Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Творческие сновидения


 Выпуск 53

Электронный журнал

Секреты самогипноза и аутотренинга

Автор:

Дмитрий Петухов

 

Здравствуйте дорогие читатели!

В прошлом выпуске

  • Продолжение темы "Как решать творческие задачи". Используем технику "Самогипноз при чтении"

В этом выпуске

  • Творческие сновидения

Итак, тема, которая, похоже, многим читателям моего журнала не дает спокойно спать - "Творческие сновидения"

Как вы наверное помните, идея создания метода аутогенной тренировки пришла к Шульцу после анализа его гипнотической практики. Аналогично, техники, используемые в аутотренинге для решения творческих задач в сновидении, пришли из работ нашего выдающегося гипнолога Владимира Леонидовича Райкова, о котором я уже неоднократно писал.

Поэтому, сегодня я предлагаю вам прочитать выдержки из двух его статей, которые помогут вам лучше понять те идеи, и саму технику, что я опишу в следующем выпуске

Статьи эти слишком громоздкие, чтобы публиковать их полностью, поэтому, я оставил только то, что касается нашей темы.


УПРАВЛЕНИЕ СНОВИДЕНИЯМИ ЕСТЕСТВЕННОГО СНА В ГИПНОЗЕ

В. Л. Райков                                                                           Москва, 1998 г.

        Возвращаясь к теоретической проблеме гипноза и его определению как формы сна, которая была определяющей в течение целого столетия, возникает естественный вопрос, в какой степени все-таки гипноз может коррелировать или так или иначе связываться с естественным сном. <…>

       В одной из фаз эксперимента была сделана попытка решить конкретную творческую программу, связанную с активизацией зрительного пространственного воображения. Всем испытуемым до гипнотического сеанса объяснялись важность и ценность для науки и для них самих осуществляемого исследования. Затем им была предложена психологическая задача, рекомендованная в свое время Я. А. Пономаревым для проверки творческой способности. Задача состоит в следующем: дается четыре точки, расположенные по вершинам квадрата и предлагается провести три замкнутые прямые, которые бы проходили через эти точки. Испытуемые, как правило, начинают решение задачи с манипуляцией внутри квадратического расположения точек. Решение, однако, связано с конструированием прямых, вписывающих четыре точки в равнобедренный треугольник.

        На решение задачи в обычном состоянии сознания давалось пять минут. Все наши испытуемые за это время решить задачи не могли, тогда их вводили в состояние гипноза и в гипнотическом состоянии повторялось условие задачи и внушалась необходимость решения ее уже дома в естественном сне. (Испытуемые, не поддающиеся гипнозу, также участвовали в псевдогипнотической процедуре. Они лежали с закрытыми глазами и слушали внушения гипнолога, проводимые по типу обычных гипнотических внушений, которые использовались для гипнабельных участников). Все испытуемые первой, наиболее хорошо поддающейся гипнозу, группы увидели «программное» творческое сновидение и решили задачу. Одна из испытуемых А. увидела себя во сне на уроке геометрии, когда учитель объяснял данную задачу, и, проснувшись, сообщила, что знает ее решение. Так же хорошо внушаемая испытуемая О. увидела в аналогичном опыте большое пространство, заполненное огромными красивыми разноцветными шарами и такими же большими, но очень длинными разноцветными рейками – линиями. Испытуемая принялась обеими руками расставлять шары и комбинировать линии, и к «необычайному удовлетворению» решение задачи было найдено. Сам процесс решения во сне сопровождался эмоциональным подъемом и отличным настроением, которое сохранялось после решения еще несколько дней. Испытуемый Г. увидел во сне ситуацию своего участия на математической олимпиаде, в условиях которой он с успехом смог решить предлагаемую задачу. Испытуемая К. пришла с не менее интересным сообщением, что она «не помнила самого процесса сновидения, но когда проснулась почему-то точно знала правильное решение.»

        Ни один из наших контрольных испытуемых, слабо поддающихся гипнозу, или не поддающихся гипнозу вообще, не видел творческого сновидения и не смог во сне решить поставленную задачу.

        Нами был осуществлен ряд экспериментов с глубоко гипнабельной группой испытуемых студентов по мобилизации творческой активности после творческих снов. Студент медицинского института Г. сообщил, что после такого сновидения успешно сделал доклад по патанатомии. Студентка Б. после внушенного творческого сновидения нарисовала очень красивый натюрморт акварелью, который экспонировался на нашей художественной выставке в издательстве «Молодая гвардия» в январе 1984 г. Студенты-физики Н. и А. успешно сдали в аналогичных условиях свои зачеты. Преподаватель К. видела во сне, как она играет концерт Моцарта, а гипнолог дирижирует оркестром. И после указанного сновидения несколько дней с удовольствием играла на рояле. Во всех исследованиях очень ярко доминирует изменение эмоционального фона, улучшение настроения, появление одухотворенности, творческого настроя.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ  Том 4   № 1   1983

РОЛЬ ГИПНОЗА В СТИМУЛЯЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСТВА

  Райков В. Л.

         

         Гипноз может широко использоваться как один из методов психологического исследования, включая исследования психологии творчества. И хотя вопрос о его природе в соотношении с природой творчества весьма дискуссионен, исследование творчества посредством создаваемой в гипнозе гиперболизированной модели творческого состояния дает существенные результаты. Использование этой модели – важное условие применения одного из эффективных методов изучения творческого процесса как на сознательном, так и на бессознательном уровнях его организации. <…>

         В наших экспериментах по развитию творческих способностей в гипнозе мы учитывали именно эту теоретическую позицию, связанную с пониманием гипноза как особого состояния, в котором можно моделировать, в частности, и творческий процесс.      <…>

         Наши экспериментальные исследования позволили сделать предположение, что может существовать и, очевидно, существует особое, специальное состояние сознания, особое состояние психики, когда максимально активизируются психофизиологические функции, связанные с творчеством<…>

         Можно думать, что такое состояние сознания связано и с одновременным повышением общей интегративной внушаемости по отношению к объекту творческого решения и самому процессу работы, связанному с этим решением. Возникает специфическая мобилизация как бы особого интуитивного проникновения в процесс решения задачи, окрашенного очень яркой и сильной эмоцией.

Известно, например, что на высоте творческой активности, в период вдохновенного созидания человек может абсолютно не замечать окружающего. Возникает состояние, когда как бы исчезает ощущение времени, появляется полная отрешенность. Все подчиняется одному напряженному и вдохновенному порыву творческой деятельности (известно, что Архимед был настолько погружен в свои математические расчеты, что не заметил взятия Сиракуз, которые он защищал).

         Описанное состояние, как оказалось во время гипнотических творческих экспериментов, очень похоже на один из редких и интересных вариантов сомнамбулической фазы гипнотического состояния. Нашим испытуемым, находящимся в этом глубоком гипнозе, можно бить над ухом в гонг, играть рядом на рояле, на скрипке или шуметь, кричать – они совершенно не будут реагировать, если, естественно, в этот момент не будет как-то затронут образ, внушенный им в гипнозе, или момент их гипнотического творчества.

     Решение творческой задачи происходит, однако, нередко и в другом варианте измененного сознания – в естественном сне. Бертран Рассел мог даже читать во сне целые страницы книги, которую он должен был писать. Д. И. Менделеев увидел вариант своей Периодической системы также во сне. Известный пианист Л. Берман рассказывал автору этой статьи, что он видел во сне концерт С. Рихтера, который играл «совершенно неизвестную сонату Бетховена». Проснувшись, музыкант записал фрагменты из темы сонаты (на самом деле С. Рихтер сам во сне сочинил это произведение). Процесс возможности активного творчества во сне особенно интересен еще и потому, что он происходит без волевого участия, без сознательного, активного направления внимания на творчество; даже более того, все происходит как бы помимо воли, помимо желания.

         Однако именно в состоянии гипноза в связи с особенностями гипнотического состояния как раз и возможно воспроизвести действительно совершенно своеобразное, новое видение мира и ощущение себя новым человеком – человеком-творцом. Например, студенту Московского университета внушают, что он – Рафаэль, или студентке Московской консерватории, что она – С. Рахманинов. Естественно, что испытуемые будут опираться на свой уровень культуры и использовать свое знание о Рафаэле или Рахманинове, и это знание станет как бы их самосознанием. Они забывают собственное имя, не узнают себя в зеркале. Студентка экономического факультета, которой был внушен образ художника Репина, не узнавала своего мужа, считала, что сейчас 1891 год. Когда же ее муж (по профессии психолог) пытался объяснить загипнотизированной, что она все-таки его жена, вновь созданный «Илья Ефимович Репин» потребовал немедленно вызвать полицию. Таким образом, здесь экспериментально происходит глубокая трансформация сознания и самосознания с последующей тотальной невнушаемой амнезией на весь период гипнотического процесса.

         В состоянии гипноза можно активизировать первичные элементы творческого процесса, связанные с активацией фантазии и способностью образного видения. Однако, по нашим данным, в гипнозе иногда могут усиливаться и вторичные процессы рационального функционирования сознания при творческом процессе.

         В наших экспериментах, связанных с этой задачей, мы также имели возможность показать, что в состоянии глубокого гипноза может возникать определенная мобилизация способности к абстрактному мышлению, в частности, при решении творческих задач по тестам Гилфорда (Тихомиров О. К., Райков В. Л., Березанская Н. Б.). Нам удалось также достигнуть в гипнозе выраженной мобилизации способности к игре в шахматы. Выступавший в качестве эксперта экс-чемпион мира М. Таль подтвердил, что испытуемые в глубоком гипнозе действительно могут играть значительно лучше (примерно на два разряда).  <…>

         Необходимо еще раз подчеркнуть, что указанная успешность наших экспериментов осуществлялась только в особом (самом глубоком) варианте гипнотического состояния, который мы назвали «активным сомнамбулизмом».

         Особенность этого состояния заключается в следующем:

* у испытуемых имеет место тотальная невнушаемая амнезия на весь период гипнотического сеанса;

* испытуемым можно внушить разнообразные представления при открытых и закрытых глазах: а) образ «вторичной личности» (при этом они не будут узнавать себя в зеркале, реагировать на свое настоящее имя и т. д.); б) регрессию возраста (их поведение будет при этом достаточно адекватно внушенному состоянию);

* испытуемые в состоянии гипноза могут активно выполнять предложенное им задание: решать математические или шахматные задачи, играть в шахматы, рисовать, играть на рояле или скрипке;

* испытуемые могут достаточно свободно вступать в контакт с другими загипнотизированными людьми или просто с наблюдателями сеанса в пределах внушенного им образа. Они могут делать это в отдельных случаях даже самостоятельно без рекомендации или приказа гипнолога (при внушении такому человеку образа иностранца он практически полностью забывает русский язык и может быть способен говорить только на том иностранном языке, знание которого он имеет);

* испытуемого с внушенным образом вторичной личности невозможно в обычной беседе переубедить, что он не является внушенной личностью. Однажды в эксперименте гипнолог познакомил «Рафаэля», «Ван-Гога» и «Пикассо». «Ван-Гог» обвинил «Рафаэля» в том, что тот «давно уже умер», и обратился к свидетельству о достоверности этого события к «Пикассо», которым была загипнотизированная студентка математического факультета университета. «Пикассо» ответила, что все это кажется «ему» совершенно невероятным и обратилась к «Ван-Гогу»: «Да, все это очень странно. Ван-Гог пытается меня убедить, что Рафаэль давно скончался, но ведь и самого Ван-Гога уже давно нет в живых». Затем загипнотизированные стали ссориться. Увидев однажды в окно движущиеся по улице машины, загипнотизированный испытуемый в образе «Репина» спросил у гипнолога: «А почему это телеги ездят без лошадей?» На вопрос, знают ли такой «Репин», «Рафаэль», «Рахманинов», кто такой – и дальше называется имя самого испытуемого, – глубоко загипнотизированные всегда отвечают «Нет».

         В этом состоянии у испытуемых нет изолированного раппорта только с гипнологом; в пределах заданного им образа они могут общаться с кем угодно.

         После гипнотического опыта возникает достаточно своеобразный эффект постгипнотической инерции. Так, если испытуемые, допустим, рисовали, они, по их утверждениям, начинают видеть мир в совершенно новых красках, в более углубленной перспективе, более объемным, пространственным, более прекрасным; начинают буквально сразу после первого сеанса занятий живописью «видеть мир глазами художника». Этот феномен особенно интересен, так как осуществляется практически внезапно. У испытуемых возникает тяга к искусству, желание ходить в музеи, посещать концерты и т. д.

         Если же они говорили в гипнозе на иностранном языке, то у них появляется большой интерес к этому языку, повышается его усвояемость, растет желание активно заниматься этим языком, вплоть до серьезной и даже профессиональной ориентации.

         У студентов-музыкантов после гипнотических сеансов очень заметно улучшаются музыкальные способности как в плане технической музыкальной деятельности, так и в плане глубины интерпретации.

     Наши опыты с музыкантами проводились следующим образом. Испытуемому предлагалось исполнить и записать на магнитофоне до гипноза фортепианное произведение Баха «Хроматическая Фантазия». Затем в гипнозе ему внушался образ Э. Фишера, являющегося одним из лучших интерпретаторов музыки Баха, и делалась еще одна запись исполнения загипнотизированного, при этом гипнолог знал, что испытуемый не слышал данного исполнения Фишера). Наконец, испытуемому в гипнозе в образе Фишера давали прослушать настоящую запись исполнения Фишером того же произведения, затем его просили попытаться еще улучшить свое исполнение и делали еще одну запись. В результате студентка 1-го курса Московской консерватории играла в гипнозе как первоклассный мастер.

     В дальнейшем испытуемому внушался образ другого пианиста (В. Гизекинга). Подобный опыт повторялся неоднократно. После этого внушался собственный образ испытуемого в более зрелом возрасте и подчеркивалось, что он сможет использовать лучшее от всех предшествующих образов, оставаясь при этом самим собой. Результат экспериментов показал значительное улучшение музыкальной способности по сравнению с контрольной серией. <…>

     Некоторые испытуемые могут использовать эффекты гипноза самостоятельно. Один из наших гипнабильных испытуемых, например, записал гипнотический сеанс на магнитную пленку.

     Необходимо отметить, что одним из эффектов гипнотического состояния является ускорение обучаемости не только каким-то конкретным видим деятельности, а обучаемости творческой деятельности в целом.

     В проведенных экспериментах было показано очень быстрое по отношению к контрольному опыту улучшение способности к рисованию у людей, никогда раньше не рисовавших. В течение 15 – 20 гипнотических сеансов люди, ранее совершенно не умевшие рисовать, достигали таких успехов, что их рисунки можно было уже выставлять на выставках, а некоторые из них впоследствии стали профессионально обучаться живописи.

     Испытуемые, изучавшие в наших экспериментах иностранный язык в состоянии гипноза, смогли улучшить процесс запоминания иностранных слов под воздействием специальной тренировки почти в двадцать раз. <…>

    После некоторых специальных тренировок наши испытуемые могли, например, как бы программировать свои сновидения, т. е. задавали себе их содержание по следующей схеме: «хочу во сне увидеть Африку», пли «хочу, чтобы сны были розовые и голубые, пусть сны будут радостные и счастливые, хочу, чтобы во сне решались математические уравнения», или «хочу чтобы во сне решалась творческая задача, над которой бьюсь уже около двух месяцев» и т. д.

<…>


На этом сегодня все, в следующем выпуске я расскажу, как с помощью аутотренинга можно использовать технику "творческие сновидения"

До следующего выпуска!

Удачи!


P.S. Хочу как всегда напомнить, что одним из лучших способов освоить базовые навыки ПСР – это наши курсы и электронные тренажеры:

 Дистанционный курс Нейротренинг

Электронный биоуправляемый тренажер для быстрого освоения навыков самогипноза и аутотренинга

Электронный самоучитель по Аутогенной тренировке

  

Дмитрий Петухов
mailto:dp@egoland.ru

Психологический Центр "EgoLand"

www.egoland.ru

Методики, аудиокурсы, приборы для освоения методов психологической саморегуляции

 

 Цитирование и перепечатка материалов приветствуются при обязательной ссылке на сайт: www.egoland.ru (в Интернете - гиперссылка) и автора: Дмитрий Петухов.

 


В избранное