Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ"


 

"ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ"


Выпуск N48

2006-07-15

Тираж: 2097 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:




 

Ласка развивает интеллект

Ласкать, гладить, тискать — родители должны дарить много нежности своему ребенку. Доказано: кожа напрямую связана с головным мозгом, сообщает журнал "Мой кроха и я".

Младенца так и хочется приласкать. Маленький, пухлый, прелестный — нас тянет взять крошку на руки, прижать к себе, носить, баюкать, гладить. К этому нас побуждает мощный инстинкт, который мы даже не осознаем, — оптимальное развитие младенцев и маленьких детей зависит от нашей близости и нежных прикосновений. Без них они буквально чахнут, о чем лишний раз свидетельствуют исследования, проведенные в домах ребенка. Их подопечные по физическому и умственному развитию (например, в обучении ходьбе и речи) отстают от своих нормально развитых сверстников, степень их общительности минимальна. Они не ощущали положительных телесных контактов со взрослыми или между собой, что приводило к особой форме стресса, через соответствующие гормоны резко замедляющего развитие. Пагубность этого процесса легче понять, если знать, что кожа — наш самый крупный орган чувств, обеспечивающий контакт с внешним миром. Оболочка толщиной всего в несколько миллиметров напрямую связана с головным мозгом.

Новейшие данные показывают, что развитие и интеллект зависят не только от наследственных задатков. Важнейшую роль играют также внимание со стороны матери и отца, равно как и внешние стимулы и чувственные раздражители. Причем решающее значение имеют первые три года жизни: в это время мозг открыт для всего. Головной мозг новорожденного состоит примерно из 100 миллиардов нервных клеток, которые соединяются друг с другом, как в ускоренной киносъемке. То, что не будет развито, построено в период роста головного мозга и образования сетевых связей, впоследствии часто уже невозможно будет наверстать.

Значение телесного контакта очевидно. Поцелуй, поглаживание — это послания без слов, самый прямой путь, чтобы дать ребенку понять: ты мне нравишься, я тебя люблю, ты для меня важен. Только дети, растущие с такой уверенностью, осознающие надежность своего окружения, чувствуют уверенность в себе, зная, что их любят и ценят. Они ощущают свою социальную защищенность и становятся социальными существами. Потом они становятся способными любить, отвечать на чувства, передавать их дальше.

Телесный контакт в отношениях между родителями и ребенком занимает особое место. Причем физической демонстрацией любви может быть и то, что вы держите ребенка за руку или теснее прижимаете его к себе в какой-нибудь сложной ситуации. Делайте это всегда: нежный целительный поцелуй для больного животика или шишки после падения с велосипеда; сердечное объятие в критический момент или после ссоры со школьным приятелем; порция ласковых поцелуев, успокаивающих хнычущего малыша. Даже родители, по природе сдержанные в своих чувствах, находят время для таких посланий.

Важно помнить: считайтесь с тем, что ваш отпрыск не расположен на данный момент к ласкам — плохой день, критическая фаза,— это пройдет. Если чадо отбивается и барахтается, не давая себя обнять, это тоже совершенно нормально. То, что маленькие дети иногда не хотят телесных контактов,—элемент развития самостоятельности. Не стоит обижаться, лучше раскрыть объятия, когда ваш ребенок спустя короткое время придет к вам и захочет приласкаться. Сбалансированное чувство тела развивается у детей только тогда, когда они видят, что другие уважают их отказ.



 

Играем с конструктором

По материалам статьи Оксаны Локтевой "Конструктор: принуждать или увлекать", опубликованной в журнале "Игра и дети"

Совет первый. "Увлекайтесь сами!"

Моя подруга Аня — увлеченный человек. Когда она впервые показала конструктор своей полуторагодовалой дочери, то просидела за ним минимум час. Маленькая Марта то присоединялась к маме, то отходила от нее и принималась за другую игру, возвращаясь снова. Марта настолько полюбила конструирование, что родителям пришлось приобрести для нее огромный набор.

Азарт, заинтересованность, увлеченность, несомненно, передаются детям, и, если вам сегодня не хочется играть в конструктор, не предлагайте этого ребенку, он вряд ли с радостью займется им.

Совет второй. "Покажите, но не настаивайте".

В педагогике всегда существовало два мнения: одни уверяли, что надо подавать примеры ребенку, демонстрируя образцы, другие были убеждены в том, что малыш должен до всего дойти сам, без помощи взрослых или при их минимальной поддержке.

Предложите крохе сначала самому заняться с конструктором, но если вы видите, что его интересует бросание деталей на пол и топтание их ногами, то придите на помощь и покажите, для чего нужен набор и как надо с ним обращаться. А может быть, произойдет обратное, ребенок с увлечением примется за новое для него дело, исследуя шаг за шагом детали конструктора, изучая его возможности.

Совет третий. "Играйте на равных, прибегайте к помощи малыша!"

"Давай сделаем машинку", — говорите вы. При этом вы прекрасно знаете, что он понятия не имеет, как ее делать, но спокойно объясняете, какие детали берете, как прикрепляете: "А вот эту маленькую прикрепляй сюда, помоги мне". И вот уже ваш малыш включился в работу. Видя, что ему нравится процесс присоединения деталей, просите ребенка вам помочь все чаще и чаще, пусть даже ваша машина уже напоминает башню на колесах.

Очень хороший способ — просить ребенка прикреплять симметричные детали. Например, вы делаете самолет: одно крыло прикрепляет взрослый, второе — ребенок, один огонек на крыле — взрослый, другой — ребенок. В этом случае даже не надо ничего объяснять, все и так понятно, и малыш чувствует в себе силы, лучше запоминает способ построения.

Еще один вариант — параллельное создание моделей, но он подходит не для всех малышей. Например, мама предлагает повторять действия за ней, потом отгадать, что получилось: одна маленькая деталь насаживается на другую, на самую вершину водружается длинный элемент. Сопя, малыш делает то же самое. " Это же молоток!" — радостно вскрикивает он.

Можно предложить без воспроизведения отгадывать, что получилось. Сначала модель создает взрослый, потом малыш. Конечно, сложных конструкций быть не должно. Собачка, башенный кран, робот, самолет вполне подойдут для этой игры. Модель должна создаваться недолго, чтобы маленький конструктор не потерял интереса, но и не мгновенно, чтобы он запомнил порядок сборки.

Более старшим детям можно предлагать воспроизводить изображения после того, как взрослый разобрал свое сооружение. Опять же начинать надо с самых простых построек.

Конечно, умение повторять образец очень важно и нужно. Но все-таки конструктор в первую очередь развивает воображение, поэтому мы не рекомендуем просить малыша все время повторять ваши мысли и идеи. Достаточно 3-4 раза вместе с ним собрать несколько построек. Вы будете удивлены, заметив, что ребенок сам собирает нечто похожее на ваше изобретение, но для него это созданное им, а значит, он переживает самые светлые минуты творческого вдохновения, ощущает себя творцом!



 

Об опыте воспитания слабослышащего ребенка

У нас в гостях - одна из модераторов "Страны глухих" Меленчук Света. Еще в 1993 она в интернете разместила эту информацию. Потом её, вроде бы, видели у Леонгард. Конечно, с такими "гигантами" за авторское право нам бороться сложно, но, я со всей ответственностью подтверждаю: разработчик этой методики - Светлана и не кто иной. И я ей очень за это благодарна.

Уважаемые родители! Вы молоды, жизнерадостны, полны надежд. И вдруг на Вас сваливается это несчастье: Ваш ребенок не слышит. "Почему так несправедливо? За что?" – вертится у Вас в голове. Вы будете мучаться этими вопросами год, два, пять... А время летит...

Прежде всего, Вы должны уяснить, что никому нет дела до Вас, Вашего ребенка и Ваших проблем. Все теперь зависит только от Вас лично. Нет чудес на свете. И даже если Вы останетесь без средств, без помощи. Но это отдельный разговор. Приведу здесь отрывок из сказки Андерсена "Снежная королева":

" - А нет ли у тебя средства сделать Герду всесильной?

...- Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать… Если она не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и вынуть из глаза и сердца Кая осколки, то мы и подавно не сможем!

...Бедная девочка осталась одна, без рукавиц. Она побежала вперед, что было мочи. Навстречу ей мчался целый полк снежных хлопьев... они неслись по земле прямо на Герду и казались тем крупнее, чем ближе подлетали..."

Основные правила

Если у Вас есть старшие слышащие дети, необходимо воспроизвести в памяти развитие маленького человека и постоянно придерживаться этого сценария в работе с глухим ребенком. Если это первый ребенок, то потребуется обратиться к памяти своих родителей или воспользоваться литературой по развитию ребенка от рождения до 7 лет. Что он должен уметь делать, говорить. И придерживаться этой схемы.

Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемленности. Все его желания должны быть Вами понимаемы без слов, как свои собственные. И то, что он плохо слышит, а по мнению окружающих – вообще не слышит, ни в коем случае не должно отражаться на Вашем отношении к нему..

А, чтобы это было возможно, и написала я это пособие Вам.

Главный принцип: никогда не давать одолевать Вас сомнениям "а слышит ли меня ребенок?" Да! Он слышит, но не на всех расстояниях одинаково. Потом, когда он будет постарше, ему сделают аудиограмму, и будет ясно: какие частоты и какие расстояния ему доступны. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.

А пока Ваш ребенок еще мал, главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко – это чисто слуховое восприятие, губы – это слухо-зрительное восприятие. Для вашего ребенка слуховое восприятие есть "горькая пилюля", но и без конфеты трудно. И ни в коем случае не кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

Ребенок до шести месяцев.

Вы приехали из роддома. Такая радость – у вас появился малыш. Он должен знать свой дом, в котором ему расти. И вы поможете ему это сделать как можно раньше. Как только он начнет хоть немного бодрствовать, берите его на руки и носите по комнате. Показывайте все рукой, называйте, радуйтесь, как если бы это радовался он. Поворачивайте так, чтобы показываемое было в его поле зрения. Конечно, взгляд его еще блуждает, но вдруг вы заметили, что он на долю секунды остановил его на чем-то. Делайте это каждый день.

С того времени, как ребенку исполнился месяц, обычно начинают знакомить его с игрушками. Выбирать погремушку надо не по их яркой окраске, а по различному звучанию. Еще необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен с нежным звоном. И хорошо еще иметь какой-нибудь струнный инструмент, пусть даже игрушечную балалайку, гитару. Также не помешает и гармошка. Все, что вы собрали, должно быть каждый день в работе. Но не мелькать постоянно у ребенка перед глазами, для этого использовать другие яркие игрушки. Постоянно перед ним довешивать те игрушки, со звучанием которых он уже будет ознакомлен раньше, меняя постоянно.

Запомните : рабочие игрушки и пособия, пока не отработаны окончательно, надо прятать от ребенка.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ . Возьмите игрушку или инструмент и начинайте издалека подносить к уху (левому или правому) до тех пор, пока не заметите реакцию ребенка. Сильно игрушкой не раскачивать, иначе реакция будет не на звук, а на движение воздуха. Для каждой игрушки и каждого уха будет свое расстояние, которое со временем будет меняться. Это надо запоминать или записывать. Например, так:

Левое ухо правое ухо
Громкая погремушка 30см 30см
Тихая погремушка 15см 20см
Бубен 20см 25см
Свистулька 10см 10см
Пищалка 10см 8см
Гитара 15см 15см

Эти занятия добавляются к тому, что вы проводили до 1 месяца, а не исключают их.

2 МЕСЯЦА .

Теперь вам с ребенком надо подготавливаться к гулению: "агу-агу".

С этого же времени задайтесь целью приучить ребенка к слуховому аппарату. Пока не надо индивидуальных вкладышей, достаточно стандартных. Аппарат будет одеваться на одно ушко. Сегодня – левое, завтра – правое. Усиление будет небольшим. Настройте усиление по себе, не полагаясь на цифры.

Не бойтесь аппарата! Вставьте телефон себе в одно ухо, выставите на минимум усиление, переключатель – на "М". Включите тумблер "0-1" на 1 и постепенно увеличивайте усиление до тех пор, пока не будет немного погромче, но комфортно. Выключите аппарат. Вложите вкладыш в ухо ребенка, включите аппарат. Уже имея опыт работы с игрушками, вам легко понять, – изменилось ли что-то для ребенка или нет. Учитывайте также отрицательную реакцию на вкладыш. Занимаясь этим каждый день, также продолжая работать с игрушками и инструментами, устанавливая с ребенком непосредственный контакт при знакомстве с домом, вы поймете уровень усиления, необходимый ребенку. Это придет не сразу, а через многие часы работы.

Так вот перейдем теперь к гулению. На третьем месяце добавляется речь. Она была, когда вы носили ребенка на руках, может быть уже пели колыбельную. Теперь вам надо вести диалог, пусть односторонний пока. Вы говорите ему на ушко, положив его рядом, на левое или правое: "Агу-агу" – несколько раз, всегда с разной интонацией. Потом приподнимите свое лицо над его личиком и говорите то же самое. Он смотрит Вам в лицо. Затем меняете ушко. Сегодня говорите "агу", завтра повторите и добавьте просто "у-у" или "а-а". Если ребенок так и не загулит, не расстраивайтесь. Мой сын не гулил (старшая дочь гулила), а совсем просто стал с 6 месяцев звать меня "мама". Занятия не прекращайте. Переходите на другие звуки.

3 МЕСЯЦА.

Вот уже ребенка можно спокойно уложить на животик на довольно продолжительное время. Он держит голову, смотрит перед собой. Начинаются еще и активные физические упражнения. Теперь вам нужны игрушки, которые не только шумят, свистят, но при этом еще и двигаются самостоятельно. Это заводные игрушки. Погремушки заменяются барабаном, бубном покрупнее. Все остальное остается. Струнный инструмент теперь обязателен. С помощью вас ребенок сам будет трогать струны, одновременно массируя подушечки пальцев левой и правой рук.

Возьмите заводную игрушку, и теперь будем играть "наоборот". Если погремушку мы вели из "бесконечности" к ребенку, то теперь мы заводим и пускаем самолет, поезд и др. от ребенка вдаль: так, чтобы он следил за ним. Ребенок лежит на животике. Ему это очень нравится. Он радуется и готов лететь за самолетом. Через 2-3 дня вы вдруг пускаете этот самолет так, чтобы ребенок не видел: слева и назад, справа и назад. Начинать с довольно близкого расстояния. Замечаете реакцию ребенка, удивление. Это дает радость больше вам, чем ему. Вы видите, что ребенок слышит, причем эта игрушка как бы растягивает границу слышимости. Одновременно на ушко всегда ему называйте каждую новую игрушку.

Итак, Вы не забыли, что делать каждый день?

1. Ознакомление с окружающим миром. Вы носите ребенка на руках. Это придется делать лет до трех, только уже не в квартире, а постепенно уходя дальше от нее. Представляете, как это тяжело, если мой сын в год весил уже 12кг. Или на руках, или сгорбившись к уху как старушка (старичок). Чем быстрее ребенок полюбит аппарат, тем быстрее это кончится.

2. Ознакомление со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, магнитофон, машина. Принцип: из "бесконечности" к ребенку (когда знакомите со звуком).

3. Удаление уже знакомых звуков. Сначала – видимо, потом неожиданно: сзади, сбоку.

4. Ознакомление с речью и с отдельными ее звуками. Вводится слово "мама":

– Что, мой милый, мама пришла? Я – мама.

Показывайте своей рукой, потом его ручкой на себя: "Мама, мама". Здесь: сначала слухо-зрительно, потом на слух много раз.

5. Игра: "Откуда я?" Ребенок сидит в колясочке, Вы сзади. В руках у него занятная игрушка, а Вы его отвлекаете. Зовете слева: "Дима, Дима". Потом справа. Ищите оптимальное расстояние от ушка. Он должен повернуться, если услышит. В ухо не дуть, прикрыть воздух рукой.

Я думаю этого вполне хватит Вам, чтобы загрузиться работой на весь день. Если что-то уже сами придумаете, Значит Вам уже ничего не страшно. Вы включились в игру с судьбой.

От 6 месяцев до 1,5 лет.

До года вводите все те слова, которые говорит обычный ребенок в этом возрасте. Это: папа, мама, ляля, на , дай, дядя, тетя, что это?… Ваша речь должна быть обычной, с "лишними" словами. Например: "Это ляля (показывайте куклу, ребенка). Ляля. Смотри, ляля. Красивая ляля. Скажи -–ляля." Чтобы не было лишних звуков в речи ребенка, говоря ему все в ушко, слухо-зрительно называя то, что хотите от него услышать. Притом со значительными интервалами, чтобы не получилось "ляляля". Говорите на ухо: "Это ляля. Это… (слухо-зрительно) ляля".

Начинайте спрашивать: "Что это?" Он молчит. Говорите: "Скажи ляля...ляля" и т.д.

Когда он начнет понимать фразу "скажи", заставляйте его повторять просто слоги, любые: "скажи...му...ап...ре..." Для него это как игра, а вы начнете определять какие звуки даются ему легче, над какими Вам придется поработать уже тогда, когда он будет осваивать грамоту. Это все лучше отражать в Его тетрадке. Но можно и запоминать. Главное, не запутаться самим.

Теперь надо уделить внимание картинкам. В семь-восемь месяцев ребенок начинает интересоваться картинками. Мир как бы расширяется. Если он еще никогда не видел настоящий поезд, то на картинке увидел! Свяжите это с игрушкой, которая у него есть. Начинается новый этап, который можно назвать: "Я люблю сидеть у мамы (папы) на коленях и вместе с ней (с ним) рассматривать картинки. И может даже рисовать их.!

Лучше иметь книги со множеством картинок, под которыми одна-две подписи. Вот Вы задались целью: выучить названия каких-то мест лица: нос, глаз, рот.. Берете одно слово, например: нос. Листаете книгу или фотоальбом, везде находите нос. Говорите на ухо: "Покажи нос. Вот он – нос. Смотри – нос!"...Как можно больше картинок и фраз. Потом спрашиваете, показывая на себя (можно у зеркала): "где мой нос? Показываете и слухо-зрительно знакомите: "Нос". На всех ищете нос: на папе, бабушке, куклах и даже животных и т.д. Его лица не касайтесь, будто его нет. Он должен сам задуматься. Так 2-3 занятия. Потом переходите к глазам, ко рту, бровям, щекам и т.д. Представляете его удивление, когда однажды в зеркале он обнаружит то же самое и у себя. И пойдет всем показывать, что у него есть нос, и глаза и др., и может быть даже назовет!

После ознакомления с лицом, перейдите к волосам, рукам, голове и т.д.

Вы, наверное, напуганы объемом работы? А разве Вам обещано развлечение?

Да, это порой "адский" каждодневный труд в то время, когда Вы еще и сами очень молоды. Теперь это Ваше настоящее дело может быть на всю жизнь. Им придется заниматься все 24 часа в сутки. Не забывайте, что еще и колыбельную перед сном ребенку до 1,5 лет обязательно надо петь. С 1,5 лет это будут сказки на ночь, начиная с "Курочки рябы" и "Репки".

Отступление

.

На меня родственники смотрели как на полоумную, когда я занималась всем этим. Думали: "свихнулась от переживаний". А теперь никто поверить не может, что сын практически глух, без слухового аппарата ничего не слышит вообще. Разговаривает совершенно без акцента глухих людей.

Использование аппаратуры.

Уже упоминалось о слуховых аппаратах. Пока ребенок учится говорить и слушать самого себя, можно использовать карманный аппарат – такая пластмассовая коробочка со шнурами. Ребенок, с Вашей помощью, научился выставлять необходимое ему усиление. Желательно иметь и слуховые аппараты, которые в обиходе называются "заушинами", на оба уха. С ними ребенок, без помех своего дыхания и стука сердца, будет познавать звуки окружающего мира.

Когда приучаешь к аппарату, руководствуйся правилом: "Запретный плод – сладок". Никакого насилия, а только создание иллюзии соблазна. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, что с большим трудом досталось. Носите сами с большим удовольствием, делайте вид что прячете от него (помните, как бабушка прятала от вас очки?).

Нужны наушники, лучше двое, и такие, чтобы подходили и к телевизору, и к музыкальному центру. Громкость максимальная или через усилитель. Приучить к ним также, как к слуховому аппарату, методом недозволенности. Сами одевайте, делайте вид как они Вам нравятся, а ребенку давай те ненадолго, и только как награду. Наушники необходимы как можно мощнее. Найти такие трудно, обратитесь за помощью к специалисту.

С года или раньше ребенок уже будет смотреть передачу "Спокойной ночи, малыши" в наушниках. Ему будет интересно, потому что Вы подготовили его к этому работой с картинками. Для Вашего ребенка еще понадобится и видеомагнитофон, а к нему видеокассеты с мультфильмами на русском языке (без дубляжа). Просматривая эти фильмы каждый день, и слушая через наушники один и тот же текст, ребенок начинает его запоминать. Появляются новые слова, которые Вы в него не вкладывали. Появляется беглая речь, хотя и мало понятная порой. Со временем Вы приобретаете все более сложные фильмы. Видеомагнитофон очень помог нам. От него и сказок на ночь ребенок переходит на прослушивание пластинок с детскими песенками, мюзиклами. Слуховое восприятие все более развивается и придет время, когда можно рискнуть отдать его в музыкальную школу. Ну разве это не победа над природой!?

Имея основу, Вы теперь вольны сами выбирать метод обучения ребенка. Изучите работы Э.И.Леонгард. О них Вы услышите от родителей и в сурдологическом центре. Или самый лучший способ, как сделала и я: наговорить эти работы на аудиокассеты, подписать их и прослушивать все время, занимаясь чем-нибудь или в транспорте с плейера*. Вы будете знать их наизусть, прочитав в сущности только раз. Там рассматриваются ситуации, которые будут возникать и у Вас, и Вы уже автоматически будете поступать правильно.

Исправление дефектов речи.

Здесь я приведу свой личный опыт. После того, как я добилась у сына спонтанной речи, это была "каша". Он говорил примерно как слабослышащий ребенок 1-2 степени тугоухости. Теперь надо было работать над чистотой речи.

Для этого все те слова, которые он говорил с большими погрешностями, я записала на таблички печатными черными буквами. Одновременно приступили к освоению грамоты. Начали с любимых, хорошо выговариваемых звуков. Это слоги, именно слоги, а не буквы. Написанные или набранные в кассе слогов. С буквами я помучалась со старшей дочерью и тут пошла другим путем и не зря. Их мы поем, играя и выполняя упражнения ритмики: "ПО,ПА,ПУ,МО,МА,МУ". Потом перешли к тем слогам, которые сложнее. Параллельно учились разбивать слоги на звуки и обозначать эти звуки буквами. Так и идем, от слогов к звукам и буквам. Например: закрываю в слоге "ПО" букву "О", остается "П", и она уже не поется. И наоборот..

Теперь переходим к табличкам. У нас были такие погрешности в речи: перестановка слогов и слов. Говорю: "Скажи: молоко." Отвечает: "Каламо". "Кукла " -–"лакук" и др. Говорю: "Скажи: дай мне стул". Отвечает "стул мне дай". Это из простых слов предложение, так что еще понятно. А если в предложении еще слова из двух-трех слогов, то понять трудно, потому что еще в словах все перевернуто. Когда я переписала все слова, в которых он перествавлял слоги, на таблички, мы стали говорить это слово по слогам. Пальцем я показывала то место, которое мы проговариваем. Слоги он уже умел читать или хотя бы понимать. Вот так: "скажи: ма (повторяет "ма"), ла ("ла"), ко ("ко"). На табличке, конечно, написано "молоко".

И так несколько раз, и на следующий день, и опять , потом быстрее. И, что удивительно, это помогло разложить "по полочкам" у него в голове все слова, и язык у него перестал заплетаться и выдавать все наоборот. Мы даже таким образом научились говорить такое сложное слово как "велосипед".

Предложения я не писала, а просто он повторял за мной каждое слово, потом мы складывали из слов предложение. На устранение таких недостатков у меня ушло всего месяца три.

Затем мы стали с ним отрабатывать те звуки на табличках, которые он говорил нечетко или заменяя их на другие. Например, вместо "с" говорил "т". Их я выделяла, обводя цветным фломастером, потом просто подчеркивала. Я читала табличку. Он повторял. Работали и в аппарате, и на ушко, и слухо-зрительно.

Но тогда, когда ребенок уже носит аппарат, Вам хочется работать только с ним, потому что так легко. И тут Вы сделаете ошибку, забыв про голое ушко и чтение по губам. Теперь он должен учиться смотреть на губы, если что-то не берет на слух. Это необходимо для успешного обучения в школе и для постановки звуков. И вот, после проговаривания слов по табличкам и уточнения на слух пропадающих звуков, мы пришли, наконец, к постановке самого трудноусвоиваемого на слух звука "с" и вслед за ним звука "ц". С "с" справились сами, а вот с "ц" обратились к логопеду, он дал нам упражнения и мы занимались. Такие, например: колодец, птицы, садиться, бриться и др. Пытались писать под диктовку, читать, заучивать.

Сейчас выпущено хорошее пособие издательства "Гринго" г.Ярославля "Развитие речи детей", автор Н.В.Новоторцева. Освоив его полностью, можете смело идти в массовую школу.

Психологические и медицинские советы.

Особенности наших детей: помните, что ребенок имеет частичный слух и учитывайте это при общении с ним.

Так: нельзя внезапно появляться перед ним. Вы можете сильно испугать его. Многократно повторяемый испуг вызывает невроз, чем обычно и страдают все глухие дети. Это усложнит Ваше с ним взаимопонимание. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

Еще хочу обратить внимание на одну особенность. Все заболевания, вызывающие повышение температуры не проходит для него бесследно. Все, чему Вы научили ребенка в развитии слуха, речи, как будто стирается, исчезает. Кажется, что все потеряно. Это не так! Надо начинать все сначала. На это понадобится не три года, а полгода или меньше. Теряется драгоценное время. Старайтесь, чтобы ребенок не болел никогда. Поэтому, лучше не отдавать его в детские коллективы хотя бы лет до 4-5, избегать больных и самим не болеть. Заниматься с ним физическими упражнениями, закалкой. Укрепите перекладину в проеме дверей, если нет другой возможности. Повесьте на нее кольца, канат. Это будет мини-стадион. В 7 лет я отдала сына в бассейн. В морозы он влажный стоял на остановках после бассейна и ни разу не заболел. Вообще перестал болеть, хотя ходил в бассейн только полгода.

Особенности Вашей жизни

.

Приведу цитаты из Библии:"Широкая мощеная дорога ведет в ад, огромная толпа идет по ней. В рай же ведет узкая тропка, поросшая тернием, - по ней идут одиночку…"

"Не страшитесь и не ужасайтесь, но о том, что дорога опасна – помните. И будет все хорошо…"

Имея такого ребенка молодые родители чувствуют себя неудобно в обществе. Им кажется, что все "тычут" в него пальцем. Я уже говорила в начале, что никому нет до Вас дела. Если же кто-то и говорит о Вас с кем-то, то это просто неравнодушный, переживающий человек. Он ищет ответ на свои мучительные вопросы, делится с другими. Дайте ему понять, что именно Вы и знаете ответ и во "враге" найдете друга.

Наш сурдолог Н.Г.Врублевская говорила мне: "Все люди носят в себе какую-то ошибку в генах. Идеальных организмов нет. Вам досталась такая". С точки зрения же природы – она несет в наших генах возможность еще нескольких методов развития эволюции. Ведь, например, живи мы в воде, разговаривать могли бы только жестами.

Всегда, когда мне было трудно, я думала о том, как жили наши бабушки и дедушки. Не имея тех удобств, что мы сейчас имеем, они растили детей. И, благодаря им, мы живем сейчас. Это давало мне силы преодолевать трудности.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2006 гг.

В избранное