Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология ребенка любящим родителям N 11 Как воспитать ответственность.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Психология ребенка любящим родителям

 

N 11 Как воспитать ответственность?

 

Здравствуйте, мои дорогие и любимые подписчики!

Добро пожаловать на сайт для любящих родителей: http://www.zayka.net

Итак, подошла к концу наша акция: «Самому активному участнику на форуме высылается по почте подарок – полезная развивающая игра «Я иду искать!» (от 3 до 6 лет). И мы рады поздравить победителя – Оксану, маму маленького Егорки 2г. 5 мес. Оксана, проверьте свою почту, Вам выслано письмо.

 

Речь пойдет сегодня, как Вы уже поняли, о воспитании ответственности. Для начала я хотела бы предложить вам заполнить анкеты. Прочитайте внимательно нижеперечисленные ежедневные бытовые дела. Подумайте, что делает Ваш ребенок самостоятельно (пусть даже не часто), что с помощью взрослых, а что делаете только Вы и распределите эти дела по столбикам: «Сам(а)», «Вместе с мамой (папой)», «Делают родители». Анкета рассчитана на родителей детей от 5 лет, т.к. с 5 лет ребенок может управлять собой в полной мере. Родителям, дети которых младше 5 лет, отвечать на анкету не надо, отложите ее на будущее. Однако основные принципы воспитания ответственности касаются всех, т.к. начинать воспитывать ее нужно еще с раннего возраста.

Практическое задание (начало)

Распределите эти дела по столбикам: «Сам(а)», «Вместе с мамой (папой)», «Делают родители».

1.      Чистка зубов

2.      Уборка постели

3.      Одевание в детский сад

4.      Уборка игрушек

5.      Покупка хлеба

6.      Мытье посуды

7.      Вытирание крошек со стола

8.      Полив комнатных растений

9.      Уборка своего рабочего места

10.  Гигиена собственного тела

11.  Использование расчески

12.  Завязывание шнурков

13.  Выбор с кем дружить

14.  Кормление домашнего животного (если есть)

15.  Набор номера телефона.

Сам(а)

Вместе с мамой (папой)

Делают родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях. Ответственность — это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.

Послушание и ответственность — это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным — значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Детей нужно учить и послушанию и ответственности, но бездумное послушание очень опасно.

Чтобы стать ответственным за что-то ребенку необходимо:

1. Понимание задачи.

Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ребенок многое понимает по-своему. Для ясного понимания задачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.

2. Согласие с поставленной задачей.

У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Родители должны учить подрастающего ребенка не только слушаться старших (внешняя мотивировка), но и научить его самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.

С чего начинать воспитание ответственности?

Первый уровень. Ребенок в качестве помощника.

Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела: накрывать на стол, мыть посуду и т.п.

Второй уровень. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.

Третий уровень. Выполняет задание самостоятельно.

Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень — цель наших усилий.

В каких же условиях нужно воспитывать ответственность?

1. Самоуважение.

Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.

2. Разумные ограничения.

Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

3. Продолжительность и постепенность.

Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.

Правила передачи ответственности.

Родители часто спрашивают, как правильно помогать ребенку в выполнении домашнего задания. Как быть, если ребенок что-то делает, вмешиваться или нет? Ответ таков: не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».

Совсем по-другому должен реагировать родитель, если ребенок не справляется с чем-либо, сталкивается с трудностями. Тогда позиция невмешательства не годится.

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом берите на себя только то, что он не может выполнить. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.

Бывает, что ребенок не хочет что-то делать. Как быть: заставлять или нет? Все зависит от причин «непослушания». Чаще всего корень отказов лежит в отрицательных переживаниях ребенка.

Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь. Теплый, дружеский тон — самое главное в общении. «Руководящие указания», наверно, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только появляются «руководящие указания», работа вместе прекращается. Ведь вместе — значит, на равных.

Бывают излишне заботливые родители, они отнимают у ребенка энергию его собственных желаний.

Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Существует опасность слишком долгого и настойчивого участия родителей в совместном деле. Необходимо вовремя перестать делать за ребенка то, что он способен делать сам. Обратите внимание на следующее правило: постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка, передавайте ответственность ему.

Здесь речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которые просто мешают вашему сыну (или вашей дочери) взрослеть. Передача им ответственности за свои дела и поступки — самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Она делает их сильными и уверенными в себе, а ваши отношения — радостными и спокойными.

Процесс передачи ответственности непрост. Его надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием. Как парадоксально это ни прозвучит, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте.

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться самостоятельным.

Практическое задание (продолжение)

Теперь я вам предлагаю снова обратиться к анкете, на которую отвечали в начале.

Подумайте, что из правой колонки можно уже сейчас передвинуть в левую. Помните, каждое такое перемещение — важный шаг к взрослению ребенка.

А ниже даны рекомендации по воспитанию ответственности в сжатом и наглядном виде. Задание: распечатайте их и повесьте или положите на видное место.

 

Как воспитывать ответственность

Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.

Компоненты ответственности:

1.      Понимание задачи.

2.      Согласие с поставленной задачей.

3.      Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Дети часто копируют поведение своих родителей.

Уровни ответственности:

1.      Первый уровень: ребенок в качестве помощника.

2.      Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле.

3.      Третий уровень: выполняет задание самостоятельно.

Условия воспитания ответственности:

1.      Самоуважение.

2.      Разумные ограничения.

3.      Продолжительность и постепенность.

4.      Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

5.      Учет особенностей характера.

6.      Учет личного опыта.

Правила общения:

1.      Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».

2.      Если ребенку трудно и ребенок готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите, т.е. возьмите на себя только то, что он не может выполнить и по мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.

3.      Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему ответственность.

4.      Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

 

До встречи на форуме! Там Вы можете задать мне любой вопрос http://www.zayka.net/forum/zayka_forum

Здесь можно приобрести полезные развивающие игры для дошколят http://www.zayka.net/igry  

Добро пожаловать на сайт для любящих родителей: http://www.zayka.net

e-mail: psyl@mail.ru

 

Любовь Казакова.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.dety
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное