Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск 10.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск № 10 «Все, что вы хотели знать о детях»

 

День добрый, друзья! С вами  ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!

Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!

 

Организационные вопросы

Дорогие родители!

Несколько последних рассылок у нас с вами – тема страхов. Я не ожидала, что тема будет настолько значимой и интересной для вас, тем более, что придет столько писем. Я обязательно отвечу на все. Если письмо не будет опубликовано в рассылке, в любом случае, я отвечу на него по почте. В ваших письмах прозвучала просьба о том, как  и чем практически помочь ребенку, страдающему страхами.

Поэтому сегодня в разделе «Детская психология для родителей»о помощи детям, испытывающим страхи.

Скорее всего, следующий выпуск будет полностью посвящен вашим письмам на тему детских страхов с практическими советами.

В разделе «Психологическая консультация» у нас сегодня письма.

Темы консультаций:

Отношения между детьми-близнецами

Ребенок не может за себя постоять

Страхи у ребенка 8 лет

Непослушный ребенок

Сегодня в разделе «Для души» - продолжение книги В. Тарасова «Книга для героев»

Детская психология для родителей.

 

Как помочь ребенку справиться со страхом?

В основе боль­шинства ночных страхов находятся страхи, порожденные семейной ситуацией, размножающиеся сверх возрастной нормы и приобретающие угрожающий жизни характер. Поэтому самым действенным способом устранения ночных страхов будет умень­шение дневных страхов у детей, повышение их уверен­ности в себе, налаживание взаимоотношений в семье, вклю­чая коррекцию неправильного воспитания и нейтрализа­цию конфликтов. В свою очередь, устранить страхи у де­тей невозможно без заинтересованного участия родите­лей и их лечения по поводу собственных невротических проблем и состояний.

Чем раньше обнаружены страхи у детей, тем лучше для их дальнейшего психического состояния, поскольку это помогает во многом разобраться в переживаниях, нераз­решимых для них по возрасту и объективным, склады­вающимся в семье обстоятельствам.

Как же выгнать страхи из сна? Можно, конечно, внушить определенный, за­щитного плана, характер сновидений (кто-то или нечто изгоняет, уничтожает угрожающие ночные образы), и дело с концом. Не совсем так. Если у детей подобное внуше­ние более или менее работает, да и то его используем после рисования страхов, то у взрослых желаемое в дан­ном случае можно выдать за действительное.

Особенно помог­ают такие простые, но психотерапевтически обыгрывае­мые игры, как пятнашки, жмурки, прятки. Они рассчитаны на устранение страхов одиночества, тем­ноты и замкнутого пространства. Пятнашки устраняют страх неожиданного воздействия: никто из играющих не знает, как поведет себя пятнающий, к кому во время бега он обернется, внезапно изменив направление, да еще с нарочито угрожающими репликами: «сейчас догоню», «я тебе покажу», «как хлопну» и т. п. Именно неожи­данность, чего НЕ ОЖИДАЛИ, и будет предпосылкой, первичным ощущением страха витальной (жизненной) угрозы. Ведь все чудища, страшилища появляются вдруг, внезапно, без предупреждения, вторгаясь в сознание как инородное тело, комета, метеор.

Жмурки — вторая игра, которая продолжает устра­нять страх внезапного воздействия хотя бы тем, что ищу­щий внезапно наталкивается на остающихся на своих мес­тах участников игры и должен определить, опознать че­рез ощупывание, кто именно находится перед ним: тетя, дядя, мать, отец, врач, мальчик, девочка, поскольку в игре принимает участие несколько семей и ассистентов — по­мощников врача. Однако глаза у ведущего завязаны и за крыты — это условие игры, то есть создается внутреннее замкнутое пространство, перед которым нужно не робеть, а действовать, выполняя правила игры.

Во время игры в прятки каждый должен спрятаться один, отдельно от родителей, в весьма ограниченном, тес­ном пространстве, где к тому же нет света — согласно правилам игры. Правила выступают, таким образом, в качестве нормализующего, стабилизирующего и терапев­тически активного фактора. Соответствующим образом игра может дра­матизироваться. Все играющие сначала скапливаются на лестнице между двумя дверями, и водящий — тот, кто ищет, внезапно хлопает в ладоши. В мгновение ока, прак­тически до окончания счета «раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» всем необходимо открыть двери в суматохе и панике и быстро найти укрытие — личную безопасность. Может быть и два претендента на место, где можно спрятаться, и ребенок может по-прежне­му стремиться быть вместе с родителями, а кто-то не успевал спрятаться и лихорадочно искал подходящего укрытия. Опять же водящий ищет остальных участни­ков игры с угрозами «сейчас найду», «никто от меня не уйдет», «покажу, как прятаться». Этими нарочитыми уг­розами и достигается цель нейтрализации страха чудо­вищ. Взаимный обмен такими угрозами со стороны ро­дителей и детей помогает устранить излишнюю напря­женность в отношениях по типу Известной разрядки, снятия накопившегося напряжения и одновременно нейтрализовать избыток не переработанных сознанием уг­роз и предостережений.

 

Хочу предложить вам игры, в которых преодолеваются конкретные детские страхи. Они разработаны известными практическими психологами-корректорами И.Я. Медведевой, М.И. Чистяковой, Т.Л. Шишовой, А.И. Захаровым и другими.
Игры успешно применяются на практике не только специалистами, но и родителями.

Страх темноты
Малыша, который боится засыпать в комнате без света и находиться в темных помещениях, ни в коем случае нельзя заставлять это делать! Надо понимать, что чадо боится вовсе не потому, что растет трусишкой: все дело в его богатом воображении, которое свойственно дошкольникам и младшим школьникам. Поэтому вместе с ребенком приобретите веселенький ночничок в виде, например, волшебного гномика, который, конечно, не подпустит и близко всяких монстров! Потом, когда малыш перестанет прибегать к вам в слезах, «давайте гномику немножко отдохнуть» - отключайте ночник сначала на несколько минут, потом постепенно увеличивайте время, пока надобность в нем совсем не пропадет. Вместе с ночником можно купить красочное постельное белье с различными сказочными персонажами, которые со всех сторон обнимут малыша, и никто его не обидит. И, наверное, даже не стоит об этом говорить, но все-таки не позволяйте ребенку смотреть ужасные мультфильмы, фильмы, которые не соответствуют его возрасту, тем более не надо делать это на ночь. Не провоцируйте его воображение и формирующуюся нервную систему.

«Зверушки в норке» - игра для детей 3-4 лет
Придумайте, как можно сделать детской кроватке полог. Лягте вечером с малышом в его постель. Включите ночник. Накройтесь одеялом и разыграйте с ним такой нехитрый сюжет. Как будто вы маленькие мышата (зайчата, лисята...), лежите в своей уютной, любимой норке. Там, на улице, сверху, холодно, гроза, воет ветер. А ваша норка совершенно безопасная, теплая и уютная. Никто не знает, где она спрятана и не сможет к вам прийти. И вы никого-никого не пустите и никому-никому не расскажете, где ваша норка, ну, разве что папе, по большому-большому секрету.
От вашего голоса тоже очень много зависит. Чем нежнее и спокойнее он будет, тем комфортнее будет чувствовать себя малыш. В первые несколько дней лучше всего дождаться, пока ребенок уснет. А потом предложите ему вместо себя его любимую игрушку, которой по секрету можно показать, где находится чудо-норка. Не приучайте ребенка накрываться с головой - это не безопасно!
Наутро (ни в коем случае не перед сном) можно разыграть, как норку попытался обнаружить какой-нибудь злой волк, роль волка исполнить может сам ребенок. Конечно же, у волка ничего не получится, ведь норка очень надежная.

«В темной норе» для детей 4-5 лет
Разыграйте с ребенком такую историю. Лиса (это вы) пригласила Зайку (ваш малыш) и Утенка (его изображает игрушка, а озвучивает ваш ребенок - у него сразу две роли) в гости, заманила их в нору, пообещав угощение. Но как только зверята зашли в нору, лиса захлопнула дверь и закрыла на замок. Засмеялась и пошла разводить огонь, чтобы сварить малышей себе на обед. Они оказались запертыми в полной темноте. Утенок сразу стал плакать и громко звать свою маму. А вот Зайчонок не растерялся и стал думать, как выйти из положения. И предложил утенку вырыть подземный ход. Они стали рыть, и вскоре в небольшую щелку проник свет. Через несколько минут друзья оказались на воле и радостные побежали домой. Лиса вернулась и чуть с ума не сошла от досады!
Норой должно служить помещение, в котором нет окон, например кладовка или ванная комната. Малыш заходит туда сам, вы тихонько прикрываете дверь и голосом имитируете, как закрывается замок (не закрывайте ребенка по-настоящему!) Малыш «роет подземный ход», скребя пальцами по двери. Вы через некоторое время начинаете потихоньку приоткрывать дверь, чтобы в щелку проникало все больше и больше света, пока дверь не приоткроется достаточно, чтобы ребенок мог выйти. Обязательно как можно эмоциональней изобразите досаду лисы, чтобы ребенок хохотал, - он должен быть вознагражден за то, что сидел в полной темноте.
Как и в предыдущих играх, время пребывания в темном помещении от игры к игре увеличивается.
«Смелый разведчик» для детей 5-8 лет
Лучше, если эта игра станет эпизодом развернутой игры в войну, которую придумает папа (командир) с ребенком (разведчик или разведчица), а участвовать в ней будет вся семья, и у каждого будет свое боевое задание. Вашему чаду достанется такое. Нужно ночью, незаметно для врага, сходить на разведку. В темном помещении в разных местах раскладывается оружие. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру о состоянии вражеского арсенала. Командир награждает разведчика медалью за отвагу.

Ночные кошмары
Страшные сны снятся и нам, взрослым, тоже. И мы знаем, как это неприятно. Хорошо еще, что за несколько минут до пробуждения, в последней фазе сна, подсознание дает нам возможность понять, что это только сон, а не реальность, и мы, утерев холодный пот, можем спокойно поспать еще часок-другой. У детей регуляция нервной системы не настолько совершенна, она только формируется. Поэтому основная проблема детских кошмаров в том, что малыши не могут проснуться усилием воли, как мы, и отличить сон от реальности. Они воспринимают страшные образы сновидений как нечто живущее само по себе.
Лучшее, что тут можно сделать, - это «вытащить» ночной кошмар наружу и научиться им управлять. Для начала, конечно, нужно проанализировать, не спровоцированы ли эти сны извне, страшными фильмами, чтением, чьими-то рассказами.
Например, один мальчик 7-и лет очень боялся вампиров, после того как посмотрел про них фильм. Ему снилось, что они залезают в его окно. Достаточно было ему объяснить, что да, вампиры, то есть существа, пьющие кровь, действительно существуют - это комары и летучие мыши. А фильм - это сказка для взрослых. Взрослые не боятся именно потому, что знают, как обстоят дела на самом деле. А тот, кто еще мал, тот верит этим сказкам, поэтому ему и не стоит смотреть такие фильмы. Желание быть взрослым победило, и вампиры «обесценились» в сознании мальчика до комаров, сновидения через некоторое время исчезли. А о просмотрах «ужастиков» родителям, конечно, пришлось забыть. По крайней мере, в присутствии сына. Но это то, что касается «навязанных» кошмаров. А вот те, которые рождает детское воображение, к сожалению, так просто не одолеть.
«Бестолковый кошмар» 4-6 лет
Сделайте с ребенком кукольный театр: пластилиновый, бумажный, проволочный, тканевый - насколько хватит фантазии и мастерства. Начните издалека: сначала изобразите не связанных с ночным кошмаром персонажей. Когда куклы будут готовы, предложите ребенку сделать то, что его пугает. Пусть он вам рассказывает, а вы будете рисовать или мастерить это чудовище. Затем предложите малышу разыграть в сценке его страшный сон. А сами подмечайте смешные детали в его кошмаре, наделяйте нелепостями то, что пугает ребенка особенно. Например, когда чудище за ним гналось и уже почти настигло (вы разыгрывайте это в куклах), оно вдруг споткнулось, шлепнулось в лужу, долго не могло встать, поскальзывалось и шлепалось обратно. Ваша эмоциональность должна заставить ребенка смеяться над собственным страхом. Каждый раз, играя в эту игру, придумывайте разные счастливые концовки страшного сна, и однажды пусть малыш нечаянно наступит на свой страх и раздавит его, а вы воскликнете: «Боже, что же ты наделал? Он же больше никогда не сможет тебе присниться!» Так ребенок научится чувствовать себя хозяином своего сна и, пусть не сразу, но избавится от ужаса перед властью ночного кошмара. С детьми постарше по этому же принципу можно завести «Дневник сновидений», где те же задачи будут решаться через рисунок.

Страх одиночества
Обычно лет в 6-7 дети спокойно остаются дома одни, но есть и такие, которые этого панически боятся. Они не гуляют во дворе, не ходят в магазин и вообще боятся остаться без взрослого. Этот страх испытывают хрупкие, застенчивые, нерешительные дети. Как правило, они умненькие, с хорошо развитым воображением, но при этом не умеют играть самостоятельно, часто томятся от безделья, не зная, чем себя занять. Поэтому их ничем не занятое воображение порождает всякие «страсти».
Самый лучший способ в данном случае - это помочь ребенку научиться чем-то себя занимать, познакомить его с разными играми. Если он будет творчески самовыражаться, тогда ему некогда будет придумывать всякие ужасы.

«Потеряшка» 4-8 лет
Предложите ребенку превратиться в маленького щенка, который потерялся. Обязательно обсудите, в какой семье щенок жил, какими были его хозяева, нравилось ли ему у них. Также пусть малыш придумает причину, по которой потерялся щенок. Итак, он остался на улице один. Что он чувствует? Очень важно, чтобы чадо как можно конкретнее описало чувства собачки, ведь это его собственные чувства, и нужно, чтобы он осознал их. Если игра не травмирует ребенка, он охотно в ней участвует, то придумайте вместе с ним, какие приключения ждали щенка. Старайтесь, чтобы это были хорошие события, хотя ваш малыш, скорее всего, будет придумывать, что пес попал под машину или его украли. Хорошо, он чуть не попал под машину, но водитель оказался внимательным (да и щенку стоило быть осторожнее), зато потом... и придумайте что-нибудь увлекательное. Пусть на пути щенку встречаются добрые люди, и, в конце концов, они помогут ему найти хозяина. Нужно подчеркнуть, что четвероногий путешественник был очень рад встрече с хозяином, но и свои приключения, ПОКА ОН БЫЛ ОДИН, он тоже вспоминал с удовольствием.

«Как важно знать свой адрес» 4-5 лет
Мальчик потерялся. Пусть ребенок сам придумает имя этому мальчику и почему он потерялся. Когда чадо будет рассказывать о причинах, обратите внимание на то, не родители ли были в этом виноваты? В этом случае вам стоит присмотреться к себе.
Мальчик потерялся, но не растерялся, а подошел к милиционеру и бойко, правильно назвал свой домашний адрес. Милиционер, конечно, малыша похвалил и доставил домой. А вот дальше поменяйтесь ролями. Вы - найденный ребенок, а ваше чадо - родитель. Посмотрите, как родители встретили своего мальчика. С радостью или с упреками. Это тоже может стать информацией к размышлению.

Существуют и другие страхи, которые одолевают маленьких детей: страх сказочных персонажей, боязнь войны и катастроф, уколов, врачей, боли, наказания. Родителям можно порекомендовать  книгу Т.Л. Шишовой «Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов». В ней вы встретите много игр и сказочных приемов, которые обязательно помогут вашей крохе победить свой страх.

 

Если вы не в состоянии помочь вашему ребенку справиться со страхом, обратитесь к психологу за очной консультацией. Он разработает для вашего ребенка индивидуальную программу коррекции, которая может включать в себя следующие методы.

 

Психогимнастика, тематические рисунки, ролевые сценки, релаксация с использованием музыкотерапии помогают выявить психологические конфликты детей с окружающими и внутриличностные конфликты. Образы, цветовая гамма в рисунках на свободную тему, в спонтанных рисунках и в музыкорисовании, в психогимнастике и релаксации отражают подсознательные процессы психики (страхи, фантазии, нарушение эмоционально-волевой сферы, конфликты и межперсональные установки, фрустрированные потребности).

Через музыкотерапию, психогимнастику и рисунки происходит самоосознание и высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей (невербальные коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной оценки и критики).

Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать и такой метод, как игротерапия. Игра для ребенка – дело серьезное, она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис. Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения.

Необходимо отметить и такой способ коррекции страхов, как сказкотерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Важно тактично относиться к ребенку и, если он итак напуган, например, Волком или Бабой Ягой, то не стоит читать ему страшные сказки с этими персонажами, тем более на ночь. Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир

Ароматерапия нормализует психическое состояние ребенка, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, способствует сопротивляемости ребенка вредным воздействиям окружающей среды.

Еще один способ коррекции – музыкотерапия. Чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают ребенка, расслабляя и отвлекая его от страха. Новизна ситуации с использованием музыки облегчает освоение ребенком приемов аутогенной тренировки, помогающей в дальнейшем контролировать свои эмоции.

Психогимнастика обогащает эмоциональный опыт ребенка, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует «зону ближайшего развития» личности и создает запас прочности в отношении вероятных эмоциональных и социально- психологических стрессов.

Танцетерапия – метод психотерапии, в котором сочетаются движения тела и воздействие музыки, которое отвлекает ребенка от страхов, способствует пониманию языка своего тела, умению корректировать чувства и эмоции.

 

Психологическая консультация.

Отношения между детьми – близнецами: ведущий – ведомый.

Здравствуйте, Светлана!

Меня зовут Ирина, у меня двое детей, мальчики - двойняшки, сейчас им 3,5 года. Читаю вашу рассылку давно, а теперь у меня самой возник такой вопрос: мои дети, хоть и двойняшки, очень разные по характеру: один (Андрюша) - ведущий, другой (Саша)- ведомый. С каждым днем замечаю, что это разделение проявляется все больше и больше. В отношениях друг с другом Андрюшка  становится все больше требовательным, может прикрикнуть, замахнуться на брата (при этом с другими детьми он этого себе не позволяет), а Сашка очень покладист, всегда уступает, отдает игрушки, кажется, что старается лишний раз "не связываться" с Андрюшкой. И в обучении тоже самое: Андрюшка тянется к знаниям, спрашивает, интересуется, а Сашка если рассказываешь,

показываешь - хорошо, нет - и не надо, во всем копирует Андрюшку. Один сам

задает вопрос, другой тут же его повторяет.  Подскажите, как научить Сашку быть более самостоятельным, инициативным, а Андрюшку признавать в брате равноправного человека, считаться с его мнением?

Спасибо,

с уважением, Ирина

Ответ:

Здравствуйте, Ирина!

Отношения близнецов отличаются от отношений детей друг с другом. И даже между братьями и сестрами, имеющими разницу в возрасте. А такое положение в паре близнецов как «ведущий-ведомый» очень распространенное явление. Причем в каждой паре проявляется по-разному. Дети могут со временем поменяться местами и ролями. Сложнее, когда ведомого не устраивает быть постоянно под превосходством ведущего и тогда в паре детей происходят постоянные стычки. Такое присутствует в основном в паре. Где дети имеют схожий темперамент. У вас же, по всей видимости, темпераменты у детишек разные, вот и произошло такое гармоничное взаимодополнение. Один чему-то учится у другого. Сильный учиться у покладистого быть более лояльным и покладистым, уступать, искать компромиссы в общении. А покладистый учится быть более сильным, проявлять инициативу. Нет ничего страшного в копировании поведения – это же очень даже вам на руку – Саша будет тянуться за Андрюшей в знаниях. У вас еще и возраст такой – развитие самостоятельности и обособление от взрослых.

Попробуйте еще не придавать значения своим установкам по поводу таких понятий, как лидер и ведомый. Это не негативные понятия. Попробуйте подойти к этому вот с какой стороны – лидер, значит, уверенный в себе, пассивность, значит, гибкость и умение ладить с окружающими.

И хочу вам привести пример из моей практики. Была у меня долгое время под наблюдением подобная пара близнецов и как я ни старалась объяснить родителям, что дети таким образом взаимодополняют друг друга и учатся друг у друга, родители все же решили вмешаться в процесс их общения. То есть насильно поставили детей в условия равноправия. В результате  ведомый ребенок стал постоянно болеть от непосильной нагрузки, а ведущий перестал быть сильным, стал отставать в развитии, стал более апатичным и дело чуть не дошло до реактивного невроза.

Так что позвольте детям самостоятельно управляться со своими взаимоотношениями. А вы попробуйте перевести их роли в позитивное русло и найти что-то хорошее в каждой роли для каждого мальчика.

Удачи вам и любви!

С уважением, Светлана

 

Ребенок не может за себя постоять.

Светлана, добрый день!

Прочитала письмо мамы Сергея, которого кусают в садике. У нас похожая проблема - тоже есть в группе один мальчик, который достает всех. Почему он это делает - это в общем - то его проблема. С родителями говорили, с воспитателями говорили, с психологом тоже - все в курсе, да дело в общем-то не в устранении данного конкретного конфликта. Дело в том, что мой Макс (6 лет) не может за себя постоять, растет мямлей, в ссорах либо ревет либо за меня прячется если я рядом, либо за воспитательницу либо и то и другое и третье вместе. Дать сдачи не может. Второй год ходим на карате, мальчик у

меня спортивный и здоровый физически, но на все жизненные неурядицы отвечает постоянным нытьем. Не ту куртку надели - рев, Саша в садике игрушку отнял - рев и мама разберись! Любой сопляк, младше Макса на год-два может запросто его "победить".

Очень развит страх смешного положения наказания со стороны сверстников ли, воспитателей ли, в общем, кого угодно, кроме родителей:)). Меня наругают, надо мной будут смеяться - и рев!!!!!!

Не знаю, в чем тут причина, и как помочь ребенку научится таки постоять за себя. У нас бабушка всю жизнь живет тетехой и добровольной жертвой а ля Вера из фильма "Влюблен по собственному желанию" и всю жизнь на ней ездят все кому не лень. Я не хочу такой судьбы для своего сына.

Отношений с родным (биологическим) отцом у него нет, я родила сама по себе, мы изредка потом еще встречались года два, с Максом он общался раза два-три от силы, а когда Максу было 4 года я вторично вышла замуж. Сын был рад, что у него будет папа, называет он его правда по имени, а вот за глаза папой - тоже своего рода комплекс, мол у меня теперь тоже папа есть, не все вам. Отношения у них хорошие, дружные, многие родные отцы не уделяют своим детям столько внимания. Но... пока летом на юге были, без мужа (он не смог работал), все было хорошо, вернулись - депрессия. Психолог в садике сказала мне, что Макс последнее время рисует очень мрачные картинки и находит во всем повод для обиды на жизнь.

Что Вы можете посоветовать в такой ситуации?

C уважением,

Марина

 

Ответ:

Марина, здравствуйте!

Такое поведение ребенка может говорить о многих причинах. Кстати, гены тут ни при чем, так что бабушка сама по себе.:)

Причины могут быть следующие:

  1. У ребенка в раннем возрасте закладывается так называемое базовое недоверие к миру. Например, когда ребенок нежеланный, когда ждали мальчика – родилась девочка, когда у мамы была длительная послеродовая депрессия и отсутствовал активный эмоциональный контакт с ребенком, когда мама по разным причинам часто оставляла ребенка одного на длительное время или с другими членами семьи.
  2. Слишком активная мама, волевая, настойчивая, решающая за ребенка все его проблемы и делая за него самую трудную работу.
  3. Тревожная мама, которая ограничивала его от любых потрясений, от лишних контактов, предупреждающая каждое движение ребенка.
  4. Когда в период развития самостоятельности (2-3 года) ребенка ограничивали в этой самой самостоятельности. В итоге развился мотив избегания неудач вместо мотива достижения цели.
  5. У ребенка только один родитель, нет примера для подражания.
  6. Неправильно выбрана позиция воспитания – высмеивание недостатков, родители пугают часто тем, как он будет выглядеть смешно, если сделает так-то и так-то.

Причина может быть как одна, так и микс из причин. Пока мальчику 4 года, ему можно достаточно быстро помочь. В первую очередь вам нужно изменить свою позицию по отношению к сыну. Выработать уверенность в себе поможет подбадривание и одобрение даже малейшей победы ребенка. Чаще давать сложные задания. Убеждать, что все делают ошибки, поэтому выглядеть смешно в глазах других – не страшно. Зависимость от чужого мнения – очень сильный комплекс, который порождает кучу других, поэтому бороться с ним нужно в первую очередь. Новый папа и его поведение – хороший пример для подражания, особенно если между ними хорошие отношения.

Сходите к психологу и попросите подобрать ребенку программу коррекции эмоций и поведения. Хорошо помогает игровая терапия, сказкотерапия, рисуночная терапия.

Что касается рисунков, которые Максим рисует после юга, что-то произошло, видимо, какое-то травмирующее событие, которое вы могли не заметить, а для него это оказалось очень серьезным. С помощью тех же рисунков можно выяснить, что случилось и также обратиться к психологу за очной помощью.

Всего вам самого доброго!

С уважением, Светлана

 

Страхи у ребенка 8 лет.

Светлана, добрый день!

У меня дочь 8,5 лет. В последнее время практически каждое утро она говорит, что ей снились "страшилки", или "ужастики". Короче, страшные сны. Фильмы ужасов мы не смотрим, вообще телевизор по вечерам не включаем, некогда. Откуда эти страхи? Я, правда, детально не расспрашивала про содержание этих снов.

С уважением,

Екатерина

 

Ответ:

Екатерина, здравствуйте!

Возможно, страшные сны – следствие очень эмоциональных переживаний в течение дня. В возрасте 8-11 лет у детей  не в снах, а в реальной жизни присутствует страх оценки, непризнания окружающими людьми, страх быть хуже других детей, сделать что-то, за что они будут высмеяны, наказаны, за что их будут ругать. Ребенок становится более ответственным, совестливым. Страх не сделать что-то вовремя, не выполнить правильно домашнее задание, быть последним на физкультуре или в совместной игре с другими детьми развивают у ребенка чувство вины. Екатерина, сейчас самое благоприятное время для развития у ребенка умения оценивать свои поступки, правила поведения в обществе. Поэтому нужно четко следить за тем, не обременен ли ребенок правилами и условностями. Ведь детская психика может не справляться с большим количеством ограничений, запретов и угроз, в результате у него развивается стойкое чувство вины, которое и отражается в снах. Ведь сны – это не отдых мозга, как принято считать, а активная переработка информации, полученной за день. Спросите дочку, что конкретно ей снится. Возможно, это будет реальный образ, который нависает над ней, пугает ее, преследует, хочет наказать и обидеть во сне. Если да, то у ребенка действительно присутствуют подобные страхи, о которых я сказала выше. Пересмотрите ваше отношение к успехам ребенка, к ее оценкам, обязанностям, на ваши запреты, правила и обязанности.

Всего вам доброго!

С уважением, Светлана

 

Непослушный 3-летний ребенок.

Добрый день!

Буду Вам очень благодарна, если поможете советом. Моей дочке 3,1 года, воспитываю ее одна практически с рождения, папу мы не помним совсем и он нами не интересуется. Не могу сказать, что у меня совсем непослушный ребенок, но часто, если ее что-то не устраивает или даже просто без повода (может это мне так кажется) становится агрессивной, говорит на "белое - черное", на мои вопросы или замечания просто может не реагировать. Иногда дерется, может и обозвать. Причем обычно она уже просыпается утром с таким настроением. Одним словом у нас из крайности в крайность, либо все хорошо и спокойно, либо воюем.

Живем мы вдвоем, правда, сейчас я встречаюсь с молодым человеком, но она довольно хорошо с ним ладит, мне даже кажется, что она спокойнее становится, когда он у нас бывает. Да и такое поведение у нее уже давно. Даже когда она была совсем маленькой, могла проснуться в кроватке и показать недовольство, если к ней подходишь, т.е. наш

характер проявлялся с пеленок. Летом гостила у бабушки, там конечно ей потакали во всем, может это еще сказалось. Пробовала шлепать рукой по попке, эффекта мало, может просто не обращать внимания, может в ответ драться или сделать что-то плохое, раскидать вещи, что-то сломать и т.п.

Может что посоветуете, иногда даже руки опускаются, и страшно, что я буду делать, когда она подрастет. Большое спасибо.

Елена.

 

Ответ:

Елена, здравствуйте!

Судя по описанию поведения вашей дочурки, у вас сейчас переходный период или так называемый кризис 3-х лет.

Что это такое? Хотя обычно он начинается  в возрасте около 3 лет, но возникает и раньше и позже, проходит бурно или сглажено – зависит от темперамента ребенка, его характера и ситуации в воспитании.

Кризис  трех лет - это изменения отношений между родителями и ребенком. Взрослый становится образцом для подражания, и ребенок стремится быть такой, как мама – в действиях, поступках, словах. Период "Я сам" означает не только  возникновение самостоятельности, но и одновременно отделение  ребенка  от  взрослого человека.  Признаки кризиса - негативизм, упрямство,   строптивость,   своеволие,   обесценивание  взрослых. Поэтому и на маму ребенок может накричать, ударить.

Конечно, она закатывает истерику – у девочки не может получиться так, как у взрослого. У девочки сейчас происходит несовпадение желания и возможностей, поэтому она и ведет себя так, как вы описали.

Плюс ко всему, по всей видимости, накладываются черты характера и темперамент.

Не стоит ее ругать и давить на нее, но и потакать в капризах не нужно. Дети чувствуют неуверенность родителей, их настроение и соответственно реагируют – непослушанием и плачем. Возможно еще, ребенок таким поведением пытается привлечь к себе внимание. Ведь когда мама одна воспитывает ребенка, ей порой некогда из-за бесконечных дел уделить больше внимания ребенку. А когда приезжает ваш молодой человек, ей хватает и внимания и новых впечатлений.

Учите дочку заниматься с самой собой и играть одной. Это поможет и ей контролировать свои эмоции и вам спокойно заниматься своими делами. Давайте ей больше возможности для самостоятельности. Пусть она делает какие-то вещи сама – одевается, помогает вам по хозяйству. Когда она раскидывает вещи или безобразничает, говорите ей, как это вам неприятно, что ее поступки вас огорчают. При этом делайте акцент на ее поведении, а не на ее личности, чтобы не развить у ребенка комплекс плохого и ненужного ребенка.

Такие активные дети, как ваша дочка, требуют больше свободы для движения. Чаще гуляйте и играйте в активные игры, но только не перед сном. Соблюдайте режим, чтобы перепады режимных моментов не влияли негативно на поведение. Будьте уверены, что ваше спокойное отношение и уверенность в правильности вашего воспитания избавят и вас от страха за то, что в будущем вы не сможете справиться с девочкой.

И, конечно, терпение в такие кризисные периоды. Чем больше терпения вы проявите, тем быстрее пройдет этот сложный период!

Всего вам самого доброго!

С уважением, Светлана.

Делимся опытом

Жду ваших вопросов для обсуждения. Дорогие родители, если вы хотите, чтобы ваша проблема нашла отклик и советы из опыта других родителей, присылайте свои вопросы на мой адрес. Я опубликую ваше письмо и мы вместе решим любую вашу проблему.

 

Для Души

 Большую цель можно достигнуть.

Мальчик заблудился в лесу.

Он не знал, что  делать и куда  идти. Начал даже плакать.

Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и увидел свой путь. Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть. Это наша большая цель, но она должна быть действительно большой, как это дерево.

А значит, лежать за пределами жизни.

Большая цель - это цель, которую можно достичь. Но только после смерти. Маленькие цели можно достичь и при жизни.

Большая цель помогает увидеть свой путь. Мы его можем уз­нать сразу. Да вот же он, как я сразу не сообразил?!

Мы его узнаем сразу, если есть большая цель. Человек, имеющий большую цель, знает свой путь.

Человек, не имеющий большой цели, не знает свой путь. Это непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.

В. Тарасов «Книга для героев»

 

 

До встречи в следующем выпуске!

 

 

 

Светлана Сушинских, психолог.

Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru

Приглашаю на мой сайт.– сайт для тех, кто интересуется психологией и для тех, кому нужна психологическая помощь.

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное