[Гласность] Настольная книга для руководителя ВОС
Всем привет!
Анна Александровна Адлер - яркая представительница русской
интеллигенции конца XIX - начала XX века - посвятила свою жизнь
благороднейшему делу -
просвещению слепых в России. Сегодня её имя незаслуженно забыто, как и
многие другие имена, делающие честь Российскому государству.
Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье
полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани. С семи лет
после
воспаления тазобедренного сустава Анна стала хромать. Даже длительное
лечение в Баварии не принесло результатов. В России тогда мало что было
известно
о лечении этого заболевания.
В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую
Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к
педагогической
и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали
смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические
курсы
и получила звание домашней учительницы.
Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную
деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы
русско-турецкой
войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях,
открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.
1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще
просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об
изменении
отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими
недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в
богоугодных
заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию. Инвалиды
фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном
труде. Чтобы
решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были
учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая
способствовала
бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического
и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь
являлись
грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего
трудоустройства.
Мысль о государственной организации общественного призрения была
высказана выдающимся государственным и общественным деятелем К.К. Гротом
(1815-1897)
ещё в 1840-х гг. К этой мысли Грот вернулся в 1880 году, когда после
русско-турецкой войны жизнь поставила со всей остротой вопрос о
необходимости всесторонней
социальной помощи такой обездоленной части общества, как слепые. Императрица
Мария Александровна обратила внимание на ослепших во время русско-турецкой
войны, благодаря чему в Санкт-Петербурге было открыто <<Попечительство
Императрицы Марии Александровны о слепых>>. Заботы о положении слепых, как и
других
инвалидов, взвалили на свои плечи энтузиасты-благотворители. Таким
энтузиастом стала и Анна Адлер.
Благодаря стараниям Грота в 1881 году в Санкт-Петербурге открылась
первая школа для слепых детей.
В 1874 году обер-пастор московской евангелическо-лютеранской церкви
св.Петра и Павла в Петроверигском переулке Генрих Дикгоф основал в Москве
благотворительное
Попечительное общество, которое ставило своей целью дать слепым детям не
только приют, но и возможность обучения грамоте, доступным ремёслам и
искусствам,
чтобы они смогли обеспечивать свою будущую жизнь собственным трудом. Генрих
Дикгоф пригласил Анну Адлер для работы по подготовке к открытию в Москве
школы
для слепых детей.
В 1881 году Анну Александровну избрали членом Распорядительного
комитета по открытию Московской школы для слепых. Открылась школа в 1882
году. Для
размещения школы был арендован первый этаж трёхэтажного особняка,
принадлежащего Вере Ивановне Фирсановой, дочери пожизненного почётного
гражданина Москвы
Ивана Григорьевича Фирсанова. Дом находился на пересечении Соколовского
(ныне Электрического) и Малого Тишинского переулков в Больших Грузинах.
Помещение
было рассчитано на содержание 20 слепых детей. Лишь в 1913 году, переехав в
новое трёхэтажное здание на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира), школа
смогла увеличить контингент учащихся.
В школе было организовано два отделения: младшее - школьное, старшее -
ремесленное. Детей обучали грамоте и доступным ремёслам: мальчиков -
плетению,
девочек - вязанию и шитью.
На занятия ремёслами в школе обращали особое внимание. Им посвящалась
почти половина времени школьной программы, тем более, что <<сами дети без
всякого
понуждения, с особенным удовольствием и рвением, каждый праздник, каждую
свободную минуту употребляли для рукоделия, требуя при этом непрерывной
помощи
своих руководителей>>. Воспитанники занимались изготовлением щёток, плетением
корзин, сидений для стульев, соломенных половиков, мелким плетением из
цветной
бумаги, вязанием чулок, одеял, шарфов и пр. Изделия реализовывались через
магазин, открытый при школе.
Московская школа была открыта и содержалась на пожертвования
благотворителей - сторонников просвещения незрячих. Активное участие в
работе распорядительного
комитета по организации школы приняли видные деятели русской культуры и
меценаты: братья П.М. и С.М. Третьяковы, братья Д.П. и П.П. Боткины, Е.И.
Арманд,
М.Н. Катков, Б.Н. Чичерин и др.
Первое время слепых детей обучали без учебников и учебных пособий.
Созданием учебных пособий и разработкой методических рекомендаций занялась
Анна
Александровна Адлер. При её непосредственном участии в школе разрабатывались
методы преподавания русского языка, литературы, арифметики, истории,
географии,
естествознания, было положено начало созданию фонда учебных и
рельефно-наглядных пособий, выписанных из-за границы. Анна Адлер стала одним
из первых тифлопедагогов
и методистов школы для слепых детей России.
В 1881 году в Санкт-Петербургской (Александро-Мариинской) школе для
слепых детей был введён в практику русский алфавит на основе рельефного
шеститочия
Луи Брайля, разработанный тифлопедагогом Е.Р. Трумберг и директором
Дрезденского института слепых г. Бютнером. Тогда же система Брайля была
включена в
программу обучения незрячих детей. Однако книги первоначально были
рукописными или заказывались в берлинской типографии, что обходилось очень
дорого.
Луи Брайль - создатель общепризнанной системы рельефно-точечной
письменности и письменного прибора для слепых - родился в 1809 году во
французском
городке Кувре в семье шорника. Когда Луи было три года, он поранил глаз и
ослеп. Родители постарались помочь ему обрести трудовые навыки: научили
плести
бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки,
с помощью которого мальчик обучился игре на скрипке.
В 10 лет Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Ещё
во время учёбы он задумал создать систему рельефно-точечной письменности,
которая
была бы удобна для восприятия на осязание и позволяла точно отражать все
особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические
знаки,
ноты.
По оценкам специалистов, 93% информации человек получает с помощью
зрения, так что не удивительно, что азбука Брайля, представлявшая собой
комбинации
из шести точек, проколотых с обратной стороны листа плотной бумаги, стала
для слепых настоящим окном в мир. Луи Брайль работал над ней долгие годы.
Система Брайля позволяла не только читать, но и писать. Создание такой
системы позволило слепым во всём мире получать профессиональную подготовку и
работу, а также более свободно общаться.
До появления записей на магнитной ленте брайлевская литература была
единственным источником получения информации для незрячих.
В России первая попытка использования принципов такого письма относится
к 1861 году, когда слепой князь Оболенский попытался создать русский алфавит
Брайля. Но первопечатником брайлевских книг в России стала Анна
Александровна Адлер.
Известный немецкий тифлопедагог Г. Куль дал Анне Адлер разрешение на
перевод своей книги <<Из жизни - для жизни>>, которая содержала в доступной
для
детей форме биографии выдающихся незрячих деятелей науки, культуры и
искусства, и в 1882 году Анна Адлер занялась переводом книги.
Александр Ильич Скребицкий (1827-1915), доктор-офтальмолог, видный
общественный деятель, член <<Попечительства о слепых Санкт-Петербурга>>, много
лет
изучавший проблемы образования слепых и их социальное положение, как на
Западе, так и в России, познакомившись с книгой Куля, писал: <<Едва ли можно
указать
другую книгу для чтения слепых всякого возраста и всех стран, более
способную укрепить их волю, поощрить труд, направить их ум к достойным
подражания идеалам
из сферы деятельности им подобных слепцов, вызывавших удивление между
зрячими. Чтобы довести содержание книги Куля до русского незрячего читателя,
я воспользовался
в этом случае обязательным предложением Анны Александровны Адлер (в Москве),
заявившей мне ещё в начале 1882 года желание быть полезною в какой-либо
форме
русским слепцам. Она, до того совершенно незнакомая с немецким Брайлем,
выучилась ему: перевела I-ю часть издания Куля на обыкновенный немецкий язык
и
уже с немецкого - на русский. Русскую рукопись, результат тройного перевода,
А.А. Адлер доставила мне для просмотра. Затем она предполагала приступить
к переложению ее на русский Брайль...А.А. Адлер отказывалась от всякого
вознаграждения за свой труд. Она только просила дать ей 12 экземпляров для
слепых
Московского училища>>. Книга Куля, однако, так и осталась не напечатанной,
типографии рельефно-точечного шрифта в России ещё не было.
Понимая, что без книги, доступной осязанию незрячих, школьное
образование для них развиваться не может, Анна Адлер решила самостоятельно
заняться книгопечатанием
для слепых, но это требовало значительных денежных затрат и большого труда.
В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей
Московской школы для слепых детей.
В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на
рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре
на фортепиано,
скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно
воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало
возможность
изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному
владению инструментом или голосом, а также создавало основы для издания
нотно-музыкальной
литературы своими силами, не прибегая к заказам за границей.
Не имея возможности издать пособие по нотной записи типографским
способом, Анна Адлер собственноручно написала его по Брайлю. А
тиражированием оригинала
занимались уже сами учащиеся.
Среди первых музыкальных педагогов Московской школы слепых был главный
дирижёр Большого театра И.К. Альтани, пожелавший бесплатно обучать детей
игре
на фортепиано. Когда он впервые посетил школу, то увидел перед собой
музыкально грамотных, подготовленных учащихся.
Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу
Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка
Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии
основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне
Государственный
музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Впоследствии А. Адлер
стала крёстной матерью сына Варвары Дмитриевны и Ивана Владимировича Андрея
Цветаева.
Замечу, что Анна Адлер была крёстной матерью и своего племянника Александра
Керенского (сестра Анны Александровны - Надежда Александровна вышла замуж за
Ф.М.Керенского).
Нотная система Брайля явилась незаменимым тифлопедагогическим средством
для слепых учителей. Благодаря её применению на уроках пения ученический хор
под руководством незрячего педагога Николая Александрова мог исполнять
русские народные песни, хоровые произведения композиторов-классиков,
духовные песнопения
во время литургии в приходской церкви. Впоследствии из выпускников школы,
прошедших хорошую музыкальную подготовку, были созданы профессиональный хор
и
оркестр под управлением незрячего руководителя А.Д. Разина. Артисты работали
только с нотами на осязание.
В 1884 году А.А. Адлер была командирована за границу с целью более
глубокого изучения опыта работы учебных заведений для слепых детей в
западных странах.
Более всего её интересовали способы печатания брайлевских книг и
изготовления рельефных рисунков.
Она побывала в Венском Королевском, Прусском Центральном и Дрезденском
институтах для слепых детей. Опыт работы учебных заведений Австрии и
Германии
Анна Адлер перенесла в Московскую школу.
Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на
педагогику оказались актуальны и по сей день: <<Ничем так верно не
определяется степень
образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию
подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский
и предмет общей заботы всех членов общества.
Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими
качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания
состоит в том,
чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце
чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на
жизненную
борьбу за веру и правду.
Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что
он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить
следующими
словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашел себя, 1) могущим
делать доброе, 2) любящим делать добро и 3)имеющим силу совершать доброе. С
такими задатками воспитанник найдет себя способным к выполнению главного
назначения человека на земле.
С уважением Владислав.
*
Данное сообщение прочли 228 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!