Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск № 11.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск № 11 «Все, что вы хотели знать о детях»

 

День добрый, друзья! С вами  ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!

Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!

 

Организационные вопросы

Дорогие мои подписчики!

Сегодня у нас будет нестандартный выпуск. Он будет состоять из вопросов читателей и ответов на них. Тема детских страхов оказалась очень популярной, мне пришло огромное количество писем. Я отвечаю на все ваши письма, правда, сейчас с задержкой, так что не переживайте – отвечу всем! Часть писем я сегодня публикую.

Следующий выпуск № 12 выйдет в обычном режиме!

Итак, темы сегодняшних консультаций:

Страхи – чудовища днем.

Практическая помощь пятилетнему ребенку со страхами

Кошмары у ребенка

Страх колючих растений

Страхи у годовалого малыша

Ребенок не может быть один

Как справляться с упрямой дочкой 3 лет.

Как помочь 6-летнему ребенку адаптироваться после стрессов

Страхи – чудовища днем.

Светлана здравствуйте. Меня очень интересует тема детских страхов. В связи

с этим хочу задать вам вопрос.

Моей дочери 7 лет, она боится оставаться одна в квартире и даже просто в

комнате. Когда я ее спрашиваю - "Чего ты боишься?", она говорит что везде

чудовища. Мы уже ходили с ней к психологу и по его совету пробовали

придумывать сказочных друзей, которые этих чудовищ прогоняют. Пробовали

чудовищ рисовать, а потом эти рисунки выбрасывать или прятать. Все равно ни

чего не помогает. Может – быть, вы что нибудь посоветуете.

С уважением, Инга.

 

Ответ:

Инга, здравствуйте!

Вполне возможно, что вам не совсем правильно подобрали терапию именно для «ваших» страхов. Ведь чтобы подобрать игры, которые помогут избавиться от страха, нужно знать причину тех или иных видов страха.

Что стало причиной таких страхов у вашего ребенка? Она пошла в школу? Ей что-то рассказали дети, с которыми она общается? А может, требования, которые предъявляют ей в школе учитель и родители, непосильны для нее и вызывают у нее  беспокойство? Может, ей тяжело расставаться с родителями и она боится отпустить от себя маму?

Я уже писала в предыдущих рассылках, что у детей младшего школьного возраста ярко выражена внушаемость, они начинают верить в магические вещи, колдунов и магов и в их могущество. В страхе детей перед магами и подобными существами часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх ти­пичен для эмоционально чувствительных и впечатлитель­ных детей, привязанных к родителям.

Поэтому только найдя причину этого страха, можно подобрать игры или терапию (о видах я писала в рассылке № 10).

С уважением, Светлана

Практическая помощь пятилетнему ребенку со страхами

Здравствуйте уважаемая Светлана. Мне очень нравится Ваша рубрика, но

по возможности расширьте ее.

У меня пятилетняя дочка, которая после развода стала всего боятся  (темноты, видит какие-то силуэты за дверью и т.п.) и видеть страшные  сны, от которых иногда даже она плачет. Очень бы хотелось знать как  можно ей помочь (кроме игр и сказок, поскольку я их читаю), а не  причину. По возможности, ответьте, пожалуйста.

Мама, Нарине.

Заранее благодарю.

 

Ответ:

Здравствуйте, Нарине!

Спасибо, что напомнили о том, что нужно не только раскрыть психологическую природу детских страхов, но и рассказать о практической помощи ребенку со страхами.

В одном из выпусков была статья о страхах у детей 5 лет и вы, наверное, уже узнали причину страхов своей дочки. Как ей помочь?

Самое первое, что нужно сделать -  чтобы устранить ночные страхи, нужно уменьшить дневные. Ведь то, что происходит днем, не так заметно, как то, что явно проявляется ночью. Нарине, хочу обратиться к вам. Наверняка вы и сами переживали развод, что не могло не проявиться и остаться незамеченным для ребенка. Она могла начать бояться, что так же как и папа, ее покинете и вы, тем более вы стали грустной и менее эмоциональной. Обратите внимание на отношения с ребенком, уделяйте ей больше внимания, побольше прижимайте к себе, говорите, как вы ее любите и что всегда будете с ней и никогда никому не отдадите. Знаете, часто, устранив невротические проблемы родителей, пропадают и страшные сны у детей, в этом – прямая связь.

Кроме того, неплохо было бы сходить на очный прием к психологу. Есть много методов, которые используются для снятия подобных страхов. Например, игры. Чтобы знать, какие игры использовать, нужно знать, что конкретно снится ребенку. Как правило, во сне – страх внезапного нападения. Такие страхи хорошо снимают совместные игры в жмурки и прятки. Есть еще терапия с помощью рисунка, когда ребенок рисует свой страх, а потом к нему дорисовываются новые детали или персонажи и страх уже и не страшный. Есть метод драматизации (через игру и постановку сказки), метод катарсиса (проигрывание страха и травмирующей ситуации). В любом случае метод коррекции определит психолог и разработает индивидуально для вашего ребенка программу устранения страха.

Всего вам самого доброго!

С уважением, Светлана

Кошмары у ребенка

Добрый день Светлана!

Проводя опрос и задавая вопрос "Интересна ли тема сновидений и кошмарных

снов у детей?", не знаю как для других родителей, для меня очень актуален данный вопрос.

Моему сыну Артемию 2 года 3 месяца. И в последнее время он во сне начинает очень резко двигаться. Иногда мне самой становиться страшно, когда во сне он начинает с такой силой кричать и звать меня, не могу сказать что он до конца просыпается, он садиться на кровать и начинает тяжело дышать, и после этого он засыпает, не отпуская моей руки (чуть только чувствует что руку пытаюсь убрать - начинает ее сильнее прижимать).

Буквально сегодня во сне разговаривал, говорил "бабайка". Хотя для нас "бабайка" это не пугалка как обычно, а просто кто - то, кто живет в темноте (сын темноты вообще не боится)- и с пистолетом он заходит в темноту и стреляет в ее.  Что касается правил поведения перед сном: мы умываемся, смотрим спокойный ночи малыши, читаем сказки.

Так что же происходит с чадом во сне???

Заранее благодарю,

С уважением Анастасия

 

Ответ:

Здравствуйте, Анастасия!

Причин такого поведения ребенка может быть несколько. Это и ситуация в семье (размолвки, развод, напряженные отношения между супругами, болезнь или смерть родственников), и особенности характера, личности ребенка, стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств. Ребенок мог испытать сильный стресс, мог чего-то сильно испугаться, при чем вы этого могли и не заметить. Прерывистый сон, беспокойный может быть так же причиной невроза.

Анастасия, оцените обстановку в семье – может, что-то происходит, что приносит ребенку переживания, что его психика не может переработать и защититься. Выясните, что же конкретно снится ребенку и персонаж или ситуация могут подсказать вам, что же переживает ребенок днем.

Прежде чем бить тревогу, попробуйте успокоиться сами, ведь чем беспокойнее ведет себя ребенок во сне, тем беспокойнее становится мама от того, что происходит с ее чадом. Как только мальчик проснется ночью, спокойно подойдите к нему, погладьте по головке, пошепчите приветливые слова, возьмите на руки и покачайте. Для мальчиков важна защита отца, поэтому поговорите с папой, чтобы он уделил ему больше внимания. Дайте ребенку возможность больше играть днем, так как недостаточная игровая активность может быть одной из причин беспокойства.

Если через пару недель ситуация будет прежней, вам нужно будет обратиться за очной консультацией психолога.

Всего вам самого доброго!

С уважением, Светлана

Страх колючих растений

Здравствуйте, Светлана.

Меня интересует тема страха в необычном проявлении. Может это что-то

вроде арахнофобии? Подскажите, как лучше действовать! Мальчику 6,5 лет. Он панически боится колючек репейника, мимо куста его нужно переводить за руку, а уж если прицепится, то он будет в истерике орать и рыдать, даже сразу не поймешь, в чем дело. Когда-то, видимо, прицепился репей, но это событие не зафиксировалось, т.к.

тогда реакции такой не было. А вот в последние год - два обострилось до крайности. Причем всяких насекомых, лягушек берет запросто в руки, ни к чему больше не испытывает даже брезгливости. Ему самому стыдно, даже до того доходит, что говорит: "Ну зачем я такой родился?", с подтекстом, что "лучше бы меня не было". Сама я не обостряю ситуацию, помогаю ему, успокаиваю, объясняю.

Помогите пожалуйста!

Спасибо!

С уважением, Елена.  

 

Ответ:

Здравствуйте, Елена!

Во-первых, ни в коем случае не давайте ребенку ощущать ущербность из-за его страха. Расскажите, что многие дети боятся чего-либо, что он смелый, ведь он не боится другого (скажите и перечислите, чего он не боится). Трудно сказать, что пугает детей в этом случае. Вы предположили, что это арахнофобия.  Арахнофобия – это все-таки немного из другой серии страхов. Это боязнь пауков и змей. А вот боязнь колючих растений может быть связана с чем угодно. Это могут быть и уколы (кровь из пальца в поликлинике), и иголки (когда-то укололся), и даже страх смерти от повреждения колющим предметом. И еще это может быть страх самих родителей (например, мама боится острых ножей, вилок, боялась, как бы не схватил, когда был маленький, не поранился). Возможно, этот страх стал прикрытием более серьезных страхов.

Чтобы помочь сыну, нужно выяснить, что же на самом деле является причиной этого страха. Через игры, рисунок, сказку и проигрывание с помощью сказочных персонажей можно выяснить, чего же на самом деле боится ребенок. Только лучше для этого обратиться очно к психологу, чтобы не ошибиться, узнать истинную причину подобного страха и подобрать ту терапию, которая поможет именно вашему ребенку.

С уважением, Светлана

Страхи у годовалого малыша

Здравствуйте, Светлана.

С интересом читаю Вашу рассылку. Хочу с Вами посоветоваться по поводу страхов моего младшего ребенка. Ивану 1 г. 10 м. Он боится громких звуков (блендера, пылесоса и т.п.) и незнакомых людей. Нормально ли это в его возрасте? Дело в том, что у старшей тоже были аналогичные страхи, но выражены в меньшей степени. Постепенно это прошло (сейчас ей 4 года). Как по вашему мнению нужно реагировать?

С уважением, Татьяна 

 

Ответ:

Татьяна, добрый день!

Скорее всего, это не страхи, а реакция на звуки. Вот, например, боязнь – это если бы он боялся самого блендера или пылесоса, боялся к ним подходить и один вид этих бытовых предметов вызывал бы у него сильную эмоциональную реакцию. Поэтому реакция на громкие звуки связана с особенностями хрупкой нервной системой ребенка. Обычно такое бывает, когда мама боится напугать ребенка и растит его в максимальной тишине, стараясь, чтобы в доме ничего громкого не было. Ребенок привыкает к такой тихой обстановке и вполне естественно, что резкие звуки его пугают. Также многое зависит от  реакции самой мамы – дети очень внимательно наблюдают за реакциями мамы, чтобы зафиксировать и повторить ее самому. Поэтому если мама испугалась сама или сделала испуганное лицо при каком-то звуке, ребенок тоже начинает бояться этого.

Ничего страшного в подобных реакциях нет, нужно «познакомить» малыша с этим предметом, дать ему с ним поиграть (в отключенном состоянии), поиграть в игру, «как жужжит блендер и как гудит пылесос».

Что касается боязни незнакомых людей – к возрасту Ивана не все дети еще готовы отделиться от матери и воспринять чужого взрослого. Все дело также в самой маме. Если вы тревожитесь и не отпускаете ребенка, занимаетесь воспитанием одна, то и ребенку трудно отойти от вас и довериться чужой тете. Старайтесь сделать  так, чтобы ребенок чаще видел разных взрослых и общался с ними. Если оставляете сына с бабушкой, не нужно реагировать так, как будто после вашего ухода все будет плохо и он будет плакать. Ребенок должен чувствовать ваше спокойствие, а не тревогу, иначе он так и будет реагировать на ваши уходы и чужих взрослых – как сигнал опасности.

Всего вам самого доброго!

С уважением, Светлана

Ребенок не может быть один

Добрый вечер, Светлана. Подскажите как быть одной моей знакомой в

следующей ситуации: когда ребенку исполнилось 6 месяцев,

она при встрече с незнакомым человеком всегда плакала. Теперь

ребенку 2,5 года, она ходит в детский сад. Но ей всегда нужно, чтобы

с ней в одной комнате находился взрослый. Неважно кто это будет.

Воспитатель не может выйти из группы - девочка устраивает истерики.

Как можно помочь родителям и этому ребенку?

 

Ответ:

Здравствуйте!

Такая привязанность к взрослым в принципе может считаться нормальной, возможно, что это особенности характера ребенка. Но если через какое-то определенное время ребенок продолжает устраивать истерики, когда рядом нет взрослого, нужно искать причину не только в особенностях характера ребенка. Возможно, у девочки слишком тревожная мама, которая сама очень боится оставить девочку одну. Беспокойство родителей очень сильно передается ребенку, ребенок начинает бояться, что его оставят одного, так как подсознательно усвоил, что раз ребенка оставляют одного – это плохо, тем более, что мама беспокоится.

Что же можно сделать в этой ситуации. Во-первых, маме самой осознать, что она тревожится и поработать над своими эмоциями, стать более уверенной и спокойно относиться к разлуке с ребенком. Увеличить количество контактов со взрослыми людьми, если есть возможность, оставлять ненадолго девочку с бабушками, тетями, подругой. Поощрять самостоятельность ребенка, в том числе и в общении. Побольше общаться с другими детьми, то есть не только в садике, но и на площадке. Дома давать возможность и приучать к тому, чтобы девочка чаще играла сама, одна в комнате (при этом она должна быть уверена, что мама рядом, на кухне, например). Ну а в детском саду поговорить с воспитателем, так как она более опытный человек и это в ее практике далеко не первый случай, родители девочки могут договориться о какой-то одной линии поведения и совместно решить данную ситуацию.

Удачи вам!

С уважением, Светлана

Как справляться с упрямой дочкой.

Уважаемая Светлана, посоветуйте как справляться с упрямой дочкой 2 г. 7 мес. Каждый день уговариваю делать одни и те же элементарные вещи: умывание, одевание, еда, раздевание и пр. На почти каждую мою просьбу сделать то-то и то-то отвечает "не хочу". Ситуация обострилась с началом посещения садика, когда нужно собраться быстро. Приходится использовать максимум воображения, привлекать игрушки, сказки, чем-то постоянно отвлекать. По гороскопу она Овен, может все дело в этом? 

 

Ответ:

Здравствуйте, Татьяна!

У вас начался переходный возраст, или, как его еще называют, кризис 3-х лет.

Кризис  трех лет - это изменения отношений между родителями и ребенком. Взрослый становится образцом для подражания и ребенок стремится быть таким, как мама и папа – в действиях, поступках, словах. "Я сам" означает не только  возникновение внешне  заметной  самостоятельности, но и одновременно отделение  ребенка  от  взрослого человека.  Признаки кризиса - негативизм, упрямство,   строптивость,   своеволие,   обесценивание  взрослых. И, конечно, желание все делать наоборот, ведь девочке нужно показать, что она уже взрослая, поэтому то, что диктует взрослый, она делать не собирается. Особенно неприятно родителям, когда нужно куда-то быстро собраться, ведь она хочет сделать все сама, в итоге получается медленно, да и опять нужно лишний раз доказать родителям, что она взрослая и может сама «распоряжаться» своим временем.

И доделать до конца ребенок  не всегда может, так как для детей этого возраста имеет значение процесс, а не результат. И в силу психических особенностей, дети еще не могут надолго сосредотачивать свое внимание на каком-либо действии.

У девочки сейчас происходит несовпадение желания и возможностей, поэтому она и ведет себя так, как вы описали. Хорошо, чтобы у вас хватало терпения, понимания и возможности давать ей свободу и возможность делать что-то самой.

Если она не доделала что-то, скажите, что доделаете завтра, к тому же в этом возрасте еще возможно переключить внимание ребенка на другой объект, более яркий и интересный, чем то, чем она занималась на данный момент. Чтобы вовремя собраться в садик, придется какое-то время вставать раньше, чтобы все успеть. Еще можно попробовать такой способ реакции на «не хочу» - например, скажите: сегодня так холодно на улице, я одену теплое пальто, в ты ни в коем случае не одевайся тепло, тебе обязательно нужно замерзнуть, или: сегодня не умывайся, смотри, пусть крошки висят около рта, а завтра даже таи и в садик пойдем. Ведь реакция «не хочу» - это негативизм на запрет, вот и запретите ей делать правильные вещи, но только иногда!))

И терпения вам – очень хорошо, если вы дадите возможность самой одеть курточку, пусть пыхтит, старайтесь спокойно отнестись к тому, что бросит, закричит, в конце концов вы всегда ей поможете, дайте ей эту уверенность. Чем больше терпения вы проявите, тем быстрее пройдет этот сложный период!

Удачи вам!

С уважением, Светлана

Как помочь 6-летнему ребенку адаптироваться после стрессов

Здравствуйте, Светлана!

На вашу рассылку подписалась недавно.  И решила попросить у Вас совета. Моему сыну Ване 5,7 лет. Ребенок он очень активный.  До августа этого года все было нормально. В конце августа мы всей семьей (я, муж и сын) поехали в отпуск к моему отцу. Ваня до этого с дедом говорил только по телефону.  Первая неделя нашего отпуска прошла хорошо. Но другая страна, другие правила, другие порядки. Это нельзя, еще рано, уже поздно.... Когда во дворе бежал к деткам и подходя говорил - Привет! Тебя как зовут? Давай вместе поиграем. - Детки бежали в разные стороны. Язык другой. В отпуске мы пробыли 3 недели. И по возвращении я совсем не узнаю своего сына. Конечно еще одним для него  ударом стало то, что по приезду из отпуска его перевели в другую группу в садике и там ни оказалось ни одного ребенка с его прежней группы. По началу были и слезы и нехотение идти в садик, рисунки сплошь черным, синим, коричневым карандашом. Больше времени старались уделять ему с мужем, больше гулять, книжки, игры... Сейчас в садик вроде бы лучше ходит и в рисунках уже появляются зеленые, красные, желтые цвета, но темных оттенков еще все-таки очень много. Стал очень невнимательным. Пассивный. Хотя раньше  - "батарейка" круглосуточного действия.  И по любому поводу и без повода нытье. Он не плачет, он просто ноет. Что ни попроси его сделать  - он ноет. Не хочу - не буду,  делай сама. И дальше ноет.

Понимаю, конечно, что поездка и последующий перевод в новую группу выбили его из колеи. Но прошло  уже 2 месяца. Детсадовский психолог ушла в декрет. На ее место пока никого нет. Может быть Вы мне подскажите, что мне предпринять, что сделать в такой ситуации?

Ответ:

Здравствуйте! Трудно определить заочно основную причину стресса, но все-таки мне кажется, что основную роль в стрессе сыграла поездка. Ребенок увидел другую реальность, соотнес это с тем, в какой ситуации (размеренной, определенной) он жил до этого, скорее всего, это и повлияло на него. Может, разговаривая по телефону с дедушкой, он нарисовал определенный образ, а по приезде для него было шоком, что дедушка не тот, кого он нарисовал в своем воображении. Плюс стресс по поводу того, как вообще «там» все не так устроено, может, испугался, что ему придется там жить. Все может быть – кто-то что-то сказал, поругал, что-то увидел. А тут еще и новая группа, то есть подтверждение того, что теперь его жизнь и привычная обстановка не будет как прежде. Возможно, ему трудно и тяжело от того, что его опасения подтвердились.

Самый оптимальный вариант – встретиться очно с психологом. Потому что в беседе с ребенком, или через игру, или через рисунки нужно выяснить, что же стало основной причиной стресса. И самое важное – эту проблему ребенок должен отреагировать, то есть пережить, прожить еще раз, освободиться от нее, а не загнать глубоко в себя. Можете попробовать и вы, например, попросить Ваню нарисовать то, что его беспокоит, а потом вместе с ним поработать над рисунком – пририсовать какие-то веселые детали, или разорвать рисунок на мелкие кусочки и выкинуть. Можно разыграть целый спектакль, придумать персонажей (мама, папа, ребенок, дедушка и того, кто еще нужен), а там уже с помощью драматизации повернуть травмирующую ситуацию в пользу чувств главного героя Вани.

И, самое главное, то, что делаете вы – терпение, забота, больше любви и понимания, поощряйте его самостоятельность больше, чем всегда, хвалите, когда он сам что-то сделает, старайтесь, чтобы чаще проявлял инициативу. Поговорите с воспитателем, попросите уделить ребенку больше внимания (воспитатель может в играх чаще давать ведущую роль, также поощрять инициативу, сблизить с другими детьми).

Всего вам наилучшего!

С уважением, Светлана

 

До встречи в следующем выпуске!

 

Светлана Сушинских, психолог.

 

Жду ваших писем, пожеланий, комментариев по адресу

svetlana-sushinskikh@yandex.ru

Приглашаю на мой сайт.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное