В этой сказке объектом притязаний является женщина.
2007-05-27
Номер выпуска:
67
Articulus
Чья невеста?
Владимир Шкода
Жил в одной стране богатый
купец по имени Дханапал, и; хоть занимался он торговлей, но славился
своей честностью и добротой. За то и люди его уважали, и богиня богатства Лакшми
поселилась в его доме. А когда в семье родилась дочь, красотой и достоинствами
она превосходила саму богиню с ее тридцатью двумя благородными качествами.
Поэтому нарекли ее в честь богини Лакшми-Деви. Кроме маленькой дочери у
Дханапала было трое взрослых сыновей, которые помогали ему в торговом деле.
Долго семейство купца жило дружно и счастливо, не зная никаких бед. Только стала
с некоторых пор жена Дханапала вдруг худеть и бледнеть, будто грызла ее злая
тоска.
Долго купец
допытывался у своей жены, что тревожит бедную женщину, и призналась она ему, что
беспокоит ее судьба единственной дочери. Вот если бы Лакшми-деви вышла счастливо
замуж, материнское сердце перестало бы страдать.
Дханапал, очень
любивший свою жену, обещал ей без промедления устроить судьбу дочери. И, верный
своему слову, на следующее же утро велел своим сыновьям ехать на север, восток и
запад подыскивать жениха для сестры, а сам с той же целью отправился по южной
дороге.
Стали отец и братья
повсюду искать жениха для Лакшми-деви. Слава о красоте ее гремела по всей
стране, поэтому в женихах недостатка не было. Все молодые люди только и мечтали
о такой прекрасной невесте. Гораздо труднее было подыскать ей самого достойного.
Но в конце концов и отец и братья каждый остановил на ком-нибудь свой выбор и
договорился о дне свадьбы. И по воле случая все назначили один и тот же день.
Первым вернулся домой сам
купец. Он радостно сообщил жене, что жениха подыскали и день бракосочетания уже
назначен, поэтому в доме тут же начались приготовления к свадьбе.
К этому времени
вернулись из своих странствий и сыновья купца. Они увидели, что в доме во всем
разгаре свадебные приготовления и свадьба эта должна состояться в назначенный
ими день, и никому из братьев даже в голову не пришло, что родители еще не знают
об их выборе. Как и все в доме, занятые по горло, они не удосужились выбрать
времени поговорить между собой. И никто из них не ведал, что в назначенный день
в дом прибудут сразу четыре жениха с четырех сторон света.
Наконец все было готово:
собрались соседи, прибыли родственники и знакомые; особое угощение поджидало
жениха и его родню... И вот в один и тот же час с четырех сторон света к дому
купца стали приближаться свадебные процессии — джанти. Отовсюду слышались звуки
музыки. Процессии остановились, и в дом вошли четыре жениха, каждый в окружении
своей свиты.
Что делать? Растерялись и
родители, и братья. Первой пришла в себя невеста. Она приказала подать угощение
и для женихов, и для гостей, и для всех, кто прибыл издалека. Чего-чего, а
угощать в доме умели, так что все пока шло гладко. Но близилось время свершения
свадебного обряда. По обычаю, невесту должны отдавать жениху перед священным
огнем. И вот разложили брахманы костер; начали читать священные гимны и бросать
в огонь рисовые зерна. Теперь оставалось только связать священной нитью пальцы
.жениха и невесты. Но не могла же Лакшми-деви стать женой четырех женихов! Между
тем никто из них не хотел уступать обещанной ему девушки. Тогда невеста сказала:
—
О достойные юноши! только одному из вас мой отец может отдать меня в жены. Но
собралось вас тут четверо, а я ведь одна. Подумайте хорошенько и попытайтесь
решить миром, кому из вас я достанусь. Если никто не хочет отказаться от меня,
дозвольте мне самой поискать выход и сделать то, что я считаю самым
благоразумным.
Но разве откажется
кто-нибудь добровольно от такой красавицы! И попросили женихи девушку поступить
так, как она считает разумным. А невеста уже все обдумала и решила.
Поклонилась
Лакшми-деви отцу с матерью и старшим братьям, обошла вокруг костра и прыгнула в
огонь.
Потрясенный гибелью
невесты, один из женихов подумал: «Как можно жить на свете, когда знаешь, что
невольно стал причиной смерти другого. Теперь собственная жизнь станет мучением.
Единственный выход — пойти вслед за невестой. Коль не суждено на земле мне соединиться с ней, так
найду я ее на том свете». И он тоже прыгнул в огонь.
Другой жених после смерти
Лакшми-деви решил вечно странствовать по свету и посвятить свою жизнь памяти
покойной невесты.
Третий жених преспокойно
отправился домой и женился на другой девушке, — какие могут быть обязательства
перед умершей, коль она не стала его женой?
И только последний жених не
хотел уступать судьбе и решил вырвать у нее свою невесту, каких бы трудов и
лишений ни стоило ему это. Преисполнившись столь благостным намерением, юноша
отправился в путь. Однажды он попал к одному ученому-брахману, а тот давно
намеревался посетить святые места, да никак не мог собраться, потому что не на
кого было оставить дом. Принял он молодого странника и попросил его вести
хозяйство, пока они с женой будут по святым местам ходить; обещал вернуться
через четыре месяца и посоветовал изучить по его книгам тайные заклинания —
мантры.
Однажды юноше в
руки попалась книга, где было написано, как даровать второе рождение умершему.
Несказанно обрадовался он, надеясь вернуть свою невесту к жизни. Через четыре
месяца, когда возвратился домой брахман, он вручил ему ключ от дома и тут же
отправился на родину Лакшми-деви. Он отыскал то место, где в день свадьбы горел
огонь священного костра, и принялся читать магические заклинания. Как только он
произнес последнее слово заклинания, перед ним предстала Лакшми-деви, но вместе
с девушкой из мертвых восстал и же них, который прыгнул вслед за нею в огонь.
И снова разгорелся
спор за невесту, теперь два жениха не могли решить, кто же из них достоин ее
руки? Тот, кто отдал свою жизнь за девушку, или тот, кто оживил ее? Пока они
спорили, появился и третий жених, который странствовал по свету, повторяя имя
Лакшми-деви. Претендентов на невесту было уже трое. Сами они, конечно, опять не
могли решить свой спор. И Лакшми-деви на сей раз не знала, как ей поступить.
Решили они тогда пойти на суд к радже княжества Горкха.
Когда раджа узнал о
случившемся, он приказал собрать во дворце всех судей своей страны. Рассказали
им о своем споре женихи Лакшми-деви и попросили рассудить их по справедливости.
Долго совещались судьи и наконец объявили женихам:
— О юноши! Нет ничего
неестественного в том, что вы трое хотите жениться на такой красивой девушке,
как Лакшми-деви, и уже многим пожертвовали ради нее. Если бы вы обратились к нам
раньше, когда Лакшми-деви советовала вам поладить между собой, вам не пришлось
бы напрасно страдать. Но только теперь вы призвали на помощь суд, и мы, судьи,
исходя из нынешнего положения, выносим такое решение.
Первое. Жених, который следом за невестой прыгнул в огонь
и отправился на тот свет, мог претендовать на руку Лакшми-деви только в первом
рождении. Во втором же рождении они связаны между собой родственными узами.
Теперь они близнецы, а закон запрещает брак между братом и сестрой.
Второе. Человек, который дал вторую жизнь Лакшми-деви, также не может
стать ее мужем, поскольку теперь он является ее отцом. И судьи раджи княжества
Горкха не могут дать свое разрешение на такой брак.
Третье. Исходя из всех этих обстоятельств, судьи пришли к единодушному
заключению, что женихом Лакшми-деви может стать лишь единственный из трех
претендентов, который посвятил свою жизнь памяти погибшей и странствовал по
свету, произнося имя Лакшми-деви. Этим он доказал свою верность и преданность
законной невесте.
Все сочли решение суда справедливым, и прекрасная Лакшми-деви вышла
наконец замуж.
Комментарий
Могут сказать, что отнести эту сказку к теме
собственности, значит не только погрешить против истины, но и посягнуть на
нравственные устои. «Что же это у вас получается, женщина, выходит, ‑
собственность?». Извините, это не у нас, это у них в сказке так получается.
Давайте вчитаемся, в текст, посмотрим, как говорят в сказке о невесте. О ней
мечтают юноши, ее должны отдать, никто не хочет ее уступать.
Короче говоря, невеста – ограниченный ресурс, на нее претендуют четверо юношей,
и только один удостоится права сказать о ней – это моя невеста. А разве
не так говорили персонажи сказок, помещенных в этот раздел, о всем другом, на
что они претендовали?
Комментарий к этой сказке я начну с философского
рассуждения. Человек – самое развитое существо в мире. Степень развития существа
можно определять по тому, в чем оно нуждается. Так вот, человек нуждается
во всем, что есть в мире. А, например, растение – в гораздо меньшем. Многое из
того, в чем нуждается человек, представляет собой ограниченный ресурс.
Говоря проще, люди хотят того, чего на всех не хватает. Отсюда конкуренция или,
как говорят, борьба за место под солнцем и вызванные этой борьбой сложности
жизни. Право и моральсуть правила, которые эволюционно сложились
для упорядочивания жизни и избежания чрезмерных сложностей. Эти правила, в
частности, указывают человеку, чего нельзя делать, на пути к
ограниченному ресурсу.
Почти в каждой сказке фигурирует нечто,
относящееся к ограниченному ресурсу. Это – еда, деньги, наследство, жилье,
фруктовое дерево и т.д. Сталкиваясь на пути к ограниченному ресурсу, люди
спорят, настаивают, требуют. Судьи и властители, хорошо знающие право и умеющие
применять его в сложных жизненных ситуациях, помогают людям разрешать
споры или своей властью принуждают их действовать в соответствии со
справедливостью.
В этой сказке
четверо юношей претендуют на руку и сердце великолепной Лакшми-деви, красотой и
достоинствами превосходящей саму богиню Лакшми с ее тридцатью двумя благородными
качествами. Но «я ведь одна», - говорит Лакшми-деви достойным юношам. «Меня не
разделить, как имущество» – вот смысл этой фразы. Как случилось, что
одновременно явились четыре жениха, мы знаем. Сочинители сказок не особенно
заботятся о правдоподобности событий, главное – создать драматическую коллизию,
столкнуть конкурентов на пути к ограниченному ресурсу. Вот они и сталкиваются.
Лакшми-деви не видит выхода: «Либо они сами решат
миром, кому из них я достанусь, либо…». Она задумала самоубийство. Юноши об этом
не знают, поэтому никто не хочет добровольно отказаться от невесты-красавицы.
Лакшми-деви просит юношей хорошенько подумать. Это место в тексте наводит на
разные мысли. Во-первых, конкуренция не предполагает здесь силового решения.
В западной сказке устроили бы турнир или еще какое-нибудь испытание, и невеста
досталась бы ловкому и сильному претенденту. Здесь просматривается другая
ценность – знание, обеспечивающее поиск правильного решения. Во-вторых,
как выяснится позднее, в этот момент можно было призвать на помощь суд –
инстанцию, которая таким знанием располагает и правильные решения находит. Тогда
бы не пришлось женихам и невесте напрасно страдать. Однако произошло то, что
произошло - невеста гибнет в пламени костра, перед которым должен был
совершиться свадебный обряд.
По-разному отнеслись
женихи к трагическому событию. Один бросается в огонь вслед за ней, чувствуя за
собой вину и не желая мучиться сознанием этой вины всю жизнь. Другой решил
посвятить свою жизнь памяти Лакшми-деви, вечно странствовать по свету. Третий
юноша, не долго думая, взял в жены другую. А четвертый, с твердым намерением
вернуть невесту с того света, отправился в дальний путь. Это ему удается:
Лакшми-деви восстает из мертвых. Вместе с ней получает второе рождение и жених,
прыгнувший в огонь. История повторяется, невеста – столь же прекрасная
Лакшми-деви, и юноши претенденты вновь встречаются.
История повторяется, да многое изменилось.
Во-первых, претендентов теперь трое. Во-вторых, все четверо – женихи и невеста,
решают теперь идти в суд к радже и просят рассудить их по справедливости.
Сказался опыт жизни, говоря по-современному, более зрелым стало их
правосознание. Но самое существенное изменение состоит вот в чем. Раньше невеста
и женихи друг друга не знали, впервые увиделись они в день, назначенный для
свадьбы. Теперь же между невестой и двумя женихами появились отношения,
исключающие отношения брачные. Мудрые судьи это установили и учитывают.
Действительно, во
втором рождении Лакшми-деви и юноша, прыгнувший в огонь вслед за ней,
оказываются сестрой и братом. Они ведь одновременно восстали из мертвых
благодаря одному и тому же действию – магическому заклинанию. Стало быть, брак
между ними невозможен. Еще более поразительно то, что юноша, давший Лакшми-деви
вторую жизнь, тоже не может взять ее в жены. Именно потому, что дал ей вторую
жизнь и, следовательно, стал ее отцом. Простым методом исключения судьи
устанавливают единственного жениха. Это – тот юноша, который странствовал по
свету, повторяя имя любимой.
Смею предположить, дорогой читатель: вы не
довольны решением суда. Вы считаете, что жених для Лакшми-деви не выбран
по достоинству, а стал им в силу стечения обстоятельств. А могло произойти вот
что. Судьи внимательно изучили поведение каждого претендента после гибели
девушки и выбрали ей в женихи действительно достойного. После этого они нашли
возможность обосновать свой выбор так, чтобы никто не мог усомниться в
справедливости их решения. Что может быть категоричнее и бесспорнее того
аргумента, который они привели: между людьми, связанными родственными узами,
брак запрещен.
А теперь можно попытаться мысленно проникнуть в
помещение, где совещались судьи, и узнать, почему они выбрали того, кого
выбрали. Юноша, прыгнувший в огонь, слишком впечатлителен, ему не хватает
рассудительности (кстати, у того, который спокойно женился на другой девушке,
рассудительности в избытке – другая крайность). Тот, который твердо решил
вырвать свою невесту у судьбы и добился своего, несмотря на труды и лишения,
лишком практичен и захвачен желанием обладать. (По этой причине
старейшины из сказки «Зять» отказали юноше Ньяле, поймавшему оленя). А вот
третий юноша жил чувством подлинной любви. Духовность этой жизни выражена
образом странника, не прикрепленного, как все материальное, к определенному
месту («дух дышит, где хочет»), и повторяющего имя любимой. Теперь его
духовная жизнь дополнится общением с живой, реальной Лакшми-деви. Перед ней же
жизнь ставит задачу – пробудить в себе ответное чувство.