[LVR] Двухсотлетие Брайля...
Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
Это сообщение адресовано прежде всего тем, кто так или иначе связан с Брайлем
и кого интересует этот рельефно-точечный шрифт, которым пользуются незрячие.
Предупреждаю об этом потому, что на нашу рассылку подписаны не только незрячие
люди.
Хочу дать некоторую информацию о конференции по двухсотлетию Брайля, которая
была совместно проведена Институтом "Реакомп" и Российской государственной
библиотекой для слепых (РГБС) 12 марта 2009 года. Предупреждаю, что моя
информация не является официальной и не претендует на полноту изложения. Я
участвовал в этой конференции как заместитель главного редактора ООО "МИПО
Репро" -- московского издательско-полиграфического объединения, которое
является сегодня одним из трёх основных поставщиков брайлевской литературы.
Надеюсь, что со временем звуковые файлы с аудиозаписью выступлений участников
этой конференции будут помещены в Интернете. А пока мне хотелось бы рассказать
о следующем.
Прежде всего, перед конференцией её участники получили следующее приглашение:
Информационное письмо
12 марта 2009 года Институт профессиональной реабилитации и подготовки
персонала ВОС "Реакомп" и Российская государственная библиотека для
слепых проводят научно-практическую конференцию, посвященную 200-летию
со дня рождения Луи Брайля,
"Брайль: история и современность".
К участию в конференции приглашаются представители:
* Министерства здравоохранения и социального развития РФ,
* Министерства культуры РФ,
* Департамента социальной защиты населения города Москвы,
* Департамента культуры города Москвы,
* Департамента образования города Москвы,
* Организаций и учреждений Всероссийского Общества Слепых,
* Специальных библиотек для слепых и реабилитационных центров,
* Федеральных и муниципальных органов власти, работающих в сфере
социальной защиты, культуры, образования,
* Образовательных учреждений для инвалидов по зрению
* Средств массовой информации.
В рамках конференции предусмотрено проведение презентации выставки,
посвященной 200-летию со дня рождения Луи Брайля.
Заявки на участие в конференции и тезисы докладов принимаются по факсу
или электронной почте до 5 марта 2009 года.
Всем желающим участникам конференции будет предоставлена возможность
проживания в общежитии гостиничного типа Института LРеакомп| за свой
счет на основании заявок. Стоимость проживания - от 1100 руб. до 1900
руб. в сутки (в зависимости от категории номера).
Конференция состоится по адресу:
Москва, Протопоповский пер., д. 9.
Регистрация участников v 9.30 Конференц-зал Института LРеакомп|, 4
этаж
Начало конференции v 10.00, Конференц-зал LРеакомп|
Презентация выставки v 15.00, Читальный зал РГБС, 2 этаж
Круглый стол v 16.00, Читальный зал РГБС
По вопросам, связанным с проведением конференции, обращаться в:
ИПРПП ВОС LРеакомп|: начальник отдела Кудрявцева Ольга Евгеньевна,
тел./факс (495) 680-38-97 E-mail:
oekudryavce***@r*****.ru
РГБС: заместитель директора Захарова Елена Васильевна, тел.: (495)
680-20-93 E-mail:
scien***@r*****.ru
Генеральный директор
НУ ИПРПП ВОС "Реакомп"
Ваньшин Сергей Николаевич
Директор РГБС
Елфимова Татьяна Николаевна
+++Не буду пересказывать всех выступлений, так как лучше один раз услышать...
Скажу о своего рода "сухом остатке" этой конференции, коим стало письмо,
адресованное ряду федеральных органов власти ещё в 2004 году, когда "Реакомп"
проводил другую конференцию, посвящённую Брайлю, материалы которой были изданы
и сегодня доступны в справочно-библиографическом отделе РГБС.
Письмо, разосланное 5 лет назад, было зачитано с тирбуны и всем участникам
было предложено сформулировать свои предложения к тексту письма.
Вот тот текст письма, который я получил по электронной почте как рабочий
материал:
Открытое письмо
Участников конференции <<Брайль: история и современность>>
Уважаемые господа!
В наши дни, когда положение культуры, образования и науки в России оставляет
желать лучшего, определенно падает внимание и к письменности слепых. В России
за последние полтора десятилетия количество незрячих, владеющих
рельефно-точечной системой Луи Брайля, упало в пять-шесть раз. Вместе с этим
снижается уровень грамотности среди слепых, падает интерес к книге, к
достижениям культуры вообще.
В то же время рельефно-точечная система Брайля для незрячих является одним из
самых основных и важных средств общения и доступа к информации, которое в
обозримом будущем НИЧТО ДРУГОЕ не сможет заменить. Только на основе системы
Брайля как наиболее доступной и удобной для восприятия информации посредством
осязания могут строиться различные технологии и методы информационного
обеспечения (брайлевские дисплеи к компьютерам, текстовые телефоны, печатные
издания и др.). Однако вся современная техника, особенно основанная на
использовании компьютерных средств реабилитации, требует больших финансовых
затрат. Поэтому необходимо участие государства в решении проблем доступа
слепых к информационным ресурсам общества и образования.
Мы обращаемся ко всем, от кого зависит судьба письменности слепых.
Мы надеемся, что:
- Министерство образования РФ подтвердит обязательный
характер преподавания в школах для слепых на основе брайлевской письменности;
- Министерство печати РФ гарантирует из года в год
устойчивое книгопечатание для слепых;
- Министерство культуры РФ, а также региональные органы
культуры будут оказывать содействие специальным библиотекам для слепых в
пропаганде системы Брайля, в сохранении и эффективном использовании уникальных
собранных за десятилетия фондов изданий рельефно-точечного шрифта, а также
усилят контроль за ходом работ по приспособлению зданий и помещений библиотек,
музеев и других культурно-просветительных учреждений посещения незрячими и
инвалидами других категорий, а также в целях размещения и сохранения фондов
библиотек;
- Правительство РФ и Государственная Дума, органы
законодательной и исполнительной власти на местах постоянно будут
предусматривать в бюджете финансовые средства на обеспечение указанной
деятельности и проводить в жизнь законы о социальной защите инвалидов РФ.
Понимая, что без поддержки общественности невозможно решить эти вопросы, мы
надеемся на помощь средств массовой информации. Те, чьим рабочим инструментом
является письменность, могут лучше остальных понять нашу тревогу и найдут
возможность защитить шрифт Брайля как важнейший инструмент развития незрячего
человека и понимания им окружающего мира.
Мы рекомендуем:
- Пропагандировать и внедрять (по примеру развитых стран)
способы тактильной идентификации различных предметов обихода: денег, лекарств,
продуктов питания, пластиковых карт, маркировки элементов управления бытовой
техники;
- оказывать помощь производителям рельефно - графических
пособий: карт, чертежей, схем.
Брайль - это неотъемлемая часть всеобщей культуры.
Участники научно-практической конференции <<Брайль: история и современность>>.
Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС <<Реакомп>>,
Российская государственная библиотека для слепых,
г. Москва, 12 марта 2009 г.
+++Я направил составителям письма сообщение, после которого будет помещён
текст этого же пиьсма с моими поправками. Предупреждаю, что поправки в тексте
письма немного редакционно отличаются от поправок в моём ответном сообщении,
но отличаются чисто редакционно.
Здравствуйте, уважаемый Сергей Николаевич!
Несколько поправок и предложений по "Открытому письму".
Прежде всего выражаю удовлетворение в связи с тем, что ряд предложений,
содержавшихся в моём выступлении на конференции, нашли некоторое отражение в
тексте
письма. Однако очень жаль, что не удалось собрать рабочую группу, хотя это
предложение было поддержано многими выступавшими, и поработать над текстом
совместно.
Если ещё не поздно, прошу учесть следующие мои предложения (по каждому
предложению сначала короткая мотивировка, потом редакция).
1. Насколько я мог заметить, письмо содержит обращение не только к
федеральным, но и к региональным органам власти. В этой связи хотел бы ещё раз
повторить
моё предложение разослать это письмо не только федеральным органам власти, но
и по всем 86-ти субъектам федерации региональным органам управления культурой
и образованием. В ведении региональных органов культуры сегодня находятся
спецбиблиотеки для слепых, а в ведении региональных и муниципальных органов
образования
-- коррекционные школы III и IV видов. По этой причине не только обеспечение
незрячих читателей брайлевской книгой, но и обеспечение детей-инвалидов
брайлевскими
учебниками имеет сегодня не столько федеральный, сколько региональный и даже
муниципальный уровни. 14-я статья федерального закона <<О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации>> гласит:
Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным
обязательством
Российской Федерации. Приобретение периодической, научной,
учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для
инвалидов, в том
числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля,
для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов
Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является
расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных
библиотек
- расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение
указанной в настоящей части литературы для федеральных образовательных
учреждений
и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации.
Статья 19. Образование инвалидов
...
Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях
специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью
пользования
услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта
Российской Федерации (за исключением обучающихся в федеральных государственных
образовательных
учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных
образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным
обязательством
Российской Федерации.
Предлагаю, поэтому, разослать письмо не только по федеральным учреждениям, но
и по 172-м адресам управлений, департаментов и министерств образования и
культуры
во всех 86-ти субъектах федерации.
2. Представляется не вполне точной следующая констатация в конце первого
абзаца: "
Вместе с этим снижается уровень грамотности среди слепых, падает интерес к
книге, к достижениям культуры вообще".
Во-первых, следует говорить не просто о снижении грамотности, но о росте
неграмотности, так как по международным стандартам инвалид по зрению, не
владеющий
системой Брайля, т.е. не умеющий читать и писать по Брайлю, считается
однозначно неграмотным. Это мнение было высказано рядом участников конференции
и
оно не вызвало никаких возражений в том числе и от тех не знающих Брайля
деятелей ВОС, которые открыто сознались в своей неграмотности. А снижение
уровня
грамотности -- это особая беда, о которой нужно говорить отдельно.
Во-вторых, когда подчёркивается корреляция между снижением занющих Брайль
незрячих и снижением уровня грамотности, падениенм интереса к книге и к
достижениям
культуры вообще, то это, во-первых, не про то, а, во-вторых -- совсем не так.
Ведь интерес к книге может удовлетворяться и засчёт аудионосителей и синтеза
речи, только качество такого удовлетворения будет иным. То же касается и
интереса к достижениям культуры. Поэтому многие незрячие просто справедливо
обидятся,
если вы будете утверждать, будто бы все неграмотные незрячие меньше
интересуются книгой и достижениями культуры. Говорить, как мне представляется,
нужно
совсем о другом, а именно о том, неграмотные инвалиды по зрению лишены доступа
к значительным книжным фондам, а также к целому ряду материалов и специальных
надписей информационного, ознакомительного и предупредительного характера. Я
думаю, что слепой, который прочтёт из-за незнания Брайля меньше книг, будет
для чиновника более слабым аргументом, чем слепой, который не сможет прочитать
надпись на лекарстве, предупредительную табличку или обозначения в лифте,
который не сможет прочитать инструкцию по соблюдению мер безопасности в
самолёте или меню в ресторане. Все эти материалы сегодня должны печататься и
уже
частично печатаются по Брайлю в соответствии с духом статьи 15 вышеупомянутого
ФЗ. Я уже не говорю о материалах, которые теперь издаются ЦИК к выборам
федеральных и региональных органов власти. Логика, таким образом, должна быть
в том, что Брайль -- это тот язык и та сигнальная система, на которой
государство
и общество общается с незрячим человеком, а потому знание этой системы этим
самым человеком -- это задача и обязанность государства, так как участие в
политической и общественной жизни не знающих Брайля слепых -- это всё равно,
что участие в этой самой жизни неграмотных условно здоровых граждан.
Предлагаю, поэтому, формулировать первый абзац в следующей редакции:
"
В наши дни, когда положение культуры, образования и науки в России оставляет
желать лучшего, определенно падает внимание и к письменности слепых. В России
за последние полтора десятилетия количество незрячих, владеющих
рельефно-точечной системой Луи Брайля, упало в пять-шесть раз. По этой
причине не только
катастрофически снижается уровень грамотности среди слепых, но, что самое
опасное, значительная часть инвалидов по зрению просто теряет доступ к
значительным
фондам книг, выпущенных в РФ рельефно-точечным шрифтом Брайля и хранящихся в
специальных библиотеках, а также к целому ряду материалов образовательного,
общественно-политического и медицинского характера, включая предупредительные
таблички и надписи на лекарствах".
3. В следующем абзаце ценность Брайля обоснована тем, что именно на этом
шрифте "различные технологии и методы информационного обеспечения", после чего
упоминаются в скобках брайлевские дисплеи и пр.
Я полагаю, что это слишком мало и слишком узко. Именно на Брайле -- и это
самое гланое -- строится система образования незрячих, после чего
действительно
можно уже сказать о реабилитации, интеграции и социализации, а также о
трудоустройстве (после чего будут уместны и дисплеи) и приобщении к культуре.
Предлагаю, поэтому, формулировать соответствующее место второго абзаца в
следующей редакции:
"
В то же время рельефно-точечная система Брайля для незрячих является одним из
самых основных и важных средств общения и доступа к информации, которое в
обозримом будущем НИЧТО ДРУГОЕ не сможет заменить. Только на основе системы
Брайля как наиболее доступной и удобной для восприятия информации посредством
осязания может строиться вся многоступенчатая система образования незрячих,
а
также многие важнейшие аспекты реабилитации, интеграции и социализации
инвалидов
по зрению, включая и трудоустройство, которое сегодня невозможно без овладения
различными технологиями и методами информационного обеспечения (такими,
как брайлевские дисплеи к компьютерам, текстовые телефоны, печатные издания и
др.), а также приобщение к сокровищам науки, литературы и искусства".
4. Заключительное предложение второго абзаца является прямым следствием
сужения проблемы Брайля до современных технологий, а потому принятие
предыдущей
поправки потребует и в этом предложении более широких фолрмулировок. Ведь дело
не только в том, чтобы государство раскошелилось на компьютеры и брайлевские
дисплеи. Это, как раз сегодня, проще всего, так как на технический прогресс,
коим и являются эти дисплеи, всегда есть мода, а на модные вещи тратятся
всегда
больше и проще, чем на нужные. А между тем финансирования как раз заслуживает
сегодня вся система брайлевского книгоиздания и хранения брайлевских фондов,
не говоря уже о выпуске и использовании брайлевских надписей, ярлыков,
табличек и иных материалов информационного свойства, для которых так нужен
сегодня
Брайль. И дело здесь не только в финансировании, но и в регламентации. Так,
например, можно ли считать спецбиблиотекой такое учреждение, которое не
покупает
новых брайлевских изданий или которое не хранит их в течение положенного
срока? Можно ли считать коррекционной школой такую, где Брайль не просто не
преподаётся,
но где по Брайлю не делают уроки, не пишут сочинения и письменные задания по
иностранному языку, не здают ЕГЭ? Любое финансирование должно иметь своей
основой функцию, или задачу, решение которой оно обеспечивает. И если
предписано библиотеке покупать и хранить, например, не менее 70% выпускаемого
в стране
Брайля, то тогда и финансирование должно быть не произвольным, а
обеспечивающим закупку и, главное, хранение таких фондов в надлежащих
условиях, чтобы
брайлевские книги не были заражены грибком или чтобы из них не лезли тараканы.
Таким образом, от государства нужно не столько финансирование, сколько
регламентация
всей этой деятельности, т.е. закрепление таких ориентиров, за несоблюдение
которых директор спекцбиблиотеки или школы гарантированно вылетал бы с работы,
а сама такая библиотека или школа получала бы предупреждение, что если будет
продолжать в том же духе, то потеряет свой статус и будет финансироваться
как обычное учреждение, а её спецфункции будут переданы "другому, хорошему
мальчику", т.е. другому учреждению.
В этой связи заключительное предложение предлагаю формулировать в следующей
редакции:
"
Однако брайлевское книгоиздание, а особенно хранение брайлевской книги в
надлежащих условиях в течение длительного срока, а также тифлоподготовка
педагогов
и работников социальной сферы, не говоря уже о всей современной технике,
особенно основанной на использовании компьютерных средств реабилитации, -
требует
определённой регламентации в федеральных и региональных нормативных актах,
административного управления и общественно-государственного контроля, а также
больших финансовых затрат. Поэтому сегодня как никогда необходимо самое
активное участие государства и общественных организаций в решении всех этих
задач".
5. Абзац, обращённый к министерству образования, требует правки прежде всего
в
том, что нет уже такого министерства -- есть Министерство образования и науки.
Кроме того, сегодня слишком узко ставить вопрос только о преподавании
Брайля, -- нужно говорить о росте значения Брайля в процессе преподавания, а
также
о подготовке тифлопедагогов, которых сегодня катастрофически не хватает, и об
обязательности знания Брайля _всеми_ детьми инвалидами, закреплённой в
образовательных
стандартах. Все эти пункты должны иметь отношение не только к коррекционным
школам, но и к тем образовательным учреждениям, которые берутся сегодня за
интегрированное образование детей-инвалидов по зрению. Было бы, конечно, глупо
требовать от всех детей-инвалидов по зрению, чтобы они писали и читали только
по Брайлю, но они должны как минимум _уметь_ это делать, а там уж их дело,
будут ли они читать или слушать, и захотят ли они выполнять письменное задание
в рамках ЕГЭ, например, с помощью прибора и грифеля либо брайлевской пишущей
машинки или посредством компьютерной клавиатуры и программы экранного доступа,
однако первое должно быть обязательным, а второе -- только по желанию. И,
конечно, сегодня мало просить министерство "подтвердить" преподавание на
основе
брайлевской письмености, -- нужо, чтобы оно вместе с региональными органами и
общественными организациями это ещё и _проконтролировало_ как в отношении
коррекционных школ, так и тех детей-инвалидов, которые получают
интегрированное образование.
Предлагаю, поэтому, формулировать этот пункт в следующей редакции:
"
- Министерство образования и науки РФ создаст все
необходимые условия для роста значения Брайля в процессе преподавания,
особенно такие,
как закрепление роли брайля для детей-инвалидов по зрению в новых
образовательных стандартах независимо от формы обучения и рост числа
тифлопедагогов и
совершенствование системы их подготовки особенно в восточной части России, а
также обеспечит контроль за выполнением этих и других условий со стороны
региональных
органов управления образованием и общественных организаций".
6. Пункт про министерство культуры и региональные органы культуры построен не
вполне логично: сначала в нём речь о библиотеках, потом о доступности вообще,
и потом опять про библиотеки. Всё это верно, но только библиотекам сегодня
нужно не просто "способствовать", но и кое-что с них и потребовать и потом уже
по этим требованиям обеспечивать.
Предлагаю, поэтому, формулировать этот пункт в следующей редакции:
"
- Министерство культуры РФ, а также региональные органы
культуры создадут все необходимые правовые, административные, имущественные и
материальные условия для того, чтобы специальные библиотеки для слепых
свободно размещали, хранили в надлежащих условиях и эффективно использовали
уникальные,
собранные за десятилетия фонды изданий рельефно-точечного шрифта, активнее
пропагандировали среди незрячих читателей брайлевскую книгу и активнее
привлекали
самих читателей к обновлению фондов в рамках общественных читательских
советов, - а также усилят контроль за обеспечением доступности библиотек,
музеев
и других объектов культуры для инвалидов всех категорий включая и инвалидов по
зрению;"
7. И ещё, производство рельефно-графических пособий -- это, конечно, важно, но
у издателей Брайля тоже есть свои проблемы, связанные с доступом к оригиналам.
Если биллетристику можно легко отсканировать и потом переформатировать для
печати по Брайлю, то в отношении математики и других ествественных наук, а
также
нот и пр. с этим возникает немало проблем. И кажется просто невероятным и
чудовищным, что вот только из-за косности и неверного понимания авторского и
смежных прав в целом ряде редакций и учебных заведений книги по математике
сегодня набирают чуть ли не вручную, и это в то время, когда есть файлы этих
изданий, которые можно было бы легко автоматически или почти автоматически
переформатировать для издания по Брайлю. В целом ряде стран уже приняты
правовые
акты, обеспечивающие издателям Брайля доступ к файлам репродуцируемых изданий,
и сегодня пришла пора начать такую же работу у нас.
Поэтому перед пунктом:
- оказывать помощь производителям рельефно - графических
пособий: карт, чертежей, схем.
вставить ещё один пункт, а именно:
"
- создать для всех издателей брайля законодательные условия
для свободного доступа к файлам репродуцируемых изданий, особенно по
математике
и другим естественным наукам;"
8. Считаю, что в этом письме полезно будет упомянуть о Конвенции ООН о правах
инвалидов. В этой связи предлагаю формулировать заключительный абзац в
следующей
редакции:
"Брайль - это неотъемлемая часть всеобщей культуры, признанная во всём мире
как способ грамотности и средство культуры для миллионов незрячих людей, что
закреплено, в частности, в Конвенции ООН о провах инвалидов, подписанной
Российской Федерацией в 2008 году.
В прикреплённом файле текст письма с моими предложениями, среди которых есть
одно предложение, не упомянутое выше, но тем не менее крайне важное.
Зам главного редактора ООО "МИПО Репро"
Сергей Новиков
А вот текст того же "Открытого письма", в который вставлены предложенные мной
поправки:
Открытое письмо
Участников конференции <<Брайль: история и современность>>
Уважаемые господа!
В наши дни, когда положение культуры, образования и науки в России оставляет
желать лучшего, определенно падает внимание и к письменности слепых. В России
за последние полтора десятилетия количество незрячих, владеющих
рельефно-точечной системой Луи Брайля, упало в пять-шесть раз. По этой
причине не только катастрофически снижается уровень грамотности среди слепых,
но, что самое опасное, большая часть инвалидов по зрению становятся полностью
неграмотными, теряя доступ к значительным фондам книг, выпущенных в РФ
рельефно-точечным шрифтом Брайля и хранящихся в специальных библиотеках, а
также к целому ряду материалов образовательного, общественно-политического и
медицинского характера, включая предупредительные таблички и надписи на
лекарствах. Кроме того, неграмотные инвалиды по зрению теряют способность
самостоятельно писать по Брайлю без применения специальных дорогостоящих
устройств.
В то же время рельефно-точечная система Брайля для незрячих остаётся одним из
самых основных и важных средств общения и доступа к информации, которое в
обозримом будущем не сможет заменить НИЧТО ДРУГОЕ. Только на основе системы
Брайля как наиболее доступной и удобной для восприятия информации посредством
осязания может строиться вся многоступенчатая система образования незрячих.
На системе Брайля основаны и многие важнейшие аспекты реабилитации, интеграции
и социализации инвалидов по зрению, включая трудоустройство, которое
невозможно сегодня без овладения различными технологиями и методами
информационного обеспечения (такими, как брайлевские дисплеи к компьютерам,
текстовые телефоны, печатные издания и др.), не говоря уже о приобщении к
сокровищам науки, литературы и искусства. Однако брайлевское книгоиздание, а
особенно хранение брайлевской книги в надлежащих условиях в течение
длительного срока, а также тифлоподготовка педагогов и работников социальной
сферы, не говоря уже о всей современной технике, особенно основанной на
использовании компьютерных средств реабилитации, - требует определённой
регламентации в федеральных и региональных нормативных актах,
административного регулирования, управления и общественно-государственного
контроля, а также больших финансовых затрат. Поэтому сегодня как никогда
необходимо самое пристальное внимание и активное участие государства и
общественных организаций в решении всех этих задач.
Мы обращаемся ко всем, от кого зависит судьба письменности слепых.
Мы надеемся, что:
- Министерство образования и науки РФ создаст все
необходимые условия для повышения значения Брайля в процессе преподавания,
особенно такие, как закрепление роли брайля для детей-инвалидов по зрению в
новых образовательных стандартах независимо от формы обучения и рост числа
тифлопедагогов (оценки их квалификации и совершенствование системы их
подготовки особенно в восточной части России), а также обеспечит контроль за
выполнением этих и других условий со стороны региональных органов управления
образованием и общественных организаций;
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
РФ гарантирует из года в год устойчивое книгопечатание для слепых, в том числе
и условия для обеспечения учебной литературой всех детей-инвалидов независимо
от формы и ступени образования;
- Министерство культуры РФ, а также региональные органы
культуры создадут все необходимые правовые, административные, имущественные и
материальные условия для того, чтобы специальные библиотеки для слепых
свободно размещали, хранили в надлежащих условиях и эффективно использовали
уникальные, собранные за десятилетия фонды изданий рельефно-точечного шрифта,
активнее пропагандировали среди незрячих читателей брайлевскую книгу и
систематически привлекали самих читателей к обновлению фондов в рамках
общественных читательских советов, - а также усилят контроль за обеспечением
доступности библиотек, музеев и других объектов культуры для инвалидов всех
категорий включая и инвалидов по зрению;
- Правительство РФ и Государственная Дума, органы
законодательной и исполнительной власти на местах постоянно будут
предусматривать в бюджете финансовые средства на обеспечение указанной
деятельности и проводить в жизнь законы о социальной защите инвалидов РФ.
Понимая, что без поддержки общественности невозможно решить эти вопросы, мы
надеемся на помощь средств массовой информации. Те, чьим рабочим инструментом
является письменность, могут лучше остальных понять нашу тревогу и найдут
возможность защитить шрифт Брайля как важнейший специфический инструмент
развития незрячего человека и понимания им окружающего мира.
Мы рекомендуем:
- Пропагандировать и внедрять (по примеру развитых стран)
способы тактильной идентификации различных предметов обихода: денег, лекарств,
продуктов питания, пластиковых карт, маркировки элементов управления бытовой
техники;
- создать для всех издателей брайля законодательные условия
для свободного доступа к файлам репродуцируемых изданий, особенно изданий по
математике и другим естественным наукам;
- оказывать помощь производителям рельефно - графических
пособий: карт, чертежей, схем.
Брайль - это неотъемлемая часть всеобщей культуры. Его роль и место
в
реабилитации, интеграции и социализации незрячих людей прочно закреплена не
только в российском, но и в международном законодательстве, в частности в
Конвенции ООН о правах инвалидов, под которой в 2008 году была поставлена
подпись Российской Федерации.
Участники научно-практической конференции <<Брайль: история и современность>>.
Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС <<Реакомп>>,
Российская государственная библиотека для слепых,
г. Москва, 12 марта 2009 г.
+++Я решил направить этот материал в рассылку общественного движения
инвалидов "Наше право" не только потому, что тема эта может быть интересна для
многих участников, а роль Брайля в современных условиях вызывает немало
споров, но и для того, чтобы заинтересованные люди могли написать по
электронной почте в Институт "Реакомп" или в РГБС и сообщить своё мнение по
затронутым вопросам. Может быть кто-то захочет поддержать мои предложения,
кто-то выступит против, и если даже ваши мнения не будут учтены при разработке
данного документа, я уверен, что ваши сообщения по этой теме будут отправлены
не зря -- в той или иной форме они будут использованы в работе.
Будьте здоровы!
С уважением
Сергей Новиков
s.novik***@n*****.org
Тел.: (495) 383-60-79
8-906-750-36-13
skype: Serguei_A._Novikov
http://www.nashepravo.org/
Здравствуйте , уважаемые участники форума и Сергей!
"...участвовал в этой конференции как заместитель главного редактора ООО
"МИПО
Репро" -- московского издательско-полиграфического объединения, которое
является сегодня одним из трёх основных поставщиков брайлевской литературы.
..."
*
Молодец , Сергей, поучаствовал и чувствуется со всей душой.
Может ещё кто-нибудь хотел поучаствовать ?
У нас в Ростове , уверяю Вас, о заранее готовящейся конференции не
подозревают до сих пор те люди,
которые занимаются продвижением брайля и те, от которых зависит организация
популяризация на региональном уровне.
Поэтому получается , что всероссийская(а я бы сказал и международная)
конференция по факту носит камерный характер.
Есть деньги на проведение - провели.
А ведь в Реакомпе есть и свои и привлекаемые специалисты,
которые знают как более эффективно организовывать форумы.
Если мы узнаём о проведении Конференции через две недели после её завершения
из случайного письма неравнодушного подписчика,
то можно просчитать желаемый результат мероприятия.
Такой стиль - визитная карточка ЦП ВОС.
К сожалению, я не могу себя отнести к рьяным поклонникам брайля, но думаю
подписчикам рассылки, указанной в подписи моего сообщения,
было бы очень интересно узнать подробности , мнения, статистику, планы, ...
Реакомп , не смотря на продвинутость, по стечению разных обстоятельств
будет всегда также вести себя , как ведёт система ВОС .
Например, по ранее утверждённому плану, в апреле месяце в Смоленске должен
состояться Чемпионат по шахматам.
Так вот Часть системы -КСРК ВОС до сих пор не может дать точные сроки.
А ведь деятели от вице-президента и президента до последнего специалиста
получают заработную плату за организационную работу...
*
В нашей организации есть,, например, энтузиасты, желающие или мечтающие
организовать региональное брайлевское издание.
По- видимому им тоже был бы интересен опыт других регионов.
С библиотеками слепых , в отношении рельефно-точечных , изданий тоже много
вопросов.
Есть и всякие факты отношения к брайлю руководителей региональных
организаций ВОС.
Например, при ликвидации ДК ВОС в Ростовской регионалке(Председатель
Солопанов В. А.)
было сдано в мукулатуру окло пятисот книг редких брайлевских изданий на
шахматно-шашечную тему.
Причём , если бы незрячие знали о ткаой акции борьбы с рельефно-точечной
литературой, они бы разобрали по домам или хотя бы поместили в одно из
помещений нашей , не зависимой от ВОС, организации.
Кого же призывать "за брайль"?
Слепых, работников ЦП ВОС
или Евросовет ?
*
http://donsportclub.narod.ru/index.html
С уважением,Александр Качанов!
Рассылка "СОБСТВЕННОСТЬ НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ НЕЗРЯЧИХ В ОПАСНОСТИ"
http://subscribe.ru/catalog/culture.news.drugvos