и окружающих, весь контакт с внешним миром осуществляется только через лицо матери. К несчастью эмоциональный фон этого контакта часто отличается повышенной тревожностью, в чем трудно обвинить мать. Страх за больного ребенка, боязнь проявления серьезных пороков развития, трудности лечения держат в постоянном нервном напряжении его родителей и, в особенности, маму. Повышенная тревожность окружающих не способствует развитию ребенка. Кроме того, дети со снижением слуха очень зависимы от взрослого, постоянно ориентируются на его реакцию и в какой-то момент это становится тормозом в их личностном развитии.

Нельзя сказать, что мир вокруг слабослышащего ребенка лишен для него всяких звуков. Даже глухие дети реагируют на громкие и резкие звуки, такие как гул самолета, гудок паровоза, звук барабана. Но, к сожалению, они не слышат вообще звука человеческого голоса. У слабослышащих детей слуховой диапазон варьируется в широких пределах. Но если ребенок не слышит шепотную речь на расстоянии 6 метров, значит слух у него снижен. При одном и том же остаточном слухе разные дети, по-разному им пользуются. Это зависит от многих факторов и, прежде всего, от личностных особенностей ребенка, его интеллектуальной сохранности, социального окружения. Слуховое восприятие развивается на протяжении всего дошкольного периода, и динамику его изменений отслеживают специалисты сурдологи.

Врожденные нарушения слуха, как правило, сопровождаются нарушениями вестибулярного аппарата. С самого рождения эти дети отстают в моторном развитии. 70% из них позже срока начинают держать голову, причем 25% с отставанием на 2 месяца. Позднее садятся, встают, начинают ходить. Очень долго эти дети не могут оторваться от пола, им трудно бросать мяч. Задержка компенсируется к 1 году 2 месяцам – 1 году 4 месяцам. Причем компенсация происходит в такой степени, что внешне дети со снижением слуха выглядят моторно сохранными. Но некоторая неустойчивость, трудности в сохранении равновесия остаются. Надолго (иногда до конца жизни) сохраняется "бегающая" походка.

Самые простейшие голосовые реакции новорожденного появляются и у детей со снижением слуха. Они достаточно многообразны: лепет, голос, гуление, кряхтенье, чмоканье, мычанье. Со временем они переходят в активный лепет, и даже в лепетные усеченные слова, что совершенно "сбивает с толку" родителей. Они не могут понять, почему их ребенок, вроде бы начинающий говорить, вдруг это делать перестает. В действительности у глухих детей голосовые реакции постепенно становятся все более однообразными, иногда пропадают совсем. А у детей слабослышащих формируется специфическая "неправильная" речь с фонетическими и грамматическими искажениями, оглушением звонких согласных, монотонностью и нарушениями в окончании слов. Они понимают обращенную к ним речь в пределах определенной ситуации, и лишь небольшая часть детей понимает речь "вне контекста".

Как и все обычные дети, дети с нарушением слуха проявляют интерес к игрушкам, но большинство родителей отмечают нестойкость этого интереса, быстрое пресыщение ребенка и, что необычно, отсутствие интереса к старым игрушкам. Младшие дошкольники прекращают игру через 3-5 минут после получения игрушки, т.к. просто не знают, что с ней делать.

Дети со снижением слуха часто демонстрируют так называемое "полевое" поведение, когда в руки берется все, что попадается на глаза и тут же бросается. Кроме того, они проявляют повышенный интерес к бытовым предметам: кастрюлям, крышкам, молоткам. Во-первых, эти предметы издают громкие звуки, которые дети могут слышать, во-вторых, позволяют производить однотипные действия (открывать, закрывать и т.д.), к которым так склонны дети со снижением слуха. Такое поведение маленьких детей кажется настолько странным, что настораживает взрослых, и они начинают сомневаться в интеллектуальной сохранности ребенка. Но не стоит делать преждевременных выводов. У детей со снижением слуха и нормальным интеллектом нет неадекватных действий с предметами. Но без специального обучения им трудно внести в игру какой-либо сюжет, кроме того, они не умеют использовать предметы условно. Они конкретны в своих игровых действиях и уделяют внимание скорее порядку выполнения действий с предметами, привычной цепочке действий, чем сущности и результату игры. Дети с нарушением слуха хорошо ориентируются в бытовых ситуациях, понимают функциональное назначение предметов, что является результатом подражания действиям взрослых. Но без специального обучения развернутой сюжетно-ролевой игры у детей со снижением слуха не формируется.

Особого внимания требуют к себе оглохшие дети. Поведение их изменяется с момента потери слуха. Самым тяжелым периодом в их жизни является первый период после потери слуха. Психическая травма для ребенка тем тяжелее, чем выше уровень его психического развития был в момент травмы. Одни дети становятся капризными и раздражительными. Другие, наоборот, уходят в себя, не выполняя требования взрослого. Важно, чтобы этот период не был слишком долгим, иначе дети теряют контакт с внешним миром, и у них начинает распадаться речь. Степень сохранности речи оглохшего ребенка зависит от возраста. Чем раньше теряется слух, тем быстрее распадается речь. При своевременной помощи специалистов ее можно сохранить, часто речь приходиться формировать заново. При соответствующей квалифицированной помощи она будет развиваться и в дальнейшем.

Особые условия, в которые с самого рождения поставлены дети с нарушением слуха, с неизбежностью приводят к отставанию их в той или иной мере от своих сверстников. К концу дошкольного периода происходят существенные изменения в развитии этих детей. Но в какой бы мере ни сработали компенсаторные возможности детской психики, этим детям до конца школьного обучения требуется повышенное внимание со стороны родителей и педагогов, а в большинстве случаев – специальное коррекционное обучение.

В идеале каждый ребенок с отклоняющимся поведением и развитием должен быть обследован на предмет снижения слуха. Действительность, особенно в отдаленных районах, пока далека от этого. Поэтому взрослые, работающие с ребенком, а так же родители, могут только предположить снижение слуха у ребенка и, соответственно, направить его к сурдологу. Уже и это было бы значительной помощью ребенку.

Хочется остановиться на некоторых существенных моментах в развитии ребенка, которые вы должны знать.

  1. Необходимо помнить, что локализация звука появляется у ребенка только с 3 месячного возраста.
  2. Чем меньше ребенок, тем меньше расстояние, с которого он реагирует на звук. В возрасте 0-3 мес. – это расстояние 2-3 метра (в этот период нет реакции на шепот), от 3 до 6 месяцев – 3-4 метра, от 6 до 12 месяцев – 5 метров, после полутора лет расстояние увеличивается до 6 метров.
  3. При нормальном слухе на звуки любой громкости и любого диапазона ребенок реагирует на одном и том же расстоянии. С нарушенным слухом – на звук разных игрушек и голос разной громкости на разных расстояниях.
  4. Если у ребенка нарушена локализация звука, т.е. он поворачивает голову в сторону противоположную от источника звука, нужна консультация не сурдолога, а невропатолога.

Существуют элементарные приемы, носящие игровой характер, которые позволяют заподозрить у ребенка снижение слуха. Ими могут воспользоваться родители, если в поведении ребенка что-то вызвало у них беспокойство. И уж тем более, ими должны владеть педагоги и воспитатели, которые работают с детьми, или те, на чьем попечении эти дети в настоящее время находятся.

Ребенок в возрасте до 1,5 лет.

Обследовать слух ребенка в этом возрасте можно только на основе безусловной ориентировочной реакции на звук. В ответ на звуковой раздражитель поведение ребенка изменится, либо активизируется, либо затормозится.

За ребенком наблюдают двое взрослых. Один взрослый стоит рядом с бодрствующим ребенком, или играет с ним. Можно даже воспользоваться моментом, когда ребенок плачет. Другой - отходит на расстояние 6 метров и резко звучит игрушкой, или делает хлопок ладонями, или начинает произносить бессмысленные звуки, слоги, имя ребенка. Услышав звук, ребенок должен замереть на какое - то время. Желательно так же проверить его реакцию на шепот.

Если реакция не соответствует вашим ожиданиям, ребенка нужно проконсультировать у сурдолога.

Ребенку 1,5 – 3 года.

Для обследования слуха ребенка в этом возрасте у ребенка нужно сформировать определенную двигательную реакцию на звук. Для того, чтобы ребенок принял условия игры, вам необходимо связать звук с какой-то интересной для него игрушкой, лучше яркой или мигающей. Взрослый садится рядом с ребенком и, произнося определенный звук или слог, берет руку ребенка и выполняет необходимое игровое действие. Например, надевает кольцо пирамидки или катает машинку, или нажимает клавишу. Не забудьте похвалить ребенка, погладить его по голове, улыбнуться. Так нужно сделать несколько раз, чтобы ребенок связал звук, который вы произносите, с игровым действием и, конечно же, похвалой. Теперь можно играть. Отойдите на расстояние 6 метров и произнесите знакомый звук, обязательно проверьте реакцию ребенка на шепот.

Если реакция ребенка не соответствует вашим ожиданиям, ребенка необходимо показать сурдологу.

Ребенку 3 года – 7 лет.

Слух ребенка этого возраста можно проверить во время специально организованной игры. Сама игра несколько меняется в зависимости от того, владеет ребенок речью или нет. Если ребенок умеет говорить, то он будет сам повторять ваши слова. Если нет, то будет отвечать вам картинками. Поэтому, для игры нужно приготовить 2 набора по 10 картинок с подобранными к ним словами, обязательно известными ребенку. Обучение происходит на случайном наборе картинок. Контрольный же набор картинок стандартный и соответствует следующим словам:

дом, окно, волк, мыло, рыба (низкие частоты);

зайчик, чашка, птица, чай, часы (высокие частоты).

Взрослый садится рядом с ребенком и объясняет ему правила игры. "Я буду тебе говорить слова тихо, а ты мне их повторишь громко. Посмотри, вот у меня картинки Знаешь, что у меня тут?…". И произносит слово. Ребенок повторяет, затем они открывают картинку, чтобы убедиться в правильности произнесенного ребенком слова. Если ребенок все понял и проявляет желание поиграть, можно воспользоваться контрольным набором картинок, но в этом случае взрослый должен отойти на расстояние 6 метров и произносить слова оттуда. Причем, сначала громко, а потом шепотом. Чтобы поддержать интерес ребенка, после каждого слова показывается картинка. А если ребенок не хочет говорить или не может, картинки нужно дать ему. Тогда на слова взрослого он сам будет показывать соответствующую картинку.

Если ребенок слышит голос и шепот на расстоянии 6 метров, это говорит о нормальном слухе ребенка. Если ребенок повторяет только голос, а шепот не слышит, должно возникнуть подозрение на снижение слуха у ребенка, в таком случае консультация сурдолога необходима.

Таким образом, должен происходить первичный отбор детей с подозрением на снижение слуха. Не бойтесь прийти к сурдологу зря. Пусть лучше ваши опасения окажутся напрасными, чем вы допустите небрежность и тем самым осложните развитие вашего ребенка. Представьте, как трудно будет ему расти и развиваться, пробираясь через полосу непонимания и давящей тишины вокруг него. Знайте, есть квалифицированные специалисты, которые помогут вашему ребенку.

Балуева Е.Б.

Ярославль

"Центр помощи детям"



 

Эмили Мэвино, перевод Василия Труфанова "Наш ребенок - человек с умственной отсталостью" (окончание)

ЗАБОТА О РЕБЕНКЕ

Каждый ребенок, независимо от того, есть ли у него умственная отсталость или нет, по-своему уникален. Всем детям нужна любовь и признание, чтобы они могли развить свой собственный позитивный имидж. Наш собственный имидж зависит в большой мере от того, как нас воспринимают те люди, мнением, которых мы дорожим. Если эти люди относятся к нам по-хорошему и сердечно, значит, все в порядке, и у нас вырабатывается собственный позитивный имидж. Точно также родители могут способствовать развитию у ребенка его собственного позитивного имиджа, любя ребенка таким, каков он есть, демонстрируя ему свою любовь и замечая успехи и достижения, которые он делает. Для ребенка с умственной отсталостью чрезвычайно важно, чтобы в семье к нему относились с теплотой и сердечностью.

У большинства таких детей может наступить улучшение от занятий по программам раннего обучения. Специалисты должны порекомендовать родителям, какая именно программа стимуляции окажется наиболее подходящей в каждом конкретном случае. Они могут информировать также о времени начала ее проведения; об ее продолжительности и о месте проведения. Некоторые упражнения для развития ребенка очень просты, и их можно включать в семейные игры. Но следует избегать того, чтобы они были обременительными для родителей, поскольку это повредит добрым отношениям родителей и ребенка.

Когда наступит школьный период, родителям нужно иметь в виду, что сейчас у нас все частные и государственные колледжи приняли программы для детей с особыми потребностями. В любой школе, какую бы вы ни выбрали, вашему ребенку окажут внимание, он получит соответствующее образование и подготовку. Данная форма обучения позволяет детям-инвалидам находиться среди здоровых детей, а также учиться общению со сверстниками, у которых тоже есть те или иные проблемы. Согласно образовательным нормам Гипускоа, мальчик или девочка с умственной отсталостью должны обучаться в как можно более здоровом окружении, то есть в обычной средне образовательной школе, как другие дети, поскольку, хотя они гораздо медленнее усваивают материал и не достигают среднего уровня класса, но овладевают большими навыками и учатся лучше, находясь вместе со сверстниками. Ребенок с умственной отсталостью может нуждаться в помощи при выполнении определенных школьных заданий и в адаптации школьных программ к его особым образовательным потребностям.

По этой причине необходимо, чтобы родители вошли в контакт с Комиссией по Образованию своего района, и она смогла определить уровень развития и потребности их сына или дочери и помочь им, по мере возможности, выбрать подходящую школу.

Кроме посещения школы, ребенок должен играть, развлекаться и участвовать во многих других делах. Не нужно забывать, что ребенок с умственной отсталостью тоже учится, подражая окружающим, и ему будет очень полезно общаться с другими детьми дома, в парке, на уроках и на улице. Держать взаперти людей с нарушениями интеллекта – это лучший способ не дать возможности развиваться их способностям и в то же время позволить обществу продолжать относиться к таким людям с пренебрежением и отвергать их.

Как всякий другой ребенок, малыш с умственной отсталостью также должен овладеть навыками правильного поведения, и нужно требовать, чтобы он вел себя адекватно обстановке. Такие дети иногда бывают излишне упрямы, и в работе с ними необходимо проявлять терпение и такт. Подавляющее большинство этих детей могут обрести навыки самостоятельности в личной и общественной жизни, которые позволят им нормально развиваться в обычном окружении. Избыточная опёка родителей, братьев, сестер и нянь только будет способствовать большей зависимости человека с умственной отсталостью от окружающих и воспрепятствует тому, чтобы он выработал эти минимальные основы независимости и ответственности, нужные для того, чтобы такой человек смог жить более самостоятельной жизнью.

Позже, когда ребенок уже станет взрослым, необходимо найти ему место работы. Люди с умственной отсталостью могут нормально и со всей ответственностью выполнять работу, если она будет адекватна их возможностям. Работа и заработок, поимо всего прочего, станут приносить им большое удовлетворение и укрепят их уважение к себе.

К счастью, у нас в Стране Басков существует огромная сеть Центров Специальной Занятости и просто Центров Занятости, где трудится большинство людей с умственной отсталостью, достигшее рабочего возраста.

Каким будет наш ребенок? Какой будет степень его умственной отсталости? Каким он станет, когда вырастет? В каком уходе будет нуждаться? … Эти вопросы одинаковы для всех родителей детей с умственной отсталостью. И, как мы уже указывали в предыдущих главах, на них невозможно ответить на данный момент.

Социальная поддержка

В Стране Басков с 1960 года существуют Ассоциации Семей в защиту людей с умственной отсталостью. В Гипускоа действует АТСЭГИ, Гипускоанская Ассоциация для людей с умственными недостатками, она находится на улице Окэндо, 6 в Сан-Себастьяне. Тел. 943423942. E-mail: atzegi@sarenet.es ; www.atzegi.org

В ней, кроме содействия всем заинтересованным в получении информации, им предоставляется возможность вступить в так называемую Группу Новых Родителей. Это группа поддержки и взаимной помощи для родителей, которые недавно узнали о том, что у их ребенка умственная отсталость.

Больший обмен опытом происходит на вступительных собраниях, организующихся для приема новых родителей. Каждый раз, когда в Ассоциацию вступает новая семья, она может познакомиться там с другими родителями, имеющими больший опыт, которые отнесутся к ней тепло и по-родственному как к новым членам Группы.

Вступительные собрания, помимо всего прочего, предполагают моральную поддержку родителей из “Группы поддержки”, специально подготовленной для этого. С помощью таких вот контактов новые родители перестают считать себя самыми несчастными, мир открывается перед ними с другой, светлой, стороны. И они понимают, что он не так страшен, как им представлялось прежде.

Обмен опытом, глубокое понимание ситуации, возникающее на рубеже двух реальностей, старой выстраданной и новой светлой, позволяет новой семье успокоиться и без стеснения и страха рассказать свою историю группе родителей, которые уже прошли через эти переживания и которые не только смогут понять все, но и на первых порах оказать помощь по уходу за ребенком. Опыт этих групп дает силы новым родителям, решившим повернуться лицом к жизни.

При помощи программ раннего вмешательства, которые в Гипускоа предоставляются службами для инвалидов Отделения Социальных Служб Общего Собрания Депутатов Гипускоа вы будете знакомиться с возможностями развития вашего малыша, что позволит вам добиваться целей, поначалу считавшихся вами недоступными. Здоровье вашего ребенка может беспокоить вас, особенно, если на первых осмотрах врача у него были выявлены врожденные аномалии. Достижения медицины и хирургии, в частности, в наше время настолько впечатляющи, что с их помощью можно устранить любые дефекты, которые раньше были признаны неподдающимися излечению. Доверьтесь лечащему педиатру, и под его руководством другие врачи проведут обследования, которые требуются вашему ребенку.

Участие в Ассоциациях умственной отсталости всегда благотворно, так как у вас будет куда прийти за поддержкой, если вам необходимо отстоять свои права в чем – либо, узнать, как живут другие, и особенно, присоединиться к группе родителей, чтобы совместными усилиями добиваться изменения общественного мнения, чтобы общество понимало и знало проблемы умственно-отсталых. В дальнейшем, когда вы сумеете преодолеть первый этап столкновения с реальностью, вы сможете найти в Гипускоанской Ассоциации АТСЭГИ атмосферу доброты, дружбы, понимания и солидарности, в которой, если у вас есть к этому призвание, вы сможете работать на благо людей с умственной отсталостью.

Эмили Мэвино

(Перевод с испанского В.М.Труфанова)

2001 год Санкт-Петербург



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2007 гг.

В избранное