Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бухгалтер - тоже человек. Психология профессии из первых рук Выпуск 6


Информационный Канал Subscribe.Ru

    
Консалтинговая компания 'Добрый знак'  
 
 
Услуги для бизнеса Тренинги и семинары Библиотека Архив рассылки
выпуск № 6  
   
 
Бухгалтер - тоже человек. :-) Психология профессии из первых рук

 


     Здравствуйте, мои дорогие коллеги!

     Может быть я уже говорила вам, а может быть и нет, но от повторения, надеюсь, вреда не будет. С некоторых пор мне пришлось признать, что случайностей в жизни не бывает. То есть существуют ситуации (и ими буквально нашпигована жизнь любого человека), которые мы воспринимаем как случайности. И лишь по прошествии времени мы вдруг начинаем осознавать, насколько эта "случайность" была закономерной. Словно бы отходим от той жизненной точки вперед и как бы в гору - и с этой высоты видим те тропы и дороги, которыми пришла к нам эта ситуация (или человек, или книга... да мало ли что еще). И с некоторых пор вообще перестаешь думать, что что-либо может быт случайно. И это не фатализм, не вера в рок или неумолимую Судьбу, а просто признание причинно-следственной связи событий.

     Как только в пошлом выпуске я попыталась предложить список черт "идеального" бухгалтера, как на днях состоялся довольно отвлеченный разговор с одной новой знакомой, в результате которого меня осенило - какую немаловажную деталь я совершенно позабыла включить в список. А именно - квалифицированный бухгалтер должен быть очень не слабо знаком со спецификой того вида деятельности, учетом которого он занимается!  Именно поэтому бухгалтеру, который, например, лет пять отработал на хлебозаводе, будет крайне трудно перестроиться на учет, скажем, услуг по сборке и продаже компьютерной техники или, например, производства ГСМ.

     Снова посетую, что мне не видны ваши глаза и ваша реакция на мои строки, мои дорогие собеседники, а потому рискну предположить, что кто-то из вас сейчас отреагировал приблизительно так: "Эк, куда она хватила! Еще и производство знать!". Но кто-то, я просто уверена, кто-то из опытных, грустно качнет головой: "Да, уж, это точно!".

     Дело в том, что в корне качественного учета находится именно это - правильно идентифицировать каждую хозяйственную операцию, каждую, условно говоря, "тряпку", "бумажку" или "железку", которую надо учитывать, а потом правильно применить к ней те или иные проводки. Вроде бы все так простенько... Остается "пустячок" - понимать зачем эти "тряпки", "бумажки" и "железки". Потому что каждый раз "ловить за рукав" какого-то спеца, который уж точно знает - куда та или иная штуковина пойдет и применится, это значит нажить себе в скором времени кучу недоброжелателей.

     Ох, что-то опять меня понесло сгущать краски! Или не понесло? Или не сгущаю? Вообще, у кого как, наверное. У кого-то это более выражено, к кого-то менее. Но то, что это есть - это точно. Как бы то ни было, это действительно есть, это действительно еще один фактор успешности... на и без того до предела загруженную бухгалтерскую голову.

     А вчера вечером был еще один довольно забавный (в контексте нашей тематики) разговор. Рядом с моим домом на бывшем пустыре два года назад началось строительство и выросла новая многоэтажка. Это, конечно расстроило аборигенов (ну, сами знаете, как это бывает, когда нас "уплотняют" :-)). Но в этом новом доме появился магазинчик самообслуживания, продуктовый, который за несколько месяцев набрал довольно большое число поклонников и стал чем-то вроде "сельпо" в спальном районе, с точно таким же близким отношением между покупателями и теми, кто в нем работает. Завели магазинчик очень милые восточные люди (на фоне всяких межнациональных проблем говорю это без малейшей иронии - люди действительно очень приятные и адекватные, создали там замечательную семейную атмосферу). Короче, это вам не в гипермаркете, здесь при каждом посещении мы здоровались, общались, и как-то раз мой супруг умудрился в разговоре меня в очередной раз "сдать" - что-то проговорился о моей профессии. Он это называет обтекаемо - "консультирует по бухгалтерии", хотя мне каждый раз хочется его чем-нибудь огреть, чтобы запомнил, наконец, что именно бухгалтерией я как раз больше заниматься и не хочу! :-)) В общем, как-то раз он пришел, и сказал, что девушка, что сейчас сидит на кассе, хочет о чем-то со мной посоветоваться, что-то у них там с бухгалтерией.

     Ну, сказала я ему в очередной раз, что о нем думаю. Но пока все и затихло.

     И вот вчера вечером - звонок. Света, та самая продавец-кассир, звонит и очень просит зайти. Пошли (муж воспринял это как оказию прихватить бутылочку пива :-)). Выяснили - к ним нагрянула проверка и "обрадовала" их "по полной программе". Ну, о всяких "примочках" розничной продуктовой торговли - сертификаты там, температурный режим и прочее, я не буду, тем более, что тут я вовсе не спец - разве что на уровне стандартного потребителя. Но вдруг выяснилось, что учет они не вели вообще! И вообще не имели представления о том, КАК это делается. Типовой ПБОЮЛ, на 15% от разницы доходов и расходов.  Только они, как выяснилось (честно, это вовсе не игра была, это слишком очевидно) понятия не имели КАК это все учитывать. Ну да, есть кассовый аппарат, есть накладные от поставщиков (в том числе рукописные с рынка :-). Ну есть и есть... То есть какое-то свое видение этого процесса было, совершенно не совпадающее с видением государства.

     Короче - встал ребром вопрос о восстановлении учета и о том, " как жить дальше". Поговорили о бухгалтере. И мне пришлось им сказать, чтобухгалтер должен быть буквоедом и занудой, если они хотят реально прикрыть свои тылы. Ясно, что прикрыть на 100% они их не смогут - что такое для контролирующих органов розничный магазинчик, ежу понятно, - объект вечной дани. Но хоть по максимуму себя прикрыть - это действительно нужен буквоед и цербер. Я им так и сказала - надо чтобы он вытрясал из вас бумажки, как Лиса Алиса и Кот Базилио вытрясали золотые сольдо у Буратино, а вы, сказала я им, скоро начнете своего бухгалтера за это ненавидеть, потому что он будет мешать вам вести бизнес. В общем мы где серьезно, где смехом, но вот так поговорили.

     Поскольку вот то определение бухгалтера как зануды, буквоеда и цербера, вылетело у меня в разговоре спонтанно, совершенно непреднамеренно, я задумалась - а ведь так оно и есть! Ведь наша епархия - бумажки, без которых мы... сами знаете кто, а бумажки - они ведь совершенно без чувства юмора,  у них только два состояния - либо они в порядке, либо они не в порядке со всеми отсюда вытекающими последствиями. Да еще если учесть, что определение "в порядке" - "не в порядке" вполне может "гулять" в широких пределах со временем, и это надо как-то отслеживать... Картина любопытная получается.

     Представьте себе, что вы бухгалтер, вы - миловидная дама в расцвете своих женских красот, а ваш руководитель то и дело "недодает" вам необходимые бумаги. Раз недодает, два недодает, три - а на носу квартальный отчет... Вы к нему со всем своим обаянием и с просьбами-напоминаниями, а он отшучивается или отнекивается и опять недодает - ему некогда, он весь в сделках, от которых (и вы это прекрасно понимаете!) зависит жизнеспособность фирмы и просто банально - зависит зарплата (и ваша в том числе), а дома жаждущие внимания, питания и каких-то мелких и крупных знаков вашей любви (взамен живого внимания) дети... И вы понимаете, что без этих недоданных вам бумаг весь ваш отчет трещит по швам и вам НАДО их вытащить любой ценой. И вот вы смываете с себя красивый макияж, откладываете в сейф под кодовый замок всю свою человечность и обаяние, рисуете на лице боевую раскраску бойца невидимого фронта, облачаетесь в камуфляж и с отчетами наперевес штурмуете кабинет шефа...

     Слушайте, а какая получилась живописная картинка! Может быть нам тоже, как МК с Донцовой, создать народно-бухгалтерский роман о жизни бухгалтеров? Ну должны же люди, далекие от нашей профессии оценить всю ее, причем не просто профессии бухгалтерв, а положенной-помноженной на нашу современную российскую почву!

     Кстати, в этом что-то есть, действительно. Есть такой термин - Public Relations, или коротенько - PR. Если кто не в курсе - в дословном переводе это "связи с общественностью", а в вольной интерпретации - это способ донести до широких народных масс какую-то идею, какую-то мысль, какое-то новшество, какую-то информацию, одним словом. Этим самым пиаром пронизано все вокруг, если присмотритесь - видно невооруженным глазом. По большому счету это информационная "прививка под кожу" массам, чтобы эти массы начали что-то воспринимать иначе. Опять же термин этот появился недавно (относительно недавно), а само явление существовало с незапамятных времен. Просто этот самый пиар может быть удачным и неудачным, мягким и жестким, мирным и... не очень.

     Если вдуматься, то у профессии бухгалтера тоже изменился этот самый информационный фон. Не могу утверждать, насколько корректным он был в прежние времена - это я про тот самый образ бухгалтера, как "скучного пыльного дядьки в нарукавниках и со счетами". Правда, памятуя о начале своей деятельности в этом качестве с бумажным учетом и кнопками калькулятора вместо костяшек счет (или счетов?), я готова этот образ поддержать. Потом, когда бухгалтеров потребовалось большое количество, на виду оказались те, которые удачно "попали" (в хорошем смысле этого неоднозначного сейчас слова) - на хорошие условия и хорошие деньги. У них завелись все признаки достатка - автомобили, квартиры, загородные дома и т.п. Свойство человеческих сообществ таково, что видимые, как вершины айсберга, признаки, оно распространяет на весь айсберг, то есть на всю массу людей, так или иначе связанных с определенной профессией. Но ровно так же, как не любой предприниматель (пусть даже очень деятельный) - олигарх, как не любой актер (пусть даже безмерно талантливый) - "звезда", так и не любой бухгалтер - "сыр в предпринимательском масле". Почему - мы с вами уже говорили (ммм... хотя пока я ощущаю только ваше молчаливое согласие :-)), и говорить еще будем не раз. Опять же, обратите внимание - что касается успеха, процветания и достатка - вокруг море книг на эту тему, почти море разных тренингов, а вот массового сдвига к процветанию пока что нет как не было. В России, я имею в виду. Есть определенные вспышки, но мало вспыхнуть (и не сгореть при этом) - надо суметь поддерживать это горение! То есть, сколько бы ни продавали лекарств и рецептов к ним ни выдавали, и что бы ни говорили по этому поводу медики, фармацевты и консультанты, лучшим рецептом во все века был, есть и будет, очевидно, лозунг "ПОМОГИ СЕБЕ САМ!".

     А что происходит  с нами с незавидной регулярностью? (Заметьте, я говорю - с НАМИ, потому что я вовсе не обладаю "философским камнем", который способен переплавлять неудачу в успех, я тоже нахожусь в поиске себя). Будучи приученными - причем с самого детства, - к определенным шаблонам, определенным "рецептам жизни" (это - нельзя, туда - не ходить, этого - не делать), мы продолжаем подсознательно желать получения их и в дальнейшем. Зачастую, даже когда мы декларируем свое желание к самостоятельности принятия решений, к свободе (неразрывно связанной с ответственностью) и прочим признакам самостоятельности и осознанности, мы, тем не менее, ищем по всем возможным источникам рекомендации - КАК к этому придти, КАК этого достичь... Однако самый лучший для себя ответ мы можем найти только в одном месте. И оно от нас и бесконечно близко и бесконечно далеко одновременно. Это место, этот Гуру, который знает все наилучшее про нас самих - это мы сами и есть. Это наше большое и светлое Я, которое с самого начала нашего земного существования в силу очень большого количества познанных и непознанных причин, начинает заваливаться и зашлаковываться плодами действия и, в первую очередь, мышления человеческой социальной цивилизации. Мы просто разучаемся его слышать, и из поколения в поколение отучаем от этого своих детей и внуков...

     ...Так почему же так действенен любой пиар? Да потому, что в головах, привыкших к внедренной извне информации (как правило кому-то и почему-то очень выгодной), один пласт привычной информации постепенно вытесняется другой - сначала непривычной, но "вода камень точит", поэтому со временем - становящейся привычной - информации, и все постепенно изменяют мышление и поведение в выгодную для кого-то сторону. Для этого сейчас существует уже огромное количество технологий.

     Скажите, мой дорогой и любимый читатель, лично Вы хоть в какой-то мере заинтересованы, чтобы Вас лучше понимали окружающие?

     Подозреваю, что ответа "нет" я не получу. Потому что при незаинтересованности в этом выбирают не профессию бухгалтера, а путь отшельника.

     Вы хотите, чтобы с Вами больше считались, чтобы адекватно воспринимали объективные трудности Вашего труда, адекватно их оценивали?

     Вы готовы не просто ждать этого извне, а формировать эту ситуацию? Формировать, прислушиваясь (с уважением!) к себе и создавая вокруг себя новую атмосферу!

     Да?

     Тогда - вот вам напоследок и с улыбкой:

Изменим нашу жизнь к лучшему    

     Хочу заранее извиниться и предупредить о возможном увеличении интервала между выпусками. И не подумайте, что из-за отдыха, увы! Как ни странно - летний цейтнот, хотя я и не имею ни малейшего отношения к туристическому бизнесу! :-))


     Пишите автору на buh@dznak.ru.

    Пишите обо всем, что вас волнует. Буду признательна за пополнение копилки проблем и вопросов, за штрихи к общей картине!

    Не забудьте отметить в письме, если вы возражаете против использования фрагментов вашего письма в выпусках рассылки. По умолчанию фрагменты ваших писем могут быть процитированы.

 

    Любви вам, удачи и изобилия!!

    Ваша Вера
 

 

 
 
Здесь Вы можете подписаться на рассылку:
"1С:Бухгалтерия от 7.7 до 8.0. Бухгалтеру от бухгалтера "
 
     
 
 
Copyright © 2005 by ООО "ДОБРЫЙ ЗНАК"·
автор: Вера Хомичевская
Все права защищены. При перепечатке
ссылка на www.dznak.ru и автора обязательна
Design by DZNAK WEB STUDIO

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.dlyabuhgaltera
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное