Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2007-11-23

[LVR] Смолин об образовании и трудоустройстве инвалидов

15.11.2007

Образование и непрерывное психологическое сопровождение, трудоустройство
детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья

г. Москва, Московский городской психолого-педагогический университет,
городская научно-практическая конференция

Уважаемые коллеги!

Обсуждаемая сегодня тема имеет три важнейшие стороны.

Сторона первая - гуманистическая - связана с правами человека. Человек с
ограниченными возможностями здоровья, как любой другой, имеет право на
образование.
Это записано и в Российской Конституции, и во всех международных документах.
Между тем, по оценкам участников парламентских слушаний, которые проводились
в МГТУ им. Баумана, по оценкам участников заседания Российского совета по
развитию образования, в Российской Федерации до 200 тыс. детей-инвалидов не
получают
образования. Правда, правительство РФ прислало письмо о том, что точной
статистики нет. Но какая есть статистика - это статистика Общественной
палаты и
статистика общественных организаций. Нормально ли это? Нет.

Правда, надо порадоваться, что вследствие изменений, которые удалось внести
в законодательство, в частности, связанных с введением льгот при поступлении
в вузы для детей-инвалидов, инвалидов I и II группы, а также детей из семей,
где один из родителей - инвалид - с низким уровнем дохода - поступление вне
конкурса. Но увеличение количества студентов с ограниченными возможностями
здоровья порождает другую проблему, связанную с трудоустройством.

Проблема трудоустройства - вторая проблема, которая вытекает из проблемы
образования. В советский период трудоустройством в основном занимались
общественные
организации инвалидов. На предприятиях Всероссийского общества слепых 20 лет
назад работало примерно 52 тыс. инвалидов, сегодня - менее 15 тыс. человек.
В начале 1990-х гг. встречался с вице-президентом американского Фонда
слепых, которая тогда говорила: в России создана уникальная система
трудоустройства
инвалидов, а в США, несмотря на благополучие, 75% инвалидов - безработные;
не потеряйте свою систему. С тех пор количество трудоустроенных инвалидов в
России сократилось более, чем в 3,5 раза.

По предприятиям Всероссийского общества глухих точными данными не владею.
Всероссийское общество инвалидов сообщило, что только после принятия новой
нормы
о налоге на прибыль в рамках Налогового кодекса, только по их предприятиям
количество работающих инвалидов сократилось на 30 тысяч инвалидов.

Третья сторона проблемы связана с развитием человеческого потенциала. К
сожалению, человеческий потенциал России в последние годы по сравнению с
другими
странами падает:
Начало цитаты блока

1992 г. - 34-е место в мире;

1999 г. - 55-е место;

2004 г. - 65-е место - несмотря на 8 лет экономического роста.
Конец цитаты блока

Впереди России, на 64-м месте Ливийская Арабская Джамахирия, на 51-м месте -
республика Куба.

В основном это падение не за счёт образования, а за счёт благосостояния и, в
особенности, за счёт долголетия. По долголетию в целом Россия занимает 114-е
место, а по долголетию мужчин - 136-е. Тем не менее, эта проблема связана с
образованием напрямую, потому что именно фактор образования позволяет
повышать
и благосостояние, и долголетие.

Невозможно воссоздать человеческий потенциал страны, если не использовать
человеческий потенциал инвалидов. По некоторым оценкам, до четверти
нобелевских
лауреатов могут по разным критериям быть отнесены к людям с ограниченными
возможностями здоровья. Ещё при М. Зурабове в Минздравсоцразвития появился
<интересный>
документ, по которому предполагалось фактически ввести запрет на профессию
для инвалидов в государственном аппарате. Тогда мне пришлось публично в
Государственной
Думе заявить: хорошо, что у наших предшественников не было такого
Министерства; не то история не узнала бы Ярослава Мудрого, Василия Тёмного -
великого
князя Московского, Яна Жижки - великого чешского полководца (слепого),
многих деятелей культуры, Франклина Рузвельта - с моей точки зрения, лучшего
Президента
США в ХХ веке, который одновременно был инвалидом-<колясочником>.

Не только страна нужна инвалидам, но инвалиды нужны стране.

Перейду к законодательству.

Что касается образования, ситуация относительно терпимая. В результате
прежней работы в законодательстве существуют положения, связанные с льготой
при поступлении
инвалидов в учреждения профессионального образования, увеличенные стипендии
для студентов-инвалидов, возможность работы по специальным образовательным
стандартам и ряд других позиций. Тем не менее, вопрос не урегулирован.

Поэтому подготовлена уже вторая редакция законопроекта, который теперь
называется <О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
<Об образовании>.
Сейчас он находится на заключении в правительстве РФ. Идёт борьба
сторонников и противников законопроекта. Его активно поддерживают
Уполномоченный по правам
человека в РФ В. Лукин, председатель профильной комиссии в Общественной
палате РФ Я. Кузьминов, Э. Панфилова и др. Это люди с разными политическими
или
неполитическими взглядами, но сходящиеся на общей гуманитарной позиции.
Одновременно известно, что большинство непрофильных министерств, в
частности, Минфин
и Минэкономразвития выступают против принятия закона, хотя его цена для
федерального бюджета всего 2,4 млн. рублей. Чтобы понимать, что это за
сумма, напомню,
что в бюджете 2007 г. дополнительные запланированные доходы - 1,5 трлн.
рублей - на самом деле, они будут значительно выше, потому что цена на нефть
оказалась
выше, чем планировало российское правительство.

Вложения в образование инвалидов - это не только гуманитарная акция, это и
инвестиции в будущее. Люди, которые получат образование, имеют более высокие
шансы быть трудоустроенными, быть полноценными гражданами, в конце концов
станут налогоплательщиками. Налоги же с инвалидов в России сейчас собирают
по
полной программе.

Перечислю некоторые идеи, которые заложены в законопроект.

1. Ранняя коррекционная помощь. В развитых государствах именно за счёт
ранней коррекционной помощи многие дети с ограниченными возможностями
здоровья не
становятся детьми-инвалидами.

2. Сохранение тех социальных гарантий реализации права на образование,
которые остались в разного рода действующих нормативных правовых документах,
но имеют
разный статус. Хотелось бы их внести в закон, чтобы, с одной стороны, они
более последовательно исполнялись. С другой стороны, чтобы у некоторых
коллег
в правительстве не возникал соблазн отменить их одним правительственным
актом.

3. Право всех детей-инвалидов, всех детей с ограниченными возможностями
здоровья на образование. В закон заложена идея создания специальных
образовательных
условий. Государство должно вложиться в это образование, с одной стороны, из
гуманитарных соображений, с другой стороны, чтобы получить отдачу. Причём,
если в прежнем законе, который был <провален> Четвёртой Государственной
Думой, предлагалось просто специальные школы взять на федеральный бюджет, то
сейчас,
в соответствии с ФЗ ? 122 о <монетизации>, предлагается решать проблемы
школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне субъектов
Российской
Федерации.

4. Инклюзивное (интегрированное) или коррекционное (в специальных
образовательных учреждениях) образование. Как выпускник специальной школы,
точно знаю,
что для ребёнка, окончившего специальную школу, переход в <большой мир> -
большая проблема и немалый стресс. Одновременно как выпускник специальной
школы
точно знаю, что такого качественного образования я бы не получил. Кстати, из
нашего выпуска 9 человек четверо получили высшее образование и трое -
среднее
специальное. Причём без всяких вступительных льгот. По тем временам такой
результат достоин элитной школы.

Новый законопроект исходит из права выбора. Хотят родители, чтобы их ребёнок
обучался в обычной школе - они имеют на это право, надо создавать
специальные
условия, условия интегрированного образования. Хотят родители, чтобы их
ребёнок обучался в специальной школе, полагая, что там он получит более
качественное
образование, такое право должно быть обеспечено.

К сожалению, рассмотрение законопроекта отложено до начала работы
Государственной Думы пятого созыва.

Несколько слов о влиянии общего законодательства на проблемы образования и
трудоустройства инвалидов.

Законодательство, принятое в последнее время в России в рамках т.н.
монетизации, не только не стимулирует людей заниматься образованием и
трудоустройством,
оно их дестимулирует. Инвалиды называют закон о <монетизации> так: сиди
дома, не гуляй!

Люди, которые стремятся преодолеть ограниченные возможности здоровья
неограниченными возможностями духа, наталкиваются на противодействие 122-го
закона.
Приведу примеры.

Оканчивает школу парень-инвалид. Собирается поступать в вуз. Ему
автоматически определяют 2-ую степень утраты трудоспособности, поскольку в
России произведён
переход от групп инвалидности к степеням утраты трудоспособности. Приходит в
обычный вуз, где ему говорят: согласно 635-му приказу Минздравсоцразвития
за подписью М. Зурабова, можно учиться только в специально созданных
условиях; специально созданных условий нет - иди в другой вуз.

Приходят люди с 3-ей степенью утраты трудоспособности, с I -ой группой
инвалидности трудоустраиваться на специальные предприятия, а налоговая
инспекция
возражает: нерабочая группа, не надо работать. Кто это вместо меня может
решить - надо мне работать или нет? Дестимулируются и люди, и предприятия
использовать
их труд.

Как только инвалид начинает заниматься образованием, общественной
деятельностью, трудоустраиваться, он каждый раз рискует понижением степени
утраты трудоспособности.
Согласно официальным данным правительства, только за 2005 г. в России 44
тыс. инвалидов, имея группу инвалидности, получили нулевую группу утраты
трудоспособности.
То есть остались без пенсии, а только с социальным пакетом.

Надо вносить изменения в законодательство. Мы пытались это сделать на
протяжении работы Государственной Думы десятки раз. Кто захочет посмотреть,
как работает
Дума, предлагаю зайти на сайт
www.smolin.ru.

Сейчас М. Зурабова в российском правительстве нет. Это талантливый менеджер,
другой вопрос - куда использовался этот талант. Однако по вопросу о группах
инвалидности и степенях утраты трудоспособности он был непоколебим. Надеюсь,
что-то изменится при новом министре.

Политика российского государства по отношению к трудоустройству инвалидов и
не социальная, и не либеральная: ни социальной поддержки, ни стимулов самим
зарабатывать на жизнь.

Что нужно сделать, чтобы проблема трудоустройства решалась легче?

1. Принятие закона о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предложенный
нами закон должен обязать каждое предприятие с числом работников более 50
человек
создавать рабочие места для инвалидов. Недавно я сделал запрос в Аппарат
Государственной Думы - количество инвалидов в Аппарате Думы не 2%, не 4%, а
0,5%.
Из правительства и министерств ответ по этому поводу рассчитываем получить в
ближайшее время.

2. Восстановление налоговых льгот предприятиям, использующим труд инвалидов.
К сожалению, нигде труд инвалидов абсолютно равным труду здорового человека
равноценным быть не может. Президент России однажды произнёс знаменитую
фразу: бюджет не должен формироваться за счёт инвалидов. Тем не менее,
формируется:
некоторые предприятия Всероссийского общества слепых платят сейчас в 10 раз
больше налогов, чем 5 лет назад. Пока удаётся сохранять оставшиеся налоговые
льготы и немного поддерживать предприятия инвалидов.

3. Возвращение к определению групп инвалидности вместо степеней утраты
трудоспособности. Людей, которые стремятся преодолевать свои проблемы ценой
чрезвычайных
усилий, надо не наказывать за это, а поощрять.

4. Общее оздоровление морального климата в обществе. Поддерживаю идеи
проведения разного рода конференций, в т.ч. с участием региональных властей
и федеральных
вузов для того, чтобы совместными усилиями решать проблему как
межведомственную.

В заключение расскажу одну любимую мною историю.

В самолёт входит международный экипаж в чёрных очках. Пассажиры напрягаются,
затихают. Экипаж проходит в кабину пилотов. Стюардесса успокаивает народ.
Самолёт
плавно трогается с места, набирает скорость по взлётной полосе. Полоса
заканчивается, пассажиры вскрикивают - самолёт плавно поднимается в воздух.

Второй пилот говорит первому:

- А если бы они не вскрикнули - как бы мы взлетели?

http://www.smolin.ru/actual/public/2007-11-15.htm

   "Serguei A. Novikov" 2007-11-23 13:36:17 (#705868)

[LVR] Смолин о Конвенции о правах инвалидов

23.11.2007 13:39

О правах инвалидов

22 ноября 2007 г. Олег Смолин принял участие в работе Всероссийской
конференции <Перспективы и проблемы реализации Конвенции ООН о правах
инвалидов в России>.

13 декабря 2006 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах
инвалидов, которая стала первым всеобъемлющим международно-правовым
документом,
направленным на защиту прав людей с ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с другими странами мира, Российская Федерация также проголосовала за
принятие
этой Конвенции.

На конференции, организованной Всероссийским обществом инвалидов, в кинозале
Центрального дома туриста в Москве, можно было встретить депутатов Госдумы
и членов Совета Федерации, руководителей региональных отделений обществ
инвалидов из 81 субъекта России, представителей общественных и научных
организаций.

Выступление О.Н. Смолина.

22.11.2007

Конвенция о правах инвалидов и российское законодательство

г. Москва, Центральный дом туриста, Всероссийская конференция <Перспективы и
проблемы реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в России>

Уважаемые коллеги!

<У 650 млн. инвалидов, живущих на нашей планете, была мечта, - мечта стать
равными членами общества, мечта иметь равные с другими права, - эта мечта
сбылась!>
- такими словами Международный союз организаций инвалидов приветствовал
принятие 61-й Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов. И
явно поспешил:
мечта людей с ограниченными возможностями здоровья о равных возможностях,
конечно, не сбылась; однако <свет в конце тоннеля> стал чуть ближе. Впрочем,
моя задача - не пересказ или подробный анализ Конвенции, но сравнение её
духа и некоторых положений с действующим в России законодательством.

Понятие инвалидности

Конвенция не даёт точного определения инвалидности, но содержит так
называемый социальный подход к ней. Согласно документу, инвалидность - это
комплекс
препятствий к полному и эффективному участию в жизни общества наравне с
другими, возникающий вследствие взаимодействия между физическими,
сенсорными, психическими
или интеллектуальными нарушениями и различными барьерами среды
жизнедеятельности и общественных отношений, которые при отсутствии таких
нарушений человек
способен преодолеть без специальных мер социальной поддержки. Причем,
согласно Конвенции, понятие инвалидности носит эволюционирующий характер.

Точно так же к числу инвалидов Конвенция относит лиц с устойчивыми
физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями,
которые при
взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному
участию в жизни общества наравне с другими. Иначе говоря, содержание обоих
понятий может изменяться с развитием общества, возникновением новых
социальных условий, новых форм жизнедеятельности человека и участия его в
общественной
жизни, новых барьеров среды и общественных отношений, но всегда связано с
нарушениями здоровья.

Казалось бы, тем же путём шло и российское законодательство, по крайней
мере, до принятия печально знаменитого закона <о монетизации>. Кстати,
отечественный
закон <О социальной защите инвалидов в Российской Федерации> по праву
признавался одним из самых передовых в современной Европе и был разработан
на основе
опыта социальных государств.

Однако начиная с пенсионной реформы и в особенности после принятия ФЗ ? 122
от 22.08.2004 г. на смену социальному подходу к инвалидности в
законодательство
фактически пришёл примитивно трудовой, причём, скажу прямо, в совершенно
извращённой форме: почти все социальные гарантии, предоставляемые инвалиду
(включая
даже налоговые льготы!), стали увязываться исключительно с так называемым
ограничением способности к трудовой деятельности (сокращённо -
нетрудоспособность).
К чему это приводит, мы ещё увидим.

Право на труд

В соответствии со статьёй 27 Конвенции, инвалиды имеют равные права на труд
и на возможность зарабатывать себе на жизнь. Государства обязаны запретить
дискриминацию
в области занятости, содействовать инвалидам в области
индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства и организации
собственного дела, найму
инвалидов в государственном секторе, стимулированию занятости инвалидов в
частном секторе и обеспечению предоставления инвалидам разумных удобств на
рабочем
месте.

Таковы международные требования. А вот отечественная практика.

Инвалидов с третьей степенью утраты трудоспособности запрещают принимать на
работу. Более того, налоговые инспекции наказывают организации, которые это
делают. Что это, если не дискриминация миллионов людей?

В своё время в печатные СМИ попала информация о концепции, разработанной в
Минздравсоцразвития и фактически вводящей запреты на профессии в области
государственной
службы для многих категорий инвалидов. Хорошо, что предки не догадались
создать себе такое Министерство. Не то история так и не узнала бы имён князя
Ярослава
Мудрого, великого слепого полководца Яна Жижки и лучшего в ХХ веке
Президента Соединённых Штатов Америки колясочника Франклина Рузвельта.

Вообще вся система пенсий и других денежных выплат в зависимости от утраты
трудоспособности поражает абсурдностью. Вместо того, чтобы стимулировать
людей
к труду, учёбе, занятиям спортом или общественными делами, она их за это
наказывает. Устроишься на работу или поступишь в вуз - тебе тут же снизят
пенсию,
причём на столько же, сколько заработаешь. Не случайно мои друзья-инвалиды
дали прозвище 122-му закону: <сиди дома - не гуляй!>

Не люблю бросать камни в поверженных, но должен сказать: все мои попытки
публично или в частном порядке объяснить М. Зурабову вред и абсурдность
проводимой
политики натолкнулись на упёртость, поразительную для человека такого ума и
административных способностей.

Медицина

В соответствии со статьёй 25 Конвенции, инвалиды имеют право на наилучший
достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они
получают
тот же набор, качество и уровень платных или доступных услуг в сфере
здравоохранения, что и другие люди, получают те услуги в сфере
здравоохранения, которые
необходимы им по причине инвалидности, а также не дискриминируются при
предоставлении им медицинского страхования.

А теперь позволю себе другую цитату из открытого письма Президенту России, в
основном одобрённого на общественных слушаниях в Госдуме 20 сентября 2007
г.:
<Результаты мониторинга, выполненного Всероссийским обществом инвалидов
(прилагается), вполне однозначны: ситуация с лекарствами для лиц с
ограниченными
возможностями здоровья оценивается не иначе как критическая . Апробированные
оригинальные лекарства известных и надёжных фирм <вымываются> с рынка и
заменяются
дешёвыми медикаментами, производимыми как в России, так и совместно с
малоизвестными, а иногда и сомнительными зарубежными компаниями из Китая и
Индии.
Приказом Минздравсоцразвития ? 110 врачам запрещено выписывать лекарства,
которые отсутствуют в аптеках: В результате люди, потребляющие сверхдорогие
препараты
(осложнения сахарного диабета, муковисцидоз, гемофилия, бронхиальная астма)
оказываются без лекарств, которые они не в силах купить, и умирают без
медицинской
помощи: Задержка по срокам выдачи инсулина составляет от 2-х недель до 2-х
месяцев, что оценивается многими больными как проявление геноцида>.

Образование

Статья 24 Конвенции обязывает государства обеспечивать равный доступ к
образованию, профессионально-техническому обучению, образованию для взрослых
и обучению
в течение всей жизни.

Конвенция закрепляет принцип доступности для инвалидов любых категорий
инклюзивного (интегрированного) образования на любом уровне. Для их обучения
необходимо
создавать специальные условия, использовать соответствующие материалы,
методы преподавания и способы общения. Учащиеся, нуждающиеся в поддержке,
должны
получать необходимые меры такой поддержки в среде, максимально
соответствующей их академическому и социальному развитию. Слепые, глухие и
слепо-глухие
ученики получают образование с помощью наиболее подходящих способов передачи
информации, с помощью преподавателей, свободно владеющих жестовым языком и
азбукой Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их вовлечению в
жизнь общества, развитию у них чувства достоинства и самоуважения, а также
развитию их потенциала личности и творческих способностей.

Как ни парадоксально, в России в последнее время права инвалидов в области
образования нарушаются сразу по нескольким, в том числе противоположным,
линиям:
Список из 3 элементов
. большинство родителей, которые хотели бы обучать своих детей-инвалидов в
обычной школе, по-прежнему лишены такой возможности и наталкиваются на
отказ;
. одновременно уже в нескольких регионах в целях экономии бюджетных денег
принудительно расформировываются специальные школы-интернаты, а
дети-инвалиды
переводятся в обычные учебные заведения без создания специальных
образовательных условий;
. при наличии в законодательстве льгот для инвалидов, поступающих в
профессиональные учебные заведения, часть из них наталкивается на отказ в
приёме из-за
отсутствия условий для сдачи единого госэкзамена, а некоторые и вовсе
сталкиваются с очередным <театром абсурда>. Увидев в документах вторую
степень утраты
трудоспособности, многие приёмные комиссии рассуждают так: здесь написано,
что Вы можете учиться только в специальных условиях, а специальных условий
мы
вам создать не можем. Поэтому идите куда-нибудь в другое место:
конец списка

Между тем, подготовленный рабочей группой профильного думского Комитета
проект федерального закона, призванный решить проблему образования инвалидов
и других
лиц с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время ходит по
правительственным кабинетам. И, увы, в большинстве из них не встречает
поддержки.

В заключение о сюжетах общего характера. Социальный подход к инвалидности и
инвалидам, помимо всего прочего, означает переосмысление двух хорошо
известных
задач.

Во-первых, хотя Конвенция и называется <О правах инвалидов>, в её тексте мы
встречаем более точную формулировку: права человека в отношении инвалидов.
Это
значит, что каждому инвалиду должна быть обеспечена защита не только его
особых прав, но всех прав человека с учётом его инвалидности.

Во-вторых, Конвенция говорит не об адаптации, а об интеграции. Другими
словами, она требует не инвалидов приспосабливать к обществу, но общество -
к инвалидам.

Убёжден: это верный путь. И всем нам нужно объединить силы для того, чтобы
Россия как можно скорее ратифицировала Конвенцию. После этого чудес не
произойдёт.
Однако, по крайней мере, мы начнём двигаться из прошлого в будущее, а не
наоборот.

http://www.smolin.ru/actual/public/2007-11-22.htm

   "Serguei A. Novikov" 2007-11-23 13:07:33 (#705860)