Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология ребенка любящим родителям N 6 Развитие восприятия (продолжение)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Психология ребенка любящим родителям

 

N 6 Развитие восприятия (продолжение).

 

 

Всем доброго времени суток!

Сегодня я продолжу разговор о восприятии ребенка и о его развитии. Но сначала хочу объявить об открытии сайта данной тематики, посетить который Вас и приглашаю.

Идея сайта состоит в создании клуба для родителей, где можно найти любую  интересующую информацию, поделиться своими проблемами на форуме, помочь другим участникам в поисках их решения, получить консультацию психолога.

Конечно, на данный момент этому информационному порталу далеко до совершенства, но он будет развиваться вместе с Вами и Вашими детьми.

Добро пожаловать: http://www.zayka.net

 

В № 4 рассылки мы говорили о формировании сенсорных эталонов у детей. Это очень важный аспект в восприятии. Однако, даже изучив наизусть данные эталоны, нельзя говорить о том, что работа по развитию восприятия завершена.

Восприятие объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о  предмете со всеми его свойствами. Когда представления неточные, неверные, ребенок может путать предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться.

Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Поэтому важно обучать ребенка действиям с предметами. И не любым действиям, а таким, которые помогут ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности.

Как можно раньше начинайте обращать внимание ребенка на различные признаки предметов. Загадывайте друг другу загадки (нужно рассказать о предмете, не называя его), поиграйте в интересную игру «Кто больше расскажет?»: выберите любой предмет и попробуйте вместе с ребенком перечислить как можно больше его признаков: какого цвета этот предмет, какой формы, размера, каков он на ощупь, можно ли его попробовать на вкус, какие звуки он может издавать – чем больше признаков предмета вы вместе с ребенком сможете перечислить, тем лучше. Эта игра очень полезна для развития речи ребенка. Учите ребенка наблюдать, замечать малейшие отличия. Ребенок быстро будет узнавать знакомые предметы, их отличие и сходство. Сформированное восприятие создает условия для формирования мышления.

 

Отвечаю на ваши вопросы.

 

Здравствуйте, Любовь!

Я недавно подписалась на вашу рассылку и мне она очень понравилась. Вы просто и доходчиво объясняете, задания для детей даете интересные.

Наверное, как и у всех родителей у меня возникают проблемы при общении с детьми. Моей старшей дочери 3,5 года. Когда у нее что-то не получается, она сразу бросает это занятие и начинает рыдать. Когда мы делаем что-то вместе, ей это нравиться, но как только я предлагаю ей самостоятельно это сделать, опять начинается рёв. Еще она часто замыкается в себе, плачет, но не говорит почему, отталкивает нас и молчит.

Вот такие у нас проблемы. Буду очень благодарна, если Вы что-нибудь нам подскажете.

 

Софья.

 

Софья, спасибо вам за письмо.

Вы правильно делаете, что ищите  причину такого поведения дочери, здесь, действительно, есть о чем призадуматься. Обычно дети в этом возрасте, наоборот, стараются делать все сами, особенно, если за этим следует похвала от взрослого. Так ребенок удовлетворяет свою потребность в независимости от родителей. Однако, есть и еще одна потребность, совершенно противоположная, которая состоит в совместной деятельности со взрослым. В норме дети, получая порцию самостоятельности с порцией родительской опеки, справляются с таким кризисным состоянием. Но, по всей видимости, для вашей дочки вторая потребность является более неудовлетворенной. Т.е. она нуждается в вашем внимании, и пока Вы с ней играете – она получает то, что ей нужно, но как только вы предлагаете ей делать это самостоятельно – она воспринимает это отнюдь не как предоставление самостоятельности, а как отвержение ее вами.

Что касается причин такого поведения, то это вполне может быть ревность ребенка к кому-нибудь (кому Вы, по ее мнению, уделяете больше внимания), может быть просто недостаток внимания (Вы загружены работой, ребенок скучает без Вас), обида (Ребенок не должен сомневаться в том, что его любят).

Выход из этой ситуации есть, но только если Вы поймете истинные причины такого поведения ребенка. Ревность? Недостаток внимания? Обида?

 

Практическое задание

А теперь – практическое задание на развитие восприятия. Это настольные игры.

 

Сделай узор (для ребенка 3-4 лет)

Ребёнок должен выложить орнамент из одноцветных геометрических фигур. Эта игра развивает восприятие формы, помогает анализировать расположение предметов в пространстве. Сделайте аппликацию-образец, на который ребёнок сможет ориентироваться. Пусть это будет салфетка, вы подарите её малышу. А салфетку с таким же узором захочет получить в подарок любимая кукла. Чтобы ребёнок смог её сделать, предложите ему бумагу и такие же фигуры, как в образце. Фигуры должны быть простыми. Подходят круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники одинакового размера, ВАЖНО чтобы в одном орнаменте присутствовало немного разных фигур. Например, в середине листа - круг, а по углам треугольники. Чтобы облегчить ребёнку выполнение задания, заранее нарисуйте в нужных местах на листе бумаги контуры фигур, которые ему нужно будет туда положить. Обязательно рассмотрите с ребёнком образец, дайте ему обвести пальцем края каждой фигуры; пусть он, если сможет, назовёт формы и опишет словами расположение фигур (а не сможет - помогите ему в этом). Только теперь можно переходить к составлению орнамента. Фигуры могут быть маленькие, средние или большие. В набор фигур для вкладывания можно включить только те фигуры, которые нужны для орнамента; задачу можно усложнить, если добавить к необходимым фигурам несколько других (например, квадрат и прямоугольник). В дальнейшем можно придумывать более сложные орнаменты, включающие по три разные геометрические формы. Когда фигуры орнамента разложены по местам - их нужно приклеить (если у ребёнка не получается, помогите ему). Теперь, когда салфетка готова, её можно торжественно подарить кукле. Пусть она поблагодарит малыша - это доставит ему радость.

 

Головоломки (для ребенка 5-6 лет)

Составление фигур-головоломок - занятие увлекательное и полезное для развития восприятия и пространственных представлений. Не спешите давать ребёнку сложные головоломки, купленные в магазине. Начните с простых игр собственного изготовления (подключите малыша к этому процессу).

Вырежьте из картона несколько одинаковых квадратов и покрасьте каждый из них в свой цвет, не забудьте закрасить обе стороны (с этой задачей вполне может справиться ребёнок). Теперь разрежьте каждый квадрат по-своему: на два треугольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т.д. Головоломка готова. Сначала малыш может составлять квадраты, накладывая детали на заранее нарисованные вами контуры.

Задание можно упростить, обозначив внутри контура линии, по которым разрезан данный квадрат. Его можно и усложнить, увеличив количество частей и сделав разрезы несимметричными. Позже ребёнок может учиться пользоваться контурной схемой уменьшенного размера. И конечно, таким же образом можно учиться составлять любую фигуру - круг, треугольник и т.д.

 

Выложи сам (для ребенка 6-7 лет)

В этой игре ребёнок научится анализировать форму предметов. Дайте ему контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Сделайте игру подходящей по сложности для вашего ребёнка. Если на контуре-образце внутренними линиями показать, как составлять картинку, решить задачу будет намного легче. Если сделать образец не в натуральную величину (по размеру фигур), а мельче - задача усложняется. Её сложность зависит и от того, какое количество фигур дают ребёнку: если их больше, чем необходимо, то ему придётся отбирать нужные.

Совет. Для этой игры вполне может подойти школьный математический набор (коробочка с разноцветными геометрическими фигурами и прямоугольниками с цифрами). Этот набор подойдёт и для других игр, а позже понадобиться в начальной школе. Но если вы найдёте время, чтобы сделать более сложные геометрические фигуры (трапеции, ромбы, равносторонние треугольники, многоугольники и т.д.), штук по 10 каждого вида, то возможности вашего ребёнка станут гораздо больше. Помимо всего, он сможет развивать воображение.

 

Кстати, при разговоре с ребенком о фигурах, говорите правильно: «круг», «квадрат», «прямоугольник»,  не говорите «прямоугольничек», «квадратик». Это осложняет усвоение речевого материала.

 

До встречи в следующем выпуске!

По всем вопросам пишите на e-mail: psyl@mail.ru

Ждем Вас: http://www.zayka.net

 

 

Любовь Казакова.

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.dety
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное