Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N49

2006-07-22

Тираж: 2100 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Дети "Индиго" и кризис традиционной педагогики [прочитать]
  • Наркотики для самых маленьких [прочитать]
  • Психическая диета для гиперактивных [прочитать]



 

Дети "Индиго" и кризис традиционной педагогики

"Новые дети уже пришли" - эту фразу авторы книги "Дети Индиго" Ли Кэрролл и Джен Тоубер вынесли на обложку. Каких детей имели в виду американские психологи?

Они и их корреспонденты, письма которых приводятся в книге, обобщили детей, не вписывающихся в жестко детерминированную действительность, в группу под названием "дети Индиго" . Таких детей становится все больше и больше. Судя по статьям в журналах, выступлениям специалистов на семинарах и конференциях, эта проблема международная. В странах, где школьная педагогика основана на традиционной практике, массовое образование переживает тяжелый кризис. Привычные схемы уроков, принятые формы отношений между детьми и педагогами, устоявшаяся практика оценки успешности ученика перестают давать желаемый результат.

Я начала свою работу в школе в 1971 году и считаю, что в российском образовании мы переживаем вторую волну "других" детей. Первая волна - поколение "акселератов", родившихся в начале шестидесятых годов. Они были другими даже внешне. Дети хрущевской оттепели, не знавшие голода, хорошо одетые, они были стройными и уверенными в себе. Телевизоры и магнитофоны в каждой семье знакомили их с последними веяниями моды и лучшими образцами популярной музыки. Они знали песни "Битлз" и рок-оперу "Иисус Христос - Суперзвезда". Я до сих пор с удовольствием вспоминаю свою работу с этими ребятами. В 1975 году классы в школах Москвы были укомплектованы по сорок, а то и по сорок два - сорок три человека. Я вела математику в трех таких классах. Большинство из моих учеников было выше мены на голову. Они вызывали острое раздражение старшего поколения учителей тем, что никак не желали принимать то, что казалось им бессмысленным: палочную дисциплину, почтение к взрослым вне зависимости от личных качеств этих взрослых, веру в идеологические штампы. Они одевались и держались в соответствии со своими представлениями о красоте и приличиях. Это было постоянной причиной конфликтов. Я помню, какую ярость администрации вызывали девушки, которые приходили на школьные вечера в сшитых на уроках труда ситцевых юбках до пят, и юноши с локонами до плеч. Они практически все красиво курили, подражая героям кинофильмов, красиво влюблялись, и умели дружить. Год моей работы в этих классах дал мне опыт, благодаря которому я не растерялась потом, когда в 1991году в нашу частную школу пришли дети второй волны российского "потепления".

Одним из этих детей был мой младший сын, и я могла увидеть проблему и с точки зрения учителя, и с точки зрения мамы. Пожалуй, главной особенностью этих новых детей была какая-то удивительная для нашей грубой действительности хрупкость. Их реакция на резкость в любом ее проявлении была почти шоковой. Нервозность взрослого мгновенно улавливалась и вызывала резонансную реакцию. Казалось, что нервная система у них настроена тоньше, чем у предыдущих поколений, и поэтому они более уязвимы и ранимы.

Но зато открытость к любой новой информации, радость познания, контактность создавали им другого рода защищенность. Мой сын неоднократно удивлял меня своей способностью обратиться к незнакомому человеку, если ему казалось, что этот человек может рассказать что-то интересное. Например, однажды на пляже Федя увидел молодого человека, который жонглировал тремя апельсинами. Он, недолго думая, подошел к этому человеку и сказал: "Покажите, пожалуйста, как Вы это делаете?" Довольно быстро молодой человек научил его этому нехитрому фокусу, а я удивилась тому, что мне мое воспитание не позволило бы так просто подойти к незнакомому человеку и о чем-то его попросить. И еще я тогда подумала, что очень многое прошло мимо меня из-за ложной застенчивости и закрытости, которые привило нам наше время.

Если бы Федя был единственным ребенком, мне было бы сложнее оценить разницу между его сверстниками и более старшими поколениями детей. Но мне было с кем сравнивать. Старшие мои дети прекрасно воспитаны, успешны и в учебе и в карьере, они оба талантливо рисовали, легко учились, всегда были самостоятельны и ответственны. Но закрытость и недоверие к окружающему миру для них естественны и органичны.

Однажды на экскурсионном теплоходе, где мы были всей семьей, играла скверная в самом плохом смысле "попсовая" музыка. Старшая моя дочь Женя раздражалась, злилась и говорила, что поездка для нее испорчена. Восьмилетний Федя пошел в радиорубку и попросил сменить кассету. Зазвучали добротные, проверенные временем хиты Квин и Стренглерс, настроение всех экскурсантов поднялось, и проблема рассосалась сама собой.

Эти два случая кажутся мне типичными примерами разницы прежнего и нового отношения к жизни вообще.

Не могу сказать, что творческий и нетривиальный подход таких детей к решению своих проблем всегда удобен для окружающих. На всю жизнь я запомнила, как по дороге из школы шестилетний Федя, не получив от меня мороженое, стал капризничать и канючить. Я достаточно резко его одернула, и он, выждав, когда в вагоне метро закроются двери, встал передо мной в проходе и мелодраматически громко и со слезой в голосе воскликнул: "Ну вспомни! Ведь ты же была моя мама!" Описывать реакцию окружающих пассажиров не приходится. Я еле дождалась следующей остановки, и выскочила из этого вагона. Ребенок был совершенно удовлетворен, он показал мне, что резкость не лучший способ общения с ним. Интуитивно он обратился не к разуму, а к чувству юмора, и это оказалось оптимальным для него решением в этом случае.

В школе я видела, что подавляющее большинство детей, которых родители приводят к нам, отличаются таким же, как и у Феди, обостренным чувством собственного достоинства, необыкновенной интуицией, общительностью и раскованностью.

Они все оказались артистичными, с прекрасными художественными данными, делали интересные обобщения и неожиданные выводы, но совершенно не признавали навязанных им ограничений, смысла которых не понимали. При этом многие из них не держали внимания, плохо выговаривали некоторые звуки, с большим трудом осваивали навыки письма. В частной школе с небольшими классами, с этими детьми работать непросто, но интересно а для массовой школы они оказались сущим бедствием. Они отказываются выполнять указания, сделанные резким тоном, воспринимают материал "от общего к частному", а не так, как построены наши учебники - "от частного к общему". Все это в сочетании со своеобразной логикой и необычным юмором раздражают учителей, мешают им вести уроки в привычном русле.

К тому же эти дети, в подавляющем большинстве правополушарные, многие буквы и цифры писали зеркально и путали "право" и "лево". Они неправильно (с формальной точки зрения) строят фразы. Этих детей очень трудно научить грамотно писать, потому что они, прекрасно зная правила грамматики, делают странные ошибки (например, путают буквы "б" и "м"). Они могут простейшую задачу в два действия решить десятью действиями, объясняя это тем, что мальчик из задачи мог иначе распорядиться объектами вычислений, и задача от этого стала бы интереснее.

Большую часть этих детей так или иначе приспосабливают к привычной школьной рутине, но не всех. А те, кто не смог приспособиться, часто становятся асоциальными и озлобленными, отказываются учиться, перестают ходить в школу. К нам чаще всего приводили именно таких надломленных детей. Да и сейчас в семейный клуб приходят родители, которые столкнулись именно с этими проблемами. Клубная форма отношений хорошо принимается детьми, которым трудно соответствовать формальным требованиям больших коллективов. Поэтому родители часто отдают своих "не таких" детей в кружки, студии, секции, а образование им дают в форме экстерната или в семье. У нас в клубе дети получают консультации по школьным предметам, вместе с родителями веселятся на праздниках, участвуют в психологических семинарах и тренингах.

А тогда, в начале девяностых годов в частной школе мы начали активно искать методы успешной работы с "неправильными" детьми. Мы приглашали психологов, которые учили нас педагогов работать с правополушарными детьми,мы проводили семинары по преодолению школьных неврозов, на которых лучшие специалисты рассказывали нам о причинах и способах борьбы с этим видом неврозов. Наши учителя постоянно учились новым формам образовательной деятельности.

В классах по 10-12 учеников мы старались найти реальный индивидуальный подход к каждому ученику, организовывали для них индивидуальные и групповые занятия с психологами и логопедами, выстраивали программы, ориентированные на правополушарных детей.

Вскоре мы узнали, что наши коллеги в Америке уже давно столкнулись с проблемой детей, "выпадающих" из школьного социума, назвали ее ADHD или ADD и ищут универсальные способы решения этой проблемы. Синдром ADHD у нас назвали "синдромом дефицита произвольного внимания". Попытки преодолеть этот синдром в рамках массовой школы стали предпринимать в России только в конце 90-х годов. Были открыты специальные школы для детей с девиантным (неправильным) поведением. В этих школах маленькие классы, не больше десяти учеников, большое количество психологов, дефектологов, логопедов, воспитателей. Педагоги этих школ проходят серьезную переподготовку для работы с трудными детьми. Недостаток этого решения в том, что направляются в такие школы ученики уже сломанные и реанимировать их одаренность и социальную полноценность практически невозможно. Каждый ученик в этих школах стоит государству очень дорого, и поэтому туда направляют в основном детей из неблагополучных и неимущих слоев общества. Этих учеников просто убирают из массовых школ, где они мешают, но при этом перспективы их собственной жизни отнюдь не радужны. С печатью специальной школы берут далеко не во все колледжи, не говоря уже об институтах. Обеспеченные и социально полноценные семьи вынуждены и предпочитают решать проблемы своих детей самостоятельно.

В Штатах нашли более простой и дешевый способ упаковывать таких детей в прокрустово ложе традиционной массовой педагогики - им просто прописывали риталин (психотропное средство, подавляющее деятельность мозга, у нас аналогичные лекарства прописывают старикам при тяжелой форме сенильного слабоумия). Исследование, проведенное в 1996 году Медицинским институтом при университете Джона Хопкинса, показало, что с 1990 по 1995 год количество подростков, принимающих риталин (метилфенидат) от ADHD увеличилось более, чем в два раза. В настоящее время, по некоторым данным, уже около 4 млн американских детей принимают риталин . Риталин не решает проблему, он просто подавляет и замедляет реакции. О побочных последствиях приема этого лекарства не сообщается, но военное ведомство США отказывается принимать в армию рекрутов, которым прописывали риталин в школьном возрасте.

Мне пришлось два года воспитывать в своей семье мальчика из США, которому был прописан риталин. Это был необыкновенно музыкальный, артистичный и спортивный подросток. После развода родителей он очень скучал по отцу и пытался привлечь его внимание разными шалостями. Администрация школы, где он учился, направила его на обследование и вынудила родителей посадить его на риталин. Когда он после года лечения попал в Россию, к нам в школу, было видно, что когда-то у него была хорошая память, способности к языкам, неплохие математические способности. Но все это было разрушено.

От прекрасного интеллекта остались обломки. Он мог усвоить какие-то новые сведения только, если с ним занимались индивидуально, но получение высшего образования или даже специального среднего было уже нереально.

Два года Рома прожил в моей семье, и нам удалось научить его общаться с людьми без развязности и занудства. Он даже успешно проучился год в школе с военизированной формой обучения, где привык к режиму и порядку. К сожалению, родители забрали его в Америку, и там он опять скатился к тому состоянию, в котором прибыл к нам. (Подробности об этом ребенке можно будет прочитать на сайте в материале "Рома").

Книгу "Дети Индиго" мне подарила мама моего ученика две недели назад к Новому году. Я очень признательна авторам этой книги и всем, кто придумал этот поворот темы. К сожалению, большинство родителей глухи к призывам психологов и педагогов быть с детьми внимательными, доброжелательными, уважать их и любить такими, какие они есть. Родители искренне не понимают, почему они должны воспитывать детей иначе, чем воспитывали их самих. И вот Ли Кэрролл и Джен Тоубер нашли неоспоримый довод: "Ребенок Индиго - это такой ребенок, который обладает новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Это предполагает, что люди, взаимодействующие с подобными детьми (особенно родители), чтобы достичь успеха, должны изменить свой подход к ним, методы воспитания и способы лечения (а лучше обойтись без лечения, считаю я)".

Явление названо. Теперь родители могут гордиться тем, что у них необычный ребенок. Они ощущают себя не аутсайдерами с больным ребенком на руках, а счастливыми родителями ребенка, который пришел из будущего. Непохожесть их чада на других детей уже воспринимается не как бремя, а, наоборот, как удача.

После такого изменения родительского сознания с ребенком можно спокойно работать. Родители уже будут союзниками в формировании личности их ребенка, и им не будут мешать заплесневевшие догмы.

Мировая педагогика за последние полтора века нашла множество способов и методов работы с детьми без насилия, в режиме сотрудничества, в интонации взаимного уважения. Проблема в том, чтобы эти принципы были приняты массами педагогов и родителей. Обобщение детей, выпадающих из среднестатистической нормы, в группу "детей Индиго" - прекрасный психологический ход.

Теперь мама, которую вызывают в школу и ругают за шалости ее ребенка, может отослать учителей к этой книге и гордо сказать: "Мой ребенок - ребенок Индиго. Он требует уважения и внимания к себе". И, если не найдет понимания у педагогов, не попытается в отчаянии ломать своего ребенка, а поищет для него другую школу или другую форму образования.

Школа - один из самых консервативных институтов государства. Практически со времен чеховской гимназии в российских школах мало, что изменилось. Разве что, она стала более массовой, а это усугубило недостатки и уничтожило многие достоинства. А в целом, школа - это все те же классы, в которых сидят, преодолевая скуку, подростки. Все те же учителя, среди которых в лучшем случая один из двадцати любит свою работу ведут в этих классах уроки. И все те же те же экзамены, на которых нужно продемонстрировать умение более или менее точно воспроизводить чужие мысли сдают наши дети. Все попытки подлатать эти старые меха, чтобы налить в них новое вино, обречены на провал. Исправить положение, требуя все больше отчетов, ужесточая санитарные требования, меняя какие-то мелкие частности в содержании учебных предметов, невозможно. Так же, как в американских школах не помогут полицейские на каждом этаже и массовое лечение учеников от интеллекта и одаренности.

Новые дети уже пришли. Они могут стать спасением этого мира, а могут стать его проклятьем. Именно "вылеченные" риталином американские ученики врываются с оружием в свои бывшие школы и убивают всех подряд. Именно сломанные жесткой школьной системой российские ученики идут в криминал и там находят применение своим невостребованным способностям.

Совершенно не важно, какого цвета аура у "других" детей, важно то, что они требуют другой организации учебного процесса и другого подхода к их воспитанию. А главное, требуют того, с чем труднее всего смириться взрослым, воспитанным в авторитарной системе, - уважения к ним, признания права на непохожесть и реальную свободу выбора.

Все это давным-давно описано в методиках Штайнера и Монтесори, в книгах Амоношвили и Щетинина. Не нужно изобретать велосипеды, на них нужно научиться ездить. А для этого нужно поверить, что учиться необходимо.

Может быть книга "Дети Индиго", написанная просто, убедительно и интересно, увеличит число людей, которые хотят жить вместе с детьми Индиго, любить их, сотрудничать с ними и верить, что сеять разумное, доброе, вечное, не смотря ни на что, все-таки имеет смысл.

Руководитель школьно-семейного клуба "Родительское собрание"

Иващенко Нина Наумовна.



 

Наркотики для самых маленьких

Этот обзор материалов информационного портала "Дети Индиго" начну с небольшой справки:

Фонд "Внимание" стремится добиться, чтобы общество осознало масштаб проблемы СДВГ и занималось ее решением, а дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности смогли преодолеть свои трудности и стали полноценными членами общества. Фонд будет способствовать научным исследованиям в области СДВГ, вести просветительскую работу с врачами, педагогами, родителями и государственными чиновниками, отвечающими за сферы здравоохранения, образования и силовых структур (МВД, ГУИН, МО) в России.

Фонд "Внимание" создан и будет финансироваться из частных источников, в числе которых ведущие международные фонды и благотворительные организации, крупные российские корпорации и иностранные инвесторы, международные организации. Фонд тесно взаимодействует с одним из мировых лидеров в сфере благотворительности, Charities Aid Foundation (CAF) – международной неправительственной организацией, которая предоставляет специализированную поддержку благотворительным проектам и организациям.

Инициативы Фонда "Внимание" получили поддержку ряда видных общественных деятелей России.

В апреле 2006 года Фонд "Внимание" провел Первый Международный Форум "Охрана здоровья детей в России", посвященный синдрому дефицита внимания и гиперактивности.

Фонд "Внимание" – общественная организация. Фонд не занимается рекламой, лоббированием, рекомендацией конкретных методов исследования, диагностики и лечения, а также услуг, лекарств, продуктов и товаров, в том числе через свой сайт.

Фонд не оказывает услуг медицинского или юридического характера. Сведения, содержащиеся на этом сайте, приводятся с целью информирования и не могут служить основанием для постановки диагноза и лечения. Они не могут и не должны заменять очную профессиональную консультацию. Упоминания в материалах Фонда, в том числе на его сайте, любого метода лечения, программы коррекции, препарата, а также любой организации, учреждения или веб-сайта не являются рекламой или выражением официальной поддержки со стороны Фонда. Фонд настоятельно рекомендует родителям детей с СДВГ и специалистам, занимающимся этой проблемой, принимать решение о выборе лечебного учреждения, метода лечения и/или коррекции, конкретного лекарственного препарата индивидуально в каждом конкретном случае.

Как, хорошо, что есть такой фонд, не правда ли? А вот статья об их деятельности в "Новом Петербурге" от 25 мая 2006 г.

Возможно, вы являетесь счастливым родителем прекрасного ребенка или у вас уже есть маленькие внуки. Тогда вам надо знать, что вашего ребенка могут подсадить на наркотики еще до того, как он научится хорошо читать и писать! Для детей является ОБЫЧНЫМ такое поведение, когда они бегают, хватаются за все подряд и не горят желанием сидеть неподвижно. И хорошему родителю требуется порой немало терпения и такта для того, чтобы направить жизненную энергию маленького человечка на созидательные цели. Однако существуют те, кто называет обычное детское поведение — БОЛЕЗНЬЮ. Это психиатры, состоящие В СГОВОРЕ с транснациональными фармацевтическими корпорациями, выпускающими такие наркотики, и "умные воспитатели", которые получают взятки и гранты от этих ТНК, или просто являются жертвами рекламы, купившимися на целлофановые сказки мозговедов. Все вместе они выдумали и растиражировали новый диагноз "Синдром дефицита внимания и гиперактивности" (СДВГ) и пытаются "лечить" эту несуществующую болезнь — наркопрепаратами. Поэтому не удивляйтесь, если воспитатель из детсада или школьный учитель однажды скажет, что ваш ребенок ведет себя "как-то не так" и что надо обратиться к психиатру.

Вот образец такого запугивания и "спасения" от мнимых бед почерпнутый с сайта Фонда "Внимание" (www.vnimanie.org), занимающегося, сознательно или невольно, продвижением этой наркоотравы в нашем богоспасаемом Отечестве: "Дети и подростки с СДВГ часто имеют серьезные проблемы в школе. Невнимание, импульсивность, гиперактивность, неорганизованность, другие трудности могут приводить к незаконченным заданиям, небрежности, ошибкам и деструктивному поведению". "СДВГ — это психоневрологическое расстройство, которым страдают 3-7% детей и 2-3% взрослых". Или — из известной газетки: "СДВГ — не легкое расстройство, а очень серьезное заболевание. Дети не могут контролировать свое поведение и не в состоянии справиться с болезнью сами. Зарубежная статистика такова: дети с СДВГ чаще бросают школу (32-40%), имеют мало или вообще не имеют друзей (50-70%), попадают в аварии и травмируются (30%) и даже беременеют в подростковом возрасте (20-30%)".

Что бы там ни было, но прежде чем вы пойдете к психиатру и будете выслушивать весь этот бред, названия всех ярлыков, которые эти специалисты навешивают на каждого ПАССИОНАРНОГО ребенка, а то и на вас лично, вам неплохо бы узнать, как УМИРАЮТ дети, подсаженные на психпрепараты, как они оказываются в состоянии НАРКОЛОМКИ после их отмены, услышать слова родители детей, УБИТЫХ этими "лекарствами". Это можно сделать на сайте Гражданской Комиссии по Правам Человека (www.cchr.spb.ru), проводившей в прошлую пятницу слушания "Граждане России — против ложных психиатрических диагнозов детям", в работе которых в качестве журналиста и я принял посильное участие.

Тема эта, увы, для меня не новая. Три года назад, в марте 2003-го, я публиковал в нашей газете статью об СДВГ — по материалам западных правозащитных организаций. С ней можно сейчас ознакомиться на сайте www.chuckanoff.net. Но то, что я услышал и увидел на слушаниях, — там демонстрировался видеофильм, в котором родители убитых психонаркоотравой детей рассказывали, как это было, — потрясло меня до глубины души.

Предоставляю слово двум замечательным людям — исполнительному директору ГКПЧ Роману ЧОРНОМУ и кандидату наук, психологу Вячеславу ПОЗДНЯКОВУ.

Роман Чорный: "Этот диагноз — СДВГ — был рождён голосованием в американской психиатрической ассоциации в 1987 году. То есть: психиатры простым БОЛЬШИНСТВОМ ГОЛОСОВ решили что СДВГ — есть! То есть — этот диагноз просто сфабрикован, надуман! Симптомы этой „болезни“, как прописано в психиатрических руководствах, таковы: „ребёнок испытывает трудности в том, чтобы уделять внимание деталям, допускает ошибки при выполнении домашнего задания и других работ, работы часто выглядят неаккуратно, он не может сосредоточиться, чтобы продолжить выполнение школьных и других заданий до самого конца, впечатление такое, будто мысли ребенка где-то далеко или будто он не слушает. Он ёрзает на стуле, часто покидает своё место в классе и в иных ситуациях, которые предполагают пребывание его на своём месте, бегает взад и вперёд или лазает в неподходящих местах, испытывает трудности, чтобы сохранять спокойствие в игре или на отдыхе, постоянно находится в движении, зачастую чрезмерно разговорчив“. Исходя из указанных „симптомов“, подобный диагноз может быть поставлен ЛЮБОМУ ребенку, особенно если ставящий его чем-то занят или раздражён. Что и происходит!".

Ярослав Волин: "Достоверно известно, что „лекарства“ от несуществующего СДВГ, равно как и похожие антидепрессанты, вызывают у подростков сердечные болезни, приводят к самоубийствам или убийству родителей, сверстников, учителей, соседей". Д-р Боман пишет: Эти дети больше не гиперактивны и не страдают невнимательностью — они мертвы. В период 1994-2001 гг. я зафиксировал следующие смерти от этих препаратов: Стефани, 11 лет, получала по рецепту стимулятор и скончалась от сердечной аритмии; Мэттью, 13 лет, получал стимулятор и скончался от заболевания сердечной мышцы; Маколей, 7 лет, получал стимулятор + ещё 3 препарата и умер от остановки сердца; Трэвис, 13 лет, получал стимулятор, умер от кардиомиопатии; Рэнди, 9 лет, получал стимулятор и несколько других лекарств, умер от остановки сердца; Кэмерон, 12 лет, получал стимулятор, умер от ненормального повышения содержания белых кровяных телец. Это чересчур высокая цена за лечение болезни, которой в действительности не существует.

По меньшей мере 5 подростков, совершивших убийства в школах США, прошли программу управление гневом или другие психологические программы, в рамках которых возможно применение психпрепаратов. Да, дети могут видеть насилие по телевизору. Да, оружие доступно. Но оно было также доступно и 40 лет назад, однако дети не совершали хладнокровных, заранее спланированных расправ. Чего не было в 1960-е — так это риталина и подобных препаратов.

Роман Чорный: Риталин в России пока ещё запрещён. Но 13-14 апреля в Москве прошёл форум, и была принята резолюция, в которой утверждается, что около 2 млн. российских детей страдают СДВГ и их надо лечить теми же самыми препаратами. На этой конференции выступающие не стеснялись открыто лоббировать необходимость легализации в России психотропных препаратов, которые используются для якобы лечения СДВГ. В частности — риталина. РИТАЛИН — ЭТО ПРЕПАРАТ АМФЕТАМИНОВОГО РЯДА, ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОДОБНО КОКАИНУ. Наркоман, получивший растолчённый риталин, не почувствует никакой разницы, если ему не сказать предварительно, где риталин, а где кокаин.

Если этот антинаучный диагноз получит официальную силу и будет ставиться в России, то как минимум 2 млн. россиян будут подвергнуты НАРКОТИЗАЦИИ этими препаратами. Мы должны спасти наших детей от этого яда и защитить от ПОЖИЗНЕННОГО клейма ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА, способного разрушить всю их дальнейшую жизнь.

Вячеслав Поздняков: Имея 2 высших образования, будучи дипломированным врачом, я расскажу вам о некоторых цеховых секретах психиатров и психологов. Когда я закончил университет, в своём напутственном слове наш научный руководитель произнёс: Скажу вам честно: как наши пациенты выздоравливают — я не знаю... Но на самом деле — НИ ОДИН пациент психиатра или психолога НИКОГДА не выздоровел! Это я знаю точно. А основное, чему нас учили, — правильно устанавливать цену за консультации. Основной принцип — брать столько, сколько стоит ужин в хорошем местном ресторане...

Психиатры и психологи любят делиться между собой теми технологиями, как сделать, чтобы клиент приходил постоянно. Подсадить его на свои, совершенно ненужные услуги. Один из таких способов — назначить психотропный препарат. Потому, что большинство их обладает НАРКОТИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ. И пациент никуда не денется.

Лекарства, подобные риталину, о котором говорилось, — это наркотикоподобные вещества, которые вызывают зависимость. И если человек по каким-то причинам лишается этого препарата, то у него, как и в случае нелегального наркотика, начинается ломка. И он как миленький прибежит к доброму доктору — потому, что ему ПЛОХО. И ещё один маленький секрет. Психиатр может иметь ещё один, нелегальный доход с распространения того или иного лекарства — благодарность от фирмы-производителя или её дилеров, комиссионные. И это — та самая причина, по которой был изобретён диагноз СДВГ, как и причина того, почему сейчас этот диагноз агрессивно продвигается. ЭТО — БИЗНЕС.

Сейчас в Америке, после того как там в результате применения подобных препаратов к детям началась эпидемия ПОВАЛЬНЫХ убийств и самоубийств школьников и общественность выяснила, что они является результатом употребления наркотика риталин и ему подобных для лечения СДВГ, началась гражданская кампания, приведшая, в частности, к тому, что на эти препараты в аптеках ставится чёрная метка — является опасным веществом. И в связи с этим за несколько последних месяцев на 20% упали объёмы продаж этих веществ. Встал вопрос о новых рынках сбыта. И, словно поганые грибы, начали расти всяческие фонды и тому подобные организации, ПРОДВИГАЮЩИЕ этот ДИАГНОЗ, а следовательно, и этот препарат в Россию. К сожалению, им помогают и не очень грамотные люди, материально не заинтересованные, в отличие от тех, кто знает, что делает. А таковых тоже немало.

Знаете, кто спонсировал тот самый форум психиатров по продвижению СДВГ? Фирма-производитель одного из лекарств — аналогов риталина, называемого стратерра. Кстати, для того чтобы вы могли оценить убытки, понесённые корпорациями, я скажу вам — исходный препарат обходится производителю в несколько центов, а продажная цена — несколько сотен долларов. И удобно — так как пациент потом будет ВЕЧНО принимать этот наркотик. Это — вечный клиент психиатров. И не только их: человек, который принимает риталин, потом начинает искать другие, тяжёлые наркотики, он уже готов к их приёму.

К этому хочется добавить слова из выступления Л.Б. Лембрика, юриста, правозащитника с огромным стажем, довершающие картину сказанного: Кто будет ставить диагноз СДВГ? Да наши же отечественные психиатры, привыкшие ставить кому угодно какие угодно диагнозы, если начальство велит! Они-то и будут в массовом порядке обследовать детей и ставить им диагнозы СДВГ. А мы должны понимать, откуда у нас такая эпидемия СДВГ за последние годы. При том, что мы не наблюдаем на Западе тотального распространения сумасшествия среди детей — в разы подскочило употребление этих препаратов. А раз такой эпидемии нет, всё объясняется очень просто: фирмам нужна прибыль, прибыль эта измеряется сотнями миллионов долларов, и я думаю, что десятки миллионов из них употребляются на соответствующую обработку общественного мнения, на обработку государственных чиновников и врачей.

P.S.

Я думаю, что не граждане самостоятельно, а соответствующие СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВА должны заняться этим вопросом и пресечь деятельность тех организаций и лиц, которые способствуют проникновению на нашу землю и таких болезней, и спасительных лекарств от них. Иначе — для чего это, спрашивается, выполнять долгожданную программу спасения Родины от вымирания, заявленную нашим президентом? Чтобы этих детей, в которых государство собирается вкладывать немалые деньги, потом подсадили на наркотики под благовидным предлогом?!

И вот ещё что. В начале разрушительной Перестройки, наконец получившей должную оценку даже на центральном ТВ, много и глубокомысленно говорилось о том, что де нужно разводить борьбу идей, а не людей. В таких случаях, как этот, когда на карту ставится будущее России, когда подрывается её государственная безопасность, это — предательство. Ведь они — не успокоятся. Будут за гранты и взятки пробивать своё и дальше. Тот, кто один раз предал, — предаст и ещё. Его обезвреживать нужно. (Я.В.)

Ярослав ВОЛИН

Вроде бы, комментарии излишни. Кое-кто может сказать: мало ли что напишут, сложно судить о деятельности уважаемого фонда только по одной статье. Именно для сомневающихся - наша следующая статья.



 

Психическая диета для гиперактивных

В завершение разговора - статья из уважаемой газеты - "Аргументы и Факты" за 1 июля этого года. В ней еще не говорится о необходимости выпить таблетку. Но, наряду с правдой и очень добрыми советами, вводится в сознание непосвященных в проблему людей, информация о том, что эти дети опасны. А, значит, "обработка" народа идет полным ходом. И это настораживает, как минимум.

Когда родители жалуются на неуправляемость своих детей, мне в большинстве случаев хочется им сказать: "Да вы просто не видели по-настоящему неуправляемых и потому не понимаете, как вам еще повезло!".

Конь-огонь

...Этот ребенок промчался по реабилитационному центру, как ураган. Казалось, он одновременно присутствует в трех-четырех местах. Он лез повсюду, хватал все, что попадалось под руку, задавал вопросы и, не дожидаясь ответа, несся дальше. Особенно приглянулся ему черный факс, стоявший на столе у директора. Когда ребенок потянулся к факсу в десятый раз, директор не выдержал и прикрикнул. Малец кинулся на него с кулаками. У мамы в глазах навсегда застыл испуг, и она только страдальчески повторяла: "Валерик, не надо! Валерик, поди сюда! Валерик..."

Между спокойным, покладистым ребенком и тем неукротимым ураганом, который являл собой Валерик, конечно же, существует масса градаций. Кроме того, многие дети под влиянием внешних обстоятельств зачастую впадают в неуравновешенное состояние. И тут очень важно точно различать мотивы поведения.

Гиперактивный ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. Он собой действительно не владеет. ИМ ВЛАДЕЮТ. Противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой куда-то бурным потоком страстей.

Своевольные дети вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. А если распоясываются (напр., в магазине, когда им отказывают в какой-то покупке), то это значит, что они абсолютно уверены в своей безнаказанности: мама при чужих не посмеет их отшлепать. Получив решительный отпор, строптивцы быстро "входят в разум".

Гиперактивные дети, наоборот, на людях ведут себя хуже, чем дома, поскольку контакты с чужими действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных детей, мастерски умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует цели повыкаблучиваться и добиться-таки своего. Строптивец НЕ ВЕРИТ в то, что его плохое поведение может повлечь за собой какие-то неприятные последствия. Гиперактивный ребенок этого НЕ ПОНИМАЕТ. Он часто совершает какието опасные поступки (напр., хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть дороги), но делает это из-за своей неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому что ищет приключений или хочет пощекотать кому-то нервы.

Шлепки, окрики действуют на него ненадолго (если действуют вообще). И немудрено, ведь, такой ребенок действительно НЕ МОЖЕТ сдерживаться. Кричать на него все равно что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию.

Что же делать?

Здесь чуть ли не самое главное — впустить в сознание мысль, что это не безобидные отклонения от нормы, ребенок — БОЛЕН. Принять это мешает именно тот факт, что ведет он себя шумно, буйно, АКТИВНО. А классический образ больного прямо противоположен: больной лежит в постели, он вял и ПАССИВЕН. И этот стереотип прочно застрял в нашем подсознании.

Когда же родитель наконец впустит в сознание горькую мысль, возникает другая трудность. Некоторые начинают больше всего жалеть себя. И возникает раздражение. Оно накапливается, накапливается и выплескивается на ребенка. В следующий момент родителю становится стыдно, он спешит загладить свою вину, делает ребенку поблажки. Потом опять чувствует себя бедным-несчастным, опять раздражается…

На этом этапе важнее всего научиться жалеть не себя, а ребенка. Не только потому, что он действительно достоин гораздо большей жалости (ведь болен-то все-таки он!), но и потому что у вас ПРОСТО НЕТ ДРУГОГО ВЫХОДА.

Допустим, и этот этап будет пройден. Однако вы еще не миновали все подводные рифы. У многих родителей, жалеющих нездорового ребенка, возникает соблазн ему потворствовать, дабы "не нервировать". Тем более, что и некоторые специалисты, к которым они обращаются, советуют "быть с ним очень осторожными". Спору нет, осторожность необходима. Вот только что под ней в данном случае понимать?

Гранитные берега для хаоса

Гиперактивный ребенок нуждается в психической диете не меньше, чем ребенок с больным желудком — в диете питательной. И соблюдать ее следует так же неуклонно.

Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бушует стихия — тем крепче должны быть берега. Иначе произойдет наводнение.

Гиперактивным детям больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Да, они, конечно, попытаются его нарушать (так же как аллергик поначалу жаждет полакомиться шоколадкой или апельсином), но если вы будете неуклонно проявлять твердость, привыкнут.

Строгая дисциплина требуется и от родителей. Однако для них она выражается, прежде всего в том, что они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения.

Не дергайте ребенка каждую минуту. Он просто отключится и не будет вас слышать. Конечно, он должен знать слово "нельзя", но, как и со всеми детьми, надо стараться, чтобы они на собственном опыте убеждались в пагубных последствиях своих проступков. Классический пример: малыш грудного возраста упорно тянется к чайнику. Можно трепать себе нервы, сто раз повторяя "нельзя" и рискуя тем, что для него это превратится в забавную игру. А можно дать ему потрогать горячий чайник. Не раскаленный, но горячий. Тогда малыш не обожжет руку до волдырей, но почувствует боль. Большинство детей усваивает этот урок с первого раза. Гиперактивному ребенку одного раза скорее всего будет недостаточно, однако это не значит, что "до него ничего не доходит". Доходит. Правда, не так быстро, как до других. Должны же они хоть что-то делать медленней остальных!

Чрезвычайно важно научиться ловить тот момент, когда он начинает перевозбуждаться, но еще не перевозбудился окончательно. Это требует от матери обостренного внимания, но его вполне можно натренировать. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени, и, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее, расслабляющее. Например:

— Погоди-погоди-погоди... Ну-ка подожди, я тебе что-то расскажу... Сейчас... сейчас мы с тобой... знаешь, что мы с тобой сейчас сделаем? Мы сейчас с тобой пойдем на кухню, достанем... что мы достанем? Нет, не кастрюлю... и не сковородку, и даже не тарелку... Мы с тобой (говоря это вы уже перемещаетесь в сторону кухни) достанем... такую вкусную, такую красивую морковку (яблоко, конфету и т.п.).

Повторение слов создает ритм, завораживает, а телесный контакт со взрослым, особенно с матерью, великолепно расслабляет.

Как лечить?

Вообще таким детям надо усиленно "развивать голову". Не в смысле обучения счету, чтению и письму. Я имею в виду развитие привычки осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей.

Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения.

В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: "Плохой вариант — хороший вариант". Скажем, разыгрывается, как ребенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается потасовкой. А потом — положительный вариант, идеальная модель поведения, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает). По мере продвижения вперед сценки должны усложняться, разнообразиться, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.

Частая ошибка родителей и педагогов, заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одновременно сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности. Т.е., возлагают на него триединую задачу, с которой не всякий взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у ребенка в дефиците.

Гораздо полезней тренировать каждое качество по отдельности. Игр, помогающих развивать внимание, тренировать усидчивость и выдержку, достаточно много.

Когда вы добьетесь улучшения в играх нагрузкой на одну функцию, переходите к комбинированным. Например, попробуйте поиграть в жмурки, не завязывая ребенку глаза, а предложив их просто закрыть. Скажите: "Это будет игра на честность". Чтобы оправдать высокое звание честного человека, ребенок хотя бы недолго будет контролировать себя, подавляя желание подглядеть за играющими. Похвалите его за это, ведь для него даже небольшое усилие подобного рода — подвиг.

Ну, и конечно, гиперактивному (как и просто активному) ребенку надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Приобщайте таких детей к разным видам спорта, учите их танцевать, пусть играют в подвижные игры на свежем воздухе и т.п. Но занятия в спортивных секциях, где жесткая дисциплина и тренеры ориентированы на выковку чемпионов, будут для них чрезмерной нагрузкой.

Татьяна ЯКИМАНОВА



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2006 гг.

В избранное