Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Восстановительная модель


Восстановительная модель медиации в конфликте

 Про это я писал много раз, поэтому здесь повторюсь тезисы.

Основной принцип - ситуацию должны решить сами участники (поскольку это ИХ ситуация).

Но, поскольку самим им это сделать трудно (мешают эмоции - ненависть, страх, обида и т.д.; предубеждения и стереотипные пути выхода из конфликта (набить морду, написать заявление в милицию, зажать конфликт в себе ), то нужен нейтральный посредник (медиатор)

«Ключом» к открытию ситуации является выслушивание личной (болезненной) истории, снятие «кокона негативных эмоций» с каждого из участников, работа с предубеждениями относительно другой стороны, а затем рассмотрение разных путей выхода из ситуации (и в первую очередь медиации как отвечающей многим интересам человека). Это делается на предварительной встрече с каждой из сторон по отдельности, после чего стороны решают, пойдут ли они на примирительную встречу (т.е. медиацию).

Если вы захотите попробовать провести медиацию, то основной задачей для вас станет удержание нейтральности (не поучать, не советовать, не устраивать расследование, не судить, не защищать, не быть «жилеткой»). А вместо всего перечисленного – помочь сторонам построить конструктивный диалог. И поэтому мы не столько обсуждаем произошедшее событие, сколько ищем пути выхода из ситуации, взаимодействуем с чувствами и стремлениями участников.

 

*  Чтобы вы, как ведущий (медиатор) мог контролировать безопасную ситуацию на встрече, вы можете предложить обеим сторонам принять следующие правила переговоров:

*  Не перебивать говорящего, поэтому каждый может высказаться до конца

*  Не оскорблять, поэтому каждый будет чувствовать себя в безопасности

*  Участие добровольно, поэтому каждый может в любой момент прекратить свое участие в медиации или сделать перерыв

*  Ведущий может отдельно переговорить с кем либо из участников

* Конфиденциальность, то есть происходящее на встрече (кроме конечной договоренности) не выносится за пределы встречи.

 Если же на примирительной встрече эмоции вновь вспыхивают, то вы, как медиатор, можете напомнить им о правилах, либо отразить эти негативные высказывания эмоций и уже в корректном виде передать другой стороне. Вы как бы делаете перевод с русского языка одной стороны на русский язык другой J.  Если не помогает -  можно вывести эмоционального участника в другую комнату и фактически повторить с ним  предварительную встречу, чтобы заново подговтовить его к медиации. В крайнем случае -  встречу отложите и попьете с ними чаю J

 Как только участники начинают сами конструктивно решать свой вопрос, вы отодвигаетесь, и предоставляете инициативу сторонам. Если вдруг снова проскальзывает страх, агрессия или резкое высказывание - включаетесь и сглаживаете разговор. Вы как будто убираете камешки с пути потока воды (т.е. диалога), чтобы он протекал свободно.

 Обычно стороны сначала рассказывают друг другу свое видение произошедшего, и если это уместно, то обидчик приносит (а потерпевший принимает) извинения. Затем, раз всеми признается, что имело место несправедливая и болезненная ситуация, то обсуждаются вопросы: как ее разрешить сейчас; и как избежать повторения подобного в дальнейшем. По результатам составляется устный или письменный договор (последний может быть представлен в суд, КДН и т.п. как смягчающее обстоятельство в соответствии с УК).

Сейчас в России в разных городах проведено порядка 1000 примирительных программ, накоплен достаточно большой опыт. Поэтому, если возникнут вопросы, пишите на konovalov_anton@mail.ru

 

Трансформативная медиация

 В отличие от обычной медиации, нацеленной больше на решение конкретной ситуации, трансформативная медиация направлена на налаживание диалога и конструктивного взаимодействия между сторонами. Это важно в случае, когда конфликтующие (или обидчик и жертва) продолжают дальше общаться вместе (или существовать рядом). Это ситуации, произошедшие в школе или институте, в семье, на рабочем месте, в колонии в небольшом или замкнутом поселении. Помогите сторонам постепенно обсудить все болезненные темы, которые у них есть друг по отношению к другу. Покажите им другой тип общения, чем взаимные упреки и «подначки», обучите их этому общению. Чтобы они могли решать свои ситуации самостоятельно.

 


В избранное