Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[LVR] Смолин о Конвенции о правах инвалидов

23.11.2007 13:39

О правах инвалидов

22 ноября 2007 г. Олег Смолин принял участие в работе Всероссийской
конференции <Перспективы и проблемы реализации Конвенции ООН о правах
инвалидов в России>.

13 декабря 2006 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах
инвалидов, которая стала первым всеобъемлющим международно-правовым
документом,
направленным на защиту прав людей с ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с другими странами мира, Российская Федерация также проголосовала за
принятие
этой Конвенции.

На конференции, организованной Всероссийским обществом инвалидов, в кинозале
Центрального дома туриста в Москве, можно было встретить депутатов Госдумы
и членов Совета Федерации, руководителей региональных отделений обществ
инвалидов из 81 субъекта России, представителей общественных и научных
организаций.

Выступление О.Н. Смолина.

22.11.2007

Конвенция о правах инвалидов и российское законодательство

г. Москва, Центральный дом туриста, Всероссийская конференция <Перспективы и
проблемы реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в России>

Уважаемые коллеги!

<У 650 млн. инвалидов, живущих на нашей планете, была мечта, - мечта стать
равными членами общества, мечта иметь равные с другими права, - эта мечта
сбылась!>
- такими словами Международный союз организаций инвалидов приветствовал
принятие 61-й Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов. И
явно поспешил:
мечта людей с ограниченными возможностями здоровья о равных возможностях,
конечно, не сбылась; однако <свет в конце тоннеля> стал чуть ближе. Впрочем,
моя задача - не пересказ или подробный анализ Конвенции, но сравнение её
духа и некоторых положений с действующим в России законодательством.

Понятие инвалидности

Конвенция не даёт точного определения инвалидности, но содержит так
называемый социальный подход к ней. Согласно документу, инвалидность - это
комплекс
препятствий к полному и эффективному участию в жизни общества наравне с
другими, возникающий вследствие взаимодействия между физическими,
сенсорными, психическими
или интеллектуальными нарушениями и различными барьерами среды
жизнедеятельности и общественных отношений, которые при отсутствии таких
нарушений человек
способен преодолеть без специальных мер социальной поддержки. Причем,
согласно Конвенции, понятие инвалидности носит эволюционирующий характер.

Точно так же к числу инвалидов Конвенция относит лиц с устойчивыми
физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями,
которые при
взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному
участию в жизни общества наравне с другими. Иначе говоря, содержание обоих
понятий может изменяться с развитием общества, возникновением новых
социальных условий, новых форм жизнедеятельности человека и участия его в
общественной
жизни, новых барьеров среды и общественных отношений, но всегда связано с
нарушениями здоровья.

Казалось бы, тем же путём шло и российское законодательство, по крайней
мере, до принятия печально знаменитого закона <о монетизации>. Кстати,
отечественный
закон <О социальной защите инвалидов в Российской Федерации> по праву
признавался одним из самых передовых в современной Европе и был разработан
на основе
опыта социальных государств.

Однако начиная с пенсионной реформы и в особенности после принятия ФЗ ? 122
от 22.08.2004 г. на смену социальному подходу к инвалидности в
законодательство
фактически пришёл примитивно трудовой, причём, скажу прямо, в совершенно
извращённой форме: почти все социальные гарантии, предоставляемые инвалиду
(включая
даже налоговые льготы!), стали увязываться исключительно с так называемым
ограничением способности к трудовой деятельности (сокращённо -
нетрудоспособность).
К чему это приводит, мы ещё увидим.

Право на труд

В соответствии со статьёй 27 Конвенции, инвалиды имеют равные права на труд
и на возможность зарабатывать себе на жизнь. Государства обязаны запретить
дискриминацию
в области занятости, содействовать инвалидам в области
индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства и организации
собственного дела, найму
инвалидов в государственном секторе, стимулированию занятости инвалидов в
частном секторе и обеспечению предоставления инвалидам разумных удобств на
рабочем
месте.

Таковы международные требования. А вот отечественная практика.

Инвалидов с третьей степенью утраты трудоспособности запрещают принимать на
работу. Более того, налоговые инспекции наказывают организации, которые это
делают. Что это, если не дискриминация миллионов людей?

В своё время в печатные СМИ попала информация о концепции, разработанной в
Минздравсоцразвития и фактически вводящей запреты на профессии в области
государственной
службы для многих категорий инвалидов. Хорошо, что предки не догадались
создать себе такое Министерство. Не то история так и не узнала бы имён князя
Ярослава
Мудрого, великого слепого полководца Яна Жижки и лучшего в ХХ веке
Президента Соединённых Штатов Америки колясочника Франклина Рузвельта.

Вообще вся система пенсий и других денежных выплат в зависимости от утраты
трудоспособности поражает абсурдностью. Вместо того, чтобы стимулировать
людей
к труду, учёбе, занятиям спортом или общественными делами, она их за это
наказывает. Устроишься на работу или поступишь в вуз - тебе тут же снизят
пенсию,
причём на столько же, сколько заработаешь. Не случайно мои друзья-инвалиды
дали прозвище 122-му закону: <сиди дома - не гуляй!>

Не люблю бросать камни в поверженных, но должен сказать: все мои попытки
публично или в частном порядке объяснить М. Зурабову вред и абсурдность
проводимой
политики натолкнулись на упёртость, поразительную для человека такого ума и
административных способностей.

Медицина

В соответствии со статьёй 25 Конвенции, инвалиды имеют право на наилучший
достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они
получают
тот же набор, качество и уровень платных или доступных услуг в сфере
здравоохранения, что и другие люди, получают те услуги в сфере
здравоохранения, которые
необходимы им по причине инвалидности, а также не дискриминируются при
предоставлении им медицинского страхования.

А теперь позволю себе другую цитату из открытого письма Президенту России, в
основном одобрённого на общественных слушаниях в Госдуме 20 сентября 2007
г.:
<Результаты мониторинга, выполненного Всероссийским обществом инвалидов
(прилагается), вполне однозначны: ситуация с лекарствами для лиц с
ограниченными
возможностями здоровья оценивается не иначе как критическая . Апробированные
оригинальные лекарства известных и надёжных фирм <вымываются> с рынка и
заменяются
дешёвыми медикаментами, производимыми как в России, так и совместно с
малоизвестными, а иногда и сомнительными зарубежными компаниями из Китая и
Индии.
Приказом Минздравсоцразвития ? 110 врачам запрещено выписывать лекарства,
которые отсутствуют в аптеках: В результате люди, потребляющие сверхдорогие
препараты
(осложнения сахарного диабета, муковисцидоз, гемофилия, бронхиальная астма)
оказываются без лекарств, которые они не в силах купить, и умирают без
медицинской
помощи: Задержка по срокам выдачи инсулина составляет от 2-х недель до 2-х
месяцев, что оценивается многими больными как проявление геноцида>.

Образование

Статья 24 Конвенции обязывает государства обеспечивать равный доступ к
образованию, профессионально-техническому обучению, образованию для взрослых
и обучению
в течение всей жизни.

Конвенция закрепляет принцип доступности для инвалидов любых категорий
инклюзивного (интегрированного) образования на любом уровне. Для их обучения
необходимо
создавать специальные условия, использовать соответствующие материалы,
методы преподавания и способы общения. Учащиеся, нуждающиеся в поддержке,
должны
получать необходимые меры такой поддержки в среде, максимально
соответствующей их академическому и социальному развитию. Слепые, глухие и
слепо-глухие
ученики получают образование с помощью наиболее подходящих способов передачи
информации, с помощью преподавателей, свободно владеющих жестовым языком и
азбукой Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их вовлечению в
жизнь общества, развитию у них чувства достоинства и самоуважения, а также
развитию их потенциала личности и творческих способностей.

Как ни парадоксально, в России в последнее время права инвалидов в области
образования нарушаются сразу по нескольким, в том числе противоположным,
линиям:
Список из 3 элементов
. большинство родителей, которые хотели бы обучать своих детей-инвалидов в
обычной школе, по-прежнему лишены такой возможности и наталкиваются на
отказ;
. одновременно уже в нескольких регионах в целях экономии бюджетных денег
принудительно расформировываются специальные школы-интернаты, а
дети-инвалиды
переводятся в обычные учебные заведения без создания специальных
образовательных условий;
. при наличии в законодательстве льгот для инвалидов, поступающих в
профессиональные учебные заведения, часть из них наталкивается на отказ в
приёме из-за
отсутствия условий для сдачи единого госэкзамена, а некоторые и вовсе
сталкиваются с очередным <театром абсурда>. Увидев в документах вторую
степень утраты
трудоспособности, многие приёмные комиссии рассуждают так: здесь написано,
что Вы можете учиться только в специальных условиях, а специальных условий
мы
вам создать не можем. Поэтому идите куда-нибудь в другое место:
конец списка

Между тем, подготовленный рабочей группой профильного думского Комитета
проект федерального закона, призванный решить проблему образования инвалидов
и других
лиц с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время ходит по
правительственным кабинетам. И, увы, в большинстве из них не встречает
поддержки.

В заключение о сюжетах общего характера. Социальный подход к инвалидности и
инвалидам, помимо всего прочего, означает переосмысление двух хорошо
известных
задач.

Во-первых, хотя Конвенция и называется <О правах инвалидов>, в её тексте мы
встречаем более точную формулировку: права человека в отношении инвалидов.
Это
значит, что каждому инвалиду должна быть обеспечена защита не только его
особых прав, но всех прав человека с учётом его инвалидности.

Во-вторых, Конвенция говорит не об адаптации, а об интеграции. Другими
словами, она требует не инвалидов приспосабливать к обществу, но общество -
к инвалидам.

Убёжден: это верный путь. И всем нам нужно объединить силы для того, чтобы
Россия как можно скорее ратифицировала Конвенцию. После этого чудес не
произойдёт.
Однако, по крайней мере, мы начнём двигаться из прошлого в будущее, а не
наоборот.

http://www.smolin.ru/actual/public/2007-11-22.htm

Ответить   "Serguei A. Novikov" Fri, 23 Nov 2007 12:59:22 +0300 (#705860)