Сказка о преимуществах совместной деятельности людей и о проблемах,
2007-03-18
Номер выпуска:
58
Articulus
Слепой и безногий
Владимир Шкода
Дело было не у нас и
не с нами, а совсем в других краях. Жили в одной хижине слепой и безногий. Время
было голодное, и оба бедствовали вместе со всеми. Однажды из своей хижины
безногий увидел стаю обезьян. Он сразу представил себе тушеное мясо, облизнул
губы и тяжело вздохнул.
‑ Ты что вздыхаешь? ‑
спросил его слепой. ‑ Тебе нездоровится?
‑ Здоров-то я здоров, ‑
ответил безногий, ‑ только очень есть хочется. Надо бы сейчас подстрелить хоть
одну обезьяну. Я бы приготовил отличное мясо.
Слепой засмеялся:
—
Я смеюсь, чтоб не закричать от голода,—сказав он.— Мой живот пуст, как пусты
заросли вокруг. В них совсем не осталось дичи. Охотники из нашей деревни каждый
день возвращаются ни с чем. Где ты найдешь обезьяну?
—
Совсем рядом с нашей хижиной,— ответил безногий.— Если ты ничего не видишь, не
думай, что и все слепы. Мне бы только добраться до них. Тут слепой поверил ему.
—
Забирайся на мои плечи,— сказал он,— и говори мне, куда идти и где остановиться.
Я поднесу тебя вместе с ружьем, а ты подстрелишь обезьяну.
Так они и сделали. Безногий
сел на плечи слепого, сказал ему, куда идти, и они приблизились к обезьянам на
расстояние выстрела. Бум! — громыхнуло ружье. Одна обезьяна свалилась с дерева,
а остальные разбежались.
Они принесли добычу
к хижине, безногий развел огонь и стал варить мясо. Он помешивал мясо в горшке,
а слепой то и дело спрашивал:
— Еще не готово? — Нет
еще,— отвечал безногий.
Он добавил в горшок пальмового масла и перца и продолжал помешивать.
—Не
готово еще? — опять спросил слепой
—
Нет, не готово,— ответил безногий.
Он все помешивал мясо да
помешивал и то и дело брал кусочек на пробу — так он был голоден. Каждый раз,
когда слепой спрашивал: «Не готово еще?» —безногий поскорей проглатывал
очередной кусок, чтобы ответить своему товарищу. Скоро в горшке ничего не
осталось, только кости да слабый навар.
—Готово? — опять спросил в это время слепой.
‑ Да, теперь готово,—
ответил безногий и протянул ему миску с костями и жидкостью. Слепой попробовал
эту еду и закричал:
‑ Что ты мне даешь?
Тут одни кости! Ах ты, негодный товарищ! Ты воспользовался моей слепотой и съел
один все мясо! Разве нам не полагалось разделить добычу поровну Разве я не
вправе был съесть столько же мяса, как и ты? Ведь если бы не мои ноги, ты не
смог бы убить эту обезьяну!
Безногий отвечал ему:
—
Я увидел дичь. Я подстрелил се. Я ее сварил. Это большая часть дела, поэтому мне
следует получить большую часть еды
От тебя потребовалось
только физическое усилие. А от меня ‑ и острота взгляда, и мастерство охотника,
и поварской талант. Это намного больше! Если бы я первым не увидел обезьян, в
нашем горшке вообще бы ничего не было.
Так они спорили
долго и все больше злились друг на друга. Слепой вышел из хижины на дорогу и
стал просить каждого встречного рассудить их и наказать безногого. Безногий же
из хижины продолжал кричать свое и требовал, чтобы правым признали его.
Но никто из встречных не
знал, как их рассудить. А по-вашему — кто из них прав?
Комментарий
Эта сказка – одна из реализаций общей схемы:
соединяются усилия многих работников, появляется то, что можно назвать
кооперативным эффектом или общим благом и, наконец, созданное
совместным трудом распределяется между работниками. Здесь-то и возникает
проблема справедливости: каким образом организовать распределение так, чтобы
каждый получил часть общего блага в точном соответствии с собственным вкладом.
Как говорят, от каждого по способностям, каждому по труду. Это –
вопрос вопросов. В поисках ответа на него мыслители приходят к различным моделям
общественного устройства. Приверженцы социализма считают, что
справедливое распределение можно организовать. Для этого надо
национализировать средства производства и вести тщательный учет и контроль.
Либералы критикуют социалистов за переоценку возможностей разума.
Сознательно все организовать, продумать все до последней детали – это задача
непомерной трудности, это нереально. Для учета и контроля требуется огромный
аппарат. А главное в том, что контроль означает вмешательство в дела
людей, каждого человека. Несвободный человек не способен творить.
Либералы за освобождение человека, за частную инициативу. Индивид сам
знает, чтó и как ему делать. А жизнь, ее невидимая рука, сама распределит
кооперативный эффект, сама расставит людей на лестнице успеха. Роль государства
в либеральной модели сводится к минимуму – обеспечить защиту индивида и его
собственности от посягательств. Примерно так выглядят две наиболее популярных
сегодня модели общества.
В нашей сказке действуют два частичных
человека – один лишен зрения, у другого нет ног. Оба бедствуют в голодное время,
ни один из них в отдельности не может отправиться на охоту и добыть дичи. Куда
уж им, даже здоровые охотники каждый день возвращаются из леса ни с чем. Оба
чувствуют свою обреченность, и когда Безногий видит из хижины стаю обезьян, ему
остается только облизнуться и вздохнуть.
Далее мы видим, что счастье им улыбнулось. Они
догадались соединить свои способности. Безногий взобрался на плечи
Слепого и получился как бы один нормальный человек, умеющий ходить и охотиться.
Состоялась кооперация. Охота оказывается удачной, голодные, но довольные
товарищи возвращаются в хижину с добычей. И тут начинаются проблемы. Безногий
варит мясо, а Слепой интересуется, скоро ли обед будет готов. Понятно, что пищу
во время приготовления пробуют. Но Безногий так голоден, что раз попробовав
мяса, он уже не может удержаться, все пробует и пробует. Пробует и отвечает
нетерпеливому Слепому, что мясо еще сырое. А когда все съедает, отвечает, что
еда готова, и протягивает Слепому миску с костями и слабым наваром (горшок
почему-то превращается в миску). Вспыхивает скандал. Слепой обвиняет Безногого,
доказывает, что добычу следовало разделить поровну, ведь без его ног охотник не
мог бы подстрелить обезьяну. Безногий возражает, доказывает, что его вклад в
дело значительнее. Он увидел обезьяну, охотился, варил мясо. А что требовалось
от Слепого? Только физическое усилие.
Так они спорят, и
все больше злятся друг на друга. Слепой, голодный и возмущенный
несправедливостью, взывает к общественности. Он просит рассудить их и наказать
Безногого. А Безногий требует, чтобы правым признали его. Никто не может их
рассудить. Попробуем это сделать.
Попытаемся вначале оправдать Безногого. Можно
представить себе состояние крайне голодного человека, настолько голодного, что
он просто не может оторваться от еды. В этом состоянии человек не контролирует
свое поведение. Потому что голод действует здесь как непреодолимая сила.
Хорошо, но что почувствует нормальный человек, когда это ужасное состояние
пройдет, когда он насытится? Конечно, он почувствует вину и стыд.
Ему в голову не придет доказывать, что он был прав, и что так и следовало
делать. Если это действительно случилось с нашим Безногим, мы могли бы сказать
ему следующее: «Ладно, ты не виноват, но обрати внимание вот на что: ты теперь
сыт, а Слепой все еще голоден, голоден из-за тебя. Хорошо бы успокоить его,
извиниться. Далее, хорошо бы предложить ему вновь отправиться на охоту. Тебе же
надо сделать все, чтобы охота была удачной, затем вновь приготовить обед и
отдать его Слепому».
У Аристотеля есть
хорошее, на мой взгляд, определение порядочного человека. Это такой человек,
который довольствуется меньшим, чем ему положено по праву. Если бы все люди были
такими, в жизни было бы меньше трудностей. Это тот случай, когда проблема
справедливого распределения общего блага просто не возникает. Каждый уступает
друг другу. Каждый спокойно берет с общего блюда, заботясь только о том, чтобы
другому не досталось меньше.
Теперь определим личный вклад Слепого и Безного в
их общее дело. На первый взгляд, Безногий прав, его вклад больше. Он проявил
разнообразные интеллектуальные способности, а от Слепого требовалось только
физическое усилие – нести Безногого на плечах. Но вспомним, что Безногий при
виде обезьян только облизнулся и вздохнул. Он понимал, что дичь недосягаема и ни
на что не рассчитывал. А кто предложил главную идею – соединить способности?
Слепой. Значит, он вложил в дело не только физическое усилие, но и интеллект.
Он – автор идеи, проекта. Безногий говорит: «Если бы я первым не увидел
обезьян, в нашем горшке вообще бы ничего не было». На что Слепой мог бы
ответить: «Если бы я не догадался, каким образом нам действовать, в горшке тоже
ничего не было бы. Короче говоря, вклад каждого был решающим, и мясо следовало
бы разделить поровну. Вообще так следует поступать во всех сложных ситуациях,
когда индивидуальный вклад определить не легко.А теперь подумаем, к чему
приводит несправедливость. В одиночку Слепой и Безногий беспомощны. Они могут
спастись в голодное время, только действуя вместе. Но ссора развела их. Безногий
остался в хижине, а слепой вышел на дорогу. Вернется ли он? А если вернется,
хватит ли у Безногого мудрости, чтобы повиниться и попросить о примирении? Перед
угрозой голодной смерти они должны помириться и жить далее в мире и согласии.