Что с ними делать? Ну, чтобы они счастливыми были, наши дети?
Именно этого хочет каждый родитель, единодушно.
Надо ли мучить дитя музыкой? Грозить метлой (учись, а то будешь дворником)? Увлекать спортом, перебирая все его разновидности?
Куда вкладывать предпоследние родительские деньги и последние родительские силы?..
И если бы все было так просто: чем больше вложено в ребенка родительских денег и родительских сил, тем он счастливее…
***
Разматывать клубок начну с неоспоримого: все мы – и маленькие и большие – нуждаемся в удовольствиях, просто гоняемся за ними каждый день, час и минуту.
Удовольствия получаем от всего, чем занято человечество; оно потому и занято, что имеет от этого удовольствие.
2. Секс (конечно, придется наряжаться, умнеть, искать свой талант, чтобы выделиться из толпы, делать карьеру, чтобы тобой, некрасивым, восхищались).
3. Общение – разговор, книги, телевизор, интернет (и тут, чем ты значимее, успешнее, богаче, тем интереснее твои собеседники; умные книги сейчас стоят вдвое дороже, чем массовое чтиво).
4. Созидательная работа (а вот это недорогое удовольствие; каждый может, если приохочен, получать кайф от работы).
5. Наркотики (это самый простой и доступный способ обрадоваться, взбодриться; такой же, как еда, но неполезный – кофеин, алкоголь, никотин, травка и т.д.).
***
И вот ваш ребенок ищет, как только от материнской груди отлучен, другие, не менее сладкие источники удовольствий.
Вырастет до подростка – и всё, предложат ему самые доступные радости (в моем списке под номером 5). Тогда читайте километровые нотации, орите, выгоняйте из дому, плачьте… Бесполезно.
Тут уж придется положиться на природу: если от рождения она заложила мозги в голову – человек одумается, начнет более полезные удовольствия осваивать (особенно, опять намекаю, если он к этим удовольствиям смалу приохочен).
***
Уверена, вы уже поняли: как можно раньше, до подростковости, надо приохотить (а еще лучше – пристрастить) своего ребенка к какой-то работе.
- Ну, новость! – скажете. – Все родители, все школы, все кружки и секции только этим и заняты! Приобщают детишек к познанию, к творчеству и спорту.
А приобщают ли? Приохочивают? Скорее – отпугивают.
***
Ведь в каждой работе, чтобы доработаться до радости, надо пройти через пот, раздражение, усталость… Согласен на это ребенок? Конечно, нет. И кто доведет его до радости – через пот, раздражение, усталость? Личным примером, совместной работой, похвалой, любованием результатами…
Моя школьная подруга была младшей сестрой двух братьев и очень много работала по дому – прибирала, готовила, стирала… Заставляли ее криками и понуканиями.
Хорошо помню мое недоумение: когда она приходила ко мне в гости, то становилась ленивой до неприличия, просто тарелку не хотела за собой помыть.
Так «приохотили» ее к домашней работе. А ведь это тоже кайф – из грязного делать чистое! Именно этим «наркотиком» пользуется большинство женщин, в том числе и я: приберешь, расставишь вещи по местам, пол помоешь. Застелешь чистое постельное белье – блаженство!..
***
Когда у тебя есть пристрастие, дело, от которого ты умеешь получать кайф – ты кандидат в счастливые люди.
Если умеешь получать кайф из многих источников (в моем списке номера 1, 2, 3, 4) – ты счастливый человек. Тут, правда, важно не сделать из пристрастия страсть.
***
Вот поэтому-то, не побывав ни за одной границей, мы с мужем сидим в своем маленьком доме за большим забором, вдвоем… и никуда не хотим ни ехать, ни идти. Все удовольствия, нужные нам, мы научились получать у себя дома, давно, когда не было ни телефона, ни компьютера.
Чаще всего мы общаемся с моим сыном Ионом; он интересен вот чем:
У него всегда хорошее настроение;
Он никогда не раздражается;
Всегда что-то сочиняет (сейчас – слова и музыку песен);
Не пользуется удовольствиями номер 5, правда кофе стал пить, когда начал ходить на работу.
***
Как вырастить радость? Настоящую, не запечатанную в пачке или в бутылке?
Иона мы воспитывали, пожалуй, интуитивно, вспоминая радости своего детства.
Первое и главное – радость сочинить, сотворить.
Все необычные фразы, слова записывались торжественно в тетрадь, каждое сочиненное слово смаковалось, пересказывалось родственникам, друзьям. За особо удачные слова и фразы платили деньги. Да, сочинять – это работа!
Потом, когда писались детские книжки, Ион просто диктовал нам некоторые главы. В шестнадцать лет он сам написал книгу, получая от меня зарплату постранично.
Телевизора просто не было в доме! Хотя вру – был, но не использовался никем, не было привычки его включать. Оставалось время читать и думать. Разговаривать.
Сын присутствовал почти при всех взрослых разговорах, я не сидела дома, а ходила с ним по гостям, наверно, с двухмесячного его возраста. Возможно, то, что он слушал хорошую русскую речь, а не детсадовское угуканье – сыграло самую большую роль в его развитии.
Да, я стимулировала, оплачивала те занятия ребенка, которые казались мне жизненно важными; школа сюда не входила, а входило зато здоровье.
За круги босиком по снегу вокруг дома, за обливания холодной водой, за пробежки, за голодания сын получал деньги. (А кому не нравится слово «деньги», может подставить другое: «яблоки», «апельсины», «разговоры перед сном», «мультики»).
Что еще мне кажется важным? Ион имел время найти свои удовольствия, научиться им, доработаться до радости… Именно поэтому он мало ходил в школу. Девять классов показались достаточным образованием, сейчас мы с ним думаем, что хватило бы и четырех.
За то время, которое его товарищи потратили на алгебру, геометрию, физику… он самостоятельно изучил компьютер, научился играть на гитаре. В школе он не аттестован по этим трем предметам, но именно так Ион сейчас и зарабатывает деньги и радость: записывает компьютерным способом песни, которые сам пишет на английском языке.
Удовольствия номер 5 были, конечно, попробованы, но не понравились.
«Мне и так интересно жить, без наркотиков», - говорит мой сын.
То же говорим мы с мужем, когда нас спрашивают, почему мы не курим, не пьем хотя бы вино…
В нашем трениговом центре Синтон специально подобраны тренинги для детей возраста 7-9, 10-12 и 13-17 лет. Приглашаем Вас посетить тренинг
«Тренинги для детей и родителей»
В Тренинг-центре «Синтон» проводятся детские группы для детей и подростковые тренинги, которые помогают родителям уберечь ребенка от дурной компании, от вредных привычек, избежать разлада в отношениях, грубости, непонимания.
Наши занятия помогают ребенку повзрослеть, занять свое место в жизни, ответить на вопрос «Кто я?», стать самостоятельным и уверенным человеком.
Мы даем ребятам средства понимания себя и других, учим общаться психологически грамотно, понимать взрослых, становиться на место другого человека.
Автор и руководитель данного направления — Дарья Рязанова, специалист по психологическому тренингу с детьми и подростками, кандидат педагогических наук, психолог, соавтор учебника «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе», научный сотрудник Российской Академии образования.
Занятия проходят в дневное время, по два часа, как правило, раз в неделю.
Тренинги начнется с 18 сентября и будут проходить в регулярном режиме в течении года