[LVR] Re: Обучение незрячих в аспирантуре
Здравствуйте, Катя!
Я тоже постараюсь ответить на ваши вопросы.
> 1) Насколько, с вашей точки зрения легче или сложнее учиться в
> аспирантуре, нежели
> получать высшее образование?
В целом, на мой взгляд, учиться в аспирантуре легче, потому что там намного
меньше нагрузка (по крайней мере, если сравнивать с дневным отделением
вуза). Впрочем, в аспирантуре есть свои сложности, которые главным образом
связаны с подготовкой диссертации. В диссертации надо представить научную
новизну по выбранной теме, следовательно, от аспиранта требуются задатки к
созидательной, научной деятельности, творческому поиску и, я бы сказал,
инновационное мышление. Самое главное - надо понять, что обучение в вузе и в
аспирантуре отличается концептуально и требует принципиально разных
подходов. Если вузовское образование во многом схоже со школьным, когда вы
следуете указаниям преподавателей и выполняете различные виды работ,
предусмотренные учебной программой, то в аспирантуре на 80%, а иногда чуть
ли не на все 100%, вы работаете самостоятельно. Более стандартной является
подготовка к зачетам и экзаменам кандидатского минимума. Работа над самой
диссертацией - это деятельность, где вы сами ставите задачи, выбираете
методику, ищете литературу, проводите исследования, стремитесь обосновать
новизну результатов работы. Научный руководитель только корректирует эту
работу, но, в подавляющем большинстве случаев не ведет вас постоянно на
протяжении всего процесса проведения диссертационного исследования. И в ходе
консультирования руководитель не всегда скажет вам, к примеру, труды каких
исследователей взять за основу, какая методика исследований предпочтительнее
при изучении вашей научной проблемы и т.п. Вы как молодой ученый должны сами
находить решения подобных вопросов. Встречаются и такие научные
руководители, которые вообще практически не работают со своими аспирантами
или в лучшем случае посмотрят написанные главы либо целую диссертацию, после
чего не исключено, что половину материала придется переписывать. Может быть,
я несколько сгущаю краски и в других организациях иные подходы, однако в
аспирантуре, где я был соискателем, дела обстоят именно так.
> 2) С какими трудностями вы столкнулись или же ранее сталкивались в течение
> времени
> обучения в аспирантуре?
Были некоторые трудности с получением исходной информации для подготовки
диссертации, особенно прикладной. Идя в аспирантуру важно знать, т.е. в
каких организациях или учреждениях, вы сможете взять информацию, чтобы
выполнить практическую часть исследования, т.е. определить базу практики.
Многие темы диссертаций предполагают не только сбор, но и проведение научных
исследований в различных организациях.
> 3) Каково было отношение ваших коллег и преподавателей к вашему выбору?
> Насколько
> отзывчивы и открыты они были к вам?
Один из преподавателей беспокоился о моей судьбе после окончания вуза и
хотел, чтобы я поступил в аспирантуру. В итоге он стал моим научным
руководителем. Мнение и отношение других преподавателей по большому счету не
имеет значения, если только они не являются членами диссертационного совета,
в котором будет проходить защита, или не оказывают влияния на деятельность
аспирантов в других формах. Например, многое в одобрении вашей научной
деятельности и оформлении сопроводительных документов зависит от заведующего
кафедрой, на которой работает научный руководитель.
> 4) Как проверялись ваши знания? Требовались ли вам дополнительные условия
> для
> работы?
Здесь повторю позицию других подписчиков, ответивших на письмо ранее.
Учебный процесс в аспирантуре протекает в аналогичных условиях, что и
вузовское обучение.
> 5) Насколько доступен был учебный материал?
Материалов, посвященных подготовке и защите кандидатских диссертаций, а
также учебных пособий дов кандидатского минимума сейчас много, в том числе в
интернете. Исключение может быть по дисциплине специальности, если она
редкая.экзаменам
С уважением, Максим Чардымский.