Сегодня
поговорим о восприятии, о сенсорном развитии ребенка.
Сенсорное
развитие ребенка — это развитие его восприятия
и формирование представлений
о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положении в пространстве, а такжезапахе, вкусе и т.д. С
восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание,
поэтому сенсорные способности составляют фундамент
умственного развития ребенка.
Сенсорные эталоны — общепринятые образцы
внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов
спектра и их оттенки по светлоте и
насыщенности, в качествеэталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т.д.
В дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием
форм, красок к других свойств предметов, в частности
игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями
искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе,
воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто
оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс
развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно.
Внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное
формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в
школе, и для формированияспособностей
ко многим видам творческой деятельности.
Усвоение
эталонов формы предполагает узнавать
соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее
анализс точки зрения количества и
величины углов, сторон и тому подобное. В пять лет ребенок уже должен знать 5
основных фигур –квадрат, треугольник,
круг, прямоугольник и овал. Далее, необходимо вводить новые фигуры – трапецию,
ромб и пятиугольник, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников,
прямоугольников и трапеций (с разным соотношением осей сторон). Главное
чтобыребенок мог различать их на глаз.
Закреплению знаний способствуют игры, где ребенок самостоятельно изображает, а
затем вырезает различные геометрические фигурки.
Сенсорными
эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый,зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические
цвета(белый, серый, черный). К 5 годам ребенок, как правило, уже знает основные цвета спектра, кромеголубого и фиолетового. В 5-6 лет можнопереходить к
формированию представления о последних двухцветах. Особенно трудным для усвоения является
голубой цвет. Дети
часто путают его со светлыми оттенками синего.
Овладениеэталонами величины происходитнесколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет«абсолютного» значения, поэтому ее определение
производится посредством условных
мер. Усвоение этих мер — довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки,
поэтому освоить ее дошкольникам будет очень трудно.
Однако для восприятия использование такой метрической системы вовсе не обязательно. Предмет
может оцениваться как “большой” по сравнению с другим
предметом, который в
этом случае является “маленьким”. Таким образом, в качестве
эталонов величины выступают представления об
отношениях по величине между предметами. И эти представления
могут обозначаться словами, указывающими на место
предмета в ряду других (“большой", “маленький”, “самый маленький”). Ребенка нужно обучать сравнивать сначала 2-3, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающихвеличин.Правда, в этом случае требуется одновременное обучение ребенка
приемам сравнения и сериации. Кроме того, овладение
эталоном величины в
этом возрасте предполагает обучение ребенка умению выделять
длину, ширину ивысоту предметов.
Ознакомление детей с сенсорными эталонами происходит в следующейпоследовательности. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а затем— с их разновидностями. При этом разные эталоны должны
сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только в этом случае они будут
хорошо закрепляться в
памяти.
Практическое
задание
А
теперь – практическое задание. Сейчас я составлю список игр на развитие
восприятия, а Вы, в зависимости от возраста своего ребенка, поиграете в эти
игры на этой неделе. Естественно, играйте не только в них, еще можете
импровизировать. Хорошо?
Игры для ребенка от 0 до 1 года.
1.
Игра «Посмотри, что я делаю».
Маленькие
дети очень любят смотреть на лица, особенна на лица
людей, которых они любят. Попробуйте менять выражение лица и издавать
разнообразные звуки, чтобы у вашего ребенка развивались зрение и слух. (Учеными
установлено, что к двум месяцам младенцы уже могут различать черты лица).
2.
Игра с погремушками.
Поднесите
погремушку к ребенку и тихонько ее потрясите. Тряся погремушкой, напевайте
любую песенку (например, «Жили у бабуси…»). Убедившись, что ребенок обратил
внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте
песенку. Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок
будет поворачивать голову на звуки песни.
3.
Игра «Ощущения».
Старайтесь
разнообразить ощущения вашего ребенка: это поможет ему в осознании самого себя
и окружающего мира. Попробуйте тереть о ладошки различные ткани. Для начала
подойдут атлас, шерсть и махровая ткань. Дайте своему ребенку возможность
почувствовать разнообразные запахи. Выходите на улицу и нюхайте цветы и др. Это
способствует образованию связей в мозгу, особенно, если ребенок находится в
любящем, заботливом и знакомом ему окружении.
Игры для ребенка от1
до 3 лет.
1.
Игра «Матрешки».
Да,
такая обыденная игра в матрешки. Поставьте матрешки на стол, вместе с ребенком
рассмотрите их, пусть ребенок возьмет их в руки, посмотрит поближе, потрясет их
и др. Обратите внимание на звук, открывая матрешку, демонстрируйте, что внутри
ее есть еще одна. Обязательно следует сопровождать словами: «Какая маленькая
матрешка внутри большой!». Затем предложите показать
ту матрешку, которую называете: то большую, то маленькую. И т.д.
2.
Игра «Цвета».
Просто
нужны разные цветные яркие предметы в окружении комнаты. Предложите ребенку
поискать в комнате желтые вещи (говорите – желтые, не желтенькие), синие,
красные.
3.
Игра «Круглое – не круглое».
Для
занятия вам нужно заранее приготовить плотный, непрозрачный, цветастый мешочек,
в котором находятся мелкие предметы, знакомые ребенку. Среди них одни предметы
округлой формы, другие – ребристые (детали конструктора, колечки от пирамидок,
набор для счета и т.д.). Предложите ребенку закрыть глаза и узнать на ощупь тот
предмет, который кладется ему в руку.
Когда
ребенок откроет глаза и увидит игрушку, нужно обратить его внимание на то, что
эта игрушка гладкая, круглая, без уголков (или, наоборот, не гладкая, не
круглая).
Игры для ребенка от3 до 6 лет.
1.Игра
«Зоопарк».
Предложите
ребенку отгадывать загадки, но только при условии, что они будут загаданы без
слов. Изображайте движениями различных животных, ребенку нужно будет угадать
это животное. Поменяйтесь ролями.
2.
Игра «Испорченный телефон». Игра с группой детей.
Дети
садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает какое-либо животное или птицу.
Задача детей — передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря его
шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый участник произносит задуманное,
а последний — то, что услышал.
Дети
сравнивают, насколько изменился смысл слова. Затем второй ребенок становится
первым, а первый — последним. Игра продолжается до тех пор, пока каждый
участник не задумает свое слово.
3. Игра
«Загадки»
Лист ватмана с наклеенными
теневыми или черно-белыми рисунками мебели, посуды, одежды, инструментов,
транспорта. Загадываются загадки, а ребенку предлагается найти на ватмане
отгадку.
Игры для ребенка – будущего школьника
(6-7 лет).
1.Игра
«Чуткий слух»
Для выполнения
задания нужна небольшая непрозрачная коробка с крышкой, а также несколько штук
предметов, помещающихся в эту коробку. Ребенку нужно на слух определить
количество предметов в коробке.
2.
Игра «Картинка».
Рассмотрите
с ребенком какую-нибудь картинку, на которой изображено множество предметов. Предложите
дошколенку назвать предметы, которые находятся справа, слева, сверху, снизу.
2.Игра
«Найди отличия».
Таких
заданий очень много в детских современных журналах. Они развивают как внимание,
так и восприятие.