Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Символическое возмещение и описание примирения


СИМВОЛИЧЕСКОЙ ВОЗМЕЩЕНИЕ

Есть опасение, что описанная в прошлом выпуске примирительная встреча будет сведена к сделке, если будут обсуждаться только материальные вопросы и возмещение ущерба, а важные гуманитарные аспекты исчезнут из поля зрения. Поэтому на наш взгляд важно, чтобы между сторонами произошли ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ и произошло СИМВОЛИЧЕСКОЙ ВОЗМЕЩЕНИЕ.

Процитирую мнение медиаторов: «За достижением соглашения скрывается менее заметный процесс – процесс символического возмещения. В него вовлечены социальные ритуалы уважения, вежливости, извинения и прощения, которые действуют, похоже, независимо от достигнутой словесной договоренности. Символическое возмещение зависит от динамики развития эмоций и состояния социальных связей между участниками встречи. Идеальный результат, с точки зрения символического возмещения, состоит из двух шагов. Сначала правонарушитель ясно выражает стыд и искреннее раскаяние в своих действиях. Жертва в ответ предпринимает по крайней мере первый шаг на пути к прощению правонарушителя. Эти два шага можно назвать «восстановительными действиями». «Восстановительные действия» способствуют воссозданию разрушенных преступлением отношений между жертвой и правонарушителем. Воссоздание этой связи символизирует более значительное восстановление в сравнении с тем, которое произойдет между правонарушителем и другими участниками, полицией, общиной. Несмотря на то, что эмоциональный обмен, составляющий основу «восстановительных действий», может быть весьма кратким (возможно, несколько секунд), именно он является ключом к примирению, удовлетворению жертвы и снижению количества повторных преступлений.

«Восстановительные действия» оказывают свое влияние также и на соглашение о возмещении ущерба. За примирением на эмоциональном уровне, как правило, следует достижение соглашения, которое удовлетворяет всех участников. Условия такого соглашения являются скорее неизбежными, чем слишком суровыми или слишком легкими для правонарушителя. Без наличия «восстановительных действий» путь к соглашению полон препятствий: какое бы соглашение ни было достигнуто, оно не снижает общего напряжения и оставляет участников с чувством неудовлетворенности. В связи с этим чрезвычайно важно по крайней мере уравнять в значимости символическое возмещение и соглашение о материальной компенсации»[1]

 

И несколько проведенных в Школьных Службах Примирения программ

(по материалам отчетов и выступлений[2])

 Ситуация 1 (г. Москва)

Наташа (ученица 10 класса, 1-я ведущая примирительных встреч):

– Мы разбирали «стрелку» между ученицами 9 класса. У одной была давняя антипатия ко второй, а через год (!! –А.К.) она это вспомнила и вызвала на «стрелку». Они пошли на девочку группой (она пришла с подругой, но та стояла в стороне). Группа начала бить ее ногами.

Елена Сергеевна (заместитель директора по УВР, куратор службы):

– Мать написала письмо в милицию и пришла к директору. А директор сказал: может, вам не обязательно в милицию, а вначале в службу примирения? Мать согласилась попробовать, что это за служба. Ведущие Наташа и Саша встречались с одной группой, потом с другой. Меня (куратора) не приглашали.

Саша (ученица 10 класса, 2-я ведущая примирительных встреч):

 – Нам было легче, поскольку мы не знали этих девочек. В службу они пришли, потому что у них была безвыходная ситуация: либо директор, постановка на учет в милицию, либо прийти в службу. Вначале девочки не хотели друг с другом разговаривать, сказали: «Да, мы все уладим», но потом они согласились на программу. Когда они встретились, то пришли к выводу, что не хотят мириться и быть в тесных отношениях, но будут в школе «как товарищи».

Одна из девочек была сильная, а вторая (которую побили) – слабая: и морально и физически. Та, которая была сильнее, признала, что они «нечестно» ее побили, поскольку шесть человек на одну. Они пришли к выводу, что больше так поступать не будут, и сейчас отношения нормализовались. Подростки пришли домой, рассказали родителям. Родители пришли в школу (уже в нормальном состоянии), а после этой встречи забрали заявление из милиции, потому что все разрешилось. Потом обидчицы пришли к нам в службу заниматься решением конфликтов.

 

Ситуация 2 (г. Лысьва)

Федосеева Л.Н., Михайлов К. (ведущие встречи):

– Дело передано: из КДН. Андрей и Владимир, гуляя на улице, пришли к зданию мастерских профессионального училища № 6 и камнями разбили два стекла в окнах. Ребята были задержаны работниками мастерских, и вызванные сотрудники милиции составили на них протокол. Ущерб, нанесенный училищу, составил 150 руб. В возбуждении уголовного дела отказано. Документы направлены в КДН. После того как в милиции на ребят был составлен протокол, Андрей переживал о том, что будет, когда об этом узнают родители. Переживал, что они будут нервничать, огорчаться и, конечно, «крупно» с ним поговорят. В течение предварительной встречи Володя понял суть программы и дал согласие на встречу с представителями училища, решив, что ситуацию нужно разрешить, так как на душе у него очень нехорошо.

На примирительной встрече присутствовал Андрей и Владимир, их родители и зам. директора по АХЧ Татьяна Александровна. В ходе встречи первой высказалась Татьяна Александровна, которая рассказала о своих переживаниях, что в помещении с выбитыми стеклами стало холодно и занимающиеся там ребята могут заболеть. Андрей и Владимир, обдумав ситуацию, сказали, что они тоже за это переживают. Они хотели бы возместить то, что разбили, но не знают, каким образом это сделать.

Андрей предложил взять на себя дома дополнительные обязанности, за что мама отдаст деньги за стекло. Владимир предложил папе помощь на работе, поскольку такая возможность имеется. Мама Андрея предложила следующее: в течение месяца ребята занимаются уборкой одного из кабинетов в училище. На это ребята сразу согласились. Татьяна Александровна согласилась с тем, что это вполне реально, а стекла будут вставлены за счет училища.

Ведущая поставила вопрос о том, что сделать в будущем, чтобы происшедшее не повторилось. Ребята пришли к выводу, что нужно научиться распределять свое свободное время. Андрей продолжит свои занятия в секции, Владимир с 1 сентября определится с занятиями в какой-либо секции или кружке. В результате стороны подписали примирительный договор. Копия договора направлена в КДН с ходатайством о рассмотрении персональных дел ребят заочно.

 Ситуация 3 (г. Лысьва)

Ведущая Терентьева Е.Л.:

– В школьную службу примирения обратились родители Кати, сообщив, что два дня назад девочка возвращалась из школы, поскользнулась и, падая, случайно порвала куртку своей подруги Веры. Родители Веры требуют возместить ущерб, а сама Вера организовала бойкот Кате.

Состоялись предварительные встречи с Катей и Верой. Было установлено, что Вера не держит зла на подругу и прекрасно осознает, что куртка была порвана случайно. Обе девочки выразили желание встретиться. На примирительной встрече каждая высказала свои чувства, обе сказали, что переживали эти два дня о случившемся. На вопрос ведущего: «Вы что-то хотели сказать друг другу?» – ответили: «Попросить прощения». Конфликт был разрешен.

 Ситуация 4 (г. Лысьва)

Социальный педагог Ентальцева Т. А.:

Произошла драка между ученицами 8 класса Аней (жертва) и Катей (обидчик). Причиной данной ситуации является то, что девочки не могли поделить в перемену стул в кабинете химии. Последовали оскорбления в адрес друг друга, закончилось дракой: Катя ударила Аню при всем классе.

При проведении предварительной встречи с Аней (жертва) выяснилось, что она была унижена и оскорблена в присутствии всего класса (нецензурная брань в адрес жертвы). Первые чувства – отомстить (этот порыв вылился в драку). Аня чувствовала себя «униженной, и ей стыдно было смотреть в глаза своим одноклассникам».

 Все отрицательные чувства были сняты во время беседы. На предложение встретиться с обидчицей и выяснить все, сказав друг другу в глаза, Аня согласилась с осторожностью. Намечены были вопросы – проблемы, которые волновали Аню: чувство обиды; предложения о том, чтобы подобного больше не повторилось.

Затем была проведена встреча с обидчицей Катей.

В ходе беседы о случившемся, Катя высказала недовольство в адрес Ани за грубое отношение к себе в прошлом. Обида Кати копилась три года (!! – А.К.), поскольку раньше она была в роли жертвы: многие ее унижали, в том числе Аня. Отношение к случившемуся выразилось в словах Кати «так ей и надо». Но в ходе беседы и снятия эмоционального напряжения Катя усомнилась в правильности своих действий. На предложение о встрече с жертвой Катя согласилась с условием, что об этом случае не будет знать папа.

Примирительная встреча была назначена через день после предварительных встреч. В начале примирительной встречи девочки практически все время обращались друг другу через ведущего. Но к концу этой встречи Аня и Катя общались свободно, не стало неприязни и злобы друг другу.

Были выражены и приняты все чувства обеих сторон. Со стороны обидчицы последовали извинения, потерпевшей стороной они были приняты, но и со стороны потерпевшей тоже принесены извинения за свое поведение, и они были приняты.

Результатом программы является заключение устного договора о взаимопонимании.

В течение двух недель ведущий наблюдал за отношениями между девочками (беседы с классным руководителем, беседы с девочками по отдельности по истечении двух недель). После примирительной встречи Катя и Аня стали проявлять более доверительные отношения и оказались подругами. Это показывает правильность проведения программы и доказывает необходимость данных программ в разрешении конфликтных ситуаций.

 Комментарий. Обратите внимание, что ситуация подавления девочки длилась несколько лет (как и в первом отчете) и никак не была разрешена. Это вызвало ответную реакцию. Не оправдывая Катю, все-таки подчеркну, что профилактическая функция служб примирения предполагает разрешение цепочки ситуаций до того, как они перешли в ранг правонарушений и преступлений.


[1] Рецинджер С., Шефф Т. Стратегия для общинных конференций: эмоции и социальные отношения. // Вестник восстановительной юстиции № 3. М.: Центр «СПР»,2004

[2] Имена участников изменены.


В избранное