Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Умер богатый крокодил Нгандо.


2007-03-04
Номер выпуска: 56

Articulus

Спор о родстве

Владимир Шкода

Крокодил Нгандо был богат и знатен. Когда окончился срок его жизни, он умер, окруженный общим уважением. Весть о его смерти распространилась по окрестностям, и многие пришли его оплакивать.

Когда все погребальные обычаи были исполнены, вспомнили о наследстве крокодила. Его должны были разделить между собой родственники Нгандо. Но кто были его родственники? Тут-то и разгорелся спор

Птицы сказали:

---Крокодил Нгандо – из нашего рода. Его имущество должно перейти к нам.

Но звери с этим не согласились.

Какие же вы родственники Нгандо? — сказали они.— Посмотрите на себя! Разве вы на него похожи? Он носил чешуйчатые доспехи, а на вас перья.

    Верно,— ответили на это птицы,— перьев у него но было. Но надо судить не по тому, каким крокодил был всю жизнь, а по тому, с чего он начинал. Он начинал с яйца. Он был таким, как мы. Вот главное! Мать родила его таким же, как нас. Значит, oн наш родственник, и мы его наследники!

Но звери никак не хотели с этим соглашаться.

 — Это неверно! — кричали они,— Родственники Нгандо — мы, и нам положено разделить его имущество!

Тогда из числа тех, кто пришел оплакивать крокодила, собрался совет, чтобы выслушать доводы птиц и зверей и решить, кому должно принадлежать наследство, Первыми начали звери.

Может быть, и верно,— сказали они,— что искать родство надо в самом начале. Но яйцо тут ни при чем. Жизнь началась не с яйца. Сходство тут только внешнее. Когда крокодил Нгандо появился на свет, у него уже было четыре ноги, как у всех нас. Если уж искать доказательства, то вот оно. Поэтому мы заявляем, что родственники крокодила — мы, и имущество Нгаидо следует отдать нам. Тут птицы не выдержали.

Вы, звери, говорите то одно, то другое! — закричали они,— То вы отказывались признавать нас родственниками Нгандо, потому что на нас перья, а не чешуйчатые доспехи. Но посмотрите сами на себя! У вас ведь у самих шерсть да шкура, и ни у кого нет чешуи. Теперь вы опять рассуждаете неверно. Жизнь маленького Нгандо началась не тогда, когда у него выросло столько ног, сколько вы говорите. Она началась раньше, в яйце! И яйцо это было похоже на наши, а не на то, что вы называете своими яйцами. Вы не родственники крокодила. Он наш!

Но звери все продолжали спорить, каждый стоял на своем, и совет никак не мог решить, кто же из них прав, А вы можете? (4).

 

Комментарий

 

Уже в третьей сказке активно действуют два биологических класса – звери и птицы. Из царства животных именно они выбраны для моделирования человеческих отношений. Это – развитые зоологические формы. Они представляют два конкурирующих сообщества, как бы два государства. Теперь они сталкиваются в деле о наследстве. И вновь возникает трудный вопрос об отнесении конкретного животного к тому или другому классу. Раньше это была летучая мышь, теперь – крокодил. Только летучая мышь добивалась признания у птиц, и зверей, а теперь оба класса претендуют на родство с крокодилом. Летучая мышь решала свои личные проблемы, а здесь сталкиваются групповые интересы. Крокодил оставил богатое наследство, зверям и птицам хочется его заполучить.

В таких спорах наследники обосновывают свое право на наследство, ссылаясь на определенное отношение к умершему. Обычно это – отношение родства. Птицы доказывают, что умерший относится к их роду, а звери возражают и настаивают на том, чтобы наследство перешло к ним, ибо крокодил ни кто иной, как зверь. Как водится в таких случаях, спор затягивается и дело переходит в совет, который и должен решить, на чьей стороне правда. Понятно, что членами совета не могли быть птицы и звери. Скорее всего, это – рыбы, змеи, и, может быть, насекомые. В сказке об этом ни слова.

Главный аргумент птиц – то, что крокодил появился на свет из яйца. Таким же образом появляются и птицы. Следовательно, крокодил их родственник, поэтому наследство принадлежит им. Но звери указывают на разные покровы у птиц и крокодила: у птиц – перья, а у крокодила – чешуя. И, кроме того, у появившегося на свет крокодила уже было четыре ноги, как у всех зверей. Стало быть, крокодил – родственник зверей, и наследство надо передать им. Но тут уже птицы используют аргумент покрова. Они указывают на то, что у зверей тоже отсутствует чешуя, у них – шерсть да шкура.

Совет не может решить, кто прав – птицы или звери. А как бы решал это дело человек? Прежде всего, он заметил бы, что первоочередное право на наследство имеют ближайшие родственники, т.е. крокодилы и другие пресмыкающиеся. (Они отсутствуют среди претендентов, и ясно почему – тогда бы не было интриги, не было бы сказки). Далее человек, опираясь на теорию эволюции, высказал бы следующее соображение. Вопрос, к какому классу относится крокодил – к птицам или зверям, не корректен. Дело в том, что и птицы, и звери в истории живой природы появились позже крокодилов. Они произошли от пресмыкающихся, и можно сказать, что и от крокодилов. Значит, птицы и звери в равной мере могут считаться наследниками. И если вопрос о ближайших родственниках не поднимается, то имущество почившего крокодила надлежит разделить поровну между птицами и зверями.



Copyright © Владимир Шкода

В избранное