Школьная неуспеваемость - каковы ее причины? Психологические методы решения этой проблемы. Повышение успеваемости через комплексное развитие психических свойств.
Опять двойка... Унылое выражение, так неподходящее детской физиономии, непонимающий взгляд, обращенный к Вам. Уже второй год, как стал школьником, а низкие отметки из дневника не исчезают. И ладно бы только слышать гневные речи усталых учителей на родительских собраниях, но для родителей тяжелей видеть прежде жизнерадостного и веселого сорванца измотанным, нервным и замкнутым. В первом классе казалось, что все со временем пройдет, классный руководитель уверял, что ребенок адаптируется к коллективу, для него
все ново — и режим дня, и люди, и вещи. Куда уж тут до отметок. По прошествии второго полугодия заговорили о неуспеваемости.
До сих пор в начальных классах многих школ некоторые педагоги не ставят отметок, заменяя их цветочками, звездочками и т.п. Ведь семилетний ребенок не понимает смысл отметки. В детском саду или дома он всегда получал похвалу, просто сделав что-то новое, полезное. Школьная программа — обилие неизвестного для ребенка, и отмечать здесь следует желание, интерес, способность выполнить ("правильно / неправильно" приходит позже). Оценка — не только способ показать ученику качество выполнения
задания, это и информация к размышлению над тем, к чему ему стоит стремиться. Но у младших школьников все по-другому. Если первоклашке поставили двойку, он только обидится. А вот если не поставили цветочек или звездочку — захочет иметь их в тетрадке и выполнит для этого все, что нужно.
При серии двоек учителя часто начинают нервничать, больше думая об отчетности перед РОНО, чем о психике ребенка. А она страдает очень сильно, вплоть до неврозов и образования стойких защитных механизмов. И вместо того, чтобы "раскрыть себя навстречу знаниям", ученик замыкается в себе, перестает доверять учителям, одноклассникам и родителям, если те встают на сторону школы.
Теме школьной неуспеваемости, ее причинам, психологическим методам решения этой проблемы посвящена опубликованная сегодня статья сайта. В ней также затрагиваются вопросы о повышении успеваемости через комплексное развитие психических свойств.
Перфекционисты не только подвергают опасности собственное
здоровье — из-за постоянного стресса и ожидания чего-то нехорошего, — но и портят жизнь окружающим, утверждают специалисты.
Нарциссизм — слово, произносящееся непременно с негативным оттенком — не вызывает
одобрения окружающих и считается помехой в жизни... Но иногда раздутое самомнение и эгоцентризм помогают подняться на самую вершину бизнеса.
Работа, семья, друзья — кажется, что общения современному человеку хватает. Так что на
тренировки многие люди ходят в одиночестве. Однако новое исследование американских ученых показало — заниматься спортом лучше в компании.
Сегодня учеников жалеют — и нагрузка у них не по годам, и социальное неравенство в классах, и учителя, обозленные на весь мир из-за своей мизерной зарплаты. При этом многие забывают о том, что именно в детстве у человека самые высокие способности воспринимать и усваивать информацию. В психологии есть понятие сензитивного возраста, введенное известным отечественным автором Л. С. Выготским.
Сензитивный возраст
Согласно этому понятию, в жизни человека есть особые периоды, в которых он может развивать то или иное свойство или способность гораздо быстрее и легче, чем в другие. Эти периоды и называются сензитивным возрастом. Известно, например, что ребенка до трех лет легче научить говорить на иностранных языках, плавать, кататься на коньках. Сензитивные периоды для развития речи, памяти,
мышления, внимания тоже проходят в детстве.
Мы не случайно ведем в первый класс ребенка 7 или 8 лет. Возраст готовности к школе является сензитивным для волевых процессов, а значит, и для развития произвольности в других психических свойствах. У детей в этом возрасте неограниченные возможности для принятия и усвоения информации. Поэтому, если ребенок жалуется на утомляемость или усталость, причиной этому будет не сам материал, а его изложение, степень заинтересованности им ребенка.
Внутренние и внешние причины неуспеваемости
Опытный школьный психолог всегда разделяет две группы причин неуспеваемости — внешние и внутриличностные. К внешним причинам относятся те помехи и препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.
Представьте, каково, например, отвечать на уроке ребенку, над которым в это время смеется весь класс, в котором он является изгоем. Одним словом, если результаты диагностики способностей у отстающего ребенка соответствуют норме, значит, что-то мешает ему пользоваться этими способностями.
Внутриличностные причины школьной неуспеваемости — это какие-либо нарушения или отклонения психических процессов, их неразвитость.
Очень важно понять истинную причину неуспеваемости. Рассмотрим простой пример: учителя и родители жалуются на плохое запоминание ребенком пройденного материала. Психолог в результате психодиагностики свойств памяти действительно обнаруживает некоторые особенности, мешающие запоминанию, и начинает коррекцию этого психического процесса. Проведя различные игры и задания, улучшающие
память и запоминание, психолог вновь тестирует ребенка и выявляет значительные улучшения памяти. Однако на уроке ребенок почему-то не показывает этих улучшений, по-прежнему отставая от своих одноклассников.
В чем же проблема?
В поверхностном рассмотрении психических свойств. Видеть в плохом запоминании неразвитость процессов памяти — однобокий подход. Ребенок не может применить полученные приемы и мнемотехники, поскольку не ассоциирует предметные задачи с теми, которые ему давал психолог. Для этого нужно параллельно развивать абстрактно-логическое мышление.
В основном, конечно, в подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации. Методики на мышление и другие психические процессы разумно подбирать соответственно последующей коррекции. В этом плане компьютерные методики диагностики психических
процессов выигрывают у "бумажных". Их выполнение происходит через решение какой-нибудь наглядной задачи, причем оно включает в себя элементы тренировки этих процессов. Так, например, пакет компьютерных методик "Зоопарк", направленный специально на диагностику внимания ребенка, может использоваться и в качестве тренажера.
Многочисленные современные исследования показывают, что повышение успеваемости ученика — комплексная цель, требующая целостного рассмотрения детской психики. Сегодня школьные психологи не говорят отдельно о развитии какой-либо психической характеристики, а ставят цель общего психического развития личности ребенка.
Недавнее исследование российских ученых из Психологического института РАО показало эффективность применения программы целостного психического развития учеников. В результате проведения уроков психологического развития в начальной школе 99% учеников продвинулись в своем интеллектуальном развитии, у многих наблюдалось повышение мотивации к обучению, интерес к знаниям.
Программа, разработанная в Психологическом институте, включает воздействие на когнитивные структуры психики ребенка, такие как синтез, анализ, обобщение, индукция и дедукция. Оказалось, что предметы начальной школы (русский язык, чтение, математика) требуют участия этих когнитивных структур для понимания и усвоения материала. Уроки психологического развития продолжительностью 40-45 минут включали различные методы тренировки мышления, логики с их переносом непосредственно на практические задачи.
Комплексная задача психолога
Следовательно, задача психолога — обучать ребенка мыслить. С правильно построенной системой мышления правильно развиваются и память, и внимание, и речь. Кстати, для развития абстрактно-логического мышления сензитивный возраст приходится именно на начальную школу.
Правильная организация мышления требует произвольности основных психических процессов, попросту — участия воли. Волевые процессы у ребенка 7 — 8 лет также находятся в сензитивном периоде.
Возможно, что кроме работы непосредственно с психическими свойствами, психологу придется иметь дело с психологическими защитами ребенка, возникшими в результате учительского или родительского воздействия. У детей младшего школьного возраста самой распространенной защитой является регрессия — переход к уже известным формам поведения, которые свойственны пройденному жизненному этапу.
Защита срабатывает в ответ на фрустрацию. Так, если ребенок чего-то не добился, а его поругали, да еще и не объяснили детально, за что именно, то он применяет защиту — может начать сосать палец, лечь на пол и свернуться клубочком, может проявлять агрессию, закатывать истерику. Все это — формы поведения, свойственные предыдущему — дошкольному — этапу его жизни. С психологическими защитами работает психотерапевт. Однако многие психологи видят в ней рефлекс, который
угасает без стимула. Соответственно, если исчезнет проблема неуспеваемости, угаснет и защита.
Психологическая работа с неуспеваемостью учащихся — тема очень популярная и актуальная, ей посвящаются многочисленные исследования, разрабатываются новые программы. Если вас заинтересовал этот вопрос, тему всегда можно продолжить.