Связь желаний с личностными особенностями человека полезно изучать для повышения эффективности межличностных отношений, саморазвития, получения первичной информации.
На этой неделе, для удобства наших клиентов, мы заключили партнерское соглашение с интернет-магазином программ SoftKey. Теперь Вы можете найти пакеты психологических тестов и развивающих упражнений комплекса Effecton Studio в каталоге этого магазина.
Это добавляет два основных удобства: во-первых, теперь можно оплатить продукты одним из 14 способов, включая кредитные карточки, электронные деньги и банковский перевод. Во-вторых, магазин работает с Украиной, Белоруссией, Израилем и другими странами.
Всем нам известна поговорка "Скажи мне, кто твой друг (что ты читаешь, что ты любишь, какое у тебя хобби), и я скажу, кто ты". Еще одну модификацию к мудрому изречению — "Скажи мне, что ты хочешь, и я скажу, кто ты" — предложила Laura King, специалист из Southern Methodist University. Проведенное ей исследование человеческих желаний позволяет говорить о связи их с личностными особенностями каждого человека.
Laura King выясняла три заветных желания у 405 студентов колледжа. Ответы были самые разные — от банального "быть здоровым и счастливым" до такого неожиданного, как, например, "есть китайскую пищу каждый день до конца дней своих". Наиболее популярными оказались следующие мечты: любовь, счастье, здоровье, свадьба, деньги, успех, самосовершенствование, возможность помогать другим.
Исследователь проанализировала связь между личностными особенностями и желаниями человека и выяснила, что:
Мужчины чаще желали интимных отношений и власти, тогда как женщины чаще мечтали о счастье, хорошем здоровье и красивой внешности.
Экстраверты, в отличие от интровертов, чаще упоминали в своих желаниях других людей, хотели счастья и позитивных эмоций.
Невротики хотели бы иметь устойчивую психику, нормально взаимодействовать с обществом.
Также, анализируя оценки вероятности исполнения желаний, полученные от испытуемых, исследователь пришла к выводу, что тот, кто счастлив сейчас, больше верит в свое счастье и в будущем.
Действительно, зная мечты и желания человека, можно увидеть стоящие за ними определенные черты личности. А откуда вообще берутся желания? Почему у всех они разные? Как желания превращаются в цели? Поговорим об этом подробнее.
Исследования показывают, что американцы тратят до трети своего месячного дохода на ненужные
вещи, а россияне — до 5 тысяч рублей. Есть ли способы сократить траты?
Даже не отвлекаясь от дороги и не беря в руки телефон, водитель, разговаривая по мобильнику с функцией hands-free,
менее внимателен на дороге, свидетельствует исследование американских психологов.
Причина многих конфликтов между супружескими парами лежит в биологических различиях между мозгом мужчин и женщин. Мужчины
не любят выполнять домашние дела, и, полагают ученые, в этом виновата не лень, а мужская психика.
Исследование, проведенное в Канаде, показало, что отсутствие
обручального кольца на пальце может являться индикатором отсутствия семейных обязательств у супругов, являясь в том числе показателем небрежного ухода за детьми.
Современные дети, которые почитают кумиров, более популярны у сверстников и имеют большой
круг друзей, установили английские психологи. Но, чтобы кумир не стал для Вашего ребенка центром Вселенной, не помешает немного критического отношения к миру.
Статьи о том, как стать счастливым, пользуются большой популярностью. Вот и журнал 'Тайм' публикует интервью
с Эдвардом Диннером, профессором психологии из Университета Иллинойс, который посвятил последние 25 лет жизни изучению феномена счастливых людей.
Для некоторых людей шопинг — это не удовольствие, а такое же болезненное пристрастие, как наркотики
или алкоголь. Исследователи разбираются, кто такие шопоголики и почему они покупают до потери пульса (или денег).
Во втором выпуске нашей рассылки мы говорили о структуре человеческой мотивации, о потребностях и о том, как они влияют на наше поведение. У психологов принято рассматривать желание как элемент мотивации — вместе с потребностями, мотивами и целями. Желание похоже на потребность — человек желает того, чего
в данный момент у него нет. Легко связать, к примеру, потребность во власти и желание быть начальником.
Желание и потребность
Однако потребность предполагает следующие за ней поиск цели и действие, в результате которого эта потребность удовлетворяется. Таким образом, потребности управляют нашим поведением. Желание не всегда может привести к действию, потому что цель в желании часто размытая. К примеру, студенты из вышеупомянутого исследования хотели "счастья", "любви", "здоровья". Для двух последних желаний еще можно сформулировать четкие цели, а вот для счастья трудно определить даже его составляющие. Другими словами, если есть
четкая цель — к ней стремятся. Если цель размыта — желают.
Языковые различия появляются и при описании процесса достижения цели желания и потребности. Про желание говорят в страдательном залоге — желания исполняются; потребности удовлетворяют — залог действительный.
Желание и мечта
Желания часто объединяют с мечтами и относят их к воображению. В процессе мечтанья человек не задумывается о цели и средствах воплощения мечты в реальность. Другими словами, мечтать о чем-либо — это просто предаваться грезам и фантазиям, представляя себе предмет мечтаний. Когда мы мечтаем, мы не думаем логическими схемами и причинно-следственными связями, то есть, не подходим к этому процессу рационально.
Рациональный подход, к примеру, к стремлению к власти, включает в себя четкое представление о цели (стать начальником), средствах (хорошая работоспособность, деловые и лидерские качества, умение показать себя) и способах (выполнять сложные задания, привлекать внимание начальства к своей персоне, устанавливать с ним контакты). Мечты, напротив, всегда иррациональны. Психофизиологи говорят, что состояние нашего мозга в момент мечтаний приближено к спящему. То есть, мечта похожа на сновидение. Желание все-таки
оперирует реальными явлениями и предметами, в этом его отличие от мечты.
Недостаток чего-то формирует у человека потребность, она находит предмет удовлетворения и трансформируется в мотив. Именно мотив является движущей силой для достижения необходимого предмета. Логично будет считать желание потребностью без трансформации в мотив.
Исполнение желаний
Кстати, проблему исполнения желаний (то есть трансформации его в мотив) тоже связывают с мотивацией. Вспомним выводы исследовательницы человеческих желаний, о которых сказано выше. Результаты опроса студентов показали, что, чем счастливей человек в данный момент, тем больше он верит в исполнение своих желаний.
Речь, по сути, идет о самооценке, которая складывается из соответствия наших способностей нашим притязаниям. Исходя из этого соответствия, мы просчитываем вероятность достижения результата. Притязания — это наши цели, которых мы хотим достигнуть. Человек с адекватной самооценкой (у которого притязания соответствуют способностям и возможностям) уверен в достижении тех целей, которые он себе поставил. Цели могут быть разными, от премии на работе до мирового благополучия, главное — они
в гармонии с возможностями человека. В идеале он достигнет цели, получит удовлетворение, которое еще раз подтвердит его самооценку и подкрепит его уверенность в себе.
Гораздо сложнее людям с неадекватной самооценкой. Завышенная самооценка требует завышенных целей, несоответствующих способностям. Заниженная — вообще против каких-либо достижений. И в том, и в другом случае возникает чувство неудовлетворенности. Испытав его, человек с завышенной самооценкой будет пытаться вновь ставить перед собой заоблачные цели. Человек с заниженной самооценкой получит еще одно подтверждение того, что у него ничего не получится.
Мотивация и личностные особенности
Аткинсон создал свою теорию мотивации на основе самооценки. Он говорил о некоей направленности личности относительно выбора своих целей. Один человек настроен на успех (мотивация достижения успеха), другой — на избегание неудач (мотивация избегания неудач). Желание
тоже можно рассматривать с точки зрения этой теории. Здесь будет важна формулировка, которой оно описывается.
Для сравнения — желание "стать красивым (богатым)" отражает мотивацию достижения, а "остаться красивым (богатым)" — мотивация избегания неудач. Кстати, интересно, что желание стать красивым часто просыпается у человека с заниженной самооценкой, а остаться красивым хочет тот, кто уже уверен в своей красоте.
Принадлежность к одному из двух типов мотивации — не врожденная характеристика. Обычно изменение мотивации избегания неудач на мотивацию достижения успеха осуществляется на специальных тренингах, либо самостоятельно при помощи психокоррекционных
методик и упражнений.