Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Жили на свете два брата.


2006-10-24
Номер выпуска: 38

Articulus

Золотые каштаны и булыжники

Владимир Шкода

Жили на свете два брата. Младший был честным и трудолюбивым, а старший — жадным и ленивым. После смерти отца старший брат и говорит младшему:

— Братец! Когда дерево вырастает, оно дает плоды; когда человек становится взрослым, он обзаводится семьей. Ты уже не трехлетний ребенок, пора нам делиться!

Старший брат забрал себе землю, одежду, утварь — все, что было ценного в доме, а младшему оставил только мотыгу, да два шэна гороха. Взял младший брат мотыгу, перекинул через плечо котомку с горохом и побрел в лес. Недалеко от ручья, под развесистым деревом, построил он себе шалаш из камыша и стал там жить.

Ранним утром, когда на небе еще мерцали звезды, а сороки сладко спали в своих гнездах, он с мотыгой на плече отправлялся на склон горы. Колючки впивались ему в руки и ноги, одежда была мокрой насквозь от росы, но он ничего не замечал и упорно копал землю. Когда одолевала усталость, он садился под деревом и отдыхал в тени. Когда мучила жажда — выпивал несколько глотков родниковой воды, а когда давал себя знать голод, съедал горсть поджаренных горошин.

Наконец он посеял свой горох и, как только появились ростки, начал неустанно поливать их и уничтожал полевых вредителей. Только поздним вечером он покидал свой участок.

Начались дожди, и горох зацвел. Каких только цветов не было на нем! И красные, и белые, и фиолетовые, и желтые, а некоторые были какого-то удивительного цвета, трудно сказать какого. Вскоре показались и стручки, красиво изогнутые в форме полумесяца.

Наступило лето. Стручки стали лопаться, и из трещин выкатывались прямо на землю горошины. Младший брат собирал их и складывал в мешок. Вдруг он заметил, что некоторые горошины отливают матовым блеском.

«Да ведь это серебро!»—догадался он.

Младший брат собрал урожай, пришел к старшему брату и попросил у него мерку. Тот дал ему мерку, но вначале смазал ее тонким слоем масла, чтобы узнать, для чего она понадобилась младшему брату.

Когда младший брат возвратил мерку, старший осмотрел ее и обнаружил две прилипшие к ней серебряные горошины.

Взяла старшего брата зависть, решил он отнять у младшего брата возделанную им землю и говорит:

   Младший братец, ты живешь не тужишь! Отдай мне гороховое поле! Ведь оно мое. Отец подарил его мне, когда тебя еще не было на свете.

Младший брат не стал перечить, отдал старшему гороховое поле, а сам с мотыгой на плече отправился в горы искать целебные травы. За три дня он исходил лесную чащу вдоль и поперек, переправлялся через широкие реки, взбирался на неприступные утесы, искал, искал, но так ничего и не нашел.

Однако юноша не отчаивался и все дальше уходил горы. Однажды он поднялся на голую сопку, усеянную камнями. Только одно каштановое дерево росло на ней. Каштан был старый-старый. Его увядшие желтые листья падали на землю, некоторые ветки совсем засохли. Юноша расположился под каштаном и стал носить воду из источника под горой. Обнажившиеся корни дерева он присыпал свежевырытой влажной землей и целыми днями поливал их.

Его соломенные сандалии порвались, ноги покрыли волдырями и горели, будто их жгли огнем, но он продолжал трудиться.

Скоро каштан покрылся густой зеленой листвой и зацвел. Наконец появились плоды. Согретые солнцем коричневые каштаны, созревая, падали на землю. Юноша стал собирать их, взглянул и — ахнул от удивления. Некоторые каштаны вспыхивали на солнце золотыми огонькам Да ведь это настоящее золото!

А тем временем старший брат, отнявший у младшего его землю, кое-как разбросал по полю горох и стал ждать урожая. Целыми днями сидел он в тени деревьев и клевал носом, а поливать и не думал. Листья гороха сморщились и пожелтели, но он продолжал дремать.

Урожай погиб от засухи, ни одной горошины не получил старший брат. А младший брат снова пришел к старшему за меркой. Услыхав, какое несчастье постигло старшего брата, он тут же дал ему несколько мерок каштанов, среди которых было много золотых. Тут старший брат снова стал приставать к нему:

— Ну и везет же тебе, братец! А вот ко мне судьба несправедлива! Скажи, когда ты посадил этот каштан?

Тогда младший брат рассказал ему все как было от начала до конца.

   Братец! — воскликнул старший брат. — Да ведь этот каштан я посадил собственными руками! Это тот самый, что на каменистом склоне? Ну, конечно, это он! Такой здоровенный? И высокий-высокий! Правильно! Все приметы сходятся! Он высотой в два бамбуковых шеста! Я посадил его, когда ты говорить еще не умел! — И старший брат стал умолять жалобным голосом: — Братец, возьми обратно гороховое поле! Боюсь я людских пересудов. Уж и так болтают, что я, старший брат, не забочусь о младшем. Какое горе, что наш отец умер так рано...

И старший брат, похлопав младшего по плечу, начал громко всхлипывать.

Младший брат не сказал ни слова и отдал каштановое дерево старшему, а сам вскинул мотыгу на плечо и опять зашагал на гороховое поле.

Как и в первый раз, он посадил на нем горох, который вскоре зацвел, а когда стручки налились и созрели, из них выкатились серебряные горошины.

А. старший брат, захватив мешки побольше, уселся под деревом и целыми днями распивал вино в ожидании золотых каштанов.

Когда пришло время, дерево зацвело и покрылось плодами. Но под жаркими лучами солнца плоды засохли и дождем посыпались вниз, прямо на плечи, руки, лицо и грудь старшего брата, так что он весь покрылся багровыми синяками, а на голове у него вскочили шишки величиной с каштан.

Посмотрел старший брат, а это вовсе и не каштаны, а увесистые булыжники. Вне себя от гнева, схватил старший брат кривой нож и стал рубить дерево. После первого удара голова старшего брата превратилась в птичью. После второго — руки стали крыльями.

Удары сыпались один за другим — и вот старший брат превратился в черного дятла.

С тех пор прошли века, а дятел стучит и стучит по стволам, ищет себе пищу, чтобы не умереть с голоду.

«Тук-тук-тук», — непрерывно разносится по лесу.

 

Комментарий

 

Эта незамысловатая китайская сказка посвящена идее справедливости: человеку доброму и труженику, как бы тяжело ни было ему в жизни, воздается по его делам благом, а нечестному и ленивому – злом. Так должно быть, хотя бывают и исключения. Череда несправедливых поступков старшего брата началась с раздела имущества, оставшегося после смерти отца. Все забрал себе старший брат, а младшему  оставил как будто бы мелочь. Но мотыга – орудие труда, а горох – символ первоначального капитала, который имеет свойство расти и увеличиваться, если его обладатель будет терпеливо и усердно трудиться. Иначе говоря, младший брат получил средства труда, т.е. то, что, соединившись с живым трудом, образует все богатства мира.

Гороха, кстати, было не много, всего два шена, или два литра, но этого количества хватило младшему брату и на семена, и на пропитание до нового урожая. А урожай выдался отменный. Тяжелый труд и лишения не пропали даром. То, что среди обыкновенных горошин попадались серебряные, конечно, противоречит законам природы. Однако не будем слишком строгими, это – символ богатства (серебряные деньги), полученного от продажи обильного урожая.

Старший брат хитростью выведал, чтό за урожай собран на гороховом поле. Он пришел к младшему брату и выпросил эту землю. Еще и обманул. Нам ведь известно, что младший брат поднял целину на склоне горы, а старший брат сказал, что это поле когда-то подарил ему отец.

Что делать младшему брату? Отдал он свою землю старшему брату и с одной мотыгой двинулся в горы. Снова тяжелый труд и лишения. Но снова и награда: вопреки законам природы: среди обычных коричневых каштанов, щедро дарованных спасенным деревом, попадались и золотые. А старший брат, завладев землей на склоне горы, не приложил к ней рук должным образом. Как говорят, земля – мать богатства, а труд – отец. Ясно, на что намек. Земля не только не дала старшему брату богатства, но как бы в наказание забрала ту его часть, которую в виде семян кое-как разбросал он по полю.

Если младший брат, оставшись ни с чем, принимается за дело и трудится, не покладая рук, то старший брат принимается за обман и вымогательство. Теперь он хочет завладеть каштановым деревом, врет, что посадил его собственными руками, умоляет жалобным голосом. Еще и представляет дело так, что заботится о младшем брате. Происходит обмен: младший брат возвращается на гороховое поле, а старшему брату достается дерево, приносящее золотые каштаны. Младший брат не расстается с мотыгой, старший любит сидеть в тени деревьев и попивать вино. Ну, и результат получается соответствующий. Один упорным трудом вновь обретает богатство, другой из-за лени теряет то, что стяжает неправым путем.

А конец истории совсем печальный. Старший брат, получив каштановое дерево, позаботился только о больших мешках для золота, а за деревом не ухаживал. Вот оно ему и отплатило: вместо золотых каштанов посыпались на него увесистые булыжники. В гневе стал старший брат рубить дерево, и за это злодеяние, впрочем, за все предыдущие тоже, превратился он в черного дятла. Здесь в нашу сказку вторгается мифологический элемент. Обычно миф объясняет какое-то реальное явление событием, происшедшим в далекие времена. Миф все объясняет происхождением. В данном случае нам разъясняется, как произошел черный дятел.

Можно упомянуть здесь и о теории эволюции души, которую развивал Платон. По этой теории дело обстоит примерно так. Человек обязан заботиться о своей душе, не давать ей сращиваться с телом. Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами и массой вздорных призраков. Если душа не может избавится от безрассудства тела, и начинает ему служить, ее ждет плохое будущее. После смерти человека она переходит в иное тело, но уже не человеческое, а животное. Из тела человека беспутного, предающегося пьянству и чревоугодию, такая душа перейдет к ослу. Волками и ястребами станут те, кто отдавался властолюбию и хищничеству. В этой сказке старший брат, с душой гневной и безжалостной превратился в дятла.

Сегодня мы можем, пожалуй, возразить Платону. Да, порочные люди достойны осуждения, но причем здесь животные? Почему, глядя на милого осла, нам предлагают видеть в нем бывшего пьяницу и чревоугодника? В свете современных экологических воззрений животное перестает быть оскорбительной метафорой для человека.

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное