Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Уважаемые подписчики, мы приступаем к проблеме собственности.


2007-03-13
Номер выпуска: 57

Articulus

Мое и твое. О собственности

Владимир Шкода

 

Человек владеет предметом, как будто двигает своей рукой. Этот предмет – продолжение его тела. А потому собственность есть проявление свободы. И все другие люди это признают – вот что важно. Значит, понятием «собственность» мы характеризуем не предмет сам по себе, а его связь с определенным человеком. Такую связь, в которой предмет не находится ни с кем другим. И никто без согласия этого человека не волен завладевать предметом: ни а) силой, ни б) тайком, ни в) путем противозаконного соглашения. Если это происходит, то совершается соответствующее правонарушение: а) разбой, б) кража и в) ничтожная сделка.

А связь собственности со свободой действительно тесная. Растет в обществе свобода личности – расширяется право собственности, и наоборот. Так было всегда.

О значимости понятия «собственность» говорит то обстоятельство, что оно тесно связано с самим понятием права. Голландский юрист и Гуго Гроций считал, что право в строгом смысле, составляют три элемента ‑ власть, собственность и право требования (по договору). Жан-Жак Руссо указывал на связь собственности с правом в историческом аспекте: «как только была признана собственность, должны были появиться первые уставы правосудия».

Владеть, пользоваться, распоряжаться – в этих действиях выражается моя свобода по отношению к предметам, относимым к собственности. Владение означает фактическое господство. Вор владеет тем, что он похитил, но не является собственником. Пользование означает эксплуатацию, извлечение из того, что является предметом собственности, какой-то пользы. Можно пользоваться чем-то, взятым напрокат, но не быть собственником. Наконец распоряжение ‑ пожалуй, самый существенный признак, характеризует мою полную власть, скажем, над вещью: я могу ее подарить, продать или выкинуть на свалку.

Что же может быть собственностью, над чем человек может господствовать? Вообще говоря, над всем. Из Библии мы узнаем, что еще до сотворения человека, ему было уготовано владычество над землей и всем животным миром. Сразу после потопа по велению Ноя внук его Ханаан, в наказание, становится рабом. Здесь символически выражена мысль о безграничности мира, которым может распоряжаться человек по праву собственности. Между тем история человечества – это история ограничения этого мира, нарастания всеобщего равенства, усиливающейся автономии, освобождения. Рассмотрим этот процесс подробнее.

Человек. Аристотель, различая господскую и политическую власть, к господской власти относил власть господина над рабом, мужа над женой, отца над детьми. Раб – «одушевленная собственность», господа имеют над рабами право жизни и смерти. По римскому праву отец мог продать сына. Жену римлянин мансипировал – покупал у родителей. Отсюда, кстати, – «эмансипация». Смысл латинского слова mancipo передает идею владения, властвования. Точное его значение – «брать рукой, хватать» (manus – рука, capio – брать). Покупатель собственноручно касался того предмета, который ему передавался в собственность. Наложить руку на предмет, значит символически проявить свою власть над ним. Сегодня цивилизованность общества определяется тем, насколько полно осуществлен в нем принцип равенства. Борьба с дискриминацией во всех сферах бытия становится знаком современной политической жизни. Рабства, разумеется, нет, жен не покупают. Но есть использование одного человека другим по договору, есть брачный контракт. Работодатель не рабовладелец, но он покупает на время рабочую силу человека. Покупают, как мы знаем, не только рабочую силу, но и другие способности человека. Но на время и с согласия ‑ вот в чем главное отличие от прошлого.

Животное. «У бедняков бык служит вместо раба» (Аристотель). Бык, как и другие животные, ‑ собственность. Кант высоко ставил личность. Это – существо, писал великий гуманист, «совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно». Так рассуждал передовой интеллектуал всего лишь двести лет назад. Сегодня личность все также отличает себя от вещи, но к животным она относится иначе. Во многих странах жестокое обращение с животными преследуется уголовным законом. Американские юристы не исключают в будущем возможность судебных процессов по искам о нарушении прав животных. В Гарварде читается курс по правам животных. Профессор права из Университета Дьюка Уильям Репни считает, что пора отказаться от взгляда на животных как на неодушевленную собственность. Если в доме живет собака, можно ли называть хозяина дома владельцем собаки. Почему мы не называем того же человека владельцем младенца? По аналогии с дискриминацией по цвету кожи, ныне повсеместно осуждаемой, можно говорить о дискриминации по виду, имея ввиду высокомерное отношение Homo sapiens к животным.

Вещь. Радикально настроенные юристы еще не говорят о правах вещей. Юристы вообще не начинают разговоров о надобности что-то изменить в привычных юридических формулах. Начинают те, кто по каким-то мотивам призывают к защите кого-то или чего-то. Юристы лишь оформляют те новые установления, которые общество, убежденное защитниками, готово принять. За животных вступились любители живой природы. Кто вступится за вещи? – Экологи. Конечно, под вещью здесь понимается неживая природа вообще. Странным покажется сегодня призыв признать права природы. Но мысль об автономии природы не так уж странна. Есть законы природы, по которым она существует. Есть естественная устроенность мира, разрушать которую человеку не должно быть позволено. У Данте в «Божественной комедии» грех порчи, имеет три разновидности – порча человеческого тела (ранение), денег (фальшивомонетничество) и вещей. Выходит, что средневековое сознание было более экологичным, нежели современное. Вообще для человека аграрной культуры природа – скорее объект благоговения, чем эксплуатации. Переходя в культуру индустриальную, человек утрачивает это отношение. Права вещей, конечно, ‑ экзотика. Мне пришлось коснуться этого предмета, чтобы быть последовательным, указать на то, что собственность – феномен исторически обусловленный.

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное