Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск 12.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск № 12 «Все, что вы хотели знать о детях»

 

День добрый, друзья! С вами  ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!

Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!

 

Организационные вопросы

Уважаемые родители! Я очень благодарна вам за ваши письма, за поддержку и теплые слова в адрес рассылки! Я испытываю огромную радость от того, что моя помощь нужна и важна для вас! Еще раз спасибо, я буду стараться делать выпуски интересными и содержательными, а вас попрошу присылать свои вопросы, темы для бесед, пожелания к нашей теоретической и практической части. Сегодня я снова открываю раздел «Детская мастерская» и предлагаю серию занятий с ребенком для……

В разделе «Детская психология для родителей» сегодня – о слове «НЕЛЬЗЯ» в жизни малыша. Сегодня я предлагаю вам отрывок из книги  Аллана Фромма «Азбука для родителей»

В разделе «Психологическая консультация» у нас сегодня письма.

Темы консультаций:

Запреты и наказания

Нужно ли внушение во сне ребенку 6 лет?

Ребенок и спорт

В разделе «Детская мастерская»  - начинается серия практических игр для развития познавательных способностей. Сегодня – игры на внимание

В разделе «Для души» - продолжение книги В. Тарасова «Книга для героев»

Объявление!

Многоуважаемые родители, мамы и папы, имеющие ребенка 6-летнего возраста!

Сегодня я хочу обратиться к вам с одной очень важной просьбой.

Я сейчас провожу научное психологическое исследование (самооценка детей 6-летнего возраста и связь детской самооценки с оценкой родителей этого ребенка).

В связи с этим хочу предложить вам поучаствовать в этом исследование. В результате мы с вами могли бы выяснить, насколько ребенок реально оценивает себя и свое место в семье, а также насколько реально оценивают его мама и папа, и есть ли расхождения в этом направлении. А ваше участие оказало бы и мне неоценимую помощь.

Если вы согласитесь, я вышлю вам задания, которые интересны и просты в выполнении. Единственное, что вам необходимо иметь - сканер, так как несколько заданий будут в виде выполнения рисунков. Если у вас есть такая возможность, буду безмерно благодарна! Все исследование займет у вас минут 40, а вы сможете узнать о себе и своем ребенке много интересного!

Жду ваших писем по адресу: svetlana-sushinskikh@yandex.ru

P.S. Выражаю благодарность тем, кто уже согласился помочь (Лена и Катя К.)!

 

Детская психология для родителей.

«Нельзя» в жизни малыша.

Если бы огромный колокол звонил всякий раз, когда мы произносим «Нельзя!», мы не смогли бы вынести такого шума. И все же каждый раз, как только мы говорим это слово, в ушах наших детей оно звучит оглушительным звоном. Можно ли вытерпеть это? И дети не терпят: они сердятся, злятся, кричат, протестуют и часто становятся еще более упрямыми.

Конечно, совершенно очевидно, что мы, родители, не можем допустить, чтобы дети пренебрегали нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, что плохо и что хорошо, что опасно и вредно и тому подобное. Что же нам делать? Исключить «Нельзя!» из нашего словаря? Конечно, нет. Ведь дети неопытны, неразумны, многого не знают, и нам постоянно приходится учить их.

Беда, если мы употребляем «Нельзя!», лишь выражая свое нетерпение, а не из желания поправить ошибку ребенка или предостеречь его. Мы произносим это слово раздраженно, гневно, словно приказание,— друзья таким тоном не разговаривают!

Большинство из нас понимает это, но не умеет найти выход из положения. Многие родители нередко жалеют, что слишком часто повторяют ребенку «Нельзя!», решают иначе с ним обращаться, но вскоре забывают и ведут себя по-прежнему. Изменить свой характер нелегко, поэтому надо стараться уяснить некоторые важные положения.

Прежде всего следует понять, что ребенок целиком находится в плену своих желаний, над которыми у него еще нет или почти нет никакой власти. Понадобятся многие годы, прежде чем он научится управлять ими. Если же мы попробуем укоротить этот срок, то допустим грубую ошибку. Было бы слишком наивно надеяться научить детей за несколько первых лет жизни добровольно отказываться от чего-то, идти на компромисс, отдалять исполнение своих желаний. Точно так же не следует ожидать, что они поймут наши уроки с первого же разъяснения или после первой взбучки.

Во-вторых, если надо в чем-то отказать ребенку, сделайте это по-дружески. Конечно, поправить его ошибку необходимо, но в любом случае надо сохранить с ним добрые отношения и не унизить его человеческое достоинство.

В-третьих, неправильное употребление слова «Нельзя!» только тормозит ПОВЕДЕНИЕ ребенка, но нисколько не отменяет его ЖЕЛАНИЕ. Наши резкие и настойчивые «Нет!», «Нельзя!» лишь вызовут у него чувства ущемленности и огорчения. Даже если нам удастся запретить детям что-нибудь, чего, на наш взгляд, делать нельзя, не разумнее ли исправить, изменить само их желание сделать это? Но как? Главным образом с помощью мягких, спокойных и терпеливых объяснений, ПОЧЕМУ именно нельзя или не стоит делать то, что вы запрещаете или в чем отказываете. Не все мы способны на это, и тем более в любой момент. Но если мы все же попытаемся вести себя с детьми так почаще, нежели прежде, то непременно будем вознаграждены — пусть не сразу, а какое-то время спустя. Это гарантировано.

Нет нужды добавлять, что сделать это гораздо труднее, чем всякий раз кричать «Не-е-е-е-т!» из одной комнаты в другую.

В то же время не совершайте ошибку, ожидая, пока ребенку исполнится 5—6 лет. Обычно «Нет!» и «Нельзя!" начинают звучать, едва малыш научится ходить. Вот тут-то и следует приниматься за решение подобной проблемы.

Наконец, если вы считаете, что ваш характер исключает всякий терпеливый и спокойный подход к ребенку, вам остается сделать одну крайне важную вещь: раз уж ваша нервозная манера все запрещать выводит ребенка из себя, настраивает его против вас, вознаградите его особенно нежной лаской в минуты, когда проявляете свою любовь.

Психологическая консультация.

Запреты и наказания

Добрый день, Светлана!

Спасибо Вам за Вашу рассылку - в ней очень много полезной информации и советов.

Моему сыну 1,5 года. Он очень активный и энергичный малыш. Как, наверное, и большинство деток в этом возрасте, рвется все исследовать и изучать. Большие сложности возникают у нас в связи с наложением запретов на сферу его "исследований". Мы пытаемся многократно терпеливо ему объяснять, что, например, нельзя трогать плиту, но он с тем же упорством продолжает это делать и спустя несколько месяцев регулярных запретов. Я читала, что до двух лет ребенок не воспринимает слово "нельзя", но тогда каким же образом "регламентировать" его действия (большинство запретов касаются его безопасности).

Есть и другой аспект: я против применения силы в воспитании, но иногда в сердцах, но чаще тогда, когда ситуация опасна и не до разговоров, шлепаю его по попе (хотя в душе потом всегда себя корю). Минутный результат достигается, но на дальнейшие действия не распространяется, а в дальнейшем, как мне кажется, повышает его уровень агрессии (может ударить, укусить и т.п.).

Вопрос в следующем: каким же образом стоит внедрять запреты в жизнь ребенка такого возраста?

Заранее благодарна за ответ.

С уважением,

Виктория

 

 

Ответ:

Здравствуйте, Виктория!

Спасибо за теплые слова в адрес рассылки!))

Что касается запретов. Вы знаете, хотела дать некоторые рекомендации, а потом решила предложить вам статью, так как она прямо в тему! Автор – Аллан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)

По поводу драться с родителями. Такое поведение возникает как раз в результате того, что ребенку в силу его возраста исследователя нужно «проверить» каким-то образом, любят ли его родители или нет. Как проверить, он еще не знает, но то, что нужно привлечь внимание к себе, если что-то нужно, он очень хорошо знает. Вот и привлекает. И ждет реакции родителей. Если его не наказывают за это и ничего не говорят, он воспринимает это как игру, ведь ему не сказали, что бить людей это плохо и больно. Если ему говорят, что он плохой мальчик, наказывают его, то он со временем понимает, что он плохой и ЕГО НЕ ЛЮБЯТ, а это уже трагедия для ребенка: любимые мама и папа не принимают его таким, какой он есть. Поэтому когда возникают ситуации, когда ребенок дерется, нужно найти золотую серединку: не говорить ему, что плохой ОН, а сказать, что он плохо поступает и что людей, а особенно родителей бить НЕЛЬЗЯ, покажите, что вам больно и обидно, «заплачьте». Если он продолжает это делать, возьмите его за руку и настойчиво отведите от себя в сторону со словами: нехорошо, мне больно. Почаще обнимайте ребенка, говорите, какой он любимый у вас и хороший, возможно, ему не хватает доказательства вашей любви и уверенности в том, что его принимают таким, какой он есть, вот он и пытается сам решить эту проблему.

Удачи вам!

С уважением, Светлана

 

Нужно ли внушение во сне ребенку 6 лет?

Здравствуйте, Светлана.

Благодарна вам за вашу работу. Очень помогает.

У меня вопрос по поводу воздействия во сне. Довольно давно я читала в журнале о том, что если проговаривать какой-то настрой человеку вскоре после засыпания, то это может иметь действие. У меня нервный, вспыльчивый ребенок, мальчик 6 лет. Многое ему не

нравится, или он не хочет принимать так, как есть. Я хочу попытаться внушить ему простые понятия, чтобы ему легче было воспринимать мир. В какое именно время нужно обращаться к спящему? В какой форме  и от чьего лица убеждать ребенка? Какова продолжительность сеанса? Сколько предложений можно сказать, как часто их повторять, в каком порядке? Есть ли предпочтительные слова и обороты? Как часто это можно делать?

Спасибо.

Ваша постоянная читательница Елена Ч.

 

Ответ:

Здравствуйте, Елена!

Немного вас огорчу, если скажу, что не смогу вам помочь в том, о чем вы просите. Объясню причины. Во-первых, немного об истории этого метода. Изобрела его, как мне помнится, одна женщина-ученый Ж. Торн, эта система так и называется «внушение во сне», который состоит из 4-х ступеней. Подробнее об этой технике можно почитать в Интернете. Кроме того, существуют и более глубокие техники внушения во сне, уже на гипнотическом уровне, которые основаны на дыхании спящего и произнесении ключевых фраз во время определенных фаз сна.

Причины, по которым я бы не рекомендовала заниматься подобными вещами:

1. Все это, конечно, замечательно, но вот о  последствиях, как правило, умалчивается.

2. Ведь это работа с подсознанием человека, а подсознание – область малоизученная, что ожидает от этой «работы» в будущем – неизвестно.

3. Гипнозом и внушением занимаются обычно дипломированные специалисты, которые очень хорошо знают и технику, и особенно показания к подобным вещам.

4. А эта причина – чисто мое мнение – внедрение в личность человека без его ведома, я всегда против того, чтобы «помогать» подобным образом, особенно ребенку с его хрупкой психикой.

Есть другие методы, которые помогают нервному, вспыльчивому ребенку справиться с проблемным поведением – специальные коррекционные игры, арттерапия, высокая двигательная активность с достижением результата (то есть игры, соревнования, где нужно обязательно получить результат, иными словами, направить энергию ребенка в нужное русло). Таким детям необходим строгий режим и распорядок дня, четкое распределение запретов, поощрений и наказаний. Обязательно спокойная обстановка дома, минимум телевизионных передач, исключение компьютерных игр и максимальный сон.

Всего вам самого лучшего!

С уважением, Светлана

 

Ребенок и спорт.

Здравствуйте, Светлана.

Мне очень понравились Ваши разъяснения по разным вопросам, все понятно и доходчиво. Я большое внимание уделяю детской психологии, много рассылок получаю, читаю статьи в периодике. Но пока не могу найти решения для нашей ситуации. Сыну 6 лет. Записались в секцию УШУ, он хотел туда пойти. Но уже после первых тренировок он стал отказываться ходить туда. Я думаю, он сначала не понимал, что тренировка - это и физическая работа и усилие над собой, а потом понял, что придется преодолевать трудности, и испугался. Он боится неудач, если не уверен в себе, то просто не будет делать, чтобы не потерпеть поражения. Вот и сейчас, как мне кажется, он именно из-за этого не хочет идти на тренировку, хотя в группе есть дети даже меньше его и заведомо "хуже" (первый год идет только общефизическая подготовка и растяжка). Предполагаю еще некоторые причины: просто лень напрягаться, не любит подчиняться, нет энтузиазма

и стремления чего-то достичь, недостаточно развитая координация и т.п.

Пока мы еще продолжаем ходить, перед каждым занятием я провожу беседу, объясняю необходимость физического развития, пользу волевых усилий, он теоретически согласен, но на практике не может себя пересилить, твердит, что ему не нравится. Если бы я не знала, что ему практически ничего не нравится, я бы не стала так заставлять. Тем более, что спорт как раз закаляет характер, помогает выработать те качества, которых ему не хватает. И еще, если мы сейчас бросим занятия, то не выработается ли у него реакция, что если трудно, то можно просто уйти от этого, и проблема исчезнет?

И еще аргументы, что надо продолжать ходить:

- сын очень активный, подвижный, ему надо растратить свою энергию;

- вне тренировок он часто вспоминает стойки, упражнения, учит этому других, любит фильмы про восточные единоборства;

- в своих фантазиях он всегда сильный и умелый, он именно занимается спортом;

- раньше он немного побаивался сверстников, уходил от физического контакта, а сейчас борется и толкается в игре, как и все другие ребята.

Помогите разобраться, надо ли сейчас заставлять, чтобы он привык, что надо чем-то заниматься? Если это просто адаптация, то сколько ждать положительного эффекта? Допустимо ли проявлять в такой ситуации насилие? Будет ли стоить результат таких психических затрат, не сломает ли это ребенка?

С уважением, Лена 

 

Ответ:

Лена, добрый день!

Очень актуальную тему вы затронули и очень хорошо, что пытаетесь сделать верный шаг в воспитании характера сына!

Во-первых, волевые качества сами собой не приходят и их нужно развивать и воспитывать. А воспитать можно только в каждодневном труде.

Во-вторых, 6 лет – возраст, когда закладываются мотивы в поведении, которые и будут определять способ принятия жизненных решений. Таких мотивов два – мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Сами понимаете – легче всего сказать, что у меня не получается и буду я ходить в середнячках, получать троечки, меня дальше будут обходить на поворотах сверстники-лидеры, получать главные роли в школьных мероприятиях, уводить девушек, занимать более высокие должности и т.д. А вот научиться достигать результат – путь очень сложный. Теоретически согласен – не значит, что понимает и тем более, что будет стремиться к выполнению. Детки хитрецы – ради своего мотива они готовы соглашаться с чем угодно, лишь бы его лишний раз не ругали и не читали нотаций.

Лена, мне хочется спросить – а какое участие в воспитании подобных качеств принимает отец ребенка, ведь именно на примере отца ребенок учится быть сильным и выносливым. Даже если отца нет, хорошо бы если бы вместо него был любой значимый для него мужчина, на которого бы ребенок ориентировался.

Еще вы говорите, что ребенок боится неудач. Здесь уже дело в самооценке ребенка. Она может быть как завышенной, так и заниженной. Не очень хорошо и то и другое. Завышенная – ребенок не может адекватно оценить себя и других, у него нет сил справиться со своими поражениями, впоследствии, если не уравновесить самооценку, у ребенка возникают трудности в общении, плохой контакт с учителями, развивается нервозность, ребенок не может найти общий язык со сверстниками.

Помочь ребенку может адекватная оценка взрослых, а не преувеличение его способностей, нужно дать понять, что есть не только победа, но и поражение, и учить ребенка принимать поражение, как должное, как часть жизни.

Заниженная – ребенок не верит в себя, в свои возможности и силы, в итоге уходит от трудностей, ему трудно познакомиться с другими детьми, трудно влиться в коллектив, он тяжело переживает неудачи, в итоге развивается замкнутость, низкий уровень общительности, комплексы.

Помочь в этом случае может подбадривание, радость при малейшем успехе, такого ребенка надо чаще хвалить, давать ему сложные задачи и значимые поручения. Обязательно заниматься спортом для развития таких качеств как стремление к победе, воля.

Попробуйте вашему сыну дать срок, в который он будет посещать занятия, например, полгода и пообещайте, если он будет хорошо заниматься, вы позволите ему уйти из этой секции, но при условии, что он подумает и решит, чем бы он хотел заниматься и перейти туда, куда бы хотел. Попробуйте не давить, а элементарно, по-дружески договориться и найти компромисс.

Успехов вам и вашему сыну!

 С уважением, Светлана

 

 

 

Детская мастерская

С сегодняшнего выпуска – в детской мастерской игры на развитие познавательных способностей у ребенка. Это важный фактор развития готовности к школе.

Сегодня – игры на развитие внимания.

Внимание — это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Это сосредоточенность дея­тельности субъекта в данный момент времени на ка­ком-либо реальном или идеальном объекте — пред­мете, событии, образе, рассуждении и пр.

Ребенок еще не может самостоятельно управлять своим вниманием и чаще всего оказывается во влас­ти внешних впечатлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, трудности в частой смене деятельнос­ти. У детей этого возраста необходимо развивать про­извольное внимание, т. к. оно тесно связано с разви­тием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания (в особенности таких от­дельных свойств произвольного внимания, как объем, концентрация, распределение, переключение и устой­чивость).

1. «Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание. На стол ставится три-четыре игрушки (в дальней­шем можно увеличить их количество) и ребенку дается их рассмотреть в течение одной - двух минут. За­тем попросите ребенка отвернуться, а тем временем уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось? Можно не убирать игрушку, а просто поменять их местами, не убирать и не менять игрушки.

2. «Что получилось?»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция:

Отступите сверху листа в клеточку три клетки вниз и от левого края листа три клетки вправо. По­ставьте точку. А теперь слушайте внимательно: я вам буду говорить, как нужно будет проводить линии, а вы рисуйте так, как я буду диктовать. Например: одна клетка вправо, одна — вниз, одна клетка влево и одна клетка вверх. Что же получилось? Получился квадрат. Это самое простое задание. Далее будут за­дания сложнее, но если вы будете внимательны и не сделаете ошибок, то у вас получится такой же рису­нок, который я задумала.

3. «Корректурная проба»

Цель: развивать умение анализировать написан­ные цифры и буквы (знаки) и уметь «видеть» нуж­ное. Помогает развивать устойчивость, целенаправ­ленность и концентрацию внимания.

Инструкция:

Посмотрите внимательно на лист бумаги. Ваша за­дача — очень внимательно и быстро просматривать цифры и буквы (значки) и вычеркивать все буквы «а» и цифры «2», которые вам встретятся.

8абвгд4жзе2атунол9стуфх7ыю

яЗс2ном6абвгд2умликал2мр

Ст2а5и6мн2сэетуо2лсуах7ыя

 

4. «Хлопай в ладоши»

Цель: развивать способности к переключению вни­мания, к быстроте переключения и распределения внимания.

Инструкция:

Сейчас я буду называть различные слова: стол, кровать, карандаш, воробей, книга, стул, кошка, чашка и т. д.

Вы должны меня внимательно слушать и хлоп­нуть в ладоши в тот момент, когда услышите слова, обозначающее (называющее) животного (посуду, ме­бель и т. п.). Можно немного поменять задание, пред­ложив детям встать, когда услышат слова, на которые нужно обращать внимание.

5. «Запрещение цвета»

Цель: развивать опосредованное внимание, концен­трацию и распределение.

Инструкция:

Слушайте меня внимательно! Я буду вам сейчас задавать вопросы, а вы должны быстро записывать ответы в столбик, соблюдая два правила: 1. Нельзя называть два запрещенных цвета — белый и голу­бой; 2. Нельзя дважды называть один и тот же цвет.

Вопросы:

1. Какого цвета трава? 2. Какого цвета небо? 3. Ка­кого цвета лепестки подсолнуха? 4. Какого цвета ле­пестки у ромашки? 5. Какого цвета листья осенью? 6. Какого цвета лягушка? 7. Какого цвета снег? 8. Ка­кого цвета море? 9. Какого цвета солнце?

Возможные варианты ответов:

1. Зеленого. 2. Синего. 3. Как трава. 4. Молочного. 5. Желтого, красного, бордового. 6. Болотного. 7. Ис-крящийея. 8. Бирюзовый, цвет морской волны. 9. Оранжевого, яркого.

6. «Запрещенные движения»

Цель: формировать собранность внимания.

Инструкция:

Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опус­кать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы долж­ны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто оши­бется, выбывает из игры.

Делимся опытом

Ждем ваших писем для дискуссии!))))

Для Души

 Мы не знаем, кто стар и кто молод.

Князь решил дать коню отдых и напоить его. И спустился к берегу реки, где старый рыбак ловил рыбу. Старику было восемьдесят лет.

Князь разговорился с ним и проговорил четыре часа. Потому что после каждого ответа рыбака хотелось спросить еще что-нибудь.

Князь сделал его первым министром. Тот управлял страной сорок лет, а потом умер.

Один юноша, который жил в другой стране и в другое время, был талантливым полководцем. Он стал полководцем, когда ему было семнадцать лет. Но он был слаб здоровьем и в девятнадцать лет умер.

Мы не знаем, кто стар и кто молод.

Старый рыбак был еще юношей во время той встречи на берегу, еще сорок лет ему предстояло управлять страной.

Юноша уже был глубоким стариком, когда он стал полковод­цем: ему оставалось жить всего два года.

Мы не знаем, кто стар и кто молод, пока человек жив. Мы можем наметить дату смерти очень нескоро и умереть молодым. А можем наметить ее пораньше и всю жизнь жить стариками.

Тот, кто выбрал дату смерти и знает путь, меняют свою предстоящую жизнь. Рядом стареют и уходят в прошлое друзья. Потом стареют и новые, более молодые друзья. Люди стареют и про­ходят и мимо. Это грустно. Но жизнь не может состоять только из радостей и удач.

В. Тарасов «Книга для героев»

 

 

До встречи в следующем выпуске!

Светлана Сушинских, психолог.

Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru

Приглашаю на мой сайт.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное