Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

У одного жадного человека пропал кошелек,


2006-11-12
Номер выпуска: 41

Articulus

Справедливый судья

Владимир Шкода

У одного жадного человека пропал кошелек, в котором было сто ашрафи. Как он ни искал, как ни старался, ни горевал, — ничего не нашел. Тогда он объявил: «Тому, кто найдет мой кошелек и вернет мне деньги, я дам в благодарность десять ашрафи».

Нашел этот кошелек один хороший человек и отдал его скупцу.

— Давай мне те десять ашрафи, которые ты обещал, — говорит он ему.

— В этом кошельке было сто десять ашрафи,— ответил скупой,— а сейчас здесь только сто. Десять ашрафи остались у тебя. Ты уже получил свою долю! Чего же ты еще от меня хочешь?

Пошел тот человек к судье и рассказал ему все. Призвал судья скупца и спрашивает:

— Почему не отдаешь его долю?

— Да он сам уже взял ее из этого кошелька, — отвечает тот. — Что я ему дам?

Судья взял кошелек, осмотрел его и завязал точно так же, как тот был завязан раньше. Потом и говорит скупцу:

   Если в твоем кошельке было сто десять ашрафи, а здесь только сто, то ясно, что кошелек не твой. Иди-ка поищи сам свой кошелек, а этот отдай человеку, который его нашел. Когда придет хозяин кошелька, он ему и вернет.

 

Комментарий

 

Рассмотрим вначале поведение хорошего человека. Почему он пошел к судье? Осудил бы скупца в душе за отказ от обещания и забыл бы об этом деле. Нет, он потребовал обещанное вознаграждение, а когда скупец отказал, пошел к судье и рассказал ему все. Он не требовал отсудить положенное ему, а просто рассказал. По-видимому, он сделал это не столько ради денег, сколько ради торжества справедливости. Он заботился не столько о собственной выгоде, сколько об авторитете права. Действительно, скупец публично объявил о вознаграждении. Он дал слово, то, что он сказал, стало законом. Да, именно так. Закон этот можно сформулировать следующим образом: «всякий, кто принесет мой кошелек, получит десять ашрафи (старинная золотая монета)». Теперь этот закон им же нарушен. Конечно, есть пострадавший – хороший человек, действовавший в соответствии с этим законом. Но самим фактом нарушения закона нанесен еще и ущерб обществу, выражено пренебрежение правовым порядком. Как часто человек отказывается воззвать к закону только потому, что не хочет связываться. Как говорится, себе дороже. А следовало бы понимать, что, защищая свое право, человек защищает право всех. Правовое государство строится не политиками и юристами, точнее, не только ими. Оно строится обществом. Всеми людьми, понимающими, что благодаря праву жизнь может стать спокойнее и надежнее.

Теперь о судье. Он решил дело так, что скупец лишился своего кошелька, а хороший человек получил не десять ашрафи, а все сто. Справедливо ли это решение? Ведь задача судьи – восстановить закон. И почему он поверил нашедшему кошелек, а не потерявшему? Ну, это понятно: потому, что нашедший кошелек – хороший человек. Истина дружит с добром, а ложь водится со злом – вот из чего исходил судья. А скупца он решил наказать за нарушение им же установленного закона. Если бы скупец получил свои девяносто афшари, а хороший человек ‑ свои десять, он не был бы наказан. Цель наказания в данном случае – показать другим, к чему приводит нарушение закона. Как видим, судья заботится об общем благополучии, как и подобает государственному лицу.

Замечателен, конечно, главный аргумент судьи: раз ты утверждаешь, что в твоем кошельке было сто десять ашрафи, а в этом только сто, значит это не твой кошелек. Неясно, правда, что теперь делать с деньгами. По решению судьи кошелек надо вернуть хозяину, когда он придет. А хозяин не придет никогда. Но ведь существует понятие давности. Применимо оно и к этому случаю. По истечении определенного срока деньги должны перейти к тому, кто их нашел. Вступит в силу то, что на языке юристов называется находкой, т.е. обретением вещи или другого движимого имущества, владелец которых неизвестен. Мне кажется, что хороший человек не потратит деньги на себя. Может быть, он вернет скупцу девяносто ашрафи, а может быть все деньги раздаст бедным.



Copyright © Владимир Шкода

В избранное