Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология ребенка любящим родителям N 7 Внимание!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Психология ребенка любящим родителям

 

N 7 Внимание!

 

Здравствуйте, дорогие родители!

В адрес рассылки приходят письма от читателей. Хочу сказать всем спасибо за теплые слова и слова благодарности.

На все я ответила и выложила их на форуме на сайте: http://www.zayka.net

Я нахожу способ общения на форуме более удачным, нежели в рассылке.

Во-первых, там можно построить полноценный диалог, а не ограничиваться только одним ответом на один вопрос, как это происходит здесь.

Во-вторых, все желающие со сходными проблемами всегда могут стать участниками обсуждения.

В-третьих, все темы сохраняются там надолго, тогда как в рассылке они помещаются в архив, к которому не вернется даже самый заинтересованный родитель.

Поэтому предлагаю по всем волнующим вопросам писать на форуме.

Сейчас там выложены ответы на письма по следующим темам:

1.      Дочь стала нервной, плаксивой.

2.      Как я могу повлиять на сына, чтобы он мог сам за себя постоять, чтобы не рос трусом?

3.      Вначале сын толкал детишек, сейчас дует им в лицо.

4.      Сыну 2 года 3 месяца. Сосет палец.

5.      Чем объяснить то, что всем детям очень нравится ходить по бордюрам?:)

 

Очень часто к психологам обращаются родители, воспитатели, учителя с проблемами типа: ребенок неусидчив, быстро теряет интерес к заданию, не может охватить весь материал на занятии, неуспешен в учебе, причину которых после долгой диагностической работы психолог определяет как недостатки внимания ребенка.

Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное. При непроизвольном внимании ваша психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. По своему происхождению это внимание биологическое.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребенка только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, а затем и тех, которые ставятся им самостоятельно.

Эта способность является ключевой в развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.

Произвольное внимание тесным образом связано с речью. В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 – 7 лет – овладеть умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции.

Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи, в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностями другого.

Внимание - основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Учеными установлено, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Обучение ставит перед ребенком новые задачи, не похожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринужденным. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать.

К концу дошкольного периода начинают появляться зачатки более активного, произвольного внимания. Его возникновение - важное психическое новообразование данного возраста. Ребенок еще не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого. Она может состоять, например, в организации совместных игр, способствующих тренировке внимания.

Психологические исследования показали, что:

- максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

- если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.

- устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых.

В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

 

Практическое задание

Игры для тренировки внимания.

 

Для детей от 0 до 1 года

Чудный свет

Возьмите ребенка на руки и зажгите фонарик. Медленно водите им из стороны в сторону и наблюдайте, как ребенок будет следить глазами за фонариком. При желании фонарик можно прикрыть цветной пленкой. Это не просто доставляет детям много удовольствия – во время игры в мозгу образуется множество необходимых связей (когда маленький ребенок наблюдает за движущимися объектами, нейрон на сетчатке образует связь с другим нейроном, находящимся в области мозга, отвечающей за зрение).

Где прячется музыка?

Игры, служащие развитию слуха, помогут развитию мозга. Поставьте механическую музыкальную игрушку вне поля зрения вашего малыша. Заведите ее и спросите: «Где музыка?». Когда малыш повернется на звук музыки, обязательно похвалите его, не скупясь на комплименты. Повторяйте эту игру, ставя игрушку в различных частях комнаты.

Прятки с куклой.

Дети обожают смотреть на кукол и играть с ними. Наденьте матерчатую куклу на руку и спрячьте ее за спину.  Покажите руку и скажите: «Ку-ку, …(имя малыша)». Теперь снова спрячьте руку с куклой за спину. Продолжайте повторять эти действия до тех пор, пока ребенок не станет сознательно ждать появления куклы в определенном месте. А вот теперь пусть кукла появится из-за вашей головы, из-за головы малыша. Всегда подносите куклу к лицу малыша (но не слишком близко), когда произносите «ку-ку». Такая игра стимулирует создание и укрепление тысяч соединений между клетками мозга, понемногу совершенствуя сложную систему связей, которая останется в таком состоянии на протяжении всей жизни вашего ребенка.

 

Для детей от 1 до 3 лет

Следующие игры развивают не только внимание ребенка, но и воспитывают его уверенность в себе, развивают чувства, желания, интересы, формируют элементарные социальные навыки.

Догадайся кто я

Понадобятся несколько игрушек, знакомых ребенку (разные животные). Жестами, мимикой, голосом передайте характерные особенности знакомого животного. Ребенок называет животное, после чего появляется соответствующая игрушка.

Отражение в зеркале

Понадобятся большое зеркало и красивая, новая кукла.

Подарите ребенку новую куклу, познакомьте ее с ним, общаясь от лица игрушки. Кукла «подходит» к зеркалу и любуется собой, отмечает, что она – девочка, в красивом платье, с длинной косой и т.д. Затем от имени куклы предложите ребенку рассмотреть себя в зеркале и рассказать о своей внешности. При необходимости задайте вопросы: кто ты? (девочка, мальчик), Какое у тебя платье (костюм), цвет глаз, волос?

Групповая фотография

Покажите ребенку какую-либо общую фотографию.

Рассматривая ее, задает вопросы: Ты узнаешь знакомых? Кто это? Чем ты похож на других (подсказки: есть глаза, уши, нос). А что особенного? (короткие волосы, длинные, маленький, большой и т.д.).

 

Для детей от 3 до 6 лет

Запомни предмет (чем младше ребенок, тем меньше предметов должно быть на столе)

Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. В количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

В этом случае лучший результат — 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Хлопки

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

Что изменилось?

Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

 

Для детей от 6 до 7 лет

Внимание

Подберите несколько схематичных рисунков (4-6 схем), на которых изображены фигуры, буквы, числа, предметы.

Задание ребенку: постарайся запомнить как можно точнее картинки, которые тебе сейчас покажу. Сначала в течение 3 секунд (на счет: раз, два, три – про себя) показываете первую фигуру. Ребенок «рисует» ее в воздухе, а затем на бумаге. Аналогично проводится работа с другими фигурами.

Упражнение на сравнение предметов

Ребенку даются две похожие картинки (задания такого рода часто встречаются в детских журналах и рабочих тетрадях).

Задание ребенку:

- Внимательно посмотри на эти две картинки. Они очень похожи друг на друга, но имею 5 (10) отличий. Постарайся найти эти отличия как можно быстрее.

Найди карточку

Для игры понадобится два набора карточек, на которых написаны слова: кот, ток, дом, шар, дым. Один набор карточек раскладывается перед ребенком, второй у ведущего. Ведущий поочередно показывает ребенку одну из своих карточек и предлагает найти такую же среди его карточек.

 

До встречи на форуме!

Добро пожаловать на сайт для любящих родителей: http://www.zayka.net

e-mail: psyl@mail.ru

 

Любовь Казакова.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.dety
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное