Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Стандарты школьной медиации США Продолжение


Тренинги

Подготовка медиаторов-ровесников

Успешная программа медиации ровесников предполагает многоуровневую поддержку и разнообразные уровни подготовки. Профессиональный уровень медиаторов-ровесников может колебаться от начального до высококвалифицированного. Медиатор, обладающий начальными навыками, может успешно проявить себя в качестве члена команды медиаторов. Высококвалифицированный медиатор способен использовать разнообразные процедуры разрешения конфликтов и выполняет роль наставника для других медиаторов. Оценка представляет собой важную часть подготовки медиаторов и освещается в разделе VI настоящего документа.

Техника (методика) обучения медиаторов

Подготовка учеников предполагает разнообразные методы, чтобы отвечать потребностям различных стилей обучения, включая, но не ограничиваясь проведением презентаций и демонстраций, интерактивных и письменных упражнений, ролевых игр и привлечением различных СМИ. Процесс подготовки учеников может (и должен) быть полезным и интересным для координаторов программы и других заинтересованных лиц из числа учительского состава. Процесс обучения (тренинги для учеников) должно посещать максимально возможное число представителей руководства программы.

Содержательная часть процесса подготовки медиаторов-ровесников

Медиаторы разрешают конфликты между ровесниками и тесно взаимодействуют с координатором программы для управления программой медиации ровесников в школе. Их начальная подготовка должны, как минимум, включать в себя ниже перечисленные компоненты. Эти стандарты отражают необходимую содержательную компоненту для программы, использующей модель фасилитации/разрешения конфликтов. В случае использования других моделей (например, модели трансформативной медиации, нарративного подхода, восстановительного правосудия, социальной справедливости и т.д.), пожалуйста, обращайтесь к Интернет-сайту ACR за содержанием, характерным для конкретной модели.

1. Конфликт.

a) Что это такое, какие уроки можно из него извлечь;

b) Стили разрешения конфликтов;

c) Типы конфликтов;

d) Адекватное/неадекватное восприятие, знание о наиболее типичных предрассудках, культурное разнообразие, ликвидация стереотипов;

e) Понимание нарушения баланса сил и равенства;

f) Знание сфер конфликтов, которые можно разрешить при помощи программ школьной медиации;

g) Особенности восприятия и разрешения конфликтов в различных культурах.

2. Коммуникация.

a) Почему это важно;

b) Средства невербальной коммуникации, развитые и слабо развитые навыки хорошего слушателя;

c) Методики активного слушания (перефразирование, переформулирование, подведение промежуточных итогов, разъяснение, рассуждение, рефрейминг, поддержка, восприятие эмоций);

d) Открытые вопросы;

e) Свободная от эмоциональной окраски лексика;

f) «Я»-высказывания;

g) Восприятие различных стилей коммуникации и ведения переговоров.

3. Медиация.

a) Определение;

b) Предварительные предположения (добровольное участие, конфиденциальность, нейтралитет и т.д.);

c) Базовые правила;

d) Шаги/уровни медиации;

e) Различные точки зрения (включая межкультурные взгляд и восприятие и т.д.);

f) Выявление проблем (включая позиции против интересов и т.д.);

g) Генерирование альтернатив/ «мозговой штурм»;

h) Оценка и выработка потенциальных решений;

i) Выбор резолюции;

j) Подписание соглашения;

k) Ко-медиация;

l) Управление гневом и другими эмоциями;

m) Другие вопросы (сохранение нейтралитета, кооперация, подтверждение и т.д.)

4. Процедуры и правила программы.

a) См. Раздел IV «Подготовка и управление программой»;

b) См. Раздел III «Образец кодекса поведения медиаторов».

Продолжительность обучения

Программы школьной медиации могут функционировать по-разному. Подготовка медиаторов-ровесников может различаться, чтобы максимально соответствовать расписанию уроков конкретной школы или возрасту и уровню развития учеников. Например, подготовка учеников начальной школы может быть разбита на полуторачасовые занятия, проводящиеся в течение нескольких недель, в то время, как подготовка учеников старшей школы может занимать целый день на протяжении одной или двух недель.

Количество часов, приведенное ниже, отражает минимальное время, необходимое для подготовки школьников к процессу проведения медиации. Продолжительность занятия и распределение времени должны определяться тренерами совместно с сотрудниками школы. Ученикам необходимо принять участие во всех без исключения мероприятиях тренинга. Школы, в которых уже были проведены тренинги по разрешению конфликтов или предотвращению насилия, могут ограничиться минимальным количеством указанных ниже временных интервалов:

1. Начальная школа: 12 – 18 часов;

2. Средняя школа: 12 – 18 часов;

3. Старшая школа: 15 – 20 часов;

4. Систематическое повышение квалификации медиаторов: 12 часов каждый год.

Когда медиаторы-ровесники переходят из начальной школы в среднюю и из средней – в старшую, они должны пройти специальную возрастную подготовку, которая основывается на том, что они уже изучили раньше, расширяет их навыки и углубляет знания процесса медиации.

Повышение квалификации медиаторов

Координаторы и тренеры программы должны оценить особые потребности конкретной программы, чтобы разработать методику повышения квалификации медиаторов. Она должна включать такие темы, как:

a) Расширение знаний о наиболее типичных предрассудках;

b) Сложные ситуации;

c) Вопросы власти;

d) Навыки разрешения проблем;

e) Практика самоанализа (критика собственной работы в качестве медиатора);

f) Презентация программы медиации и процесс разрешения конфликта в целом;

g) Пересмотр и усиление навыков, которым обучают в ходе подготовки медиатора;

h) Построение команды;

i) Медиация конфликтов между взрослыми и учениками;

j) Тренинг самоутверждения;

k) Обучение других медиаторов;

l) Многосторонние конфликты или работа с группами;

m)Использование технологических достижений и средств мультимедиа (например, разрешение конфликтов он-лайн) .

Профессиональное развитие взрослых

Взрослые выполняют разнообразные роли в процессе поддержки программы школьной медиации. Некоторые или все из ниже перечисленных ролей необходимы для каждой из программы: координаторы программы, тренеры, наставники тренеров и профессионалы-практики. В некоторых условиях один человек может совмещать в себе несколько ролей. Ученики могут выполнять определенные функции координаторов программы и тренеров. Если в школе или районе отсутствует профессионал достаточной квалификации, можно пригласить стороннего тренера. Минимальный уровень знаний, навыков и опыта, необходимый для выполнения функций координатора программы, тренеров, наставника тренеров и профессионала-практика, подробно рассмотрены ниже и должны быть описаны в процессе предварительной подготовки человека на одну из этих должностей.

Координаторы программы

Координаторы программы отвечают за администрирование и поддержку программы медиации ровесников, а также за руководство и организацию совещания по итогам медиации. В качестве координатора может выступать как один человек, так и группа людей, которые делят обязанности и ответственность. В идеале координаторы не отвечают за поддержание дисциплины во всей школе, что позволяет четко разграничивать дисциплинарные функции школы и программу медиации. Координаторы программы - это специально обученные медиаторы. Координатор необходим каждой программе.

К концу предварительной подготовки координатор программы должен:

1. Участвовать в процессе разрешения конфликтов в качестве медиатора, пройдя специальную подготовку для учеников или взрослых;

2. Выдерживать рекомендуемые для школьной программы медиации ровесников стандарты;

3. Участвовать в создании и поддержке программы;

4. Распределять время, необходимое для функционирования программы;

5. Добиваться поддержки со стороны администрации школы, учительского состава, учеников и их родителей;

6. Отстаивать, доказывать и разъяснять положительные стороны программы медиации;

7. Сформулировать цели программы;

8. Продемонстрировать осведомленность о наиболее типичных предрассудках, культурном разнообразии и необходимости ликвидации стереотипов;

9. Выработать новые или поддержать имеющиеся правила, процедуры и формы;

10. Вести необходимые записи;

11. Осуществлять отбор и вовлечение учеников в программу;

12. Руководить работой медиаторов в целом и анализировать конкретные ситуации;

13. Популяризировать программу медиации;

14. Проконтролировать осуществление оценки потребностей;

15. Владеть информацией о различных моделях, чтобы максимально адаптировать программу к нуждам конкретной школы;

16. Объяснить роль медиации в качестве части комплексной программы по предотвращению насилия и улучшению школьного климата;

17. Генерировать идеи для устойчивого и успешного развития программы;

18. Побудить учеников принимать участие в координации программы медиации в необходимой степени;

19. Получить доступ к ресурсам, услугам и дополнительному обучению для поддержки программы.

Тренеры

Тренеры готовят учеников к разрешению конфликтов в рамках школьной программы медиации. В качестве части своей предварительной подготовки тренеры прошли 20-40-часовой тренинг по медиации. Ученики, которые выступают в качестве тренеров, должны отвечать следующим критериям, а также сами являться опытными медиаторами.

К концу подготовительных занятий тренеры должны:

1. Эффективно работать с учениками;

2. Уверенно разрешать конфликты;

3. Уметь обучить всем навыкам, необходимым для медиации ровесников;

4. Продемонстрировать осведомленность о наиболее типичных предрассудках, культурном разнообразии и необходимости ликвидации стереотипов;

5. Организовывать эффективное обучение школьников с использованием интерактивных методик, чтобы соответствовать различным стилям обучения:

a) «Мозговой штурм»;

b) Наставничество;

c) Личный пример;

d) Групповая работа;

e) Презентация;

f) Ролевые игры;

g) Вклад учеников;

h) Обучение при помощи средств мультимедиа.

Важно, чтобы содержательная часть программы подготовки тренеров учитывала содержательную часть подготовки координаторов программы и медиаторов ровесников.

Наставники тренеров

Наставники тренеров обучают и подготавливают тренеров, координаторов программы и медиаторов-ровесников. Они могут осуществлять оценку, отбор и обучение школьников на роль тренеров. Кроме этого они принимают участие в реализации программы, оценке ее достижений, разрешении нестандартных ситуаций или особенных проблем. Несмотря на то, что такие наставники тренеров могут быть сотрудниками сторонних организаций, Департаменту образования района может понадобиться собственный квалифицированный специалист.

Наставник тренеров должен:

1. Владеть навыками и знаниями координатора программы;

2. Иметь не менее 2-х лет опыта в качестве эффективного тренера;

3. Пройти общий подготовительный курс медиации для взрослых;

4. Наблюдать или принимать участие в качестве медиатора не менее чем в 5-и случаях разрешения конфликтов взрослых людей с помощью медиации;

5. Продолжать получать дополнительную подготовку (в рамках университетской программы, различных практических семинаров, участия в конференциях, профессионального образования, финансируемого Департаментом образования района) в сфере медиации ровесников, разрешения конфликтов или медиации взрослых;

6. Взаимодействовать с другими тренерами программ по разрешению конфликтов и профессионалами;

7.Обеспечить тренерам и координаторам программы доступ к дополнительной информации и ресурсам по таким проблемам, как:

a) Предотвращение издевательств;

b) Образование в сфере разрешения конфликтов;

c) Теория разрешения конфликтов;

d) Динамика управления классом;

e) Сбор средств;

f) Ведение переговоров и фасилитация;

g) Разрешение споров он-лайн;

h) Миролюбивое образование;

i) Методика и навыки решения проблем.

Практик-профессионал

Практик-профессионал осуществляет подготовку людей любого уровня и любого возраста. Практик-профессионал – прекрасный источник информации для других тренеров, по особо проблемным, широко масштабным и комплексным программам.

Практик-профессионал должен:

1. Обладать всеми знаниями и навыками наставника тренеров;

2. Обладать глубокими экспертными знаниями в сфере медиации, медиации ровесников, разрешения конфликтов, моделей профессионального роста и/или специального межкультурного образования;

3. Работать с программами медиации ровесников не менее 5 лет;

4. Располагать собственными методическими материалами, презентациями, подготовленными для различных конференций, и программами практических занятий, связанными с подготовкой эффективных программ медиации ровесников и координацией программ школьной медиации;

5. Демонстрировать понимание систематического процесса подготовки и оценки медиаторов-ровесников, координаторов программы и наставников тренеров;

6. Уметь осуществлять текущие мониторинг и оценку программ школьной медиации.


В избранное