← Июль 2006 → | ||||||
2
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
Папам и мамам об особых детках
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
Путешествие внутрь себяПо материалам статей об "Арт терапии" Благодаря экспрессивным искусствам мы отправляемся в путешествие внутрь себя и погружаемся в бессознательное и осознаем новые аспекты своего, получая, таким образом новое видение и новые возможности. Устанавливая связь с хотя бы еще одним человеком в поддерживающем окружении, мы учимся способам установления связей с сообществом людей. По мере того как мы учимся быть аутентичными и обладающими новыми возможностями в рамках небольшого сообщества, мы начинаем испытывать все большее воодушевление, продвигающее нас в более широкий социальный круг. Мы становимся способными к сотворчеству и сотрудничеству, достижению нашей высшей цели и реализации всех наших сил. Все это в сочетании с сочувствием и состраданием соединяет нас с миром - другими культурами и природой. Региональный благотворительный общественный фонд содействия развитию творчества детей-инвалидов "Взгляд Ребенка" основан 1 марта 2000 года. Фонд ставит перед собой множество задач, но основная цель - адаптация детей-инвалидов средствами искусства. Для этих детей творчество является одной из немногих возможностей рассказать о себе окружающему миру. Главным направлением деятельности Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" является организация и проведение выставок и фестивалей детского творчества. "Выставка - это возможность для детей самореализоваться, почувствовать любовь, поддержку и участие общества в их судьбе. Фонд помогает детям стать полноценными членами общества. Занятия искусством - лучшая терапия; творчество помогает выразить себя и свой взгляд на мир, взгляд ребёнка. Мы убеждены: искусство поможет детям-инвалидам преодолеть барьер отчуждения от общества." - говорит поэт-композитор, арт-директор фонда Ирина Грибулина. "Взгляд ребёнка" сотрудничает более чем с 70-ю школами-интернатами, реабилитационными центрами, детскими домами, общественными организациями Москвы, Севастополя, Вологды, Глазова, Тульской области. Фонд выплачивает ежемесячные стипендии одаренным детям-инвалидам и оказывает финансовую поддержку преподавателям изобразительного и прикладного искусства, успешно работающим с тяжело больными детьми. При поддержке фонда работают 10 специализированных студий детского творчества: "Акварельки", "Маленький принц", "Искорки", "Радуга", "Татьяна", "Солнышко"; Студия керамики и гончарная мастерская; Студии под руководством преподователей Маренковой А.И., Подвысоцкой А.П. За 6 лет своего существования, фонд провел более 75 художественных выставок и праздников маленьких друзей в самых престижных залах Москвы: в Государственной Третьяковской Галерее, в Центральном Выставочном Зале "Большой Манеж", в Центральном Доме Художника, в храме Христа Спасителя, в ЦПКиО им. Горького и других выставочных залах столицы. Участовал в международных выставках. Участники выставок - дети-инвалиды, сироты, дети из неблагополучных и малообеспеченных семей. Выставочная деятельность - основное, но не единственное направление деятельности фонда. Фонд "Взгляд ребенка" проводит различные детские праздники, фестивали, мастер- классы, концертные программы. Помимо общения и положительных эмоций дети получают самое главное - ощущение собственной значимости. Фонд старается сделать каждое мероприятие запоминающимся; ребята уходят домой не с пустыми руками: они получают игрушки и сладкие подарки, детские журналы, книги, все необходимое для занятий творчеством - краски, кисточки, бумага. Работа с такими детьми требует огромного количества сил. Эти дети нуждаются в особом подходе в процессе обучения. Однако в условиях школ-интернатов нет возможности заниматься с особо одаренными детьми в индивидуальном порядке. Поэтому в программу развития фонда входит создание и открытие универсального Центра Искусств для детей с ограниченными возможностями, где были бы выставочный зал с представленными работами детей-инвалидов, концертный зал, студии для обучения детей, причем не только инвалидов, но и их здоровых сверстников, консультационный центр для педагогов изобразительного и прикладного искусства, багетная мастерская для оформления детских работ и обучения профессиональным навыкам учащихся школ-интернатов, издательский центр для публикаций специальной литературы для детей с ограниченными возможностями, складские помещения для хранения детских работ и необходимого материала для детского творчества. Юристы фонда оказывают бесплатные консультации по всем вопросам защиты прав детей, а также социально незащищенным категориям граждан. В наше время это особенно необходимо, т.к. количество бездомных, беспризорных детей, детей из неблагополучных семей постоянно растет, их права нарушаются. Фонд готов дать бесплатную консультацию по всем интересующим вопросам в этой сфере и помочь найти решение проблем. Председатель правления фонда Крокин Е.А. за благотворительную деятельность награжден орденом Русской Православной Церкви (РПЦ), а так же дипломами, грамотами правительсва Москвы. 4 сентября 2003 года в центре Москвы открылась уникальная галерея "Взгляд ребенка". Это единственная в России галерея, где представлена экспозиция работ детей с ограниченными возможностями: с полной и частичной потерей слуха, прикованных болезнью к инвалидной коляске, слабовидящих, с нарушением речи, детей, родители которых лишены родительских прав. Открытие галереи - первый шаг на пути к созданию Центра искусств для детей - инвалидов. Двадцать тысяч надеждЦентров социальной реабилитации инвалидов по-прежнему не хватает Галерей и выставочных центров, специализирующихся не на громких именах, дорогостоящих полотнах и инсталляциях, а на детских рисунках, в Москве не так уж и много. Честно говоря, нам известна одна - в Пушкаревом переулке. Над заснеженным крыльцом маленькая табличка извещает о том, что здесь находятся выставочный центр и изостудия Фонда "Взгляд ребенка". Табличка укреплена на довольно необычной высоте: такой, чтобы ее удобно было прочитать человеку, сидящему в инвалидном кресле. За этой дверью расположилось одно из немногих учреждений, поддерживающих творчество детей-инвалидов. Социальная и психологическая реабилитация инвалидов с помощью искусства пришла в Россию относительно недавно. Такие программы - каждая со своей методикой -существуют в Карелии, Кемерове, Санкт-Петербурге и других городах страны. Почти всюду их создают энтузиасты, и почти всюду их не хватает. Судите сами. За последние десять лет число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет увеличилось в России в два раза. По словам директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ольги Шараповой, в России сейчас - 642 тысячи детей-инвалидов. Всего же в нашей стране проживают 11 миллионов 400 тысяч людей с ограниченными возможностями. По данным Департамента образования Москвы, в столице - 29 тысяч детей-инвалидов, 60 процентов из них получают образование в различных учреждениях. Одна из самых серьезных проблем - нехватка реабилитационных центров, позволяющих детям с ограниченными возможностями принять участие в программе профессиональной ориентации. За последние несколько лет по указанию столичного Департамента образования в Москве было учреждено 37 реабилитационных центров для детей-инвалидов, однако охватить абсолютно весь контингент они не в состоянии. Фонд "Взгляд ребенка" - из старожилов в этом деле: работает с 2000 года. - Когда мы только приступили к работе, мы связались со столичными интернатами для детей с ограниченными возможностями, выяснили, есть ли у них изостудии. Потом началась техническая работа. Одни студии мы обеспечивали бумагой, краской, материалами для лепки и керамики, покупали специальные печи для обжига глины. Для других - искали преподавателей. Сейчас в Москве есть семь студий, работающих в школах и интернатах при нашей поддержке. Занятия в них проводятся бесплатно. На сегодняшний день мы работаем с шестьюдесятью российскими интернатами и центрами реабилитации инвалидов. При этом список организаций, которым мы оказываем поддержку, постоянно растет, - рассказывает Евгений КРОКИН, руководитель общественного Благотворительного фонда содействия творчеству детей-инвалидов и сирот "Взгляд ребенка" Если переводить работу фонда на язык статистики, то окажется, что на полусотне праздников, проведенных в Парке Горького, Третьяковке и различных выставочных центрах, побывало около двадцати тысяч детей-инвалидов, в том числе из Калуги, Воронежа, Севастополя, Вологды. Но, возможно, самое главное как раз - то, что на язык цифр не переведешь. - Для ребенка, живущего в интернате, поездка на выставку - это огромное событие, - говорит Евгений Крокин. - Если же учесть, что он приезжает туда не просто как посетитель, а как участник, как автор работ, получает диплом, выслушивает одобрения от профессиональных живописцев, то, естественно, у него поднимается самооценка, он начинает ощущать себя как полноценная личность. Обучаясь живописи, ребенок с ограниченными возможностями приобретает знания, которые могут пригодиться ему в дальнейшем. Пенсия по инвалидности невелика, а изготовление поделок способно принести небольшой дополнительный заработок. "Взгляд ребенка" сотрудничает с самыми разными организациями. Поддержку юным художникам оказывают Правительство Москвы (заместитель мэра Людмила Швецова с 2000 года входит в попечительский совет фонда), столичный Комитет по общественным и межрегиональным связям, несколько районных управ, Театр клоунады Терезы Дуровой, книжные издательства "Дрофа" "Библио-Глобус" "Вагриус" ряд акционерных обществ закрытого и открытого типа. В изостудию в Пушкаревом переулке ходят не только подопечные фонда, но и абсолютно здоровые дети. Помимо основ изобразительного искусства, они постигают азы сопереживания и сочувствия. Все помещение - размером чуть больше обычного школьного класса. Но ведут в него не ступеньки, а небольшой пандус, сделанный специально для посетителей-"колясочников'.' Посреди студии установлены небольшие, подогнанные под рост детей мольберты. В застекленных витринах - глиняные зайцы, мыши, рыбы, изготовленные детскими руками. Стены увешаны картинами, гyашь, акварель, графика, работы маслом. Веселые клоуны, суровые лики святых, безмятежные пейзажи, тщательно прописанные натюрморты. 1лядя на огромное изображение птицы, крылья которой украшены удивительным узором, сложно представить, что тончайшие завитки и штрихи наносились отнюдь не рукой. Разглядывая забавнейшую композицию под названием "Парад обуви" невозможно поверить, что автор этого динамичного полотна не слышит и не может произнести ни звука. - Отличить полотна глухонемых детей можно по цветовой гамме. Они всегда выбирают очень сочные, яркие, контрастные тона. Работы художников с диагнозом ДЦП, особенно подростков, можно вычислить по более депрессивным сюжетам. Некоторые из них выбирают церковную тематику, создают иконы, изображают храмы, -рассказывает руководитель детской художественной студии при галерее "Взгляд ребенка" Александра МАРЕНКОВА. Разумеется, не все могут приезжать именно в эту студию. С ними работают преподаватели из реабилитационных центров и студий, организованных при интернатах. Иногда фонд объявляет конкурс на общую тему. Не так давно была проведена выставка под названием "Коты" Скоро начнется сбор рисунков на космическую тематику, поскольку к 12 апреля "Взгляд ребенка" готовит большой праздник. Вопреки укоренившемуся мнению, дети с ограниченными возможностями оказываются более терпимыми к критике. Они охотнее идут на контакт. У детей, страдающих задержкой умственного развития, после нескольких месяцев занятий потихоньку прогрессирует развитие. Им приходится что-то более подробно объяснять, упрощать задания, но это их единственное отличие от сверстников. И если обычному человеку показать работы, написанные простыми детьми и детьми с ограниченными возможностями, он вряд ли догадается, кто автор того или иного рисунка. Разве что работы нестандартных детей окажутся пронзительнее и оригинальнее. Адрес и телефон галереи: м.Сухаревская, Пушкарев пер. д.16, (495) 207-7261, 207-7350. Газета "Культура" №6 от 09.02.2006г. Лариса РОМАНОВСКАЯ Критерии эффективности проведения коррекционной работы у детей с СДВГИнформация предоставлена сайтом В.Н.Пугача http://pougatch.udmnet.ru Что и как меняется: * Часть изменений родители видят непосредственно в процессе психотерапии * Часть изменений проявляется через 60 часов * Часть изменений проявляется постепенно, в течение 10 недель. Как родители могут это отслеживать: * Более упорядоченное поведение дома * Лучше ловит мячик * Улучшение ночного сна, утром — более лёгкое просыпание. * Чтение. Ребёнок более свободно, или заметно лучше запоминает и пересказывает прочитанное. * Математика. Лучше понимает содержание и условие задач. Следовательно — лучше их решает. * Исчезновение страхов, боязни тёмной комнаты * Иногда, по контрасту, родители ошибочно воспринимают более упорядоченное поведение ребёнка, как "заторможенность". Как, учителя могут это отслеживать: * Более упорядоченное поведение в классе. * Большая включённость в работу класса. * Менее напряжённые взаимоотношения ребёнка с учителем. * Изменение (улучшение) почерка. * Улучшение орфографии. * Исчезновение зеркально перевёрнутых букв; переставленных слогов. * Чтение. Ребёнок более свободно, или заметно лучше запоминает и пересказывает прочитанное. Перестаёт терять строку. * Математика. Лучше понимает содержание и условие задач. Следовательно — лучше их решает. * Иностранный язык. Начинает "слышать" иностранную речь. * Появление музыкального слуха (вокализации). Как психологи могут это отслеживать: * Улучшается мелкая моторика * Лучше получаются нейропсихологические упражнения (например, на реципрокные движения) * Восстановление дальнего экрана — лучше ловит мячик Какие маркеры наиболее значимы: * Саккады (нистагмоиды) * Восстановление геометрии пространств, особенно дальнего экрана * Исчезновение феномена соскальзывания взгляда Первичны: * Саккады (нистагмоиды) * Восстановление геометрии пространств, особенно дальнего экрана * Исчезновение феномена соскальзывания взгляда Вторичны: * Страхи, фобии * Изменение (улучшение) почерка * Исчезновение зеркально перевёрнутых букв; переставленных слогов * Перестаёт терять строку * Лучше пересказывает текст * Понимание смысла задачи по математике * Улучшение орфографии что появляется отсрочено: * Более упорядоченное поведение * Большая включённость в работу класса * Часть психотерапевтических эффектов появляется отсроченно, через 60 часов * Изменение поведения ребёнка * Уменьшение повышенной лабильности нервной системы (например, реже проявляется плаксивость) Идем к логопедуЛогопедические проблемы... мало, кто не столкнулся, к сожалению, с ними. Сегодня Вашему вниманию я предлагаю отрывки из книги Е.Н.Краузе "Логопедия". Но сначала – аннотация к ней, заслуживающая, на мой взгляд, внимания. "Книга представляет собой практическое руководство для занятий с детьми дошкольного возраста. Она включает полный комплекс логопедических занятий и отражает современный взгляд на проблему правильного и своевременного формирования речи, в том числе и у детей раннего возраста (с 2-3-х месяцев). Автор книги — логопед-практик считает, что не нужно ждать, пока станет явным отставание в речевом развитии ребенка, заниматься с детьми нужно буквально с рождения — это гарантия их физического и психического здоровья, успехов в учебе. Книга поможет также и тем, кто столкнулся с логопедическими проблемами уже почти на пороге школы. Определить уровень речевого развития ребенка читатель сможет с помощью тестов. Методические рекомендации помогут правильно и эффективно организовать занятия, включающие пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, игры для развития слухового внимания и фонематического слуха, игры и упражнения для формирования словарного запаса и правильного грамматического оформления речи, логоритмику, логопедический массаж и др. Для родителей, воспитателей, логопедов и всех, кто заинтересован в гармоничном развитии детей". Итак, отрывки из книги. Как определить отклонения в речевом развитии ребенка?Этапы речевого развития ребенка в норме: 2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у , возможно в сочетании с согласной г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. 7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма". Это проявление речи называется лепетом. 9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых. 11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "дядя", … Количество слов к вдум годам значительно увеличмвается (около 300 слов различных частей речи). 2-3 года В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка начитывает больше 1000 слов. Признаки нарушения речевого развития очевидны, если: - К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением; - К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит; - К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке; - К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам; - К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослыми различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего; - К концу 10-го месяца не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощания; - К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы ("покажи", "принеси"), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения; - К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова "мама", "папа"; - К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов; - К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: "Сходи на кухню и принеси чашку", не узнает близких на фотографиях; - К 2,5 годам не понимает разницу между словами "большой" и "маленький"; - К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия; - В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказка, не может рассказать ни одного стихотворения. Два самых распространенных типа нормально развивающихся детей "Говоруны" отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно если можно все потрогать), знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера. Иногда "говоруны" начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них – это слышать правильную речь, все остальное они "сделают" сами. "Молчуны" склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо "созревать". Любая перемена требует от них времени для адаптации. "Молчунам" очень важно, чтобы их понимали. Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае "молчун" может замкнуться в себе. Однако если ваш "молчун" не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту. Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны реи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и образование различных звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизмерение, связная речь не развита. Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей. 1-ый уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые "безречевые дети"). Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слогов), которые часто сопровождаются жестами "туту" - поезд, "ляля" - кукла. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: "биби" - машина, самолет, пароход, грузовик. Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: "туй" (стул) – сидеть; "пать" (спать) – кровать. Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословный слова предложения: "Дай" - дай куклу или что-то другое. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков. Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается: "аба" - собака, "алёт" - самолет. 2-ой уровень ОНР. Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень характеризуется как "начатки общеупотребительной речи". В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены ("лябака" - яблоко, "обуйчик" - огурчик). Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы (Кадас ледит аёпка" - карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количеством аграмматизмов. Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты ("Ника ези а той" - книга лежит на столе). В речи детей нарушается согласование глагола и существительного ("мачик сидят" - мальчик сидит, "иса безал" - лиса бежала), прилагательного с существительным ("касный зезда" - красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует. Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков. Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги ("вимедь" - медведь, "лисипед" - велосипед). Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов. 3-ий уровень ОНР Характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка. Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения ("Папа забивает картину" - папа забивает гвоздь для картины). Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Но они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных ("ведры" - ведра, "ухи" - уши), смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода ("лежит тапка"), неправильно согласуются существительные с прилагательными ("красная солнце"), числительные с существительными ("пять ёлки") и т.п. По-прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются: например, предлог "из-за" употребляется как "из" (из стола" вместо "из-за стола"). Словарный запас, на первый взгляд, кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов "озеро", "ручей", "бретельки". Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных ("стулик" - стульчик), относительные прилагательные ("кожевый" - кожаный, "деевевая" - деревянная"), притяжательные прилагательные ("медведин хвост" - медвежий хвост), глаголы с приставками ("зашивает пуговицу" - пришивает пуговицу). Звуковая сторона речи детей значительно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношений некоторых сложных звуков (например, "р" и "л"). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава: "аквариа" - аквариум, "милицанер"- милиционер. При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание. Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой. Почему у ребенка возникло нарушение речиНевидимые причины Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в конкретном случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребенка. Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребенку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребенок оказывается заброшенным. Другой вариант: родители целыми днями работают, а ребенок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Все это называется педагогическая запущенность. Хотелось бы, чтобы вы критически оценили обстановку в своей семье. Во всяком случае, если причина только в этом, то у вас так называемый неосложненный вариант недоразвития речи и справится с ним гораздо проще, чем с осложненным вариантом. Осложненной считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, "кесарево сечение" (не стоит считать его безвредным для ребенка), затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т.п. Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера (только не путайте, пожалуйста, с вывихом бедра, переломами ключиц и т.п. во время родов). Следствием ее является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр. Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие задерживается. Он начинает говорить после двух-трех лет. Если же речевое развитие происходит в срок, то эти причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения (речь смазана). Один из самых распространенных диагнозов – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Диагноз не означает неполноценность ребенка и не должен слишком сильно пугать родителей. Однако нельзя все оставить как есть. Родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача-невропатолога. Часто ПЭП, особенно не долеченный, становится причиной речевых нарушений. Негативными для развития речи являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно–кишечные заболевания в раннем периоде развития ребенка (до 2,5 – 3 лет). Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, занимался в детстве с логопедом). Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха. Видимые причины Различные врожденные или возникающие в результате травм расщелины нёба, губ ("заячья губа"), деформации зубов. Сюда же относятся и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдается вперед. Сейчас таких детей становится все больше, так как мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребенка. А соски-пустышки часто формируют неправильный прикус. (Пользуйтесь только анатомическими сосками-пустышками! Они способствуют формированию правильного прикуса.) Еще хуже, если ребенок не удовлетворяет полностью свой сосательный рефлекс из-за отсутствия естественного вскармливания. В этом случае для удовлетворения своих потребностей он сосет палец. Это может продолжаться неограниченно долго. Следствие этого – самые невообразимые улыбки и "каша во рту". Еще одна видимая причина – короткая подъязычная уздечка. Можете рассмотреть ее перед зеркалом. Поднимите вверх язык, и вы увидите мышечное образование. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.
|
В избранное | ||