Р.Вылегжанин: "Мы бесплатно учим азам работы с
интернет-инструментами"
С января начался набор слушателей на второй поток дистанционного курса
Школы "Гражданин 2.0". Он знакомит сотрудников и волонтеров НКО с
интернет-инструментами, которые можно использовать для реализации
социальных и гражданских проектов. О том, какие навыки получают слушатели,
как использовать полученные знания в своей работе корреспонденту Агентства
социальной информации рассказал президент Фонда поддержки
интернет-инноваций Ростислав Вылегжанин.
Сервисы web 2.0, о которых подробнее я скажу чуть позже, выполняют роль
инструментов. Можно копать землю детским совочком, можно большой лопатой,
но эффективнее - бульдозером! Смотря для чего копать. Конечно,
использование интернет-инструментов требует большого и кропотливого труда.
Они не отменяют развитие и поддержку сообщества в реальности ? "офф-лайн",
человеческих и профессиональных отношений и связей между людьми вне
Интернета. В то же время не стоит недооценивать возможности, которые
сегодня открывают инструменты web 2.0. Кроме того, порой они меняют сами
принципы решения задач, которые ставят перед собой НКО в области
продвижения, привлечения сторонников, поиска ресурсов и т.д. А также
создают новые способы самоорганизации и коллективного сотрудничества для
решения различных задач. В качестве примера могу привести краудсорсинг и
краудфандинг (crowd - "толпа", sourcing - "использование ресурсов", funding
- "финансирование"). Самый яркий пример краудсорсинга и краудфандинга -
Википедия или свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый, и
которая существует на пожертвования пользователей.
Интернет-сервисов множество, они постоянно развиваются, появляются новые.
Наша задача - не просто научить слушателей пользоваться конкретными
инструментами, но и понять, какие задачи нам помогут решать эти
инструменты.
Идея проведения курсов родилась в ходе подготовки I неформальной
конференции Social Camp-2010 (http://socamp.ru/), посвященной гражданским и
социальным интернет-проектам.
Мы увидели, что эта тема востребована НКО и гражданскими активистами,
однако из-за географических и других причин не все могли поучаствовать в
конференции. Дистанционный курс "Гражданин 2.0" позволяет учиться,
преодолевая географические границы, при этом слушатели могут выбрать
удобное место и время обучения.
Курс включает восемь тематических модулей (общая продолжительность курса -
4-5 месяцев; модуля ? две недели). Каждый тематический модуль ведет тьютор
? эксперт и практик в данной теме.
Вводный модуль знакомит с базовыми понятиями (социальный Интернет, web 2.0
), классификацией социальных сервисов. В первом модуле речь идет о том,
зачем некоммерческой организации/проекту нужен сайт, как создать
качественный ресурс с минимальными расходами и максимальной пользой. Во
втором - о сервисах для социального проектирования НКО (так называемые
"ментальные карты" - способ изображения процесса общего системного мышления
с помощью схем, викисфера ? непрерывный совместный процесс создания
контента и т.п.). В третьем переходим к сервисам для управления проектами (
онлайн-календари коллективного пользования, e-mail, чаты, YouTube, группы и
документы Google и т.п.). В четвертом - к сервисам для социального
партнерства, привлечения сторонников и волонтеров (блоги, социальные сети и
пр.) В пятом учимся интернет-фандрайзингу и краудфандингу. Шестой модуль
посвящен информационным кампаниям, седьмой ? организации гражданских акций
через Интернет. В восьмом слушатели защищают собственный проект,
разрабатывают план по внедрению полученных навыков в деятельность
организации.
В рамках каждого модуля проходит вебинар между студентами и тьютором, а
также я тематический "минибаркэмп" - оффлайновое мероприятие по тематике
модуля.
По окончании каждого модуля слушатели выполняют задания, используя
интернет-сервисы, а в конце курса защищают курсовую работу (разработка
проекта или модификация существующего), в реализации которой активно
используются сервисы web 2.0.
В настоящее время обучение проходят 115 слушателей первого потока из более
чем 40 городов и нескольких стран (Россия, Казахстан, Литва, Белоруссия,
Украина). Конечно, дистанционное образование требует времени и
самодисциплины. Активных слушателей на курсе около 50-ти. Мы привлекаем к
участию в обучении профессионалов. Например, в последнем в 2011 году
вебинаре в качестве тьюторов выступили сотрудники компании Google:
PR-директор Алла Забровская и GR-менеджер Ксения Карякина.
27 февраля начнется обучение слушателей второго потока. До 12 февраля можно
оставить заявку по адресу: http://tinyurl.com/citizen20-2potok. Обучение
продлится до конца июня.
Их слушателем может стать любой человек, у которого есть желание и время
обучаться и, главное, есть проект. Цель курса ? не только дать знания и
навыки, но и научиться применять их на практике. Сложно составить общий
портрет слушателя: это и представители благотворительных организаций,
которые оказывают помощь инвалидам, детям-сиротам, трудным подросткам и
т.д., и экологи, правозащитники, волонтеры, и даже преподаватели
общеобразовательных школ, которые участвуют в некоммерческих проектах.
Обучение - бесплатное.
Сегодня было произнесено много терминов, возможно, некоторые незнакомы
читателям АСИ. Но их расшифровка, в том числе самостоятельная, с
использованием поисковых систем, уже - начало обучения в Школе "Гражданин
2.0". До встречи в Сети!
http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_webpages/1D9B1F70C485125E442579820044F181Rus
Благородный муж помогает людям увидеть то,
что есть в них доброго, и
не учит
людей видеть то, что есть в них дурного.
А низкий человек поступает наоборот.
- Конфуций
*
Данное сообщение прочли 102 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!