Недавно мне на
почту от читателя рассылки пришло такое письмо:
Здравствуйте, Любовь. Я с первого выпуска
читаю вашу рассылку, уже почерпнула из нее много полезного и нужного для себя.
Я хочу сделать все, чтобы мой сын (ему пять лет) вырос самостоятельным и умным, и вы мне в этом
помогаете. Но недавно ко мне подошла еговоспитательница и сказала, что мой сын не может вырезать простейшую
фигуру из бумаги тогда, когда другие дети из его группы это делают. Скажите,
пожалуйста, это плохо? И как научить его это делать?
Марина.
Ответ на него
я решила разместить в рассылке, я думаю, он будет интересным для всех
читателей.
Большое спасибо, Марина, за ваши слова в адрес рассылки.
Что касается
вашего сына, то я Вам советую обратить внимание на то, как ваш ребенок
взаимодействует с бумагой и ножницами.
Здесь возможны
три причины неудачи:
1. Если мальчик
просто отказывается вырезать (скорее всего, причина в неумении это делать и в
боязни огорчить этим взрослых).
Тогда я вам рекомендую
просто уделить этому чуть-чуть своего внимания, сесть с ним вместе за стол, и
предложить поиграть в игру под названием, допустим, «Домики», где вы нарисуете
домики для соответствующих фигур (круг, квадрат, треугольник) и скажете, что в
эти домики нужно поселить жителей, которых вы уже нарисовали (предлагаете ему
нарисованные жирной линией на бумаге фигуры). Можете перед этим их
вместе раскрасить разноцветными красками. Первую фигуру вырежьте сами,
показывая на примере, как это делается, озвучивая каждое свое действие. Потом
позвольте сделать это ребенку, координируя при этом его действия.
2. Если
ребенок не может удержать в руках лист или ножницы, то и дело выпадают из рук
(если, конечно, ножницы специально для детей, не громоздкие, удобные), то мои
рекомендации – развивайте мелкую моторику, т.е. мелкие движения пальцев рук. В
этом вам поможет лепка из пластилина, игры со спичками или счетными палочками,
плетение, конструирование, мозаика, аппликация.
Игра со спичками
Перед каждым
ребёнком в беспорядке лежат 16 спичек. Нужно с наибольшей быстротой перенести
эти спички одну за другой на расстояние 30 см и сложить так, чтобы головки были
обращены в одну сторону. Выполнять условия этой игры нужно: пользуясь пальцами
обеих рук; пользуясь любыми пальцами левой руки; только 2-мя пальцами - большим
и мизинцем; указательным пальцем и средним: безымянным и мизинцем: двумя
мизинцами обеих рук выложить прямую линию из 10 спичек; безымянным и мизинцем
построить 4 треугольника; средним и мизинцем построить 3 прямоугольника; указательным
и безымянным построить «колодец» из 16 спичек и т.д.
Игра «Бери осторожно»
В игре
принимают участие до 5 человек. Детям предлагается на спичках
провести карандашом или ручкой поперечные полосы: на 1 спичке - 5 полос; на 2
спичке - по 4 полосы: на 3 - по 3: на 4 - по 2; на 5 - по одной полосе.
Заготовка материалов
Предлагайте детям
заготовку материалов для ручного труда, изготовления подарков, занятий и т.д.
Детям предлагается распускание трикотажа; сматывание ниток в клубок:
раскручивание бумажного шпагата; резание полосок бумаги, цветного картона,
ниток, ткани; скручивание волокна в нитку, соединение двух ниток вместе и т.д.
Срисовывание
картинки, надписи.
Мы еще
поговорим о мелкой моторике в других выпусках, существует множество игр,
позволяющих ее развивать.
3. Если
ребенок режет бумагу сам, но не попадает по линии или часто отклоняется от нее,
возможно, ребенок не удерживает внимание на этой линии. Я вам предлагаю тест проверить
это (рис. 1). Это бегемотик-музыкант, но если лучше
присмотреться, то становится ясным, что это лабиринт, а черные линии – это
стенки.
Распечатайте изображение.Вооружите ребенка ручкой или карандашом. И попросите его найти выход из
лабиринта. Если ребенок не сталкивался еще с такими заданиями, то покажите ему
на примере, как это делается (озвучивая: «ой, тупик, ладно, идем обратно»,
«линии не пересекаем», «стараюсь не заходить в тупик»). Если ребенок даже после этой помощи пересекает
линии, ведет карандаш в обратном направлении, отрывает карандаш от листа бумаги
и переставляет в другое место – проблемы, скорее всего, в устойчивости
внимания.
Примечание:
тест от 5 лет.
Тогда я
рекомендую обратить внимание педагогов и психолога в детском саду к вашему
ребенку. Здесь, кроме ваших усилий, нужна также профессиональная помощь ребенку.
А также
рекомендую следующие задания: рисование по крупным клеткам, по точкам и др. Во
время такой работы развиваются не только тонкие дифференцированные двигательные
навыки, но и активизируются творческие возможности, речевые способности,
внимание, представления, пространственная ориентация, умение выделять целое и
части, существенные признаки предмета. Для этих целей используют тетради в
крупную клетку, а для фигур по точкам большие чистые листы, а также карандаши,
где нарисована фигура или знакомый контур пунктирными линиями, которые
необходимо ребенку соединить.
Практическое
задание
А
теперь – практическое задание. Повырезайте что-нибудь
из бумаги на неделе с ребенком.