Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Articulus О несправедливом суде


В одной стране жил человек, у которого была очень большая семья. Жили они бедно. Вот и решил этот человек искать счастья в другой стране. В конце концов, оказался он перед выбором: поселиться в стране, где много хлеба, но царит несправедливость, или жить там, где хлеба не вдоволь, зато судьи честные…

2006-11-19
Номер выпуска: 42

Articulus

О несправедливом суде

Владимир Шкода

 

В одной стране жил человек, у которого была очень большая семья. Человек уважал законы и обычаи. Однако в этом мире богатство и бедность, почет и унижение постоянно сменяют друг друга. Настало голодное время, и человеку стало трудно кормить свою многочисленную семью. Тогда он решил найти такую страну, где он и его семья могли бы жить в достатке. Взял он с собой жену и детей и отправился в путь.

Много дней провели они в дороге. Как-то встретили они крестьян и спросили, не знают ли те такой страны, где от хлеба ломились бы закрома. И крестьяне, указав на дальние горы, сказали:

‑ В том краю есть страна, в которой очень много хлеба. Там плодородная земля, но судьи несправедливы, и в стране царят беззаконие и беспорядки. В соседней же стране живется не особенно вольготно, но там честные судьи, а закон и справедливость торжествуют.

Выслушал их человек и подумал: «Я беден. У меня нет ни земли, ни скота, ни имущества. Меня не интересует – справедливый судья или несправедливый. Соблюдаются законы или нет. Я хочу лишь своим трудом заработать на пропитание. Мне не из-за чего ссориться с людьми».

И он твердо решил отправиться в ту страну, где много хлеба, но нет справедливости. Вскоре человек достиг этой страны. Построил он хижину для своей семьи и, трудясь день и ночь, мог прокормить свою жену и детей.

Прожил он в этой стране несколько месяцев, и вот однажды подходит к нему сосед и говорит:

‑ Кто все эти люди, которые живут с тобой?

‑ Это моя жена, а остальные – дети.

‑ Неужели у тебя столько детей? – не унимался сосед.

‑ Конечно, - отвечал тот.

Тогда сосед говорит:

‑ Ты отец такого большого семейства, а я одинокий человек. Отдай мне свою жену. Пусть она и мне родит ребенка.

‑ Как это отдать тебе жену?! Нет, не отдам, ‑ отвечает он.

Тут они поссорились, и сосед говорит:

‑Ах, ты не хочешь отдать мне свою жену?! Тогда пойдешь к судье.

«Хоть здешний судья и несправедлив, но он не скажет мне, чтобы я отдал этому человеку мою жену», ‑ подумал отец семейства, и они направились к дому судьи.

Как только они пришли к судье, сосед и говорит:

‑ Господин, рассудите по справедливости! Уже прошло много времени с тех пор, как этот человек приехал сюда из другой страны и поселился здесь. Так как с ним приехало много людей, я спросил его, что это за люди, и он ответил мне, что это его жена и дети. А я одинокий человек. Вот я и попросил его дать мне жену, чтобы она родила мне ребенка, но он отказался. Когда я увидел, что он ревнивец и думает только о себе, я решил обратиться за помощью к вам. Я уверен, что вы, узнав о такой несправедливости, заставите его отдать мне свою жену.

Судья выслушал его и говорит:

‑Послушай, пришелец! Ты откуда приехал сюда? Ты совсем не знаешь законов и обычаев. У тебя много детей, а у него ни одного, и, когда этот человек просит у тебя жену, чтобы она родила ему хотя бы одного ребенка, ты возражаешь! Какой же ты чудак! Сейчас же отдай ему свою жену! Если же не выполнишь моего приказа, тебя постигнет суровое наказание!

Отдав свою жену, отец семейства от гнева и печали заболел и слег в постель. Проболел он всю неделю, а в воскресенье соседи собрались и, направившись к дому больного, решили по дороге:

‑Если он все еще болен, положим его на носилки и понесем хоронить. Ведь иначе он умрет в рабочий день, когда мы будем работать на землях негуса!

Придя к больному, они сказали:

‑ Сегодня воскресенье. Мы свободны и можем похоронить тебя.

‑ Как это так? Я же не умер, а вы хотите похоронить меня?! – удивился он.

Тогда они ему говорят:

‑‑ Ты пролежал всю неделю, а теперь собираешься умереть в рабочий день и заставить нас бросить работу на землях негуса?! Нет, мы похороним тебя сегодня. А если не хочешь, пойдем к судье, и пусть он нас рассудит. Ты всегда был плутом. Когда твой сосед попросил у тебя жену, ты тоже отказывался, но наш справедливый судья разоблачил тебя, и тебе все-таки пришлось отдать жену.

Человек отказался идти вместе с ними к судье.

Тогда они насильно подняли его и потащили с собой.

Явившись к судье, они сказали:

‑ О судья, рассудите нас по справедливости! Этот человек приехал к нам из другой страны и поселился здесь. В понедельник он заболел и слег в постель. Мы боялись, что он внезапно умрет и из-за него нам придется бросить работу на землях негуса, но благодаря божьей милости он протянул до воскресенья. Поэтому мы собрались сегодня и решили похоронить его, а он отказывается и доставляет нам лишние хлопоты. Вот мы и пришли к вам, чтобы услышать ваш справедливый приговор.

Тогда судья поднялся и говорит:

‑ Уж не тот ли это человек, который недавно говорил, что не отдаст свою жену? До каких пор он будет издеваться над нами?! Это же ревнивец и плут, не признающий законов и обычаев! Откуда он взялся?! Заболел, провалялся всю неделю, а теперь еще смеет говорить, что его не должны хоронить! Уж не хочет ли он умереть в рабочий день, чтобы из-за него прекратилась работа на землях негуса?! Сейчас же похороните его!

Люди поблагодарили судью за его приговор и пошли хоронить пришельца.

Так рассказывают.

 

Комментарий

 

Рассказанное можно назвать сюжетом для романа абсурда. Человека, уважающего законы и обычаи, по суду лишают жены, а затем опять же по суду заживо хоронят. И все выглядит как-то дьявольски рационально. Жители, творящие эти безобразия, чутко реагируют на несправедливость, как они ее понимают. Чуть что, сейчас идут в суд. Какое-то правовое зазеркалье. Явного беззакония и беспорядков не наблюдается. Вообще там, где беззаконие и беспорядки, не может быть много хлеба. И то, как относятся люди к работам на землях негуса (монарха) не свидетельствует о беспорядках. Все это обычные несуразицы, которые часто встречаются в наших сказках. Мы договорились закрывать на них глаза и выявлять главную мысль. Здесь эта главная мысль-совет, по-видимому, в следующем: если придется выбирать между хлебом, т.е. материальным достатком, и справедливостью, выбирай справедливость. Но выбор этот не прост. Кажется, что хлеб важнее, его ценность так очевидна. Как сказал один писатель, «нет ничего бесспорнее хлеба». Вот и наш крестьянин соблазнился. У него нет собственности, ему нечего терять в стране несправедливости - так он думал. Забыл, что у него есть жена и дети. И жизнь есть у него, как ни странно это звучит.

Предложение соседа отдать ему жену, искатель хлебной страны, воспринял, естественно, как дикость. Но разве нет логики в рассуждении соседа. Он одинок, а этому человеку жена нарожала кучу детей. Почему бы пришельцу не уступить свою жену, пусть она и соседу родит ребенка. Логика есть, нет этики. Хотя на суде сосед как раз на этике строит свое обвинение: пришелец ревнив, думает только о себе, одним словом, эгоист. Вот и приходится обращаться за помощью в суд. И судья, войдя в положение одинокого соседа, принял решение в его пользу. Еще и нотацию прочитал новому человеку, обвинил его в незнании законов и обычаев.

А дальше еще хуже. Отец семейства заболел, и жители пришли его хоронить. «Как это так?», удивленно спрашивает еще живой человек. Тот же вопрос он задавал, когда сосед пришел просить у него жену. Да вот так, им удобнее похоронить его в воскресенье. А то он вздумает умереть в будний день, и придется бросить работу на землях негуса. Иезуитским принципом пользы руководствуются жители этой страны. Какой-то суперутилитаризм царит в их жизни. При этом нет явного насилия, решения принимаются в судебном порядке. И в этот раз тоже. В суде обвиняют этого человека в том, что он отказывается быть похороненным, и доставляет почтенным жителям лишние хлопоты. Судья, выслушал обвинение и узнал подсудимого. Да, это тот самый. Он недавно отказывался отдать свою жену одинокому соседу для весьма благородной цели. Судья даже поднялся, он не мог сдержать гнева. В записи короткой его речи все предложения заканчиваются восклицательным знаком. Приговор известен.

Нелепость происходящего в сказке исключает чувство печали. Абсурд, по-видимому, использован как прием. Чтобы читатель подумал над вопросом: хлеб или справедливость? Современные экономисты-философы доказывают, что экономическое процветание общества напрямую связано с моральными нормами и институтами. Проще говоря, будет справедливость, будет и хлеб.

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное