Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Жил-был один бедный человек. У него не было ни пищи, ни одежды, ничего, кроме


2006-11-26
Номер выпуска: 43

Articulus

Два бедняка

Владимир Шкода

  

Жил-был один бедный человек. У него не было ни пищи, ни одежды, ничего, кроме набедренной повязки. Отправился этот человек к царю и сказал:

‑ Царь, я устал жить, лучше убей меня. У меня нет ни пищи, ни одежды, только одна набедренная повязка. Так велика моя бедность!

— Хорошо, — сказал царь и приказал своим слугам взять бедняка и убить его.

Но в то время, когда слуги царя уже собирались убить его, мимо проходил другой бедняк, совсем нагой. И он сказал:

— Я хочу попросить вас о милости. Когда вы убьете этого человека, отдайте мне его набедренную повязку. Услыхав такие слова, первый бедняк воскликнул:

— Остановитесь, не убивайте меня! Отведите меня обратно к царю, я хочу сказать ему кое-что. Вернули бедняка к царю и сказали:

— Этот человек желает что-то сказать тебе.

   Хорошо пусть придет и скажет, я выслушаю его, — ответил царь.

И бедный человек сказал:

— Позволь мне остаться живым. Сегодня я увидел человека еще беднее меня. Я не хочу умирать.

   Иди своей дорогой, — сказал царь, — и благодари бога, что увидел того, кто беднее тебя.

Это конец сказки.

 

Комментарий

 

Эта сказка об относительности жизненных благ, которыми мы располагаем. Есть много вариаций на эту тему. Об этом же поговорка – «у кого жемчуг мелок, а у кого суп жидок. И тот, и другой испытывает чувство неудовлетворения, а сколь различны причины. Уставший от жизни бедняк просит царя умертвить его. Он почему-то не решается на самоубийство, может быть, самоубийство в этом царстве считается деянием аморальным и противоправным? В Индии, к примеру, до сих пор попытка самоубийства преследуется уголовным законодательством. А в Англии такой закон был отменен только в 1961 году. Но может быть и так, что бедняк просто не хочет утруждать себя, и желает, чтобы эту услугу оказало ему государство. Царь соглашается с решением своего подданного и берется удовлетворить его просьбу. Каждому свое: кому радоваться жизни, а кому уходить из нее, ибо жить далее невыносимо.

Когда желание бедняка вот-вот должно было удовлетвориться, появляется другой бедняк. У него нет даже набедренной повязки, так он беден. И он просит слуг царя отдать ему, с позволения сказать, одежду, бедняка, уходящего в мир иной, поскольку там она ему не понадобится. Тут-то первый бедняк и понял, что он не так беден, как ему казалось. Он вовсе даже не беден, если за точку отсчета взять состояние человека в костюме Адама. Теперь он просит царя позволить ему остаться живым.

Такова социальная функция бедных людей – они обеспечивают душевный покой тем, кто вдруг ощутил себя бедным. «Нет, я вовсе не беден»: думает он, глядя на действительно бедного. Кто-то сказал: «Когда у вас жмет новый ботинок, подумайте о том, кто лишен этого неудобства, из-за отсутствия ног».

Сказка эта наводит на мысли о праве на жизнь. Подданные нашего царя лишены этого права. Ведь оно предполагает не только защиту жизни людей от преступных посягательств, но и обеспечение их прожиточным минимумом или минимумом средств, необходимых для существования. Это право появилось сравнительно недавно в богатых странах, определивших себя как социальные государства.

Интересно, что в этих же странах все чаще обсуждаются две темы, затрагивающих феномен жизни: смертная казнь и право на самоубийство. Характер обсуждения этих тем указывает на растущий приоритет личности в ее отношениях с государством. Общественное сознание постепенно склоняется к отказу от смертной казни. Приведем некоторые аргументы. По приговору к высшей мере наказания невозможно исправить судебную ошибку. О том, что такие ошибки случаются даже в благополучных странах, говорит статистика. Например, по данным Верховного суда США за период с 1963 по 1999 годы в этой стране вынесен по ложным обвинениям 381 приговор, из них 67 смертный. Далее, казненный человек лишается возможности раскаяния, что необходимо с религиозной точки зрения после преступления и наказания. И вообще можно ли говорить о наказании, имея в виду смертную казнь? До казни наказания еще нет, после казни уже нет того, кто наказывался. Было ли, строго говоря, наказание? Отдельный вопрос – участь лиц, исполняющих смертные приговоры. Как сказывается на их психическом и нравственном здоровье профессия палача?

Мир озабочен этими вопросами. Имеются решения международных организаций приостановить применение высшей меры наказания. Считается, что государство не имеет права распоряжаться жизнью своих граждан. А сами граждане могут? Это уже вопрос о добровольном уходе из жизни. И здесь дело идет к отказу от многовековой традиции. Обычно говорят об уважении к воле личности. И вот Голландия оказалась первой страной, признавшей в своем законодательстве право человека на самоубийство. Но возникает проблема эвтаназии – медицинского содействия самоубийцам. В Голландии такое содействие разрешено только для людей смертельно больных, испытывающих невыносимые страдания от боли. Помощь здоровому самоубийце влечет за собой тюремное заключение сроком до трех лет. В Англии по закону о самоубийстве врач, который «помогает, способствует, советует или поставляет средства для самоубийства другого лица», отсидит в тюрьме дольше – 14 лет. В последние годы такие судебные процессы участились. Причем, врачи, помогавшие своим многочисленным пациентам совершить самоубийство, становятся подсудимыми после публичных объявлений о своих занятиях. Делается это для того, чтобы привлечь общественное внимание и легализовать эвтаназию.

Вот какие мысли вызывает эта в общем-то странная сказка.

 

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное