Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Детская агрессия и телевидение


Сегодня я хотел бы затронуть тему детской агрессии и телевидения.

Много раз, выступая перед педагогами и администраторами школ на тему школьных конфликтов и развития школьных служб примирения, я слышал такой тезис: все бесполезно делать, поскольку насилие у нас рекламируется с телевизора. И до тех пор, пока не прекратиться безобразие по телевидению (не измениться наше общество, не придут к власти умные руководители и пр. ) делать  ничего не имеет смысла.   На мой взгляд, этим взрослые педагоги снимают ответственность с себя (объясняя происходящее внешними факторами), хотя требуют  ответственное поведение от своих учеников. Какая-то некрасиво получается.

Я тогда говорил, что уровень агрессии и показ агрессии по телевидению не связаны между собой. Да, бывают отдельные  _уникальные_ случаи  «увидел  в фильме -  повторил», но в целом -  не связаны.

Все подростки в детстве  читали книжки  и смотрели фильмы о легкости убийства. Вспомним, например, с какой легкостью наши любимые четыре мушкетера убивают толпы гвардейцев, которые, заметьте, честно выполняют приказ и свой долг по защите государства. Разве их вина, что королева влюбилась в зарубежного герцога и фактически изменяет своей стране?  А мушкетеры ей в этом помогают (нарушая закон).  Но это не породило волну изменников и агрессоров.

Я хочу вам порекомендовать статью  Бориса Жукова, напечатанную в 10 номере за 2007 год журнала  «Вокруг света» на странице 190. Автор, на мой  взгляд, достаточно убедительно доказывает несостоятельность идеи влияния на детей насилия на экране. Я приведу основные тезисы, при желании вы статью сможете найти сами.

Какие были исследования? Одно из них говорит, что дети, которые проводят больше времени у телевизора, агрессивнее остальных ведут себя на детской площадке. Но является ли одно следствием другого? Известно, что события идущие друг за другом не обязательно являются следствием одного из другого.  Или причина в чем-то еще?

Может, дело обстоит так: чем  меньше внимания и контакта  в семье, тем больше времени дети проводят у экрана,  И тем агрессивнее ведут себя на улице?  Автор ссылается на такие исследования.

Или с другой стороны: «не жестокие зрелища делают детей агрессивными, а агрессивные (или чаще неуверенные, тревожные, социально неадаптированные) дети тянутся к жестоким зрелищам».

Также у автора вызывает  сомнение методология исследований: в разные годы агрессивностью считались разные поступки, в зависимости от внешнего контекста.  Вызывает сомнение, насколько адекватно для ребенка смотреть специальный фильм в непривычно обстановке, а не дома на диване переживать за любимых героев. Есть и другие моменты.

И последнее: есть разница между реальной агрессией и игрой, которую продолжают дети, насмотревшись агрессивного фильма. С одной стороны они возбуждены и  продолжают те сцены, которые видели, а с другой  -  в игре есть четкие правила и границы, переступить через которые нельзя. И любое действительно серьезное действие (удар, укус) вызовет остановку игры и яростный протест остальных участников.

Мне кажется, что в агрессивных фильмах дети скорее избавляются от негативных эмоций, которые они  получают в школе, на улице, в семье.

 Ведь и взрослые, вспоминая какую-то прошлую обиду «сжимают кулаки». И некоторые взрослые носят в себе такие переживания многие годы. Так не лучше ли отомстить «виртуальным» врагам, избавиться от негатива и двинутся дальше?

 

И в завершение, я хочу еще раз вернуться к мысли первого абзаца. Сваливая агрессивность детей и подростков на внешние факторы (общество, законы, СМИ),  мы тем самым занимаемся самооправданием собственного бессилия перед агрессивным  поведением ребенка. Я предлагаю не «искать виноватых» в детской агрессии, а развивать в  себе и детях способность ВЫСКАЗЫВАТЬ за столом переговоров (а не выражать в ссоре) свои эмоции. Чтобы дети чувствовали, что могут сами решить свои конфликтные ситуации. А взрослым - помочь детям  в организации безопасного пространства для этого.


В избранное