Крокодил Нгандо был богат и знатен. Когда окончился
срок его жизни, он умер, окруженный общим уважением. Весть о его смерти
распространилась по окрестностям, и многие пришли его оплакивать.
Когда все
погребальные обычаи были исполнены, вспомнили о наследстве крокодила. Его должны
были разделить между собой родственники Нгандо. Но кто были его родственники?
Тут-то и разгорелся спор
Птицы сказали:
---Крокодил Нгандо – из нашего рода. Его
имущество должно перейти к нам.
Но звери с этим не
согласились.
—
Какие же вы родственники Нгандо? — сказали они.— Посмотрите на себя! Разве вы на
него похожи? Он носил чешуйчатые доспехи, а на вас перья.
—Верно,— ответили на это птицы,— перьев у него но было. Но надо судить не
по тому, каким крокодил был всю жизнь, а по тому, с чего он начинал. Он начинал
с яйца. Он был таким, как мы. Вот главное! Мать родила его таким же, как нас.
Значит, oн
наш родственник, и мы его наследники!
Но звери никак не хотели с
этим соглашаться.
— Это неверно! — кричали
они,— Родственники Нгандо — мы, и нам положено разделить его имущество!
Тогда из числа тех,
кто пришел оплакивать крокодила, собрался совет, чтобы выслушать доводы птиц и
зверей и решить, кому должно принадлежать наследство, Первыми начали звери.
—
Может быть, и верно,— сказали они,— что искать родство надо в самом начале. Но
яйцо тут ни при чем. Жизнь началась не с яйца. Сходство тут только внешнее.
Когда крокодил Нгандо появился на свет, у него уже было четыре ноги, как у всех
нас. Если уж искать доказательства, то вот оно. Поэтому мы заявляем, что
родственники крокодила — мы, и имущество Нгаидо следует отдать нам. Тут птицы не
выдержали.
—
Вы, звери, говорите то одно, то другое! — закричали они,— То вы отказывались
признавать нас родственниками Нгандо, потому что на нас перья, а не чешуйчатые
доспехи. Но посмотрите сами на себя! У вас ведь у самих шерсть да шкура, и ни у
кого нет чешуи. Теперь вы опять рассуждаете неверно. Жизнь маленького Нгандо
началась не тогда, когда у него выросло столько ног, сколько вы говорите. Она
началась раньше, в яйце! И яйцо это было похоже на наши, а не на то, что вы
называете своими яйцами. Вы не родственники крокодила. Он наш!
Но звери все продолжали
спорить, каждый стоял на своем, и совет никак не мог решить, кто же из них прав,
А вы можете? (4).
Комментарий
Уже в третьей сказке активно действуют два
биологических класса – звери и птицы. Из царства животных именно они выбраны для
моделирования человеческих отношений. Это – развитые зоологические формы. Они
представляют два конкурирующих сообщества, как бы два государства. Теперь они
сталкиваются в деле о наследстве. И вновь возникает трудный вопрос об
отнесении конкретного животного к тому или другому классу. Раньше это была
летучая мышь, теперь – крокодил. Только летучая мышь добивалась признания у
птиц, и зверей, а теперь оба класса претендуют на родство с крокодилом. Летучая
мышь решала свои личные проблемы, а здесь сталкиваются групповые
интересы. Крокодил оставил богатое наследство, зверям и птицам хочется его
заполучить.
В таких спорах наследники обосновывают свое право
на наследство, ссылаясь на определенное отношение к умершему. Обычно это
– отношение родства. Птицы доказывают, что умерший относится к их роду, а звери
возражают и настаивают на том, чтобы наследство перешло к ним, ибо крокодил ни
кто иной, как зверь. Как водится в таких случаях, спор затягивается и дело
переходит в совет, который и должен решить, на чьей стороне правда. Понятно, что
членами совета не могли быть птицы и звери. Скорее всего, это – рыбы, змеи, и,
может быть, насекомые. В сказке об этом ни слова.
Главный аргумент птиц – то, что крокодил появился
на свет из яйца. Таким же образом появляются и птицы. Следовательно, крокодил их
родственник, поэтому наследство принадлежит им. Но звери указывают на разные
покровы у птиц и крокодила: у птиц – перья, а у крокодила – чешуя. И, кроме
того, у появившегося на свет крокодила уже было четыре ноги, как у всех зверей.
Стало быть, крокодил – родственник зверей, и наследство надо передать им. Но тут
уже птицы используют аргумент покрова. Они указывают на то, что у зверей тоже
отсутствует чешуя, у них – шерсть да шкура.
Совет не может решить, кто прав – птицы или
звери. А как бы решал это дело человек? Прежде всего, он заметил бы, что
первоочередное право на наследство имеют ближайшие родственники, т.е.
крокодилы и другие пресмыкающиеся. (Они отсутствуют среди претендентов, и ясно
почему – тогда бы не было интриги, не было бы сказки). Далее человек, опираясь
на теорию эволюции, высказал бы следующее соображение. Вопрос, к какому классу
относится крокодил – к птицам или зверям, не корректен. Дело в том, что и птицы,
и звери в истории живой природы появились позже крокодилов. Они произошли от
пресмыкающихся, и можно сказать, что и от крокодилов. Значит, птицы и звери в
равной мере могут считаться наследниками. И если вопрос о ближайших
родственниках не поднимается, то имущество почившего крокодила надлежит
разделить поровну между птицами и зверями.