Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология ребенка любящим родителям N 12


Информационный Канал Subscribe.Ru

Психология ребенка любящим родителям

 

N 12 Нужно ли развивать память?

 

Здравствуйте, мои дорогие и любимые подписчики!

Добро пожаловать на сайт для любящих родителей: http://www.zayka.net

Несомненно, все темы, которые обсуждаются здесь очень важны, однако я отошла от начальных вопросов, где мы разговаривали о познавательных способностях деток (напомню, это восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение) и о развивающих играх. Идем по-порядку, восприятию посвящены  4 и 6 выпуски, вниманию – 7 и 8.

Сегодня тема нашего общения – ПАМЯТЬ.

Что включает в себя память? Это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  человеком его опыта. С ее помощью ребенок усваивает знания об окру­жающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навы­ки. И делает он это в основном непроизвольно. Ре­бенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запо­минается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлека­ет своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

Существует так называемая непроизвольная и произвольная память. Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Произ­вольная память — это деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала.

Считается, что 5-й год жизни является в среднем началом периода более или менее удовлетворитель­ного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизи­рованный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны.

К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование — у него развивается про­извольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необ­ходимость возникает непосредственно в их деятель­ности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыг­рать наиболее важную роль в предстоящем обуче­нии в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют по­становки специальной цели запомнить. Чтобы они могли запомниться, ему необ­ходимо будет производить для запоминания созна­тельные волевые усилия и использовать опреде­ленные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться.

У ребенка 5—7 лет можно основной акцент сле­дует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку разви­тие этих процессов, как и произвольных форм пси­хики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.

 

Практическое задание

Я предлагаю сегодня проверить, протестировать возможности памяти ребят старше 5 лет и позаниматься развитием памяти у детишек, которые младше данного возраста.

До года.

Вообще, по результатам научных исследований известно, что часть мозга, отвечающая за память, полностью сформирована уже к девяти-десяти месяцам.

Выходите с ребенком на прогулку и помогайте ему разбираться в тех предметах, которые его окружают. Хотя вокруг так много всего интересного, помогите малышу сосредотачивать свое внимание на каком-либо одном объекте. Катите коляску вперед и останавливайтесь около тех предметов, о которых можно рассказать что-нибудь интересное. Остановитесь около дерева и поговорите с ребенком о листьях. Разрешите ему потрогать их. Поищите в ветвях птичек или белок. За одну прогулку уделяйте внимание только трем или четырем вещам. Совершайте прогулки почаще, сперва обращая внимание на уже знакомые предметы, а затем переходя к новым.

От 1 до 3 лет.

В данном возрасте для развития памяти помогут детские простые стихи А.Барто, С.Маршака, К.Чуковского и др. Чем младше ребенок, тем медленнее нужно их читать и тем больше жестов использовать при чтении. Ребенку постарше можно задавать вопросы на тему стихотворения. Например, после чтения С.Маршака «Воробей в зоопарке», задайте вопросы: Какая еда нравится зверям, живущим в зоопарке? А что любит есть воробей? А что любишь есть ты?

От 3 до 5 лет.

В этом возрасте можно разучить с ребенком четверостишия или стихотворение. Подберите на текст стихотворения какие-либо движения, проделайте их несколько раз вместе с ребенком, затем, читая стихотворение, попросите повторить то, что он запомнил.

Например, инсценировка из стихотворения К.Чуковского «Путаница».

...Вот обрадовались звери (руки в стороны),

Засмеялись и запели (качание головой влево-вправо),

Ручками захлопали (хлопки руками),

Ножками затопали (топот ногами).

Или стихотворение «Собачка Бобик» С.Рещикова.

Не играет пес наш Бобик (присесть и встать).

Он грустит – болит животик (поглаживания по животу).

Бобика мы полечили (взмах руками),

Молочка ему налили (имитация «наливания молока»).

Больше, Бобик, не болей (поглаживания по голове),

Будет всем нам веселей (покружиться).

Песик, песик, - ну, вставай (прыжок)

И ребяток догоняй (бег на месте)!

От 5 до 7 лет.

Тест для изучения непроизвольного и произвольного запоминания.

Тест состоит из двух частей.

Правила:

Настройте ребенка на игру, а не на проверку.

Делайте выводы для себя, не озвучивайте при ребенке результаты теста, это может вызвать тревогу.

 

Подберите 20 картинок (знакомых ребенку предметов). Картинки можете взять из любой детской игры. Можете также купить игру на нашем сайте: «Знаешь ли ты» (Азбука в картинках).

1 часть «Непроизвольная память».

Возьмите 10 незнакомых изображений. Предложите ребенку познакомиться с интересными картинками: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». Предъявляйте картинки по одной. Затем попросите назвать то, что нарисовано на картинках. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется 1 балл.

2 часть «Произвольная память».

Возьмите 10 незнакомых изображений. Дайте ребенку следующую инструкцию: «Я сейчас тебе буду показывать картинки, а постарайся запомнить, что на них нарисовано». Предъявляйте картинки по одной. Затем попросите назвать то, что нарисовано на картинках. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется 1 балл.

Результаты: В норме ребенок 5 лет удерживает в памяти 5-6 предметов, а в 6 лет – 7-8.

Обратите внимание на то, в какой части теста ребенок был более успешен. В норме – произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного.

Если же результаты теста в обеих частях оказались одинаковые или успешней была первая часть теста, то Вам стоит обратить более пристальное внимание на развитие памяти у ребенка.

Я жду Ваших отзывов на e-mail по поводу данного тестового задания. Напишите, нужно ли помещать такие задания в рассылке в дальнейшем. Или возникают какие-то сложности при их реализации? Может быть Вы поделитесь опытом, как Ваш ребенок справлялся с данным заданием. Поделитесь своим мнением.

 

До встречи на форуме! Там Вы можете задать мне любой вопрос http://www.zayka.net/forum/zayka_forum

Здесь можно приобрести полезные развивающие игры для дошколят http://www.zayka.net/igry  

Добро пожаловать на сайт для любящих родителей: http://www.zayka.net

Свое мнение об этой статье пишите на e-mail: psyl@mail.ru

 

Любовь Казакова.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.dety
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное