Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Искусство общения и манипуляции, ораторское мастерство


Информационный Канал Subscribe.Ru

Сайт автора: http://www.syntone.ru/ustinov
E-mail: d-ustinov@mtu-net.ru
Добрый день (утро, вечер, ночь), читатели! Вашему вниманию в этом выпуске рассылки
предлагается:

1.      Заключительная часть материала «Как развить психологическую силу и уверенность».
При этом опоздавшие к началу могут не отчаиваться. Потому что полностью этот
материал можно найти в архиве рассылке по адресу:
http://subscribe.ru/archive/psychology.oratormanipul/.
Или на странице автора
http://www.syntone.ru/ustinov (в разделе «Читальный Зал»).

2.      Информация о начинающихся тренингах.

Дмитрий Устинов



КАК РАЗВИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ СИЛУ И УВЕРЕННОСТЬ (ЧАСТЬ 5)

         На всякий случай сообщаю, что этот материал был посвящен тому, как быть
(а когда-то хотя бы казаться) внутренне сильным  человеком. В материале рассматриваются
особенности сильной и слабой личности и даются рекомендации по владению собой
в общении.  Присылайте вопросы, делитесь размышлениями. Ваши письма тоже могут
быть опубликованы в рассылке.

Итак, часть 5:


                  НУЛЕВАЯ ОЦЕНКА.

     В актерском мастерстве уверенное и достойное поведение принято раскрывать
через понятие «нулевая оценка». Все мы в жизни немного актеры, поэтому это понятие
очень хорошо нам пригодиться. Сначала о том, что такое этап «оценки» у актеров.
Это любая  реакция на какой-то сигнал или раздражитель: на слова, действия партнера
по сцене, новую ситуацию и т.д. «Оценка» – это выданная актером эмоция, слово,
мимика, жест, движение, реплика по принципу «стимул-реакция»: нажал на кнопку,
получи результат. «Оценка» актера – это способ преподнесения своей роли, своего
персонажа. Например, на известие о том, враг пересек границу:

- Французы объявили нам войну, ваше величество!

       Актер, играющий роль короля, может выбрать из несколько возможных оценок
- реакций, в зависимости от характера своего персонажа. Если он выдал испуг или
страх, зритель понимает, что король – «слабачек». Если актер выдает смех, зритель
видит другой характер: может быть это торжество воина, смелость, может быть это
бравада, может быть недалекость и глупость этого короля. Если король (актер)
дает оценку «гнев», зритель увидит вспыльчивость, несдержанность и взбалмошность
этого персонажа.

      Оценка может быть подана и через изменение чего-либо в поведении актера.
Например, если король во время этого судьбоносного известия чистил корону, и
слегка замедлил свои движения – это тоже оценка. Если оценка короля странная
или совершенно нелепая (ерничество, обморок, женские ужимки, истерика) - возможно,
вы попали на комедию или на новаторский спектакль.

       Существует особый вид актерской оценки: «НУЛЕВАЯ ОЦЕНКА». Это полное отсутствие
всякой реакции на стимул или раздражитель. То есть абсолютная невозмутимость,
каменное выражение лица, никакого изменения в поведении и намека на то, что сейчас
что-то произошло. То есть «нулевой оценкой» актер дает зрителям понять:

- А для меня нет никакого раздражителя, для меня это ничего не значит, это никак
меня не задевает и не ранит…

        В нашем примере, если король на известие о войне выдает «нулевую оценку»
и полную невозмутимость, в эти секунды  он выглядит как король сильный, мудрый,
уверенный и расчетливый во главе мощного государства.

       Таким образом, актеры приемом «НУЛЕВАЯ ОЦЕНКА» играют любую сильную личность,
и, что характерно, такого супермена играть проще всего потому, что он играется
всего лишь и только этим актерским приемом. Вспомните любого супермена, от Штирлица
до Шварцнеггера и  Бодрова-младшего. Вспомните ли вы у их персонажей хоть какую-то
выраженную в течение всего фильма человеческую эмоцию: смех, улыбку, печаль,
гнев, возмущение, радость, горе, удивление, раздражение? Тем более испуг, страх,
робость? Эмоций нет абсолютно! Если бы эти оценки, реакции, эмоции у них проявлялись
бы, это был бы уже не супермен, а какой-то другой персонаж.

·       Советский разведчик Штирлиц в знаменитом фильме только один раз за все семнадцать
мгновений сентиментально всплакнул в своем доме во время одинокого празднования
Дня Советской Армии 23 февраля - над полузабытой вареной картошкой «в мундире».
А сцена свидания на расстоянии с женой в кафе является показательной  демонстрацией
владения «нулевой оценкой».

          В боевике «Терминатор-2» есть эпизод, когда Шварцнеггер, играющий робота,
посланного в помощь «нашим», идет навстречу выстрелам полицейских, тупо исполняющих
свой долг. Камера крупным планом показывает, как в грудь ему попадают пули и
пробивают одежду, но Арнольд с абсолютно каменным выражением лица только слегка
вздрагивает от импульса пули и продолжает свое неспешное движение вперед. И что
понимает зритель? Зритель понимает, что когда Терминатор, со своим лицом «кирпичом»,
дойдет туда, куда он идет, этим несчастным полицейским достанется на орехи по
полной программе. Играется же здесь всего лишь «нулевая оценка». Если бы этот
персонаж от попадания пуль гримасничал бы от боли, пугался, возмущался, удивлялся,
смеялся бы, чесался – это был бы уже не супермен, а пародия на супермена и на
боевик.

          Вы можете возразить, вспоминая смешного каратиста Джеки Чана из гонконговских
боевиков: он же «супермен»? А вот и нет. Джеки Чан вне драки - не производит
впечатление супермена: у него обычные человеческие эмоции: страх, радость, раздражение,
возмущение, гнев. Поэтому, пока враги его не раскусили - они его и не боятся,
а зритель над ним посмеивается. И никто его не воспринимает как что-то серьезное,
пока Джеки не начинает дубасить нехороших мальчиков – только тогда его враги
(и зрители вместе с ними) видят в нем супермена.

          В таком образе героя Джеки Чанга есть свой замысел - ведь комедии построены
на нелепостях и парадоксах. Режиссерская изюминка комедий Джеки Чана и заключается
в несовпадении его образа обычного человека с образом супермена-каратиста.

·       Приемом «нулевой оценки» прекрасно владел почетный караул часовых  на Красной
площади, у Мавзолея вождя. Попробуйте простоять весь час, абсолютно невозмутимо,
не допуская ни малейших видимых реакций и даже практически без движений глазами
(кроме моргания). Аналогичный почетный караул автор этих строк  наблюдал в Афинах
у военного мемориала на центральной площади города. Причем часовые выступают
в старинной военной греческой одежде: белых панталонах, короткой юбочке, ботиночках
с белыми пушистыми пумпончиками, длинной накладной косе. Это дико смешное зрелище,
собирающее толпы туристов. К чести греческих караульных они хранят полную невозмутимость
даже когда к ним вплотную подходят туристы для совместного фотографирования и
заигрывания.

           Прием «нулевой оценки» можно прекрасно использовать в сложных жизненных
ситуациях. Когда вы не знаете, как реагировать - делайте «нулевую оценку». Знайте,
что в этот момент вы воспринимаетесь оппонентом как уверенный и сильный человек.
Представьте, что на вас «наезжают». Если вы взрываетесь, или притупляете взор,
или приниженно улыбаетесь или даже просто начинаете растерянно почесывать нос
– все это говорит агрессору, что он достиг того, чего хотел. Вы уже догадываетесь,
чего он хотел? Правильно, подтверждения, что его слова вас задели – это и есть
искомый им результат. Если ожидаемой реакции не последовало, а последовала полная
невозмутимость – этим вы ему сообщаете: «ты слаб, чтобы задеть меня».

           Это оптимальная и беспроигрышная первоначальная реакция, сразу дающая
вам преимущество. За «этапом оценки» у актеров следует, как правило «этап действия».
За эту секунду – другую, когда вы делаете «нулевую оценку» у вас есть возможность
выбрать это последующее действие. И далее уже возможны варианты достойного и
сильного ответа. Какие? Это большая тема, поэтому оставим ее на потом.

           Еще пример. Предположим, вы серьезно ошиблись или оговорились в выступлении
перед большим количеством публики. Какая импульсивная обычная реакция? Смущение.
Извинение. Попытка оправдания. В результате ваш ранг как сильного и уверенного
человека падает. Если же это не просто оговорка, а что-то пострашнее? Ну, ширинка
расстегнута или колготки разъехались на видном месте – тогда обычная неконтролируемая
реакция – покраснение до корней волос или даже полное смятение на глазах у всех.

         Лучшее, что можно сделать, чтобы сохранить достоинство в глазах других
людей, это опять же - делать нулевую оценку. И этим вы даете понять публике,
что вы достаточно сильны, чтобы вас можно было задеть такими пустяками и сразу
переходите к этапу действия – например, спокойно застегиваете ширинку или не
спеша удаляетесь, чтобы поменять колготки. А может, даже без этих условностей
продолжаете лекцию. Шутка.

·       Кстати, интересно наблюдать за реакцией дикторов телевидения, когда они ошибаются.
А ответственность на них немаленькая во время прямого эфира – их видят миллионы
телезрителей. Именно реакция диктора на ошибку многое говорит о его опыте и профессионализме.

           Для тренировки приема «нулевой оценки» можно использовать уже известное
упражнение «Взор в метро». А также упражнение «СПОКОЙНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ АНЕКДОТА».
Заключается в том, чтобы не смеяться над анекдотом или шуткой, даже если это
очень смешно. Если, конечно, это не шутка вашего начальника. И если вы не рискуете
обидеть человека – например, смеется целая компания. Тогда отсутствие «правильной»
реакции от вас будет незаметно. После такой тренировки вы заметите, что контролировать
свои импульсивные реакции вы сможете гораздо успешнее. Причем не только реакцию
довольного смеха (например, на похоронах вашего врага), но и любую другую лишнюю,
нежелательную реакцию и эмоции - что внешне будет выглядеть, как мы уже выяснили,
как уверенность и спокойствие.

           Для практического развития психологической силы и методов психологической
защиты и нападения вы можете поработать на тренинге «Победители: психология управляемого
конфликта» – см. информацию на странице www.syntone.ru/ustinov/winner.htm.

         Успехов!



ИНФОРМАЦИЯ О ТРЕНИНГАХ:


МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ
Тренинг начался с 22 октября, по вторникам, с 19.00. Тренинг посвящен психотехнике
и мастерству успешного межличностного и делового общения. 8 вечерних занятий.
Адрес: м.Первомайская, ул.В.Первомайская, д.59/35, (Синтон-Первомайская, тел.463-44-85).

ДЕНЬГИ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ
Состоится 2-3 ноября (10.00-20.00). Совместно с Юлией Свияш. Тренинг об отношениях
с деньгами и к деньгам. На основе методики писателя А.Г.Свияша. В Центре «Разумный
Путь» (тел. 350-30-90).

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное