Сегодня я продолжу разговор о восприятии ребенка и о его развитии. Но
сначала хочу объявить об открытии сайта данной тематики, посетить который Вас и приглашаю.
Идея сайта состоит в создании клуба для родителей, где можно найти
любуюинтересующую информацию,
поделиться своими проблемами на форуме, помочь другим участникам в поисках их
решения, получить консультацию психолога.
Конечно, на данный момент этому информационному порталу далеко до
совершенства, но он будет развиваться вместе с Вами и Вашими детьми.
В № 4 рассылки мы говорили о формировании сенсорных эталонов у детей. Это
очень важный аспект в восприятии. Однако, даже изучив наизусть данные эталоны,
нельзя говорить о том, что работа по развитию восприятия завершена.
Восприятие объединяет все свойства предмета и формирует у нас
представление опредмете со всеми его свойствами.
Когда представления неточные, неверные, ребенок может путать предметы, не
узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться.
Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у
ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Поэтому
важно обучать ребенка действиям с предметами. И не любым действиям, а таким,
которые помогут ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначение,
особенности.
Как можно раньше начинайте обращать внимание ребенка на различные
признаки предметов. Загадывайте друг другу загадки (нужно
рассказать о предмете, не называя его), поиграйте в интересную игру «Кто больше
расскажет?»: выберите любой предмет и попробуйте вместе с ребенком перечислить
как можно больше его признаков: какого цвета этот предмет, какой формы,
размера, каков он на ощупь, можно ли его попробовать на вкус, какие звуки он
может издавать – чем больше признаков предмета вы вместе с ребенком
сможете перечислить, тем лучше. Эта игра очень полезна для развития речи
ребенка. Учите ребенка наблюдать, замечать малейшие отличия. Ребенок быстро
будет узнавать знакомые предметы, их отличие и сходство. Сформированное
восприятие создает условия для формирования мышления.
Отвечаю на ваши вопросы.
Здравствуйте, Любовь!
Я недавно подписалась на вашу
рассылку и мне она очень понравилась. Вы просто и доходчиво объясняете,
задания для детей даете интересные.
Наверное, как и у всех родителей
у меня возникают проблемы при общении с детьми. Моей старшей дочери 3,5 года.
Когда у нее что-то не получается, она сразу бросает это занятие и начинает
рыдать. Когда мы делаем что-то вместе, ей это нравиться, но как только я
предлагаю ей самостоятельно это сделать, опять начинается рёв. Еще она часто
замыкается в себе, плачет, но не говорит почему, отталкивает нас и молчит.
Вот такие у нас проблемы. Буду
очень благодарна, если Вы что-нибудь нам подскажете.
Софья.
Софья, спасибо вам за письмо.
Вы правильно делаете, что ищитепричину такого поведения дочери, здесь, действительно, есть о чем призадуматься. Обычно дети в этом возрасте,
наоборот, стараются делать все сами, особенно, если за этим следует похвала от
взрослого. Так ребенок удовлетворяет свою потребность в независимости от
родителей. Однако, есть и еще одна потребность, совершенно противоположная,
которая состоит в совместной деятельности со взрослым.
В норме дети, получая порцию самостоятельности с порцией родительской опеки,
справляются с таким кризисным состоянием. Но, по всей видимости, для вашей
дочки вторая потребность является более неудовлетворенной. Т.е. она нуждается в
вашем внимании, и пока Вы с ней играете – она получает то, что ей нужно, но как
только вы предлагаете ей делать это самостоятельно – она воспринимает это
отнюдь не как предоставление самостоятельности, а как отвержение ее вами.
Что касается причин такого поведения, то это вполне может быть ревность
ребенка к кому-нибудь (кому Вы, по ее мнению, уделяете больше внимания), может
быть просто недостаток внимания (Вы загружены работой, ребенок скучает без
Вас), обида (Ребенок не должен сомневаться в том, что его любят).
Выход из этой ситуации есть, но только если Вы поймете истинные причины
такого поведения ребенка. Ревность? Недостаток внимания? Обида?
Практическое
задание
А
теперь – практическое задание на развитие восприятия. Это настольные игры.
Сделай узор (для ребенка
3-4 лет)
Ребёнокдолжен выложить орнамент из одноцветных
геометрических фигур. Эта игра развивает восприятие формы, помогает
анализировать расположение предметов в пространстве. Сделайте
аппликацию-образец, на который ребёнок сможет
ориентироваться. Пусть это будет салфетка, вы подарите её малышу. А салфетку с
таким же узором захочет получить в подарок любимая кукла. Чтобы ребёнок смог её
сделать, предложите ему бумагу и такие же фигуры, как в образце. Фигуры должны
быть простыми. Подходят круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники
одинакового размера, ВАЖНО чтобы в одном орнаменте присутствовало немного
разных фигур. Например, в середине листа - круг, а по углам треугольники. Чтобы
облегчить ребёнку выполнение задания, заранее нарисуйте в нужных местах на
листе бумаги контуры фигур, которые ему нужно будет туда положить. Обязательно
рассмотрите с ребёнком образец, дайте ему обвести пальцем края каждой фигуры;
пусть он, если сможет, назовёт формы и опишет словами расположение фигур (а не
сможет - помогите ему в этом). Только теперь можно переходить к составлению
орнамента. Фигуры могут быть маленькие, средние или большие. В набор фигур для
вкладывания можно включить только те фигуры, которые нужны для орнамента;
задачу можно усложнить, если добавить к необходимым фигурам несколько других
(например, квадрат и прямоугольник). В дальнейшем можно придумывать более
сложные орнаменты, включающие по три разные геометрические формы. Когда фигуры
орнамента разложены по местам - их нужно приклеить (если у ребёнка не
получается, помогите ему). Теперь, когда салфетка готова, её можно торжественно
подарить кукле. Пусть она поблагодарит малыша - это доставит ему радость.
Головоломки (для ребенка 5-6
лет)
Составление фигур-головоломок - занятие увлекательное и полезное для
развития восприятия и пространственных представлений. Не спешите давать ребёнку
сложные головоломки, купленные в магазине. Начните с простых игр собственного
изготовления (подключите малыша к этому процессу).
Вырежьте из картона несколько одинаковых квадратов и покрасьте каждый
из них в свой цвет, не забудьте закрасить обе стороны (с этой задачей вполне
может справиться ребёнок). Теперь разрежьте каждый квадрат по-своему: на два
треугольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких
квадрата и т.д. Головоломка готова. Сначала малыш может составлять квадраты,
накладывая детали на заранее нарисованные вами контуры.
Задание можно упростить, обозначив внутри контура линии, по которым
разрезан данный квадрат. Его можно и усложнить, увеличив количество частей и
сделав разрезы несимметричными. Позже ребёнок может учиться пользоваться
контурной схемой уменьшенного размера. И конечно, таким же образом можно
учиться составлять любую фигуру - круг, треугольник и т.д.
Выложи сам (для ребенка
6-7 лет)
В этой игре ребёнок научится анализировать форму предметов. Дайте ему
контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических
фигур, и набор этих фигур. Сделайте игру подходящей по сложности для вашего
ребёнка. Если на контуре-образце внутренними линиями показать, как составлять
картинку, решить задачу будет намного легче. Если сделать образец не в
натуральную величину (по размеру фигур), а мельче - задача усложняется. Её
сложность зависит и от того, какое количество фигур дают ребёнку: если их больше,
чем необходимо, то ему придётся отбирать нужные.
Совет. Для этой игры вполне может
подойти школьный математический набор (коробочка с разноцветными
геометрическими фигурами и прямоугольниками с цифрами). Этот набор подойдёт и
для других игр, а позже понадобиться в начальной школе. Но если вы найдёте
время, чтобы сделать более сложные геометрические фигуры (трапеции, ромбы,
равносторонние треугольники, многоугольники и т.д.), штук по 10 каждого вида,
то возможности вашего ребёнка станут гораздо больше. Помимо всего, он сможет
развивать воображение.
Кстати, при разговоре с ребенком о фигурах, говорите правильно: «круг»,
«квадрат», «прямоугольник»,не говорите
«прямоугольничек», «квадратик». Это осложняет
усвоение речевого материала.