Роль психодиагностики личности участников перед тренингом в повышении его продуктивности. Как может помочь тренеру знание личностных особенностей участников?
Представьте себе ситуацию: человеку в течение трех месяцев не удается устроиться на работу. И туда ткнется, и сюда — не берут. Друзья жалеют, близкие переживают. А один знакомый советует — дескать, сходи на тренинг, там и нравиться работодателю научат, и справиться с неуверенностью в себе помогут. И человек идет, платит деньги, занимается — вдруг действительно поможет.
Поможет. Современные психологи считают тренинги самым высокопродуктивным на сегодняшний день инструментом. Почти у всех из нас (включая тех, кто никогда не был на тренинге) сложился устойчивый образ этого мероприятия. При упоминании о тренинге мы представляем себе следующую картинку: люди сидят в кругу, где каждый может рассказать о своей проблеме, а другие помогут с ней справиться.
Еще одна ассоциация — солидные менеджеры крупных компаний дико скачут по комнате, изображая козлика, лошадку и т.п. Забавно, но только для постороннего наблюдателя. Каждый из запыхавшихся управленцев выложил за возможность поскакать большие деньги и знает, что именно он совершенствует в себе в данный момент.
Тренинги продаж, повышения самооценки, уверенности, мотивации, тренинги хорошего настроения — психологи-практики сегодня стремятся к умению проводить хотя бы несколько из них. Они обучаются тренерскому мастерству, навыкам управления группами. Но, как показывают современные исследования в этой области, на продуктивность тренинга влияет и правильные подбор группы и распределение будущих участников.
Успех тренинга предопределяется хотя бы минимумом информации о личности каждого члена группы. Одним из инструментов, повышающих эффективность тренинга, является психодиагностика. В частности, компьютерные программы психологической диагностики Effecton Studio, в последнее время привлекают все больший интерес в области диагностики участников психологических тренингов. Подробнее
этой теме посвящена новая статья нашего сайта "Тренинг и психодиагностика" и сегодняшний выпуск рассылки.
Психологи считают, что оправдания повышают самооценку и помогают избежать депрессии.
Однако в то же время отговорки снижают качество выполнения самой простейшей работы, показало исследование ученых из университета Флориды.
По подсчетам психологов, до 5% людей, имеющих неограниченный и неконтролируемый доступ в
детские коллективы, проявляют сексуальные домогательства по отношению к детям.
Сообщения о том, что на каком-либо массовом мероприятии пострадали люди, появляются с завидной регулярностью. Причина гибели людей —
паника — вызывается эффектом толпы. Психологами давно показано — толпа бессознательна и импульсивна. А потому опасна.
Молодые мамы часто переживают, что, нося своих детей на руках, они могут избаловать их. Однако психологи
считают, что чем больше времени малыш проводит на руках, тем более спокойным и здоровым ребенком он будет.
Прежде, чем перейти непосредственно к психодиагностике будущих участников тренинга, поговорим о некоторых составляющих этого мероприятия.
Тренинг — социальное явление, и, значит, подчиняется всем законам групповой динамики. Социальная психология по численности человек в группе выделяет малые, средние и большие группы. В каждой из них групповые процессы протекают по особым законам. Так, например, стремление к взаимовыручке, к оказанию помощи в экстренной ситуации снижается при увеличении численности групп.
В семидесятые годы прошлого века проводился эксперимент, где специально подобранный актер разыгрывал обморок, а экспериментаторы наблюдали за реакцией группы. Оказалось, что в малочисленной группе люди быстрее стремились оказать необходимую помощь, тогда как в многочисленной наблюдались значительные задержки, либо вообще не предпринималось никаких действий.
Тренинг как групповое взаимодействие
Группы в тренинге, в основном, малые. Оптимальное количество человек в группе тренинга — 8-14. На тренинге можно увидеть и по 40-50 участников, но при этом эффективность и продуктивность этого мероприятия значительно снижается.
По закону групповой динамики в малых группах сразу после знакомства ее членов между собой начинается подсознательный выбор группой лидеров и аутсайдеров. С лидером начинают соглашаться, перенимать его мнение и поведение. Аутсайдера всячески стараются унижать, игнорировать его слова и жесты. Главный принцип тренинга состоит в том, что лидер в группе один — тренер.
Поэтому он должен обладать лидерским потенциалом, чтобы суметь привлечь внимание группы. Лидерский потенциал помимо всего прочего включает в себя и необходимые знания. Главная задача тренера — заранее знать кандидатов на роли лидеров и аутсайдеров по личностным особенностям.
Зная возможных лидеров и аутсайдеров, тренеру будет легче управлять ходом тренинга.
Комплектация группы
Успех любого группового взаимодействия повышается, если группа сплочена, или ее члены имеют схожие психологические характеристики. Высокий уровень сплоченности группы обычно наблюдается на тренинге, где присутствует школьный класс, сотрудники одного отдела и т.д. В ситуации, когда члены группы между собой незнакомы, над сплоченностью работать слишком долго. Поэтому важно правильно группу скомплектовать, учитывая
личностные особенности каждого участника:
Многие психологи считают, что тренинг должен обеспечивать достаточно жесткие, приближенные к реальной ситуации условия. Однако, при всей "тепличности" тренинга с примерно равными по личностным особенностям членами группы, именно он обеспечивает комфортное состояние каждого участника. А это — залог успешности и продуктивности тренинга.
Помимо ролевых взаимодействий важно соответствовать целям, заявленным в тренинге. Любой тренинг — это обучение. Обучение навыкам, схемам и стратегиям поведения. Поэтому в психодиагностический инструментарий добавляем тесты на интеллект и обучаемость.
Наблюдение за личностной динамикой
Тренинги принято проводить сериями — по 2-3 дня. Бывает, что для тренинга выделяется целая неделя, участники договариваются о выходных и перерывах. В таком режиме легче усваиваются новые схемы и стратегии поведения. Часто на тренингах даются домашние задания (повторять упражнения, выученные на занятии, что-либо придумать, подготовить, нарисовать и т.п.).
При проведении тренинга сериями тренеру удобно наблюдать за изменениями участников, за динамикой их личностных особенностей. Характеристики личности, выявленные до тренинга, играют роль отправной точки, с которой начнется развитие личности.
Функции диагностики личности перед тренингом
Итак, диагностика личности участников перед тренингом позволяет:
заблаговременно распределять роли в группе
корректировать программу тренинга в зависимости от личностных особенностей участников
правильно комплектовать группу с учетом личностных особенностей
видеть изменения (улучшения/ухудшения) в личности участников, имея представление о личностных особенностях перед тренингом
Упрощение процедуры диагностики
Несмотря на значительную роль психодиагностики личности участника перед тренингом, она довольно редко применяется на практике. Это объясняется, во-первых, объемностью работ. К примеру, деловые люди не смогут посвятить заполнению тестов большое количество времени. Во-вторых, у современных тренеров не всегда имеется в запасе нужный психодиагностический инструментарий или необходимые знания для проведения тестов.
Обе эти проблемы может решить использование компьютерных программ диагностики личности. Effecton Studio предлагает целый комплекс таких программ, включающих все вышеназванные методики. Компьютерные тесты легки в выполнении и интересны, а их обработка и интерпретация происходит в считанные секунды. Поэтому будет разумно использовать компьютерные программы в психодиагностике личности участника перед тренингом.