Мы за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!
Тридцать лет неумывакинские уголовники распродают общественную собственность
и всячески ухудшают отношение общества к незрячим_
Мир на кончиках пальцев. Будни старейшей в России школы для незрячих
<<Если не видишь мир вокруг, его можно придумать>>, -- говорят ученики
старейшей в России школы для слепых и слабовидящих детей. Её выпускники
-- успешные учёные и педагоги. Её ученики не привыкли к скидкам и
поблажкам. Здесь ценится самостоятельность.
На перемене в Костромской школе-интернате для незрячих детей царит
привычная суматоха: школьники играют в догонялки, мальчики дёргают
девочек за косички, отовсюду слышатся крики и смех. То, что большинство
этих детей лишены зрения, человеку <<с улицы>> сразу не понять. Они узнают
каждого ранее встреченного человека, например, по запаху, или даже по
звуку его шагов.
Костромская школа-интернат -- один из старейших в России. В этом году ей
исполнилось 127 лет с момента основания. Здесь учатся и слабовидящие, и
незрячие дети. Некоторые просто приходят на уроки, некоторые здесь живут
-- родители забирают детей только на выходные. Есть и дети, лишённые
семьи. Для них интернат -- единственный дом.
Старшеклассники Володя и Костя -- незрячие. Несмотря на то, что у Володи
есть мама и папа, а Костя -- сирота и постоянно живёт в интернате,
мальчики подружились и во всём помогают друг другу. Вместе занимаются
адаптивным спортом. А последнее их увлечение -- рэп-музыка. Мальчики
вместе пишут тексты, разучивают их и читают на школьных концертах.
Недавно они записали несколько песен в профессиональной студии. Родители
Володи, навещая сына, всегда привозят что-то Косте в подарок. Многие
ученики считают их братьями.
Научить улыбаться
Прозвенел звонок, школьники расходятся по кабинетам, начинается учебный
день. Сейчас здесь занимаются 144 ученика. Школа-интернат обучает детей
двух категорий: тех, у кого нарушено только зрение, и тех, у кого кроме
нарушения зрения есть и другие проблемы со здоровьем. Первые обучаются
двенадцать классов, вторые -- девять.
Учебный день начинается, как и в обычной школе, в 8:15 утра. Вот только
учебный процесс организован здесь по-другому. Каждый кабинет оборудован
специальными устройствами для обучения слепых и слабовидящих детей.
<<У нашей школы коррекционная направленность. Она заключается в
применении нестандартных дидактических материалов, тифлотехники
(оборудование для слепых). Обучение построено на основе
рельефно-точечного шрифта Браиля, -- говорит директор школы-интерната
Агата Малафеева. -- Очень важно ребёнку с нарушением зрения до 10 лет
овладеть всеми необходимыми навыками. Вообще, этот период -- самый
благоприятный для развития восприятия, памяти и других психических сфер>>.
Во время урока легко понять, кто из детей слабовидящий, а кто полностью
лишён зрения. Первые практически лежат на парте: наклоняются к книге,
чтобы лучше разглядеть буквы. Вторые сидят прямо, спокойно водят пальцем
по книге, считывая шифр, состоящий из точек (азбука Брайля). Они
приглаживают волосы, вертятся на стуле -- при этом, сохраняя лицо
абсолютно невозмутимым: у незрячих людей часто практически отсутствует
мимика. Для того, чтобы скорректировать эту особенность, в начальной
школе введены курсы мимики и пантомимики.
В школе есть и компьютерный класс, адаптированный под незрячих детей:
компьютеры со специальной клавиатурой, принтеры.
<<Мы постарались создать максимально доступную для ребят среду. Они у нас
иинтернетом пользуются, имеют множество друзей в социальных сетях>>, --
поясняет директор.
<<Даже если ругаете, глаза должны быть добрыми>>
Как признаются воспитатели и учителя, школьники, у которых полностью
отсутствует зрение, попадая в первый класс, не сразу адаптируются к
жизни в интернате.
<<Здесь всё зависит от родителей. Видите, за той партой сидит Ева. Её
родители молодцы, адаптировали девочку, понимали, что в классе будет
много ребят, внимание только ей одной уделять не смогут>>, -- говорит
заместитель директора по воспитательной работе Ольга Круглова, показывая
на симпатичную темноволосую девочку. Ева, слыша, что говорят о ней,
поворачивается в нашу сторону и улыбается.
В школе-интернате наполняемость классов -- не более 12 человек. Это
позволяет учителям обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Всё-таки у всех воспитанников школы есть проблемы со здоровьем. И когда
те говорят, что они устали или болит голова -- это не просто каприз.
Возможно, у ребёнка поднялось внутриглазное давление, нужно отправить
его в медпункт или отдохнуть.
Индивидуальный подход нужен, но без перекосов -- не баловать, не давать
считать себя <<пупом земли>>. Слепая любовь для таких детей -- приговор,
который навсегда лишит их возможности быть самостоятельными.
<<Главное качество для наших воспитателей и учителей: нужно любить этих
детей. Но любовь бывает разная. У нас здесь должен быть и пряник, и
кнут, -- рассказывает Ольга Круглова. -- Нельзя бездумно баловать. Если
только любить незрячего ребёнка, ему потом сложно придётся. Но я всегда
говорю: даже если вы ругаете, глаза должны быть добрыми>>.
В школе наступает время второго завтрака. Ученики после прозвеневшего
звонка бегут в столовую. Стоя в очереди, радостно переговариваются между
собой, угадывая какие конфеты получат сегодня. Работник пищевого цеха
выдаёт каждому ребенку стакан кефира, кусок мягкой булки и две конфеты.
Некоторые из воспитанников подбегают за добавкой.
И дом, и школа
В одном из корпусов школы-интерната располагаются комнаты учеников.
Здесь живут дети из отдалённых районов области. Дети, чьи родители не
могут каждый день забирать их домой, и сироты. В первых двух случаях --
на выходные школьники отправляются домой. Дети без родителей живут в
школе постоянно.
В спальнях располагаются несколько кроватей: старшие живут по двое-трое,
младшие -- по пять-шесть человек. На стенах новые обои -- дело рук
родителей, картины с животными и природой, стенгазеты, на тумбочках --
куклы и машинки. По вечерам ученики собираются в игровой комнате:
развлечься, обсудить свои успехи и неудачи.
В одной из комнат, после окончания уроков, страшеклассница помогает
пятикласснику справиться с математикой.
<<У нас хороший детский коллектив: старшие помогают новичкам освоиться в
интернате. Есть ребята, которые сдружились>>, -- объясняет Агата
Малафеева. К ней подходит молодая девушка: она пришла за справкой. Анна
-- так зовут посетительницу -- два года назад закончила школу-интернат.
Сегодня она пришла за документами, которые необходимы ей в получении
пособий на ребёнка. Девушка из неблагополучной семьи осталась одна, с
младенцем на руках. Директор школы, выдав ей необходимый документ,
говорит: <<Ты не пропадай, заходи. Мы тебе вещи для малыша соберём>>.
<<Ученики нас не забывают. Приходят даже те, кто окончил школу более 15
лет назад. Делятся своими успехами и неудачами, -- поясняет Агата
Малафеева. -- Все наши воспитанники отмечают, что для них наша школа --
это дом. Настоящий, тёплый, с вкусными пирогами и добрыми воспитателями>>.
<<Дети знают, что у них есть свои трудности, и учатся с этим жить>>
После окончания уроков школьники отправляются на обед. После него
большинство старшеклассников идут домой, а те, кто остался -- на
дополнительные коррекционные занятия. Вечер - время кружков. Выбор у
воспитанников школы-интерната большой: кружок танцев, оригами,
художественная обработка древесины, туристический клуб и другие.
<<Всевозможные кружки помогают детям почувствовать себя талантливыми,
учат стремлению к победе. Для них важно умение преодолевать, -- говорит
заместитель директора по учебной работе Юрий Плотников. -- Они чувствуют
и знают, что в их жизни есть свои трудности, поэтому стараются
приобрести все навыки, необходимые для полноценной жизни>>.
Работники школы-интерната утверждают, что слепота -- не приговор, и
человек может быть счастлив и с таким недугом. Как пример, выпускница
этой же школы -- Наталья Тарковская, кстати, дальняя родственница
известного режиссёра. Наталья, по словам учителей, никогда не считала
себя ущербной, участвовала во всех олимпиадах, окончила институт с
красным дипломом. Уже став кандидатом педагогических наук, вернулась в
родную школу в качестве учителя литературы. Сложилось счастье и в личной
жизни: на компьютерных курсах для незрячих познакомилась с будущим
мужем, который вёл эти занятия. Скоро Наталья вышла замуж, родила
девочку. Сейчас не преподаёт, так как находится в декретном отпуске.
Мечтает, что когда-нибудь у неё будет двое детей.
<<У нас неоднократно складывались пары и из учеников. Люди, которые знают
несчастье быть слепым, будут всегда помогать друг другу, -- поясняет Юрий
Валентинович. -- К сожалению, отношение нашего общества к инвалидам до
сих пор остаётся пренебрежительным>>.
В коридоре останавливается симпатичная девочка. Она незрячая. Улыбаясь,
говорит: <<Агата Генриховна, здравствуйте. А я сегодня пятёрку получила
по русскому языку!>>. Удивляюсь: <<Как же она вас узнала?>>.
<<У таких детей очень обострено обоняние. Они узнают по запаху духов,
понимают, когда ты сменил парфюм или был в пиццерии. Многие из них
обладают отличным музыкальным слухом, -- поясняет директор. -- Да, так
сложилось, что они лишены зрения. Но эти дети не хуже других. А, может,
и лучше некоторых>>.
Девочка, хитро улыбнувшись на последние слова руководителя, говорит:
<<Да, я не вижу этот мир. Но представляю. И он такой красивый!>>.
http://www.aif.ru/society/people/1098421
*
Пожалуйста, поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
*
Данное сообщение отправлено 275 подписчикам.