Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов


В настоящее время мы переводим ряд статей о медиации ровестников в разных странах. 

В этом и следующем выпуске я предлагаю вашему вниманию отрывок  из документа под названием "Рекомендуемые стандарты  к программам медиации ровесников, реализуемым в рамках среднеобразовательных учебных заведений" (США). Как я понял, многие школы подписали соглашение, что будут проводить медиацию в соответсвии с этими стандартами. Я не со всеми тезисами согласен, но мне кажется интересно посмотреть, как строится медиация в других странах (для анализа, а не для подражания).   Про саму школьную медиацию я убрал, поскольку много писал об этом ранее. Если кому-то нужен полный текст -  пишите мне на Konovalov_Anton@mail.ru 

Модели программы

Координатор программы в сотрудничестве с администрацией школы и тренерами определяет модели конкретной программы. Они могут изменяться по мере развития программы.

Философский/Теоретический стиль

В рамках программы подготовка студентов проходит в одном из следующих стилей медиации: разрешение проблем/фасилитация, трансформативная медиация, социальная справедливость или нарративный подход. Медиация ровесников может быть частью программы восстановительного  правосудия и модели «пострадавший-обидчик».

Структурные модели:

- Штат: Формируется группа студентов, которые проходят специальную подготовку и становятся медиаторами;

- Весь класс/школа: Все ученики класса/школы проходят специальную подготовку; и каждый из них может принимать участие (в качестве медиатора) в разрешении конфликтов между одноклассниками.

- Совмещение двух выше описанных моделей.

Модели расписания работы медиаторов:

- Медиатор по вызову: У координатора программы есть расписание занятий медиаторов. Он вызывает их вскоре после того, как поступила жалоба. Медиаторам и участникам конфликта разрешается пропускать все (или определенные занятия) для того, чтобы провести процесс медиации.

- График работы медиаторов: Медиаторы находятся в специально отведенной комнате в течение определенного времени каждый день или каждую неделю. Если конфликтные ситуации отсутствуют, медиаторы могут проводить ролевые игры, тренинги с координатором, работу по школе.

- Игровая площадка: Медиаторы должны находиться на игровой площадке на переменах. Если они становятся свидетелями конфликта или к ним поступает запрос на разрешение конфликта, они могут провести процесс медиации прямо на месте. Специально подготовленные дежурные по школьной площадке или координатор программы руководят действиями медиаторов.

- Совмещение выше описанных моделей.

Правила

Школьные правила:

Дисциплинарная часть школьных правил должна рассматривать процесс медиации в качестве альтернативного способа разрешения межличностных конфликтов и уточнять типы конфликтов, которые могут (и не могут) разрешаться при помощи процесса медиации. Медиация ровесников хорошо подходит для дискуссий с целью наладить взаимодействие и добиться взаимопонимания, улучшить взаимоотношения и способствовать соблюдению соглашения о поведении, достигнутого в процессе переговоров и связанного с межличностным конфликтом. Программы медиации могут рассматривать конфликты, связанные со сложными проблемами на расовой и религиозной почве, отношениями между полами или внутриличностными убеждениями, также как и с более распространенными межличностными проблемами и вопросами собственности. Вместе с этим чтобы медиация стала действенным способом разрешения конфликтов между учениками, необходимы вполне определенные условия. Эти условия включают в себя добровольное участие, безопасную и уважительную атмосферу, баланс сил между участниками конфликта и желание обеих сторон нести ответственность за разрешение возникшего конфликта. Инциденты, связанные с распространением и употреблением наркотиков, хранением и применением оружия, другим противоправным поведением, физическим насилием, сексуальными домогательствами или издевательством, этим критериям не отвечают и, соответственно, не могут быть разрешены при помощи медиации и предполагают вмешательство иного характера.

Когда разногласия и споры учеников не требуют дисциплинарного вмешательства, они могут быть разрешены в рамках программы школьной медиации. Если в ходе  межличностного конфликта были нарушены школьные правила, администрация школы самостоятельно определяет его последствия. Кроме этого, межличностные трения, породившие конфликт, могут быть медиированы. Не смотря на то, что администрация школы может принудить учеников к разрешению возникшего конфликта при помощи программы школьной медиации, на нее в полной мере распространяются принципы добровольного участия, самоопределения и конфиденциальности.

Школьными правилами, регламентирующими процесс медиации, должно определяться, необходимо ли присутствие взрослого в классе или поблизости для контроля за процессом медиации, в котором участвуют только школьники. Хорошо подготовленные взрослые медиаторы могут самостоятельно или вместе с медиатором-ровесником участвовать в разрешении сложных конфликтов между двумя учениками.

Медиация может быть подходящим способом разрешения конфликтов между учеником и учителем или другим взрослым сотрудником школы, если обе стороны не возражают против медиации. Команда медиаторов, состоящая из грамотного взрослого-медиатора и квалифицированного медиатора-ровесника, может принимать участие в разрешении конфликта между взрослым и учеником. Конфликты между взрослыми (представитель администрации школы, учительского состава, других сотрудников или родителей) разрешаются  высоко квалифицированным взрослым медиатором. Медиаторы-ровесники не участвуют в разрешении конфликтов, участниками которых являются только взрослые.

Правила, действующие в отношении медиаторов-ровесников:

Правила, которые регламентируют поведение медиаторов-ровесников (школьников), должны быть доведены до их сведения. Они (правила) включают в себя следующие (и любые другие с точки зрения руководства школы или Департамента образования района) вопросы:

-         Следование Кодексу поведения медиаторов (См. Раздел III).

-         Сферы ответственности школы и программы медиации ровесников.

Процедуры

Координатор программы налаживает эффективные процедуры, чтобы инициировать обращения к и использование программы, определяет структуру и поддерживает медиаторов, выстраивая тем самым действенную программу. Координатор разрабатывает план текущих мероприятий, содержащий сроки и ответственность за разработку и поддержку программы. В зависимости от возраста и способностей медиаторов-ровесников их полномочия и ответственность могут распространяться на разработку и внедрение различных процедур.

Отбор медиаторов-ровесников

- Команда медиаторов-ровесников должна в полной степени отражать разнообразие ученического состава школы, включая возраст, расовую и этническую принадлежность, половой состав, сексуальную ориентацию, языковую принадлежность, уровень успеваемости, социально-экономический статус и интересы учеников с тем, чтобы все школьники принимали участие в программе, не чувствуя себя в какой бы то ни был остепени ущемленными.

- Процесс отбора может включать рекомендации учителей, одноклассников и собственное желание кандидата, а также собеседование, анкету в письменной форме, характеристику со стороны учителя и разрешение родителей.

- Комиссия, ответственная за отбор и утверждение кандидатов, может состоять из учеников, выполняющих обязанности медиаторов в настоящий момент, координатора (-ов) программы и других заинтересованных лиц.

- Комиссия, ответственная за отбор и утверждение кандидатов, устанавливает четкие критерии отбора, которые могут включать оценку уровня коммуникабельности и навыков решения проблем, степени ответственности, честности, заинтересованности, поддержки программы, определенной гибкости ума ученика и способности хранить чужие тайны.

Популяризация программы

Координаторы программы должны контролировать то, что информация о целях и задачах программы, положительных ее аспектах, процедурах и результатах доводится до сведения всех заинтересованных лиц, включая администрацию школы, учительский состав, медиаторов-ровесников, конфликтующие стороны, всех учеников школы вообще, родителей и представителей местного сообщества. Это делается на постоянной, систематической основе и является ключевым для успеха всей программы.

Устойчивое развитие программы

Координатор стремится к тому, чтобы сохранять и поддерживать высокий уровень своей программы. Заинтересованный, искренне преданный принципу медиации человек или команда, выполняющие функции координатора программы, – важнейший фактор для устойчивого развития всей программы. Программы могут для собственного развития и совершенствования предпринимать следующие шаги:

-         Приспособить свои процессы и процедуры к нуждам различных культур;

-         Дополнительные тренинги для координатора и медиаторов программы;

-         Взаимодействие с местным сообществом;

-         Сбор средств;

-         Презентации программы для новых участников программы;

-            Внедрение концепции и навыков по разрешению конфликтов в рамки школьного расписания.

-            Взаимодействие с аналогичными программами в других школах.

-            Организация презентаций, семинаров и тренингов, участие в различных конференциях в других школах, собраниях представителей местного сообщества и т.д.

-            Медиация больших и малых групп с проведением соответствующих тренингов и приобретением необходимых навыков.

-            Медиация конфликтов между учеником и учителем с проведением соответствующих тренингов и приобретением необходимых навыков.

-            организация специальных мероприятий (чествований) для признания заслуг и поддержки медиаторов.


В избранное